Сопровождение как психолого-педагогический феномен. Определение, подходы, функции.




Сопровождать — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого (словарь рус. яз.). То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем.

Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и видится основная цель школьной психологической практики.

С опровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Объект сопровождения - обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия

Предмет сопровождения — социально-психологические условия успешного обучения и развития.

Методом и идеологией работы школьного психолога является сопровождение.

Подходы(По Бетяновой):

1.«Чужая практика». Функции: научно-методичиское руководство учеб.-воспитательным процессом в школе. Минусы и Плюсы подхода: школьный психолог является творцом учебно-воспитательной системы и «козлом отпущения».Психолог в состоянии и вправе участвовать в разработке и реализации воспитательных программ или проявлять особую заботу о повышении психолого-педагогической культуры учителей, их профессиональном совершенствовании, развитии у них нравственного и профессионального самосознания. Однако, это не может быть рассмотрено в качестве его основных целей и задач, не может быть включено в должностные обязанности. Такой подход не только лишает психолога самостоятельного, адекватного его профессиональной подготовке и профессиональным ожиданиям поля приложения сил, но и выхолащивает саму идею школьной психологической практики как особой самостоятельной формы деятельности в рамках процесса обучения и воспитания школьников. Он искажает принципы взаимоотношений между педагогами и психологами, делает первых зависимыми, принижая их профессиональные возможности, с одной стороны, и снимая с них львиную долю ответственности за свои действия — с другой.

2.«Своя практика». Функции: оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих проблем. Плюсы и минусы подхода: В рамках таких моделей достаточно четко разводятся функции педагога и психолога. Более того, их деятельность часто оказывается независимой друг от друга. Педагог учит. А психолог потихоньку детей смотрит, что-то выявляет, как-то с детьми работает, с родителями встречается. Педагогу же перепадают крохи информации на педсоветах, краткие беседы на переменах, слухи, поступающие от родителей и коллег. Но эта трудность относится, скорее, к числу организационных. Существеннее другое: за пределы моделей помощи выпадают, благополучные в психологическом отношении школьники, которые получают свою долю внимания психолога лишь только в том случае, если начинают демонстрировать какие-то нежелательные проявления в поведении, обучении или, скажем, самочувствии. Кроме того, психологам, работающим в русле таких моделей, часто присущ специфический взгляд на детей: их психологический мир становится интересен специалисту прежде всего или только с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять и корректировать. Это им, как правило, присуще мнение, что в помощи психолога нуждаются сегодня все дети, что «нормальных» детей нет.

3.«Парадигма сопровождения» - «своя» практика + «чужая» практика. Функции: Деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной Среды. Однако в этих рамках у него могут быть определены собственные цели и задачи. Плюсы и минусы подхода: Заданность и ограниченность профессиональных возможностей и, соответственно, профессиональных обязанностей школьного психолога принципиально важна, так как позволяет ему четко осознать свое место и в жизни школы, и в жизни конкретного ребенка и его семьи, построить систему своей деятельности, не распыляясь, не пытаясь «быть всем», потому что это в преобладающем большинстве случаев делает его в профессиональном плане «ничем». Привлекательность идеи понятна: она действительно дает возможность организовать школьную психологическую деятельность как «свою» практику, со своими внутренними целями и ценностями, но она же при этом позволяет органично вплести эту практику в ткань учебно-воспитательной педагогической системы. Позволяет сделать ее самостоятельной, но не чужеродной частью этой системы. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном — на личности ребенка.

Подходы (Из лекций)

1.Личностно-ориентированный (Роджерс, Якиманская).

Максимальный учёт личностных особенностей ребёнка.

2.Антропологический (Слободчиков, Исаев, Братусь).

Целостный подход к человеку, рассмотрение целостного развития ребёнка.

3.Концепция псих. развития детей Дубровиной.

Проблемы развития личности в условиях конкретной среды -> функция психолога: профилактика, мониторинг образовательного пространства.

4.Парадигма развивающего образования (Эльконин, Давыдов).

Нужно создавать сист. образования, которая учит детей не только знаниям и умениям, но и развивает их личностные качества и способности -> функция психолога: делать педагогическую деятельность очень психологической.

5.Проективный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Битянова, Бурмистрова). Ориентация на усл. Образовательной среды для кооперации всех субъектов образовательного процесса (педагоги, родители, медики, психологи) в проблемных ситуациях.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: