Motives of educational - cognitive activity among first graders




Мотивы учебно - познавательной деятельности у первоклассников

Хохлова Анастасия Алексеевна,студентка ГБПОУ ПК №18,

E-mail:hohlova_nastya_1995@mail.ru

Руководитель: Белова Наталья Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ ПК №18

 

Motives of educational - cognitive activity among first graders

 

Anastasia Khokhlova, a student College of Education number 18,

E-mail:hohlova_nastya_1995@mail.ru

Director:Natalia Belova, a teacher College of Education number 18

 

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются мотивы учения и их связь с успешностью обучения первоклассников.

Ключевые слова: Мотивы, педагогические условия, положительная мотивация к обучению.

Abstract: This article examines the motives of teaching and their connection with the success of training first-graders.

Key words: Motives,pedagogical conditions,positive motivation to learn.

 

Мотивы учения – главные движущие силы учебного процесса. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Под мотивами учения понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность осуществлять учебную деятельность. Изучением мотивации занимались многие педагоги ипсихологи (Божович Л.И., Гальперин П.Я., КоломинскийЯ.Л., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и другие).

Исследования этих авторов показали, что, как правило, учебная деятельность ребёнка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определённом соотношении между собой. Если ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения. Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Они отражаются в определенной эмоции, т.е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является (по А.Н. Леонтьеву) показателем положительной или отрицательной мотивации.

К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов. Направленность на другого человека в ходе учения — о социальных мотивах. К познавательным мотивам относятся: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).К социальным мотивам относятся: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. Какое же место занимают эти группы мотивов в мотивации учения первоклассников?Исходя из опыта педагогов, мотивами учебной деятельности первоклассника являются: стремление к новой социальной позиции школьника, познавательный интерес, познавательная потребность и потребность компетентности в познавательной деятельности.У учащихся первых классов доминируют мотивы, связанные с окружением взрослых. На вопросы о причинах, побуждающих к учению, преобладают следующие ответы: «учусь потому что нравиться учитель», «учусь потому, что хочу порадовать родителей». Первое время такая мотивация определяет добросовестное, ответственное отношение к обучению.Для того чтобы у первоклассников сохранялась положительная мотивация к учению следует помнить, что педагогические условия формирования у первоклассников положительной мотивации к учению обусловлены, в первую очередь, особенностями возраста детей, а именно:преобладанием наглядно – образного мышления;склонностью к игровой форме деятельности;стремлением детей к самостоятельности;необходимостью ощущения своей компетентности;острой потребностью в похвале, поддержке и оценке своей деятельности;необходимостью налаживать отношения со сверстниками, учителем, привыкать к новому статусу в семье.

Таким образом, педагогическими условиями, способствующими формированию у первоклассников положительной мотивации к обучению, будут являться:

· использование наглядности на уроках, как средства активизации внимания и лучшего запоминания;

· использование игровых моментов на уроках;

· занимательность информации и эмоциональность преподнесения учебного материала учителем;

· использование групповых форм работы;

· использование практических методов на уроке, например, проведение опытов;

· опора на имеющийся у детей жизненный опыт;

· грамотное руководство самостоятельной работой первоклассников, предложение посильных заданий для самостоятельного выполнения;

· чётко продуманная система отметок, обоснованная и корректная оценка учебной деятельности школьников;

· своевременная смена методов на уроке с целью удержания внимания детей и формирования прочных знаний.

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников – важный аспект работы учителя начальной школы. Поэтому от его опыта, накопленного методического багажа, личной заинтересованности в работе, высокой мотивации, а также от знания возрастных особенностей детей и готовности оперативно действовать в любой учебной и воспитательной ситуации зависит успешность первоклассников в учебном и психологическом планах.

Список литературы:

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008.

2.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М. - Политиздат, 1982.

3.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: