Вариативная программа кружка
«Волшебные резиночки»
подготовила
воспитатель детей дошкольного возраста
Мальцева Светлана Ивановна
г. Верещагино 2016 - 2017г.
Информационная карта:
Возраст детей: 5 - 7 лет
Сроки: сентябрь – май, один раз в неделю.
Тип: образовательный
Вид: авторский
Направленность: художественно-эстетическое развитие
Форма проведения занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и физическое развитие.
Пояснительная записка:
Детство - пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый.
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду.
Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят, а также для детей, страдающих дефектами речи (дизартрия, заикание).
Дополнительное образование – важный и необходимый компонент общей системы образования.
Такие занятия с детьми открывают возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
Занятия в кружке формируют такие черты как трудолюбие, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.
Программа предусматривает получение первичных знаний, умений и навыков при их последовательном расширении. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Сведения связаны с практической работой.
Данная образовательная программа рекомендована для работы с детьми с 5-7 лет. Она предполагает обучение ребят самостоятельности с учетом детских интересов, запросов и желаний.
Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Актуальность программы:
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного, всестороннего развития детей. А также массовое увлечение детей плетением из резиночек.
Практическая значимость:
Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, речевое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Организация образовательного процесса:
На первом этапе происходит ознакомление детей с материалом, цветом; обучению чтению схем плетения; формирование основных навыков работы; изучение основных методов и техник работы с резиночками. Решаются задачи расширения кругозора воспитанников, пробуждение интереса к культурной традиции плетения, распространенной у разных народов мира.
На втором этапе осуществляется отработка полученных практических навыков; осуществляется изготовление изделий по готовым схемам; происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления. Для успешного решения воспитательных задач, укрепления интереса к учебной деятельности осуществляется дифференциация заданий по условию их трудности и индивидуальному темпу усвоения материала.
На третьем этапе. Стабильность получаемого результата позволяет поставить крешению задачи на высоком уровне трудности с воспитанием у детей отдельных качеств конкурентно-способной личности.
Усвоение материала осуществляется, в основном, по принципу «от простого к сложному». Предлагаемый к изучению материал представляет собой комплекс подобранных по данной теме заданий разного уровня сложности, что дает возможность лучшего усвоения материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, темпа восприятия ими материала
Занятия проводятся по подгруппам. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы с 5 до 7 лет. Программа рассчитана на 1 год.
Дети занимаются 1 раз в неделю по 25 минут, включая пальчиковые и малоподвижные игры в течение занятия.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка и его самореализации через декоративно-прикладное творчество.
Задачи:
Образовательные:
· углублять и расширять знания детей об истории и развитии плетения;
· обучать детей технологии работы с резиночками, чтению схем;
· формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
· научить правильно организовывать рабочее место;
· научить работать с различными материалами.
Развивающие:
· развивать моторные навыки, мышление, внимание, фантазию, творческие способности, глазомер;
· развитие всех сторон речи;
· развивать память, научить работать по памяти;
· развивать самостоятельность и аккуратность при изготовлении изделий;
· формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
· воспитывать усидчивость, трудолюбие, терпение;
· умение довести начатое дело до конца;
· воспитание осознанного и бережного отношения к результатам своего труда;
· воспитывать взаимопомощь при выполнении работы;
· прививать основы культуры труда.