Хронологическая последовательность истории Древнего мира.
Около 7506 лет до Рождества Христова (до нашей эры) приблизительное время сотворения всего существующего на земле и человека. Рай. Грехопадение людей. Обещание Богом Спасителя для людей.
VIII-IV(8-4) тыс. до Р.Х.- Допотопное время. Рост грехов и беззаконий. Появление видов угнетения и прообразов государственного строя.
около XXXII в.(3200 лет) до Р.Х.- Всемирный потоп. Праведный Ной и его сыновья. Ветхий Завет. Повторное заселение людьми в междуречье Тигра и Евфрата.
около XXXI в. (3100 лет) до Р.Х.- Вавилонское столпотворение. Начало систематического идолопоклонства. Язычество. Появление языков. Выделение рас человеческого рода (симиты, хамиты, иафетиты).
около ХХХI в. до Р.Х.- по IX в по Р.Х. (3100 – 900 гг.) – Глобальное заселение человечеством планеты Земля. Расселение симитов, хамитов, иафетитов.
XXXI-XXX вв. (3100 –3000гг.) до Р.Х. Появление государств на нижнем Ниле и в Месопотамии (Двуречье).
XXVIII -XVI вв. до Р.Х. (2800 –1600гг.) - Шумеро-аккадская цивилизация.
XXX-XXIX вв. до Р.Х.- объединение царств в Древнем Египте в одну страну с главой фараоном.
III-I тыс. до Р.Х.(300 –100гг.) - Арийское завоевание Центральной Азии. Войны хамитов за пполуостров Индостан (Индии).
III-I тыс до Р.Х. (300 –100гг.) - Заселение Азии хамитами. Становление государственных объединений Китая и Индии.
III-I тыс до Р.Х. (300 – 100гг.) - Заселение Европы иафетитами.
XVI-XIII до Р.Х. (1600 –800гг.) - Кносско-миносский период истории Древней Греции.
Авраам.
около 1850 г. до Р.Х.- выход Авраама из Ура Халдейского (Шумер). Его поселение в Ханаане (Палестина). Чудеса Божии (Теофании – Богоправления).
1792-1750гг. до Р.Х. Хаммурапи - царь Вавилона. Его законы.
XVIII-ХIV вв. (1800–1400гг.) - гиксосские династии у власти в Египте. Период патриархов.
Исаак, Иаков, Иосиф. Переселение Израиля в Египет.
Исход.
XIII в. до Р.Х. (1400–1300гг.). Исход евреев с Моисеем из Египта. Синайское Законодательство.
XIII–VIII вв. до Р. Х. (1300–800гг.) Завоевание Ханаана и всей обетованной земли евреями. Расселение 12- ти колен.
Судьи.
XIII - XI вв. (1350–1000гг.) до Р.Х. период Судей. Самсон. Самуил.
XI-VI вв. (1100 – 600гг.) до Р. Х. период Царей.
1010 - 970 гг. до Р.Х. Царь Давид. Взятие Иерусалима евреями, Иерусалим столица.
Пророки Божии.
930 г. до Р.Х. - разделение Еврейского Царства на Израильское (Север) и Иудейское (со столицей Иерусалим).
16 - 7 вв. ( 1600 –700гг.) до Р.Х. - Ассирийская держава в Месопотамии со столицей Ниневией.
776 г. - возникновение финикийской письменности.
490 г. до Р.Х. - битва при Саламине. Разгром Персов греками.
480 г. до Р.Х.- битва при Марафоне.
VII-V вв. до Р. Х. Возвышение Афин. Греческие колонии.
510 -30 гг. до Р.Х.- Римская республика - завоевание Рима.
336-323 гг. до Р.Х. Александр III Македонский. Завоевание Востока.
Распад его державы.
323-63 гг. до Р.Х. Греческие царства. Эпоха Эллинизма. Религиозный синкретизм. Восстание Макковеев в Иудее.
IIIв. до Р.Х. (3 00г.) - III в. по Р.Х. -правление династии Хань в Китае. 104 - 44гг. до Р.Х. - Гай Юлий Цезарь - великий полководец Рима.
64-63гг. до Р.Х. - боевые операции Рима в Армении, Сирии, Палестине. Завоевание Иудеи Гнеем Помпеем. Всеобщая жажда Спасителя.
РОЖДЕСТВО ГОСПОДА ИИСУСАХРИСТА - Спасителя мира, исполнение обетовании данных через пророков Божиих. Новый Завет.
27-14 гг. по Р. Хр. - принципат Октавиана Августа.
33-х летняя жизнь Христа. Его Крещение, Служение, Проповедь Евангелия Царствия, Крестная смерть, Распятие, Воскресение, Вознесение на Небо.
33г. - основание Церкви Христовой и проповедь Избранников Божиих.
I-II вв. ( 100 –200гг.) по Р. Хр. - Золотой век Римской Империи.
III в. ( 300г.) по Р. Хр. - кризис Римской Империи. Гражданские войны.
I-III вв. ( 100 –300гг.) по Р. Хр. - Распространение Христианства в Империи и за её пределами/
Гонение на Церковь Божию. Святые мученики за веру.
284 - 305гг. - Император Диоклетиан и тетрархия. Эдикт о ликвидации христианства.
305 - 337гг. - Император Константин I Великий. Перенос столицы на Восток (в Константинополь).
313 г. - Эдикт о свободе христианства (Миланский эдикт). Прекращение гонений на государственном уровне.
361-363 гг. реставрация язычества. Император Ю. Его гибель.
325 г. - I Вселенский Собор. Осуждение ереси Ария.
381 г. - II Вселенский Собор в Константинополе.
IV в. ( 400г.) - Святые Отцы Церкви: свят. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
395 г. - Разделение Империи на Западную и Восточную.
476 г. - Падение Западной Римской Империи
425 г. - I Вселенский Собор - осуждение Ария.
431 г. - II Вселенский Собор - осуждение Македония.
431 г. - III Вселенский Собор - осуждение Нестория.
451 г. - IV Вселенский Собор- осуждение ереси Евтихия.
Конец Древнего мира - начало эпохи Средних Веков.
553 г. - V Вселенский Собор
680 г. - VI Вселенский Собор
787 г. - VII Вселенский Собор
988 г. - принятие христианства на Руси. Князь Владимир.
1448 г. - Русская Церковь получила статус митрополии. Митрополит Иов.
1589 г. - Русская Церковь получила статус патриархии.
1812 г. - Нападение на Россию Наполеона.
1917 г. - Социалистическая революция.
1941-1945 г. - Великая Отечественная война.
1988 г. - 1000 летие Крещения Руси.
2003 г. - настоящее время.
Личность и эпоха Исайи
Род. 765 г., сын Амоса, аристократическое воспитание Призванеи в юном возрасте при царе Озии. Пророчествует устно, письменно, символическими действиями. Молитвенник, свидетель чудес. Имел жену и двух детей.
Пророчествовал при Озии+ (781-740), Иоафаме+ (740-736), Ахазе- (736-716), Езекии+ (716-687), Манассии- (687-642). Озия: расцвет царства, нравственность падает. Царь не разорил высот, поражен проказой. Иоафам: также не уничтожает высот. Исайя обличает народ в роскоши и немилосердии. Ахаз: нравственность резко падает (царь делает статуи Ваалов), Храм в запустении. Царь ищет союз с Ассирией. Исайя пророчествует о Мессии, рожденном от Девы, призывает к политической независимости. Езекия: Исайя - друг и советник царя. Идолослужение в народе оставалось. Поражение 185 тыс. ассирийских воинов, продление жизни царя на 15 лет. Манассия превзошел всех своим идолопоклонством. Предание: муч. смерть пророка при этом царе.
Исайя (темы, разделение, целостность)
Язык чист, без народностей и грубостей.
1-39 гл.: обличительные и утешительные пророчества (о Иудее, о язычниках, "Великий Апокалипсис");
40-55 гл.: утешительные пророчества (о освобождении от плена и греха, гимны о Рабе Господнем), общий фон - Вавилон;
56-66 гл.: мессианское царство, общий фон - Палестина. Нет последовательности и единства.
Автор. Критика: есть 3 Исаии, некоторые: 2 Исаии. Еванеглие не знает двух Исаий. Своо: подлины все части. Язык мог изменяться, разные темы пророчеств влияют на язык.
Мессианские места у Исайи
- о возвышении горы Господней, к которой соберутся все языки (2,1-4);
- призвание пророка: угль символ очищения грехов (6 гл.);
- рождение Эммануила о Девы, (отказ Ахаза от знамения по неверию и надежде на Ассирию) (7 гл.);
- о возвышении Галилеи, увидевшей Свет Великий (паремия "С нами Бог") (9 гл.);
- о Отрасли из корене Иесеова и о дарах Духа на Нем (11 гл.);
- о жаждущей пустыне (35 гл.);
- о гласе вопиющего в пустыне (40 гл.);
- песни Раба Господня (кротость и страдания) (42, 49, 50, 52-53 гл.);
- о Помазаннике (служение - благовестить, исцелять, утешать) (61 гл.).
Иеремия: цель, особ. прор. служения, его эпоха
Принадлежал к священнической семье, близок к царскому двору (брат Варуха - главный постельник царя). Пророчествовал при Иосии+ (640-609), Иоахазе (609), Иоакиме-- (609-597), Иехонии (597) - эпоха падения Ассирии и подъем Вавилона. Седекия с народом уведен в плен, пророк отказывается от предложенных почестей в плену и остается в Иудее. Постоянные оскорбления пророка. Иосия борется с идолпоклонством, реформа: религиозная централизация в Иерусалиме. Пророк обличает лицемерие, разврат. Найдена книга Закона Господня. Иоаким равнодушен к вере, лжепророки требуют смерти Иеремии. Приближение вавилонян. Иеремия призывает к подчинению промыслу Божию. Царь отвергает предупреждения пророка о неудаче восстания. Иехония уведен в плен. Седекия слушает лжепророков и восстает. Иерусалим взят. Иеремия схвачен по ошибке, освобожден, в итоге бежит в Египет. Обличал иудеев за слепоту. За пророчество о падении Египта побит камнями.
Особенность: беспощадный обличитель и вестник грозного суда Божия. В пророчествах видна личность - он говорит о своей истории, о своих чувствах.
Построение книги Иеремии, содержание речей
1-25 гл. - пророчества о Иудее (обличения);
26-45 гл. - биография Иеремии (угрозы и утешения параллельно с биографией пророка, написано прозой, возможно принадлежит Варуху);
46-51 гл. - пророчества о языческих народах;
52 гл. - историческое приложение (из IV Царств).
Основные идеи:
- обличение за отступление от Господа;
- возвещение суда Божия;
- утешение: освобождение через 70 лет;
- суд Божий над врагами богоизбранного народа;
23 гл.: обличение нерадивых пастырей.
31 гл.: "Рахиль плачет о детях своих".
Пророчество о установлении Нового Завета: вечный, духовный, дающий прощение грехов.
Плач Иеремии: исагогика
В евр. и лат. - "Плач", у 70-ти - "П. Иеремии"
5 алфавитных стихотворений. 1,2,4 - погребальные песни; 2,3 - сетования.
Автор: предание - Иеремия. Действиетльно, пророк составил плач о царе Иосии, пророк не был уведен в плен (Плач написан свидетелем катастрофы и состояния после этого).
Послание Иеремии
В евр. - нет, Вульг. - 6-я гл. Варуха.
Написано к евреям в Вавилонском плену, предостерегает от почитания идолов.
Автор: находился в Вавилоне (не Иеремия). Подложное (бл. Иероним), но древнее (Макк.).
Имеет нравоучительное значение.
Книга Варуха
Варух знатного происхождения (брат - постельник царя), ученик Иеремии, терпел преследования, освобожден с Иеремией из Вавилонского плена.
После пролога: молитва о раскаянии народа, восхваление Премудрости (с пророчеством о Боговоплощении), призыв к покаянию, утешительное обетование.
Во время богослужения читается как книга пророка Иеремии. Не вошла в евр. канон.