Личность и эпоха пророка Иезекииля




Сын священника, млад. соврем. Иеремии. В 25 лет уведен с Иехонией в Вавилон (597). Поселен на реке Ховар. В 30 лет призван как пророк. Имел жену, умерла на 4 год служения пророка. Свидетельств о обстоятельствах смерти пророка не имеется.

1-32 гл.: первый период, до падения Иерусалима (587), обличение евреев (плененных и не плененных) за языческие обычаи. Содержит описание призвания пророка.

33-48 гл.: второй период, утешительный характер речей. 40-48 гл.: видение нового града и храма, имеет мессианское значение.

Огромный писательский талант, необычность многих видений.

Происхожд., раздел., содержание кн. Иезекииля

Автор: Иезекииль (написана от первого лица).

1-32 гл.: первый период, до падения Иерусалима (587). 1-24 гл. - призвание пророка, обличение евреев (плененных и не плененных) за языческие обычаи. 25-32 гл. - речи о соседних народах.

33-48 гл.: второй период, утешительный характер речей. 40-48 гл.: видение нового града и храма, имеет мессианское значение.

Важные места: - видение славы Господней ипризвание пророка (4 животных, Седящий на престоле);

- обязанности пастырей и пророка (33 гл. - служение в новых условиях);

- обличение пастырей и утешение о даровании Нового Пастыря (33 гл.);

- пророчество о "сухих костях" (37 гл.);

- новый город и храм, в том числе - видениезаключенных врат храма (Божия Матерь) (44 гл.).

Личность и эпоха Даниила. Происх. и особен.

Из знатной семьи. В 605 г. вместе с Ананием, азарием, Мисаилом отведен Навуходоносором в Вавилон. Находился там до падения Вавилона (539). Соблюдал посты при дворе, толковал сны, за что почтен царем. Истолковал и сон о наказании Навуходоносора за гордость. После завоевания Вавилона Персией был в почете у нового царя. При Дарии Мидянине по проискам вельмож брошен в ров, но вновь прославлен царем. Остался при дворе в Вавилоне во время возвращения иудеев из плена.

В евр. - 12 гл., в греч., слав., лат., - 14 гл. (2 неканонические). Авторство никогда не оспаривалось.

Даниил: содержание пророчеств. Мнения о книге.

В евр. - 12 гл., в греч., слав., лат., - 14 гл. (2 неканонические).

Авторство никогда не оспаривалось. (Евангелие, Иосиф Флавий). Язык: евр. и арам. (явно, плен). Возможно текст редактирован членом Великой Синагоги.

Содержание: 1 часть - историческая (1-6 гл.), 2 - пророческая (7-12 гл.), 3 - неканоническая (13-14 гл.).

На арамейском написана средняя часть книги: речь халдейских магов, ответ им Навуходоносора, истроические события Вавилона, указы царей.

Пророчества:

- сон Навухоносора и его толкование,

- о седми седминах (молитва о исполнении утешительного пророчества Иеремии и ответ Бога новым пророчеством).

Пeснь трех отроков.

Книга пророка Осии

Осия пророчествовал в Израиле при Иеровоаме II (743-738) и при его преемниках(согласно надписанию книги, по иудейским царям) до конца Израильского царства (в конце книги обличает стремление к союзу с Египтом против Ассирии). Сведений о жизни мало, хорошо знал жизнь священников, возможно сам был свщ. Имел жену, возможно, что он говорит о ней, говоря о блуднице, но он не предал ее суду.

Бурное время - расцвет Израиля при Иеровоаме II, ряд переворотов после него, упадок царства. В стране введен Иеровоамом I культ тельцов.

Две части: 1-3 гл. - символическая, 4-14 гл. - пророческая. Символ - взятие в жены блудницы, дети: "Непомилованная", "Не мой народ". После раскаяния Господь вновь приимет Израиль в союз. 3 пророческие речи о грядущих страданиях народа и о исцелении Господом ран после раскаяния. План речей: обличение, угроза, спасение.

Мессианские места: о новом Израиле, о исцелении в третий день, "из Египта воззвах Сына Моего", "Смерть! где твое жало?"

Книга пророка Иоиля

По контексту можно заключит, что пророчествовал в Иудее, по месту в каноне, что Иоиль - один из древних пророков. Совр. исслед.: пророк 2-го Иерусалимского Храма(не говорится о царе, только о Иудее, говорится о рассеянии, не обличается идолопоклонство, главный порок - внешнее исполнение обрядов). Видимо, после восстановления Храма (516), до Ездры (сер. V в., т.к. нет порядков, обличаемых в то время).

Содержание: две речи пророка. Две части: историческая (описание повода к пророчеству - опустошение саранчой) и пророческая (возвещение покаявшимся земных благ).

Главное место: пророчество о излиянии даров Святого Духа: на всяку плоть, обетование вам и всем дальним, наступление дня Господня.

Книга пророка Амоса

Сам пророк из Иудеи, но пророчествовал в Израили при Иеровоаме II. До призвания был пастухом и собирал дикие смоквы. Место служения - Вефиль, центр служения тельцам. Его обвиняют в возмущении народа. После изгнания из Вефиля стал записывать свои пророчества - он первый пророк-писатель.

Величественный слог, суровая натура. Расцвет Израиля, пророк обличает роскошь. "Пророк социальной справедливости". Не касается политики, мало о религии и культе.

Тема: возвещение суда 10-коленному царству. Содержание: обличение язычников, обличение Израили, 5 видений (о каре Израилю). После описания кары - обетование о спасении остатка и о восстановленни падшей скинии Давидовой)

Книга пророка Захарии

Современник Аггея, из свящ. рода, пророчествовать стал в 520 году, в юном возрасте. Воодушевлял строителе второго Иерусалимского Храма. Предание: умер в глубокой старости членов Великой Синагоги. Много символических видений.

1-6 гл. - символическая часть (призвание и видения), одно из видений о первосвящ. Иисусе - мессианское;

7-8 гл. - историческая часть, решение вопроса о соблюдении постов в память разрушения Храма;

9-14 гл. - пророческая часть, о язычниках, о Мессии и Церкви. Пророчество о входе господа в Иерусалим и мирном хар-ре Его царства; о продании Господа за 30 сребреников; о прободении ребра Господа, о поражении Пастыря и рассеянии овец.

Книга пророка Малахии

Предание (О жизни пророков): из свящ. рода, близок к Великой Синагоге, умер рано, пророчествовал после Аггея и Малахии. Из контекста: Храм восстановлен, обличает непорядки в жертвах и браки с иноплеменницами, следовательно, мог быть современником Ездры. "Печать пророков".

Содержит одну речь: обличительная (1-2 гл.) и пророческая (3-4 гл.) части. Обличается неблагоговение свящ-ва. Пророчество о явлении Господа и Его Предтечи для нелицеприятного суда. Предтеча зовется гласом, вопиющим в пустыне. Мессия - Ангел Завета. Возвещается пришествие пророка Илии.

Книга пророка Авдия

Личность и время: только противоречивые предания (современник Илии (9 в.), Иеремии (6 в.)). Из контекста ()взятие Иерусалима и радость идумеев): из 4 захватов Иерусалима о идумеях говорится только при последнем падении (587).

Самая малая книга.

Содержание: пророчество о Едоме (самый непримиримый враг Иудеи): бедствия Едома, причина суда над ним, суд над всеми языками и наступление Царства Господня (мессианское место).

Книга пророка Ионы

О Ионе говорится кратко - из евреев, почитал Господа Бога небес. В IV Царств говорится о неком пророке Ионе, предсказавшем Иеровоаму II рост царства. Т.о. старший современник Амоса и Осии.

Содержание: пророческая миссия Ионы в Ниневию.

Прообразовательное значение книги: три дня во чреве китове, проповедь Ионы язычникам.

Историчность книги: 3 мнения:

- исторична (Филон, И. Флавий, Евангелие);

- аллегория (Иона (голубь) - Израиль);

- назидательная притча (о Ионе в 3 лице, о Ниневии в прошедшем времени, идея спасения для всех людей).

Учение книги: о всеобщем спасении.

Книга пророка Михея

Пророчествовал в Иедеи при Иоафаме, Ахазе, Езекии (т.е. 740-695), современник Исайи и Осии. Бурное время, обличает тоже, что и пророк Амос в Израиле (пророк соц. справ.). Образный язык, много примеров из деревенской жизни.

Содержание: пророчество о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима (за нечестие богачей); спасение Израиля через Старейшину из Вифлеема (утешение после падения Самарии в 722 г.); обличение Израиля и возвещение спасения.

В 4 гл. дословно повторяется пророчество Исайи о возвышении горы Господней (возможно Михей заимствовал общеизвестное пророчество).

Книга пророка Наума

Наум - утешитель. Время служения (из контекста): ассирийская эпоха, до падения Ниневии, иудеи не одличаются за идолов, но страдают от ассирийцев, т.о., 621-612 гг.

Содержание: приближающееся падение Ниневии (столицы Ассирии) - описание правосудия Божия, разграбление Ниневии, причины падения. Пророчество о гибели от воды сбылось. Осаждающие сделав запруду направили под стены города воды Тигра.

Мессианские черты в словах о грядущем благовествовании в Иудее мира.

Книга пророка Аввакума

Служение в Иудее. О жизни ничего не известно. По контексту: из колена Левиина, принимал участие в храмовом пении.

Время (по содержанию пророчеств: скорое нашествие халдеев): при Иоакиме (605 г.). Иоаким был данником фараона, а после 605 г. - Вавилона.

Содержание: жалобы пророка и ответы Господа на них (нечестия иудеев - придут халдеи - злодеяния халдеев - они тоже будут наказаны), молитва пророка (псалом). Главная мысль: беззаконный погибнет, а праведник верою жив будет.

Мессианское место: о спасении верою, Бог от юга приидет из горы приосененныя чащи(о Божией Матери).

Книга пророка Софонии

Служение в Иудее при Иосии (640-609). Знатного происхождения (родословная до 4-го рода). Не говорится о реформе Иосии, но много обличенийв идолопоклонстве. Т.о. до 628 г. При Манассии и Аммоне пророков преследовали, Софония первым нарушил молчание при малолетнем Иосии.

Содержние: о дне Господнем: обличение преступлений Иудеев, увещанеи покаяться до дня Господня, возвещение бедствий языкам. В конце говорит и спасении после суда остатка (в истор. аспекте - пленные в Вавилоне) говорит об обращении язычников.

Мессианские места: говорит о мессианском врремени - спасение всей Вселенной, прощение грехов, святость членов, воцарени Господа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: