Опрос как метод получения первичной информации




Наиболее распространенным методом количественного исследования является опрос. Качество маркетинговых данных, полученных в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых методик опроса.

Опрос — метод сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.

Понятие опроса применяется в различных науках для обозначения приемов получения информации, носителем которой является человек. С помощью опроса можно получить информацию о мотивах, интересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отношений, семейной жизни.

Самая старая схема массовых опросов - почтовое анкетирование - метод, имеющий более чем столетнюю историю со «светлыми» и «темными» периодами. Специфика опроса заключается в следующем:

·при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;

·опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;

·опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом;

·опрос может быть использован при изучении самых разных сфер;

·опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей;

·при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;

·вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.

Однако информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью. Необходимо постоянно учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса.

Основные элементы опроса:

·социолог, конструирующий инструментарий;

·анкетер или интервьюер;

·анкета или план интервью;

·ситуация опроса;

·респондент;

·социальная реальность.

 

По Формам контакта исследователя и респондента выделяют виды опроса:

а) личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);

б) индивидуальный или групповой;

в) свободный или формализованный, фокусированный (направленный);

г) устный или письменный;

д) сплошной или выборочный;

е) по месту жительства или работы.

В самом общем плане опрос сводится к двум разновидностям:

·анкетирование — опосредованный, письменный опрос;

·интервью — непосредственный, устный опрос.

Анкетный опрос — один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной.

Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов и отсутствие контроля исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента — это недостатки анкетного опроса.

Преимущество его — минимум влияния анкетера на респондента.

Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое.

Раздаточное анкетирование — наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету из рук исследователя. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых такие опросы называются индивидуальными и групповыми.

Почтовый опрос — распространение анкет путем почтовой рассылки. Для увеличения процента возврата анкет вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, различные сувенирные открытки и т. д.

Преимущества почтового опроса:

·простота в организации и проведении;

·возможность провести опрос одновременно на большой территории;

·возможность для респондента выбрать удобное время заполнения;

·отсутствие психологического барьера, который может возникнуть при прямом контакте с анкетером.

Недостатки почтового опроса:

·низкий процент возврата анкет;

·возможность группового заполнения анкеты;

·риск искажения выборочной совокупности.

Прессовый опрос — разновидность анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати.

Преимущества прессового опроса:

·экономичность исследования;

·оперативность зондажа общественного мнения.

Недостатки прессового опроса:

·невозможность определить репрезентативность данных;

·низкий процент возврата — не более 5%;

·ограниченность размера анкеты.

Интервью - вид опроса, использующий непосредственное социально­психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. Интервью используется не только для получения информации, но также и для воздействия на респондента.

Преимущества интервью:

·возможность получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;

·возможность следить за степенью искренности респондента при ответах;

·обеспечение максимальной полноты реализации вопросника благодаря личному контакту интервьюера с респондентом.

Недостатки интервьюирования:

·значительные временные затраты;

·тот факт, что обстановка интервью может не располагать к откровенности;

·трудность подготовки интервьюеров.

Длится интервью в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.

В зависимости от типа общения респондента и интервьюера различают свободное, Формализованное и Фокусированное интервью.

Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или плана беседы. Уместно на стадии уточнения проблемы исследования.

Формализованное (стандартизированное) интервью — общение ре­спондента и интервьюера строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера. Самый распространенный вид интервью.

Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Такое интервью имеет своей целью сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления.

Телефонное интервью - одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные его достоинства - оперативность и низкая стоимость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью - 10-15 минут, вопросы не должны быть длинными.

Методы стимулирования процесса интервью:

·выражение согласия;

·использование коротких пауз;

·повторение основного вопроса;

·частичное несогласие;

·указание на противоречие в ответах;

·повторение последних слов респондента;

·уточнение путем неправильного повторения ответа;

·требование добавочной информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: