Рекомендации по курсовой работе.




Тема курсовой выбирается с учетом интересов и профессионального опыта студента. Студент, опираясь на список примерных тем, может скорректировать тему или предложить вариант своей темы работы. Работа над курсовой начинается с написания «Введения». По «Задачам исследования» составляется оглавление. Вместе с титульным листом с точной формулировкой темы весь материал представляется руководителю курсовой работы и только после его утверждения студент приступает к написанию работы, предоставляя преподавателю промежуточные варианты работы.

Курсовая работа предполагает проведение анализа того, что подлежит изучению. У кого-то - анализ библиотечных сайтов, у кого - электронных каталогов, архивов виртуальных справок, социальных групп, служебной документации или других объектов анализа.
Поскольку курсовая в рамках курса «Анализ информационных ресурсов библиотеки», то проведение собственных процедур сбора, группировки и подсчета сведений об объекте изучения (по своей теме) и подготовка выводов, рекомендаций - это естественная часть. При необходимости часть материалов (служебная информация отчетов, статистики работы библиотек, иная внутренняя документация) может быть получена при помощи преподавателя или в процессе практики, работы по специальности или посещении библиотеки на консультации со специалистами (по предварительной договоренности).

Как правило, основная аналитическая работа студента составляет содержание второй главы. Она может быть не очень большой, но она должна содержать самостоятельно выявленный, проанализированный и обобщенный материал. С самостоятельными выводами - хоть на два-три предложения.
За формулировкой "анализ информационных ресурсов библиотеки" не стоит ничего сверхъестественного. Это нормальная работа по подготовке управленческих и методических решений в библиотеке: будь то одна библиотека или корпоративное библиотечное объединение - любая работа, решение, деятельность должны опираться на собранные и обобщенные сведения - решения должны приниматься на основе анализа проблемной ситуации (какую часть фонда оставить на открытом, какую в закрытом магазинном хранении, как оценить эффективность электронного каталога, как организовать ведение корпоративного каталога и баз данных статей и иных материалов, какие документы перспективно загружать в электронную библиотеку, какие аналитические компетенции являются приоритетными при подготовке кадров ли проведении внутрибиблиотечного обучения, какие информационные потребности читателей являются приоритетными, какие разделы сайтов наименее посещаемы и почему и т.п.). В каждом случае подвергаются выявлению и анализу свои объекты изучения.

Каждая тема требует изучения литературы и самостоятельных рассуждений, изложения основных аспектов темы на основе критически проработанных публикаций. Например, изучая проблемы аналитического сопровождения приоритетных направлений деятельности библиотеки, нужно определить понятие "аналитическое сопровождение" (информационное сопровождение, информационно-аналитическое сопровождение) – должна быть сделана характеристика этого и смежных понятий - это может стать одной из задач и выполняться она может методом терминологического анализа.

Здесь можно, например, показать, как организационно оно осуществляется: выявление потребностей приоритетных абонентов --> составление рубрикатора ИП --> определение информационно-ресурсной базы --> разработка номенклатуры услуг и продукции информационно-аналитического характера и форм обслуживания в соответствии с потребностями абонентов и имеющейся источниковой базы.
Далее – конкретизировать: что речь будет идти, скорее всего, о деятельности библиотек определенного типа (поскольку аналитическое сопровождение всей сферы - это то, чем занималась, например, Информкультура и ответственные за информационно-аналитическую работу специалисты Минкультуры и региональных департаментов - это слишком глобально, хотя тоже можно исследовать: рассмотреть региональные программы развития культуры и библиотечной деятельности, например, в СПб - Программа модернизации публичных библиотек СПб и последующие программы - об этом - есть статья Т. В. Кузнецовой в Инф. бюл. РБА, например, https://www.rba.ru/content/resources/bulletin/ib57/rba57.pdf и др.; здесь можно было бы проанализировать сайты департаментов культуры, поискать публикации по региональному опыту).

Если брать микроуровень - деятельность библиотеки (библиотек) определенного типа:
- то можно дать характеристику того, что можно назвать понятием «приоритетное направление деятельности библиотеки» (что определяет приоритетность той или иной деятельности, что является актуальным для библиотеки в век информиационных сетевых технологий вообще и в частности для библиотек определенного типа);
- можно оговорить зависимость приоритетных направлений деятельности библиотеки от типа, читательского контингента, специфики региона, фонда и т.п.;
- дать характеристику приоритетных направлений библиотеки определенного типа;
- выявить круг сайтов библиотек определенного типа (или разных типов - и на основе анализа выявить общее и особенное для разных типов библиотек, попробовать выявить зависимость от региона, технической оснащенности) - провести анализ сайтов (по каким признакам? - об этом студент должен написать при характеристике приоритетных направлений).
В структуре библиотек необходимо определить специалиста (-ов) или отдел (это может быть методический отдел, отдел развития, библиографический отдел, ЦДИ, др.), отвечающие за информационное обеспечение принятия управленческих решений и информационную подготовку мероприятий. Далее, зачастую за конкретное направление работы отвечает ответственное структурное подразделение библиотеки. Оно самостоятельно (или, если это комплексный, межотдельский проект - совместно со специалистами других подразделений) разрабатывает программно-методические документы, пишет обоснования проекта, статьи для российских и региональных конференций, отчитывается (сведения размещаются в годовых отчетах библиотеки). Эти и другие подобные документы нередко размещаются на сайте самой библиотеки, в профессиональной печати.
По этим документальным свидетельсвам (информационному шлейфу, который можно дополнить публикациями из местных СМИ - см. полнотекстовую БД Паблик.ру - доступна в публичных библиотеках СПб) определяется практика информационно-аналитического сопровождения. Делаются рекомендации по формам и методам обеспечения приоритетных направлений конкретной библиотеки (группы библиотек из разных регионов): информационно-источниковая база для аналитической работы, специалисты-абоненты, составляется, например, рубрикатор информационных потребностей, предлагаются формы (жанры) возможных информационно-аналитических документов в поддержку выявленных приоритетных направлений работы. Если студент дотошный, он может составить пример такого аналитического документа (справка-прогноз о перспективах финансирования проекта, или мониторинговая справка о подобных проектах в других библиотека/регионах, календарный план проекта, прогноз ожидаемого социального эффекта, пример фирменного досье на организацию-исполнительницу заказов/работ по проекту (сканирование, поставка программно-аппаратных средств, мебели для или оборудования для бережного хранения редкого фонда или медиа-студию, если библиотека разрабатывает проект супер-современного информационно-сервисного или издательского центра или центра веб-сопровождения сетевых проектов библиотеки или автобусов-библиобусов для обслуживания удаленных районов) и т.п.).

Проверено и отредактировано 24.11.2017
Прозоров И. Е.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: