Архипова И.Л., методист Дома творчества «Ритм» МОУДОД ЦДТ «Шанс»




 

Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность.

В.М. Бехтерев

 

Несмотря на то, что воспитание – категория вечная, после перехода внешкольной системы на систему дополнительного образования роль воспитания в деятельности внешкольных учреждений несколько затушевалась.

Сегодня проблеме целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие ребенка придается повышенное внимание. Подтверждением этому служит создание в ДТ «Ритм» комплексной системы воспитания, ставшей органическим компонентом образовательного процесса.

Педагогическому коллективу ДТ «Ритм», структурному подразделению ЦДТ «Шанс», приходится одновременно решать 3 взаимосвязанных задачи: центральная – развивающая и 2 составляющие – обучающая и воспитательная.

Вполне закономерно, что в процессе педагогической деятельности бывает сложно выделить решению какой из этих задач отдается предпочтение в данный момент.

· Развитие предполагает не просто выявление педагогом творческих способностей ребенка, но и стимулирование у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию с целью ощущения им своей самости, а значит полезности в чем-либо и необходимости.

· Обучение подразумевает комплексное воздействие педагога на ученика в ходе учебных занятий с целью получения им знаний, умений, навыков для своего саморазвития.

· Воспитание в системе дополнительного образования предполагает целенаправленное влияние педагогического коллектива на формирование в ребенке качеств, определяющих его нравственно-этическую позицию, социальное поведение. В ходе воспитания формируются личностные качества характера как сила воли, целеустремленность, готовность к преодолению трудностей.

Основой образовательного процесса в учреждении дополнительного образования является занятие.

Именно здесь концентрируются усилия и творческий потенциал педагога для решения задач развития, обучения и воспитания. Здесь происходит процесс взаимодействия и взаимовлияния педагога и учащихся. Результатом такого содружества является усвоение учащимися знаний, передаваемых педагогом, формирование умений и навыков, развитие их творческих способностей, совершенствуется опыт педагога.

Какие компоненты образовательного процесса на занятии обладают воспитывающим эффектом?

Прежде всего, это относится к учебной программе, составленной педагогом на конкретный период. Конкретизация педагогом воспитательных задач осуществляется также в плане каждого учебного занятия. Педагоги ДТ «Ритм» определяют такие воспитательные задачи:

· воспитать в детях чувство патриотизма, гордость за свою Родину, приобщать их к изучению народного творчества Прикамья;

· прививать детям трудолюбие, усердие, терпение;

· стимулировать развитие у детей таких качеств, как вежливость, доброта, желание помочь товарищу, аккуратность;

· воспитывать в детях культуру поведения, речи, художественный вкус.

Например, авторская программа педагога высшей категории Т.С. Кучиной определяет воспитательную функцию следующим образом: «На основе художественно-эстетического образования дать полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого ребенка, сформировать его в духе идеалов добра, красоты и свободы личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. Через собственное художественное творчество почувствовать себя наследником тех духовных ценностей, которые завещали нам наши далекие, талантливые предки».

Реализация определенных в программе и в плане занятия воспитательных задач осуществляется непосредственно в ходе занятия, всем его содержанием. При этом на первый план выдвигается личность педагога, его речь, внешний вид, поведение, общение с детьми. Воспитательные элементы занятия лучше всего проявляются в кружках, имеющих художественно-эстетическую направленность: изо, хореография, декоративно-прикладное творчество.

Чтобы стать эффективным средством воспитания содержание занятия должно быть личностно значимым, пробуждать у ребенка лучшие качества его души и характера. Оно должно соответствовать возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям обучающихся и не должно противопоставляться взглядам воспитуемого. Особое значение следует уделять комфортности, созданию психологического климата в коллективе. И в этом случае опять отводится приоритетное положение педагогу.

У педагога Пащенковой С.Д. дети приходят в кружок, зная, что их здесь ждут, любят… Достаточно увидеть, как она их встречает: «Светочка пришла!», «Здравствуй, Инночка!». А отмечая в журнале присутствующих во время оргмомента, обязательно спросит: не знает ли кто из детей, почему нет Танечки и может ли кто-то узнать, что с ней случилось, и не смогут ли они зайти к ней, а сама после занятия позвонит и поговорит с родителями о выяснении причины. Педагог Кучина Т.С. редко бывает над детьми, чаще всего ее можно видеть в их окружении. Или она сама подсаживается в тот ряд детей, чтобы быть с ними на одном уровне для доходчивого объяснения того или иного факта, а как утверждают психологи, особенно у детей младшего возраста, материал усваивается лучше, если он идет подобным образом.

Отрадно, что у педагогов ДТ «Ритм» при решении какой-либо проблемы, выслушивается любое мнение. Учитывается любая позиция. Вот почему у учащегося появляется больше возможностей соучастия в занятии, формируется собственная система ценностей. К примеру, в кружке «Сувенир», педагог Ростовщикова Н.В., предлагая детям изготовление очередной работы, выслушает детей, обсудит с ними практическое применение в дальнейшем этого изделия, она поощряет смелость детей, уважает их мнение. Руководитель театральной студии «Созвездие» Костина Р.Г. предлагая детям тему очередного мероприятия или спектакля, дает возможность включиться в обсуждение всем, проникнуться общей идеей. Насколько легче потом проходят репетиции, дети готовы стать и рабочим сцены и осветителем и радиотехником потому, что чувствуют ответственность качественного выхода спектакля, который приняли сами.

Воспитательный эффект занятия зависит от опыта работы педагога в системе дополнительного образования, его умения владеть собой, глубины знания своего предмета, душевности и желания передать детям все, чем владеет, чтобы вырастить культурного творца.

Ядром небольшого педагогического коллектива «Ритма» являются опытные педагоги, прошедшие хорошую школу дополнительного образования, Никитина Г.Д., Кучина Т.С., Костина Р.Г., Пащенкова С.Д., они щедро делятся крупицами своего опыта с молодежью, побуждая их сделать своей жизненной профессией работу с детьми. Кстати, на это же направлена методическая работа: проведение открытых уроков, взаимопосещения занятий, работа учебной площадки, педагогические советы.

Особое воспитательное воздействие на обучаемых оказывает доброжелательная творческая атмосфера не только в кружках, все начинается с вешалки: вахтеры по-матерински встречают детей, красочно оформленные стенды информируют о ритме жизни Дома творчества, его наставниках. Регулярно с детьми проводятся массовые мероприятия с самоотчетами кружков.

Важным компонентом образовательного процесса, несущим в себе воспитательное значение, служит материально-техническая база, эстетика оформления, чистота кабинетов и подсобных помещений, исправность мебели. Участвуя в ежегодном смотре кабинетов, педагоги стремятся поддерживать их в хорошем состоянии. Всегда приятно ухоженные и готовые радушно принять детей кабинеты Детского Дома моделей, кружков «Волшебные узоры», «Сувенир».

Свою воспитательную роль в ходе занятия выполняют и такие «мелочи», как дидактические материалы и наглядные пособия. Эстетически и грамотно оформленные они несут не только познавательные, развивающие функции, но и способствуют воспитанию культуры у подростка.

Заключительным аккордом образовательного процесса, имеющим воспитательное значение, служит практическая направленность всех утвержденных учебных программ. В завершении их реализации дети имеют возможность убедиться в необходимости полученных знаний. Они уже сами могут смоделировать и украсить себе одежду, участвовать в творческих конкурсах с целью показать себя с лучшей стороны.

Получая награды, громкие аплодисменты, приятные слова в свой адрес, конкретная личность удовлетворяет свое самолюбие.

Итак, каковы же основные компоненты комплексной системы воспитания подростков в Доме творчества «Ритм»?

1. Решение в ходе образовательного процесса 3-х взаимосвязанных задач – обучающей, развивающей и воспитательной.

2. Планирование (перспективное и текущее). Программирование, побуждение педагогов к написанию авторизованных и авторских программ.

3. Совокупность приемов и методов, превращающих каждое занятие в основную форму воспитательного процесса.

4. Нравственная и эстетическая творческая атмосфера, в которой происходит обучение и воспитание ребенка.

5. Практическая направленность кружковой работы, связь ее с жизнью.

6. Внедрение в деятельность педагогического коллектива формулы (П + Л) + (П + д/к) = (Л + П) + (д/к + П), где П – педагог, Л – личность, ребенок, д/к – детский коллектив.

Таким образом, комплексная система воспитания как органический компонент образовательного процесса – это живой организм, в котором все его составные части находятся в подвижном состоянии. И в то же время каждая из них находится в постоянном развитии.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: