Седина – третий тост за того,




Кого нет.

Штаб-квартиры оппозиционных партий, включившихся в борьбу с правительством Кармаля, советскими войсками, находились в Пакистане, Иране. При них создавались структуры, отвечавшие за поставку оружия силам сопротивления, действовавшим на территории Афганистана. Мы уже говорили о том, что боевые отряды сил афганского сопротивления различались по политической принадлежности – каждая политическая организация имела свои каналы финансовой поддержки от западных стран, Китая, Египта, Саудовской Аравии и других. Финансовая самостоятельность партий обеспечивалась за счет реализации наркотических средств, а также – ресурсного запаса страны.

Поддержка афганской оппозиции Западом в корне меняла принципы борьбы: она стала международной, ее значение вынеслось на трибуны европейских институтов, Организации Объединенных Наций. В афганских делах принятии участие мировые субъекты международного права, организовавшие поступление средств на борьбу с «шурави». Мне думается, борьба с действующим правительством Бабрака Кармаля особой роли не играла, интрига состояла в другой плоскости. Любая другая партия, пришедшая к власти в Кабуле, подверглась бы точно такой же международной атаке, равно как и нападкам со стороны отечественных конкурентов. Какая разница, кто стоял у власти? Каждое правительство имеет обязательства перед теми, кто привел его к руководству страной, а лидеры политических партий, организаций, имевшие собственные вооруженные формирования, свободны от обязательств – они зарабатывали деньги. Очень большие!

Более того, территория страны была поделена на сферы влияния, пусть даже – условные, но тратить средства на борьбу с правительством не имело особого смысла – достаточно ее обозначить. Сегодня правительство Бабрака Кармаля, завтра – Хекматиара, Гелайни, может, Раббани. Борьба продолжалась, отвлекая народ, мировое сообщество от главной темы афганского противостояния – наркобизнеса.

Железный Хекматиар, которого побаивались лидеры остальных партий, за девять с лишним лет афганской войны проявил себя непримиримым борцом за веру и ни разу не пошел на сговор со своими оппонентами («Альянс-7» не в счет, его организовали американцы под большие деньги, которые устраивали амбиции Хекматиара). И тот сломился: в 2009 году пошел на сговор с талибами. Почему? Героиновое производство в Афганистане взял под себя талибан! Без его прямого участия стало невозможным производство необходимых объемов наркотического зелья. В Пакистане свои – пакистанские талибы, выросшие из афганских беженцев за период нахождения советских войск в Афганистане. Последняя оценка сводится к тому, что в приграничном с Афганистаном районе долины Сват насчитывается до десяти тысяч бойцов, воевавших с самого детства. Они полностью взяли под контроль героиновый бизнес, лишив кормушки многих влиятельных политических деятелей, наживших миллионы долларов на наркотике. Хекматиару пришлось поступиться принципами: дело, бизнес – прежде всего.

Правительство Афганистана в период советского присутствия в Афганистане не влияло на народные массы, было изолировано от мировых процессов, трибуны ООН, без участия Советского Союза не решало ни одного вопроса. Реальная сила была за политическими партиями, находившимися в оппозиции, они получали понимание, поддержку мирового сообщества. Это одна из главных составляющих афганского сопротивления. Поэтому говорить всерьез о гражданской войне в Афганистане, как инструменте достижения политических целей одной из политических сторон, на мой взгляд, – просто не корректно. В 1979-м Амин убрал Тараки, Амина – ограниченный контингент советских войск. В 1986 году высшее руководство СССР заменило Кармаля – Наджибом, которого в свою очередь повесили талибы. В 1996 году президента Раббани изгнали те же талибы, американцы частично выдавили (не уничтожили) талибов, посадив в 2006 году (обозначив процедуру выборов) президента Карзая, которого также ждет нелегкая участь. Американцам в их антитеррористической операции в Афганистане нужен легитимный глава государства, с которым, с точки зрения международного права, можно решать вопросы межгосударственного уровня. В феврале 1989 года советские войска ушли из Афганистана, но боевые действия не прекратились, они изменили форму, содержание, но продолжались в интересах новых сил, лидеров и участников войны. Они продолжаются до сих пор!

20 августа 2009 года в Афганистане прошли очередные выборы президента страны. Предварительный подсчет голосов показал, что лидировали два кандидата на пост главы государства: Хамид Карзай и Абдула Абдула – оба лидеры прозападного направления. Талибам все равно, кто из них победил бы и стал легитимным главой государства – они враги движению, поставившему перед собой задачу – построение исламского государства. Это бесконечный процесс, суть которого в следующем: Афганистану необходимо состояние постоянной войны – она благо для афганского народа и в первую очередь для королей героиновых плантаций, которым совершенно не мешает в стране американское присутствие. Каждый год на мировые рынки сбыта из Афганистана поступает более 35 тысяч тонн высококачественного героинового зелья и, чтобы ни делали в Афганистане американцы, сбыт, реализация героина, опиума будет только расти, как будет расти в количественном и качественном отношении движение талибан.

После ввода советских войск в Афганистан появилась реальная возможность в войне с «шурави» зарабатывать огромные деньги наркопроизводством. Американцы дали «добро», пакистанские власти в лице генерала Зия-уль Хака не возражали – железо куют пока оно горячо. Из Афганистана в Пакистан пошли большие партии наркотика – наркобизнес легализовался при поддержке пакистанских властей. Вашингтон убедил Исламабад закрыть на это глаза. На счета лидеров оппозиционных сил поступали огромные средства на содержание боевых отрядов для борьбы с «шурави». Обратно в Афганистан рекой шли караваны с оружием, боеприпасами, «Стингерами», пусковыми установками. Хекматиару, Раббани и им подобным оставалось только поддерживать политическую составляющую в глазах Запада, мирового сообщества, делать вид, что они находятся с действующим правительством в состоянии войны. Это придавало вес, значимость борьбы, которую вели с правительством лидеры афганской оппозиции. Да и уровень совершенно другой – мировой, поэтому силы сопротивления в своей борьбе придавали значения политической окраске гораздо больше, чем она имела место на самом деле. Религиозный оттенок также был важен на общем фоне афганской действительности – за ним стояли богатые страны мусульманского мира, где радикальный ислам, набирая обороты, активно участвовал в государственной политике правительств, выходя на вселенский уровень.

Действующее правительство Кармаля не мешало силам сопротивления решать вопросы на уровнях: политических, экономических, военных. Надо затеять политику национального примирения? Пожалуйста. Встречи в Женеве, Пакистане, которые все равно ни к чему не обязывали, но в глазах крупнейших политических игроков поднимали вес оппозиции. К тому же, это совершенно не значило, что политику национального примирения необходимо было проводить на самом деле. Зато появилась возможность показать всему миру, если не стремление, то желание решить афганскую проблему мирным, цивилизованным путем. Многим это нравилось, например, Западу, США. На самом же деле речь шла только о том, чтобы подыграть мировой «дермократии», под которую выделялись серьезные средства.

С представителями оппозиционных партий, участвовавших в политике национально примирения в Пакистане, Женеве, решались вопросы обустройства страны после вывода советских войск, хотя их итоги были заранее обречены на провал. Политика национального примирения в Афганистане была не нужна. Так – ширма. Мирное решение афганского вопроса снимало интригу политической борьбы, на которой зарабатывались большие деньги. В противном случае, пакистанские власти вынуждены были бы брать под контроль афганский наркобизнес. Поставлять избыточное количество оружия в Афганистан уже не имело бы смысла, становилось опасным для национальной безопасности самого Пакистана. Но сразу бы прекратилась финансовая и гуманитарная поддержка западных стран, США, Китая, мусульманского мира. Это уже бы точно никому не понравилось – афганские политические руководители привыкли к хорошим «откатам» американского конгресса, западных демократий, что никогда бы не заставило их изменить сложившиеся положение дел.

Что же касается правительства Бабрака Кармаля, самого премьера, то война вообще благо. От Советского Союза шла огромнейшая помощь в виде финансовой и военной поддержки, перевооружение афганской армии современными системами. Огромный штат советских мушаверов – советников работал в вооруженных силах страны, силовых структурах, отраслях экономики, укрепляя советско-афганскую дружбу. Соблюдалась видимость государственной легитимности в глазах западных демократий. Так или иначе, был достигнут определенный баланс сил и средств для борьбы с оппозицией, который мог держаться сколько угодно долгое время. Таким образом, война в Афганистане – это лучшее, что придумано Аллахом на этой земле при условии, что Советский Союз – обязательный участник войны на афганской политической площадке. А, что, если сейчас – Россия? Впрочем, этим участником может быть любая другая страна, например, США – роли совершенно не играет. Американцы уже более десяти лет находятся в ряде афганских провинций, стараясь передать Афганистану свои демократические принципы. Ну и что? Многое изменилось с тех пор, когда в этом качестве там более девяти лет находились советские войска? Мы-то хоть учились воевать в афганских горах и пустынях – часть армии приобрела боевой опыт в преддверии распада великой страны. А американцы? Охраняют самих себя в военных городках, подкупая старейшин договорных кишлаков.

Еще один пример, который, на мой взгляд, носит показательный характер: палистино-израильские отношения последних десяти лет. Что только не предпринимал Израиль в налаживании контактов с Палестинской автономией: военные действия, точечные удары по радикальным группировкам, уходил из оккупированных территорий, объявлял перемирия (причем, неоднократные), но исламский экстремизм все равно атаковал и проводил жесткую политику по отношению к Израилю. Американцы же в Афганистане полагают, что технической мощью армии способны принести в страну демократию. Бесполезно и вовеки веков! Хамид Карзай, президент страны – не более чем мэр Кабула и то – в дневное время. В стране правит бал Талибан – это дух, вера, внутреннее содержание большинства населения страны, принцип борьбы которого – истощение боевого потенциала противника, чтобы в удобное время нанести по нему беспощадный удар (например, как 11 сентября 2001 года).

Другой игрок в афганских событиях – Пакистан – также решал ряд политических, военных, межнационально-племенных и других вопросов. Являясь союзником США в регионе, проводил нужную политику в отношении афганского вопроса. В 1977 году в результате военного переворота власть в Пакистане захватил режим военных. С этого момента Пакистан, получая помощь на модернизацию армии от главных союзников: США и Китая, стал активным участником в афганских делах. Почувствовав поддержку американцев, военная власть страны решала ряд вопросов государственного устройства. Белуджистан в этой политике играл очень важную роль. Исторически сложившаяся область на юго-востоке иранского нагорья, составляет до полумиллиона квадратных километров, на которой проживает около трех миллионов белуджей. В ХVIII веке территорию объединил Насир-хан Белудж. В середине ХIХ века Западный Белуджистан вошел в состав Ирана, а спустя сто лет Восточный Белуджистан вошел в Пакистан. Но остались вопросы: Пакистан претендует на часть территории Афганистана, на которой проживают белуджи. Это ни много, ни мало – большая часть афганских провинций (Кандагар, Гильменд, Нимроз, Фарах).

И это еще не все. Решение пуштунской проблемы также подталкивает пакистанские власти идти на уступки племенам кочевников. Пуштуны – основное население Афганистана, проживающее в южных, восточных и западных провинциях страны. Оно претендует на образование государства Пуштунистан. На западе Пакистана пуштуны также составляют основу населения, периодически будоража власти страны политическими и вооруженными выступлениями. Поэтому, в целом афганская проблема – это серьезнейшая часть проблемы пакистанских властей, которые пытаются находить приемлемые конфигурации отношений со старейшинами белуджей и пуштунов.

Опять же, политические страсти в соседней стране играли на руку руководству Пакистана – помощь западного мира могла идти до тех пор, пока в Афганистане шли боевые действия с войсками Советского Союза. Стоило уйти ограниченному контингенту советских войск – исчезла мотивация войны, конфликт превратился в локальные разборки политических партий, а значит, значительно сократилась материальная, финансовая и другая помощь. Таким образом, Пакистану выгодно было поддерживать в Афганистане состояние войны, пока она имела место – оказывалась помощь. Да и чего скрывать, Пакистан сам претендовал на роль лидера на Среднем Востоке, то есть, соответствовал статусу сильного государства.

Обсуждать политику стран остального мусульманского мира в отношении Афганистана не имеет смысла – они поддержали силы афганского сопротивления в борьбе с русскими. Возник еще больший по масштабу интерес – геополитический, замешанный на религиозной основе: наконец-то удовлетворятся амбиции радикального ислама в отношении чистоты религии, образования исламского государства. В этой составляющей заинтересованных стран исламского мира, имеющих огромные ресурсные запасы углеводородного сырья, то есть, стран богатых, достаточно много – с ними считался Запад и США.

На этом этапе американцев также устраивало советское присутствие в Афганистане – план развала великой державы работал полным ходом: свой ставленник с марта 1985 года был у власти. Последствия афганской войны раскачивали общность под названием «советский народ», плановая экономика трещала по швам, шатались устои советского государства – «империи зла». Тем более, появилась возможность вернуть утраченные позиции на Среднем Востоке, поиграть на афганской проблеме с Советским Союзом в серьезные политические и военные игры. Итогом явилось появление на свет директивы №166, которую в апреле этого же года подписал президент США Рейган. В ней говорилось: при реализации целей в отношении афганского конфликта государственным структурам Соединенных Штатов разрешается действовать «любыми доступными средствами».

Только одна сторона страдала, задыхаясь по всем позициям афганской проблемы – Союз Советских Социалистических Республик, начиная с неумного вторжения, заканчивая неумной политикой – вообще. Чем дальше затягивался процесс практического решения афганских дел, тем более тяжелые для Советского Союза наступали последствия. Чтобы минимизировать острые вопросы, возникшие с началом боевых действий советских войск в Афганистане, премьер-министр Бабрак Кармаль летом 1981 года прибыл в Москву и наградил Брежнева высшим афганским орденом за укрепление дружбы между народами двух стран. Но политическое руководство СССР, вероятно, не понимало, что все участники афганского политического процесса были заинтересованы в продолжении войны в Афганистане. Только не Советский Союз.

Пришедший в 1984 году на пост министра обороны СССР Маршал Советского Союза С.Л.Соколов как никто другой знал истинную обстановку в Афганистане. Являясь руководителем Оперативной группы Министерства обороны СССР, в 1980 году он утвердил проведение на территории Афганистана 63 плановых боевых операций, в 1981 году – 41, в 1982 году – 30 плановых, 2 внеплановых, 2 частных боевых операций, в 1983 году – 50 плановых, 17 внеплановых, 13 частных операций, в 1984 году – 85 плановых, 24 внеплановых, 44 частных операций. Несомненно, Сергей Леонидович, в полном объеме владел не только военной составляющей в Афганистане, но и политической тоже. За время пребывания в должности руководителя Оперативной группы он присутствовал едва ли не на всех заседаниях, которые проводил премьер-министр Афганистана. Тем не менее, предложений, которые бы позволили политическому руководству СССР, в том числе Горбачеву, принимать адекватные решения, сделано не было. Политбюро ЦК КПСС и после прихода «Горби» к власти влияло на военные решения командования 40-й армии, штаба Туркестанского военного округа и, к сожалению, не в лучшую сторону.

В заявлениях Генерального секретаря ЦК КПСС звучал некий позыв о выводе советских войск из Афганистана, о переориентации деятельности 40-й армии с боевой составляющей на политическую, укреплении советско-афганской дружбы, оказании материальной, медицинской, хозяйственной помощи населению страны. Но реально боевые действия в Афганистане приобрели более жесткий характер. Советский Союз в Афганистане застрял основательно, оказывая помощь на многие миллионы американских долларов. 14 августа 1988 года по афганскому телевидению выступил президент Республики Афганистан Наджибулла. В своем выступлении он отметил следующий факт: только за последние три года советские воины-интернационалисты отремонтировали, восстановили или построили заново – 84 школы, лицея, училища, 25 больниц, 26 детских садов, 326 жилых домов, 35 мечетей, 53 моста. Пробурили 41 скважину, построили 48 колодцев, прорыли и восстановили 117 арыков и каналов, электрифицировали сотни кишлаков, приняли участие в строительстве и восстановлении предприятий, разрушенных душманами.

И все же хочется понять роль Маршала Советского Союза Соколова в афганской войне. В СССР более осведомленного человека не было в афганских делах. Он принимал участие не только в планировании, утверждении боевых операций – лично вмешивался в процесс рядового тактического боя, который мог вести батальон, рота. Мы же помним, что во время Великой Отечественной войны Маршалы Советского Союза координировали действия фронтов, групп армий, которые в ходе операций кардинальным образом меняли оперативно-стратегическую обстановку на театре военных действий. В Афганистане было не так. Загнивающая система социализма была не способна жить в условиях современного мира, а возникшие следственные причины, о которых я говорил выше, привели к тяжелым потерям. Советская Армия загнивала вместе с системой, оказавшись беспомощной в отстаивании интересов страны военным путем.

Ясно одно: Сергей Леонидович перед Политбюро ЦК КПСС никак не продвигал вопрос свертывания боевых действий даже тогда, когда стало очевидно – ни одной армии в мире не победить афганский народ. Более того, верх взяло не только политическое решение руководства страны о ведении боевых действий, с приходом Маршала Советского Союза Соколова на должность Министра обороны СССР в 1984 году, военная линия в афганской войне проходит все более яркой нитью, если ни целым канатом. Обратимся к статистике того периода: 1984 и 1985 годы стали пиком активности боевых действий советских войск в Афганистане. Увеличилось количество боевых операций, расширилась география их проведения. Применение тактических воздушных десантов в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции достигло: в 1984 году – высажен 21 тактический десант, в 1985 – 35, в 1986 применено 518 воздушных десантов. Соответственно, увеличилось количество десантируемого личного состава: если в 1984 году для ведения боевых действий было высажено в горах 3814 человек, то 1985 году – почти 8000, а в 1986 году – свыше 121 тысячи солдат и офицеров.

Теперь о противнике. Какие потери понес его боевой потенциал в ходе многочисленных операций, проводимых советскими войсками с применением мощнейшей боевой техники? Контингент советских войск в Афганистане был вооружен штатным оружием, бронетехникой, системами залпового огня «Град», «Ураган», артиллерийскими установками «Акация», «Гвоздика», «Гиацинт», «Гиацинт-С», минометами «Василек», «Поднос», «Тюльпан», «Сани», способными наносить невосполнимые потери живой силе противника на большие расстояния, разрушать долговременные огневые точки, укрепленные сооружения.

Для закрепления и развития успеха 40-й армии активно применялась не только армейская и фронтовая авиация: с авиационных баз Советского Союза работали тяжелые бомбардировщики с мощнейшей бомбовой нагрузкой на борту. Механизм войны работал на уничтожение душманских укрепрайонов, опорных пунктов, живой силы противника – в пух и прах разносились кишлачные зоны. Военную мощь армии усиливал дивизион оперативно-тактических ракет «Скад», наносивший ракетные удары по базам противника, местам его дислокации в восточных провинциях страны. Создавалось впечатление о невозможности выживания душманских формирований в этом огненном смерче. Чтобы понять, насколько эффективны были наносимые удары по противнику, обратимся к данным разведки 40-й армии, штаба Туркестанского военного округа, Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. К концу 1984 года в Афганистане действовало около 1100 отрядов моджахедов, имевших в своем составе около 44 тысяч человек. В 1985 году разведкой фиксировалось: личный состав оппозиционных формирований остался в прежнем количестве, то есть, по меньшей мере, был сохранен лидерами сил сопротивления. В 1986 году разведывательные органы дали информацию о том, что афганская вооруженная оппозиция не только сохранила живую силу боевых отрядов, но и довела их численность до 3410 отрядов и групп общей численностью боевиков в 125 тысяч человек. В три раза увеличился боевой потенциал в живой силе! Кстати, основные формирования противника были сосредоточены не на границе с Пакистаном и Ираном, а в провинциях Кабул, Парван, Вардак – в центральных районах страны. Столица Афганистана была в плотном кольце душманских формирований всех мастей. Надо сказать, что сложившаяся ситуация явилась основанием для принятия решения Министром обороны СССР о выставлении вокруг Кабула заслона из ста с лишним застав, совершенно не решавших вопрос защиты столицы. Об этом мы уже говорили. С этого периода вооруженные отряды оппозиции увеличивались с каждым месяцем, неделей и днем. Пополнение росло за счет сельского населения, которое разуверилось в собственном правительстве, и колебавшихся дехкан, занимавших доселе нейтральную позицию, а также исламских фанатиков арабских стран.

Хотелось бы понять действия высшего военного руководства СССР того периода, в том числе Маршала Советского Союза Соколова, главного военного советника в Афганистане генерала армии Салманова, командующего 40-й армии генерал-лейтенанта Родионова. Неужели еще не было ясным и понятным, что уперлись в военный тупик? Политический тупик наступил гораздо раньше – в декабре 1979 года. Может, военачальники не владели военно-политической обстановкой? Нет же, владели! Решения на боевые операции принимались в Москве. Дело в другой плоскости: военно-партийное руководство СССР не желало воспринимать обстановку в Афганистане таковой, какой она была на самом деле. Прослеживалось маниакальное упорство высшего звена Советского Союза решать афганские дела с позиции силы. Но Афганистан для СССР уже был очевидной проблемой! Партийное руководство контролировало военных в отношении Афганистана, требовало от них изменения обстановки в сторону улучшения, настаивало на активных боевых действиях. Но как бы там ни было, все неудачи социалистического строительства в Афганистане спихнули на «Колю Боброва» – не смог, не способен, не соответствует. В ноябре 1986 года Бабрака Кармаля сняли со всех постов и отправили в Советский Союз на заслуженный отдых. Высшее военное и политическое звено СССР, отвечавшее за Афганистан, облегченно вздохнув, получило паузу, возвращаясь к извечному русскому вопросу: что делать?

Совершенно очевидно, что решения на проведение боевых операций, принимавшиеся в Москве с учетом политической конъюктуры отношений между СССР и Афганистаном, учитывала кучка узкого круга товарищей из Политбюро, после их смерти – Горбачев, в отводимой ему роли политической проститутки (как отозвался бы о нем вождь мирового пролетариата).

Неужели Министр обороны СССР, Генеральный штаб ВС, командование Туркестанского военного округа, 40-й армии не видели бесперспективность боевых действий с моджахедами, которые в 1987 году увеличили свою численность до 137 тысяч человек? В феврале 1988 года численность сил афганского сопротивления достигла 4310 отрядов и групп, имевших в своем составе уже 150 тысяч личного состава (по данным Генерального Штаба ВС СССР). Премьер-министр Наджибулла, как новый руководитель Афганистана, несмотря на необыкновенные организаторские способности, политические амбиции, уже не мог переломить ситуацию, тем самым, предопределив себе незавидную судьбу.

Анализируя статистику боевых действий 40-й армии, потерь, трофеев, невольно приходишь к мысли – намерений советского руководства о прекращении боевых действии с оппозиционными формированиями не было на всем протяжении афганской войны. Даже после принятия политического решения о выводе советских войск из Афганистана, высшее руководство СССР требовало по просьбам Наджибуллы результатов уничтожения сил афганского сопротивления. Достигнутый в 1984 году пик активности боевых действий шел только по динамике наращивания военных усилий по уничтожению вооруженных отрядов противника. Это самый кровопролитный год в афганской войне – погибло 2343 военнослужащих Советской Армии, в том числе 305 офицеров, сбито 17 самолетов, 49 вертолетов, уничтожено 95 единиц бронетанковой техники.

Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Соколов, начальник Генерального штаба ВС Огарков и сменивший его на этом посту в сентябре 1984 года Ахромеев наращивали усилия 40-й армии в проведении боевых операций. Прошло четыре года активной фазы боевых действий с вооруженными силами оппозиции! Я пытаюсь понять ход мыслей высшего руководства Советской Армии, Политбюро ЦК КПСС, ответственных за организацию проведения крупных операций на территории Афганистана. Очевидные факты говорили о том (высшее военное руководство СССР об этом знало), что противник подтягивает силы к Кабулу, постепенно охватывая столицу Афганистана в плотное кольцо окружения. Сам по себе напрашивался вывод: срочно менять подходы к решению политических и военных вопросов по Афганистану, находить новые формы, методы урегулирования проблемы. Это был период, когда в силу объективных причин влияние Политбюро на афганские дела было минимальным – оно физически было неспособным к адекватным решениям, оказавшись в подвешенном состоянии. Инициативу взяла на себя военная верхушка СССР во главе с Маршалом Советского Союза С.Соколовым, генералом армии В.Варенниковым. Дальнейшие события в Афганистане развивались по самому драматичному сценарию – военные наращивали усилия в проведении боевых операций. Что же из этого получилось? Обратимся к событиям тех дней.

Группа разработчиков высшего состава Министерства обороны СССР, Генерального штаба подготовило очередную операцию в Панджшерском ущелье. Ахмад Шах Масуд, получив о ней информацию из афганских первоисточников, за две недели до ее начала, не спеша (временные параметры ему позволяли) вывел из Панджшера свои формирования, рассредоточив их по горному хребту Хингиль и зеленым зонам Джабаль-Уссарадж, Чарикар. Мудрые полководцы «шурави» разработали операцию блокирования группировки Масуда в ущелье, прилегавших к нему районах с задачей ее уничтожения. Но получилось как раз наоборот – боевые отряды «панджшерского льва» вышли на линию Шинвари-Карабаг-Дехсабзи-Хаз и блокировали Кабульскую долину с севера и северо-востока. Полевой командир не только сохранил боевой потенциал своих формирований, но и пополнил ряды отрядов новыми «борцами за веру» в центральных провинциях, взяв столицу Афганистана в кольцо.

В Панджшере остались заминированными пути сообщения, склоны горных хребтов, покинутые местным населением кишлаки, которые были прикрыты небольшими группами боевиков, создававшие иллюзию отступления в горы. Главные силы Ахмад Шаха еще за неделю до наступления рейдовой группировки советских войск, выброски тактического воздушного десанта покинули районы пребывания, и мощнейшие бомбоштурмовые удары советской авиации пришлись на пустые позиции моджахедов, которые атаковали 200 самолетов, 190 боевых вертолетов. Военная хитрость Масуда удалась – 11 тысяч солдат «шурави», попав на минные поля и засады, понесли большие потери. Это была седьмая по счету Панджшерская операция, в которой погибло 60 солдат, офицеров Советской Армии, около 70 получили ранения.

Четыре года войны, семь операций в Панджшере не научили командование советских войск гибкой, мобильной тактике действий, способной в кратчайшие сроки приносить результаты. Зато строевые смотры в частях проводились каждую неделю, еще неделю устранялись недостатки. Насколько надо было быть дублирующей военной структурой советского руководства в Афганистане неспособной к ведению боевых действий, чтобы продолжать совершать те же самые ошибки? Здесь даже не грабли – преступная халатность и полнейшая невозможность решения элементарных задач в проведении боевых операций. Бездарность, косность, откровенная немощь высшего звена Вооруженных Сил СССР – закономерный итог организации боевых действий в Афганистане! Ограниченный контингент советских войск нес значительные потери в живой силе и технике без каких-либо существенных успехов.

Какие принимались меры для локализации действий противника? Что делалось руководством Оперативной группы Министерства обороны СССР, Генеральным Штабом, чтобы скорректировать ход боевых операций с учетом неэффективного использования частей и подразделений 40-й армии? Может после седьмого Панджшера советскому руководству (военному и политическому) станет понятно, что так называемые рейдовые операции не приносят успеха – гибнут люди, подрывается техника, а результат равен нулю? Командование армии из одной крайности бросалось в другую – планировало специальную операцию «Завеса» с тем, чтобы перекрыть поставку оружия, боеприпасов из Пакистана, Ирана. Замечу, это верная и замечательная мысль, но в жизнь она претворялась таким образом, что лучше бы ее сразу убили на корню. Что делалось в этом направлении? Для решения этой задачи были привлечены силы специальной разведки, разведывательных подразделений армии. Планировалось выставить свыше 180 засад, которые бы стали барьером на караванных маршрутах, по которым шло оружие и боеприпасы. Для обеспечения деятельности разведывательных подразделений задействовались огромные силы армейской авиации, которая во много раз увеличила количество вылетов. В системе засадных действий предполагалось блокировать около 200 маршрутов, по которым в Афганистан поставлялось вооружение и боеприпасы. Но опять же – разведывательные группы доставлялись авиацией к местам засадных действий массовым порядком, что в принципе недопустимо в организации и проведении засад, как таковых. Замысел операций специальной разведки, разведывательных подразделений армии раскрывался противником – деятельность засадных групп, авиации не оставалась незамеченной для душманских формирований, которые реагировали на действия советских войск. Про спецназ мы уже говорили – он был не способен к решению специальных задач в Афганистане!

На увеличение пролетов авиации противник активно использовал ПЗРК «Стингер», «Блоупайп», применение которых позволило в 1984 году сбить 17 самолетов, 49 вертолетов ограниченного контингента. Потери 40-й армии день ото дня увеличивались. К лету стало ясным: силы специальных подразделений не в состоянии вести засадные действия в режиме запланированного графика. Командование армии одновременно снизило в шесть раз количество выставляемых засад, при абсолютно скромном результате перехвата караванов с оружием. Операция «Завеса» провалилась. Поставки оружия оппозиционным формированиям в Афганистан росли, караваны с завидным упорством шли через границы с Ираном и Пакистаном. В этом не было ничего удивительного. Вопрос борьбы с вооруженной оппозицией велся традиционным методом боевых уставов Советской Армии – без творческого подхода специальных структур способных к созданию агентурных сетей на маршрутах перемещения оружия. Не имея источников информации, созданных на долговременной основе, результат был заранее обречен на провал.

Почему американским, пакистанским, китайским, иранским и египетским спецслужбам удавались системные поставки оружия в Афганистан? Почему советская военная разведка не могла создать цепочки разведывательной информации, по которой бы результативно работал тот же спецназ, авиация, дежурные средства 40-й армии? Общая беда советской системы – неспособность действовать в современных условиях, современными методами как инструментами достижения поставленных целей.

Афганистан для Советского Союза явился военной площадкой, на которой частью сил Советской Армии МЫНАУЧИЛИСЬ ВОЕВАТЬ! Как это потом пригодилось в Чечне, других горячих точках в момент распада великой страны, и сколько солдатских жизней спасли в боях офицеры, прошедшие по афганским горам и ущельям! Где бы еще они учились войне, чтобы защищать Родину, проданную и пропитую ее правителями? Война точно не нужна была стране, народу, но Афганистан – черная метка советскому партийному руководству, показавшая в острой и болезненной форме немощь Советской Армии без прикрас и «показухи». Очевидность приобретения боевого опыта, профессионализма, мастерства, способность защищать свой народ была неоспоримой. Мужество, отвага, обретенные советскими солдатами, офицерами в Афганистане, сделали их бойцами в условиях жесточайшей действительности. Они шли через страшные потери, кровь, гибель друзей, постигая тяжелую науку боев. Не сомневайтесь: они победили – мальчишки афганской войны!

Фотографии автора…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: