Системно-деятельностный подход – переход от информационной системы обучения к активной деятельности.




Ахкозова О.В., учитель биологии

МОУ «ГИМНАЗИЯ № 70 Г. ДОНЕЦКА»

В настоящее время качество образования является ведущей идеей образовательной политики государства. Качеством образования в современных условиях становится уровень успешности и социализации ребёнка и выпускника. Эта задача не может быть решена без ежедневной работы учителя, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход, положенный в основу этого документа, предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования;

- ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственностиобразования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задаёт себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Главной задачей учителяявляется организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Опыт работы показал: изучение курса биологии в школе следует вести системой предметных тем. Такое изучение позволяет организовать совместную деятельность системно, целостно, формировать конкретное восприятие мира. Структура изучения темы определяется компонентами учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Работа над темой предполагает следующие этапы:

Этапы изучения темы Крупные структурные блоки Психологические этапы познавательного процесса
1. План-схема изучения учебного материала   Вводная часть   Вводно-мотивационный этап
2. Ведомость открытого учёта работы учащихся
3. Решение учебных задач Основная часть Познавательный этап
4. Групповой контроль Оценочная часть и рефлексия   Рефлексивный этап
5. Рефлексия

 

Вводная часть. В водной части осуществляется проектирование деятельности на основании правил познания (мотивация; определение учебных задач и планирование решения). Используется следующая схема:

Что было изучено? -->Что следует изучить? ---> В какой последовательности изучать?-->Как изучать?--> Какие методы использовать? --> Как корректировать деятельность для достижения цели?--> Как прогнозировать деятельность?

Основная часть организации учебно-познавательной деятельности выстраивается в соответствии с планом действий, определённым в вводной части. При организации учебного процесса учитываются особенности процесса «восхождения» по уровням усвоения (от репродуктивного до исследовательского). Важно при этом дать наиболее полное представление о законах существования и образования биологических систем всех уровней. Эффективным средством организации совместной деятельности является учебное моделирование, которое строится с привлечением различных средств обучения - таблиц, картин, микропрепаратов, влажных препаратов.Основой совместной преобразующей деятельности являются различные источники информации. Это – учебная и специальная литература, задачники и биологические справочники, обучающие программы и Интернетресурсы. В урочной деятельности практикутся уроки-лекции, «круглые столы», практические и лабораторные работы, дискуссии, экскурсии.

«… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» - эти слова относятся к Оценочной части и рефлексии. На данном этапе учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль.Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.

Роль учителя на таких уроках огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, применить проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний. Учитель должен принимать мнение каждого ученика, обучая правильным формам выражения мнения, сотрудничества и хорошего психологического климата.

Важной задачей каждого урока является формирование универсальных учебных действий учеников, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и задачи. Овладение универсальной учебной деятельностьюдаст учащимся возможность самостоятельно усваивать новые знания и находить верные решения в экстремальных ситуациях.

На уроках и во внеурочной деятельности следует также обращать внимание на развитие умения школьников выполнять исследовательские и проектные работы. Практическая направленность таких уроков и занятий позволяет создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать. Вшколах Инсарского района ежегодно проводятся недели биологии и внеклассные мероприятия по предмету, организуются походы по памятным местам родного края и экскурсии. Практическая природоохранная деятельность школьников: привлечение и кормление птиц в зимнее время, очистка родников, уборка территории поселений и прилегающих окрестностей, посадка деревьев и кустарников – всё это успешно осваивают учащиеся школ. Увлечение биологией и родной природой привело детей к выполнению биологических и экологическихпроектов, которые успешно были защищены на научно-практических конференциях в районе и республике. Многие выпускники школ,освоив специальности, связанные с биологией, успешно трудятся в районе, республике Мордовия и за её пределами.

Опыт работы позволил сделать вывод: важным ресурсом качественного образования должна быть совместная деятельность, организованная с учётом особенностей внутренних и внешних условий образовательного процесса. Это:здоровьесберегающее обучение, портфолио ученика и учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений, не­пре­рыв­ное со­вер­шен­ст­во­ва­ние уров­ня пе­да­го­ги­че­ско­го мас­тер­ст­ва, внедрение информационно-коммуникативных технологий и педагогических инноваций, мониторинг уровня сформированности компонентов учебной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: