Родители решают позаботиться о безопасности Эльзы.




Отец говорит, что защитит Эльзу от «врага» (= «страха»= непринятия) и что она обязательно научится контролировать свою силу.

Защита выглядит таким образом:

· «сила должна быть спрятана от всех»

· закрываются ставни и ворота замка

· увольняется максимум прислуги

· ограничиваются контакты с другими людьми

· сестры расселяются по разным комнатам, и им не разрешено общаться

А контроль силы, согласно наставлению отца, выглядит так:

· скрывать

· не чувствовать

· не показывать

Казалось бы, контроль силы логично означает управление ею, но по факту здесь изображается не управление, а подавление. «Контролировать» «силу» и таким образом «быть защищенной» для Эльзы – это подавлять и прятать свою «особенность», прятать влечение к своему полу, чтобы не вызывать у остальных иносказательный «страх» и быть вне опасности.

[Эльза, искренне обеспокоенная тем, что она несет вред и опасность, готова содействовать помещению себя в изолированное положение. Анна, тем временем, не понимает, почему они разлучены – у нее сохранились воспоминания о близости с сестрой и радости, которую приносило их общение. Она слоняется мимо двери в комнату Эльзы, но дверь всегда закрыта, а сестра не идет ни на какие контакты. Во дворце Анне больше не с кем общаться, и та чувствует себя очень одинокой.]

Девочки разлучены «страхом» (нетерпимостью). У героинь нет возможности взаимодействовать, и проходят долгие годы отчуждения. Нам также показывают, что сила растет и всё меньше контролируется Эльзой, что также предсказывалось Троллем. Она с опаской смотрит на свои руки, создающие зимнюю стужу.

Эльза не может контролировать (= подавлять) свою магическую силу (= гомосексуальную ориентацию), потому что это, как упоминалось, нечто врождённое и естественное. Это то, кем она является, неотъемлемая её часть. Однако ей нельзя проявлять себя из-за опасности (= нетерпимости окружения), которую несет сила.

Также у Эльзы всегда акцентированно несчастный и страдальческий вид на протяжении всей истории. Она – страдающий, изолированный от всех человек, которому не разрешено себя проявлять.

[Ситуация переходит на новый уровень, когда родители погибают в кораблекрушении, предоставив сестер самим себе. Проходит несколько лет, и ставшая совершеннолетней Эльза становится новой королевой Эренделла. В связи с коронацией устраивается бал и впервые за долгое время ворота во дворец открываются для публики.]

Торжество коронации сопровождается долгожданным открытием ворот.

Совершеннолетие, коронация и открытие ворот – это момент символического вступления в зрелую жизнь, позиция открытости миру, заявление о себе и демонстрация себя как полноправного члена социума, в том числе, как и сексуально зрелого человека.

Эльза боится этого момента из-за своей «силы» (иначе говоря: она не может заявить о своей гомосексуальной ориентации и открыто проявлять себя среди людей в этом статусе). Она повторяет заученное «скрывать силу, не чувствовать её, не выражать её», напоминая себе о необходимости подавлять свою природу, не показывать никому, поскольку это «опасно».

Анна наоборот рада торжеству и открытию ворот, ей надоело жить в странном затворничестве. Противоположное отношение сестер к «открытию ворот» – это своего рода позиции гетеро- и гомосексуальных групп в обществе к вопросу открытого проявления себя.

Бал – это праздник, символ полноценной, полной жизни, которая, как здесь представлено, доступна для натуралов и недоступна для гомосексуалистов. Анна очень рада, она говорит Эльзе, что хочет, чтобы их жизнь всегда была праздником, как сегодня, она больше не хочет отчуждения. Эльза тоже не хочет отчуждения и затворничества, но она не видит возможности в этом полноценно участвовать.

[В день коронации Анна знакомится с принцем Гансом, в котором быстро находит родственную душу. На волне сильных чувств они решают пожениться.]

Анна, расстроившись из-за реакции Эльзы на ее предложение продолжать праздник в дальнейшей жизни, стремительно находит недостающее ей взаимопонимание с принцем Гансом. Они воодушевленно поют песню “Love is an open door” (Любовь – это открытая дверь) в контраст «закрытым воротам» гомосексуальности.

Анна и Ганс моментально решают пожениться, демонстрируя посыл создателей о том, как легко и даже безрассудно натуралы могут проявлять себя в отношении брака и семьи.

Они просят благословение на заключение своего брака у Эльзы как у новой королевы. Та сильно расстраивается из-за решения сестры. Её гиперболизированное огорчение изображает то, что у гомосексуалистов нет возможности в принципе создавать полноценные семьи (один из острых вопросов во многих странах), не говоря о том, чтобы еще и безрассудно и скоротечно.

[Анна спорит с Эльзой насчет своего брака.]

Анна называет Ганса своей настоящей любовью и обвиняет Эльзу в том, что та о настоящей любви ничего не знает, а все, что она умеет, так это отталкивать от себя людей и весь мир. Она выражает это мнение исходя из своего «беспамятства» насчет особенности Эльзы, вспомним, что Тролль удалил воспоминания Анны. Эльзе же больно слышать слова Анны о том, что она не умеет любить, а только умеет отталкивать от себя, ведь ее позиция самоизолированности вынужденная, ей запрещено проявлять себя, а не она сама захотела так.

[Эльза, злясь и не контролируя себя, не желая того, вызывает свою снежно-ледяную магию, люди вокруг пугаются, и магия все больше вырывается наружу. В итоге Королевство ввергается в глубокую холодную зиму, а Эльза убегает от всех на Северную гору, где селится в Ледяном дворце.]

Героиня не смогла пройти момент «открытия ворот», поскольку ей не позволено быть собой среди людей, а не быть собой она не может.

Ее магия создает ледяную преграду между ней и остальными, т.е. эта магия метафорически отделяет её от всех, аналогично с тем, как гомосексуальное сообщество чувствует себя отделенным от социума.

Таким образом, название мультфильма “Frozen” (“Замороженный”, “замерзший”) обозначает статус гомосексуальной группы в социуме, где они отделены и как бы «заморожены».

Но “Frozen” в посыле мультфильма также и состояние ума и сердца традиционного большинства, которое держат свое отношение к гомосексуализму замороженным, холодным.

Нужно сказать, что в этой истории продвигаются идеи не о гомосексуализме как таковом – здесь он уже определен как явление прекрасное, врожденное и потенциально социально-невраждебное – продвигаются мысли о положении данного явления в обществе и изменении его в сторону открытости и полного принятия большинством. Также явно поднимается вопрос однополых браков и в некоторой степени вопрос усыновления детей, о чем будет сказано ниже.

Итак, после неудачной демонстрации своей особенности на балу Эльза удаляется от людей и Королевства и исполняет песню, где главный смысл в том, что она не виновата, что родилась такой, и ей жаль, что она не может проявлять себя среди людей, какая она есть, а раз уж ничего не поделать, то остается только полное изгнание. Перебираясь на Северную гору, подальше от всех, героиня начинает демонстрировать свою индивидуальность свободно и плодородно – песню сопровождают красивые снежные эффекты, дающие понять, как прекрасна в своем творчестве героиня. Эльза вновь «строит снеговика», точно такого же, как в начале истории. Снеговик, как уже упоминалось, – символ творческого самовыражения и продуктивности.

[Жители Эренделла в замешательстве. Анна считает, что это она виновата во всем, что произошло, поскольку расстроила и разозлила сестру своим скоротечным браком, и отправляется на ее поиски.]

После побега Эльзы Анна начинает активно обвинять себя, что это она виновата в том, что произошло, что это все из-за ее брака, который расстроил сестру.

В том, что Анна (несущая роль гетеросексуального сообщества) принимает на себя ВСЮ ВИНУ за произошедшее, заключается определенное послание от создателей мультфильма, продвигающих нормализацию гомосексуальности в обществе.

Анна признает свою вину и бросается всё исправлять и налаживать – т.е. натуралы в отношении гомосексуалистов должны аналогично признать свою вину, в том, что те страдают от того, в каком они положении, и сделать нужный шаг к интеграции.

Однако важно, что Анна (гетеро-), увидев проявление особенности (гомосексуальности) Эльзы наряду с остальными людьми на балу, единственная спокойно это принимает. Анна просто упоминает, что та не рассказывала ей о своем секрете, а следовало бы. Мультфильм старается вести зрителя по ряду аналогий с реальной жизнью (отвергнутый в обществе гомосексуализм в форме отвергнутой способности к магии и прочее), но конкретно этот момент, где гетеро-Анна принимает на себя вину и понимание – это аналогия с тем, чего в обществе фактически нет – таким образом, это подменная идея в сюжете.

По дороге Анна попадает в магазинчик к некоему торговцу Оакену, который дополнительно подкрепляет продвигаемые идеи. Оакен как бы невзначай указывает на семью, сидящую за дверью в сауне: «Поздоровайтесь с семьёй!»

Герой не уточняет, что это за семья и откуда, просто «семья», с которой надо поздороваться. Здесь есть мужчина, дети и андрогинного вида персонаж, который может быть идентифицирован и как мальчикоподобная девушка – как бы жена мужчины, но и вполне как ребенок-подросток, что в таком случае делает эту семью семьёй мужчины-торговца. Это дополнительный кусочек картинки, которую создатели пытаются собрать воедино – нормализированный открытый гомосексуализм, готовый к широкой демонстрации. Анна смотрит в сторону семьи мило и одобрительно.

[Анна просит и нанимает встретившегося ей ледоруба Кристоффа доставить её на Северную гору, где она надеется найти сестру. По дороге они встречают снеговика Олафа, напоминающего Анне снеговика, которого они с сестрой лепили в детстве.]

Анна узнает снеговика по фразе из детства «Привет, я Олаф, и я люблю теплые объятья».

Появление Олафа можно интерпретировать, как заявление о необходимости реабилитировать былое взаимодействие между героинями. (Однако опять же, если рассматривать аналогию с социальным уровнем, то в этом заключается еще одна подмена: нет возможности реабилитировать то, чего не было – взаимопонимание гомо- и гетеро- в социуме).

Снеговик говорит о том, что ему всегда нравилась идея лета, и поет песню об этой своей мечте. Интересно заметить, что снеговик летом это противоестественно. Это аналогия с тем, что гомосексуализм также считается противоестественным. О мечте снеговика и её судьбе еще будет сказано ниже.

[Олаф знает, где Эльза, и готов проводить туда всю компанию. Они вместе прибывают в Ледяной дворец, Анна уговаривает Эльзу вернуться.]

На подходе к дворцу Эльзы упоминается, что Анна не боится Эльзы, и уверена, что та хочет ее видеть, потому что «никто не хочет быть одиноким» – это в ту же копилку к тому, что гетеросексуальному большинству следует проявить свою инициативу по отношению к людям, которые остались в социальном одиночестве.

Заходя во дворец, Анна отмечает, что это первый раз, когда дверь Эльзы не заперта.

Эльза визуально изменилась в лучшую сторону. В изгнании, когда никто не запрещает ей быть собой, она выглядит красивее, ее одежда более яркая и открытая, ее ледяной дворец – созданный собственный мир – прекрасен и уникален. Это символ реализованной индивидуальности.

Диалог между сестрами с подтекстами:

Эльза: Я и не знала, на что способна.

Анна: Мне так жаль насчет того, что произошло.

Эльза: Тебе не надо извиняться, но тебе лучше уйти. Твое место в Эренделле (= в обществе).

Анна: Твое место тоже там!

Эльза: Нет, Анна, я должна быть здесь (= в изоляции). Одна. Так я могу быть собой, никого не подвергая опасности (= никого не тревожа, не вызывая ни у кого отвержение, неприязнь).

Появляется Олаф как напоминание об истинной продуктивности жизни, и Эльза задумывается о своих возможностях. Анна напоминает ей, что в детстве они строили такого же вместе, говоря, что они снова могут так жить.

Эльза вспоминает тот несчастный случай в детстве (= первую боль непринятия), пугается и просит Анну уйти.

Анна объясняет, что она всё наконец поняла, она принимает Эльзу, и теперь им можно действовать сообща.Сестры начинают петь песню, произнося много ключевых фраз. Анна Эльзе: «Тебе не нужно больше отдаляться»; «Я наконец-то поняла»; «Мы сможем исправить всё вместе»; «Мы можем спуститься с этой горы вместе»; «Тебе не нужно жить в страхе» и т.д. Эльза продолжает отвечать отказом, хочет остаться в уединении, где она точно может быть свободной.

Тогда Анна объясняет, что дело не только на их уровне (= межличностном), Эренделл погружен в глубокую холодную зиму (= это вопрос более масштабного уровня).

Анна: Но это ничего, ведь ты можешь все разморозить (= ты можешь повлиять на общественное мнение, «разморозить» его)

Эльза отвечает, что не может, потому что не знает как, потом начинает злиться:

«Я так глупа! Я не могу быть свободна!» (= осознание, что нельзя решить эту проблему просто законсервировав в замкнутое пространство, изгнание не равняется свободе).

Анна продолжает предлагать сотрудничество, но Эльза отвергает ее помощь.

Эльза: «Сколько страха!» («there’s so much fear») (= все еще много неприязни к гомосексуализму в обществе).

В итоге переговоров Эльза снова случайно ранит Анну, теперь в сердце.

Часть с умственным непринятием закрыта, и теперь выделяется непринятие вопроса сердцем. Повреждение магией головы (= умственное непринятие) в мультфильме как бы решилось: прибыв во дворец к Эльзе Анна сообщает, что теперь она «всё наконец поняла» (умственное понимание) и готова содействовать. Дальше дело за сердцем, в которое нужно поселить «любовь» к рассматриваемому явлению.

[Чтобы прогнать компанию, Эльза создает снежного монстра. После побега от монстра Кристофф замечает, что волосы Анны начали седеть. И она, как и в детстве после первого полученного удара, чувствует внезапную слабость и постепенно начинает терять свои силы. Они отправляются к Троллям, которые могут помочь и вылечить Анну.]

Кристофф именует Троллей «специалистами по любви». С одной стороны, они выглядят как символ мудрой Природы, мы видим, что в неактивном состоянии они представляют собой обычные камни, раскиданные на поляне, Тролли подаются акцентировано позитивными персонажами. С другой стороны, то как главный Тролль – квинтэссенция мудрости – произвел манипуляции с памятью Анны, наводит мысль не на Природу, а на современные технологии управления общественным мнением через обходные подачи нужных сообщений.

Также то, что Тролли являются специалистами по любви, разъясняется таким странным образом: в начале истории Тролли приняли в свою семью Кристоффа и его оленя. В данном же эпизоде поется песня о любви, которая «чинит» все странности человека, перечисляемые в огромном количестве на примере Кристоффа, при этом по поводу него и его оленя несколько раз невзначай даются зоофилические намеки. Т.е. Тролли «приняли» даже подобное отклонение.

[Тролли не могут помочь слабеющей девушке. Главный из них сообщает, что только проявление истинной любви может вылечить леденеющее сердце.]

Главный Тролль говорит Анне:

«Твоя жизнь в опасности. В твоем сердце лёд, который принесла твоя сестра». (Твоя сестра послужила причиной непринятия в твоем сердце).

«Если его не убрать, ты обратишься в лёд навсегда». (Если не разрешить это непринятие, то это так и будет длиться).

«Если бы это была голова, то тогда я мог бы убрать (магию)». (Если бы это было умственное предубеждение, то на него можно было бы повлиять, как это уже было).

«Только проявление настоящей любви может растопить холодное сердце». (Чтобы разрешить проблему нужно полноценное принятие сердцем).

[Компания возвращается в Эренделл, чтобы жених Анны Ганс снял с нее проклятье поцелуем. Однако там выясняется, что Ганс никогда не любил Анну, а затеял аферу, с помощью которой хотел присоединиться к королевской семье и впоследствии получить трон. Он запирает теряющую силы девушку замерзать в холодной гостиной и уходит расправиться со второй сестрой, которая чуть раньше была доставлена и помещена в тюрьму им и людьми из Королевства. Анне успевает помочь снеговик Олаф, а Эльза сама своими магическими силами вырывается из тюрьмы до прихода Ганса. Кульминация истории происходит на ледяном поле, где встречаются все главные герои.]

Все главные герои – Анна, Эльза, Ганс, Кристофф, Свен, Олаф – в сборе на ледяном поле, это означает, что пора решать вопрос. Ганс заносит меч над Эльзой, Анна, видя это, выбирает, что ей делать: бежать за поцелуем настоящей любви к Кристоффу, который предположительно спасет её саму, или бежать спасать сестру. Анна выбирает второе и спасает Эльзу от смерти, превращаясь в ледяную статую, которая становится преградой для меча. Меч раскалывается на части, и Эльза спасена.

Увидев заледеневшую Анну, так благородно пожертвовавшую свою жизнь, Эльза горько плачет и обнимает сестру, и та оттаивает и исцеляется. Момент провозглашается Олафом как проявление истинной любви.

Анна говорит Эльзе, что любит её, т.е. героиня наконец-то получает необходимое принятие.

Эльза с озаренным видом постигает, что любовь - это то, что было нужно, чтобы управлять своей силой, и возвращает лето в Королевство.

[Жители больше не боятся Эльзы. Героиня создает всем каток во дворе Королевского дворца.]

Эльза «социализируется» и демонстрирует полезность своей включенности в общество. Своей магией (раньше опасной) она создает общественный каток для жителей Королевства, где все радостно вместе проводят время.

Снеговик Олаф как плод любви/творчества/сотрудничества получает магическую поддержку в форме снежного облачка, кондиционирующего ему летнюю жару – т.е. его мечта о лете сбылась, но при этом он не тает.

Т.к. он совместное творение Анны и Эльзы (он впервые появляется в той игре перед несчастным случаем), он своего рода их дитя, а момент с облачком, позволяющем Олафу жить летом – это указание на искусственную поддержку однополым парам иметь детей (усыновление, суррогатное материнство и т.д.), по аналогии с тем, что снеговик летом это противоестественно, но при искусственной поддержке реализация этой идеи возможна.

Как я уже писала вначале, под особенностью, представленной здесь в виде магической силы, из-за которой героиня «вырезана» из окружающего мира и страдает, могло быть что угодно, любая характеристика, по которой можно быть отвергнутым другими людьми: это мог быть лишний вес, заикание, хромота – любые физические качества, или же любые качества характера, но здесь это именно гомосексуальность. Перечень соответствующих аналогий ситуации Эльзы в мультфильме и положения человека нетрадиционной ориентации в обществе я уже приводила выше. Дополнительным подтверждением является и сделанный в «Холодном сердце» значимый акцент на вопросы брака.

Также маловероятно, что компания «Дисней» отступила в сторону от своих классических канонов в историях и выпустила мультфильм о любви с двумя принцессами случайно или просто ради разнообразия. Более того, данный мультфильм заявляется экранизацией (хотя скорее вариацией на тему) сказки «Снежная королева» Г-Х. Андерсена, где героями были мальчик и девочка, а не две девочки.

Также следует заметить, что в «Холодном сердце» не изобразили ни одного приятного или порядочного героя мужского пола. Двое главных героев-мужчин – один оказывается корыстным злодеем, а второго представили малоинтеллектуальным увальнем и энциклопедией недостатков, к которым замечательным образом приписали намеки на зоофилию. Оба героя в течение повествования избираются как варианты истинной любви для Анны, но в кульминации истинной любовью оказывается Эльза.

Чтобы убедиться в правильности интерпретаций, которые выявляют заложенные идеи нормализации гомосексуальности в обществе, нужно посмотреть мультфильм, отодвинув для себя эмоциональное восприятие, и понять, что конкретно делают и говорят персонажи.

Наркотики

Герои пьют шампанское на балу.

Секс

Сексуальная тематика (гомосексуалисты в социуме) как подтекст всей истории.

Насилие

Некоторые моменты, сопряженные с насилием – погибающие в море родители главных героинь; погоня волков за героями в лесу; снеговик, который пронзается насквозь ледяной «иглой»; сцена атаки огромного снежного монстра; героиня, попадающая под опасные магические чары и рискующая от этого умереть.

Мораль

Комплексное сообщение мультфильма такое:

· Влечение к собственному полу это врожденная особенность, и она не является плохой или враждебной;

· Гомосексуалистам больно от того, что их не принимают в обществе;

· Они и сами рады бы изолироваться, но так они не станут натуралами, поскольку это не то, что в них заложено от рождения;

· При этом они прекрасные талантливые люди, творчески полноценные и способные быть полезными социуму;

· Поэтому обществу следует осознать, как сильно они ошибаются на их счет, отвергая их как социальную группу, пересмотреть свое отношение и сделать шаг навстречу (и это основной урок).

И дополнительно:

· Искусственная поддержка гомосексуальной семьи (усыновление и т.п.) возможна и необходима (Олаф и лето);

· Натуралы не ценят (или могут не ценить) брак (линия Ганса и Анны).

 

Евгения Кумрякова

«Храбрая сердцем» (2012)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: