Системный анализ положений Правил технологического присоединения и законодательства РФ доказывает ошибочность такого толкования.




Анализ положений Правил технологического присоединения


Потребители технически лишены возможности выбора сетевой организации, к электрическим сетям которой производится технологическое присоединение. Поэтому государством приняты меры в защиту интересов потребителя от монопольного диктата со стороны сетевых организаций. В соответствии с положениями федерального законодательства, Постановлениями Правительства РФ утверждены Правила, обязательные для сетевых организаций, в частности «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», а также «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее именуемые Правила недискриминационного доступа, Правила технологического присоединения).
Пунктом 14 Правил технологического присоединения выделена категория заявителей-граждан, заинтересованных в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 15кВт, используемых для бытовых нужд.

Согласно подпункту «а» пункта 25.1 Правил технологического присоединения, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Сетевые организации считают, что данный пункт допускает:
1) размещение точки присоединения за пределами границ земельного участка заявителя;
2) возложение на заявителя-гражданина обязанности «произвести работы, направленные на обеспечение технического присоединения » (цитируется довод сетевой организации по тексту решения суда апелляционной инстанции).

Системный анализ положений Правил технологического присоединения и законодательства РФ доказывает ошибочность такого толкования.

Подпункт «а» пункта 25.1 использует следующие понятия: «точка присоединения», «граница участка» и присоединяемые «объекты заявителя». Анализ значения используемых понятий позволит правильно установить смысл данного подпункта Правил в целом.
Определение понятия «точка присоединения» дано в Правилах недискриминационного доступа: это место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя услуг по передаче электрической энергии с электрической сетью сетевой организации.
Из определения следует, что точка присоединения должна находиться непосредственно на энергопринимающем устройстве и не может быть удалена от него, поскольку является местом физического соединения (контакта) энергопринимающего устройства (принадлежащего потребителю на праве собственности или ином законном основании) с электрической сетью (принадлежащей сетевой организации).
Согласно подпункту «г.1» пункта 7 Правил технологического присоединения, обязанность осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям возлагается на сетевую организацию. То есть действия, обеспечивающие физическое соединение (контакт) объектов сетевой организации и объектов заявителя (энергопринимающих устройств), – обязанность сетевой организации.
Из контекста пунктов 7, 10, 16.1, 18 и 25.1 Правил технологического присоединения усматривается, что понятия «объект заявителя» и «энергопринимающее устройство» используются как синонимы.
Понятие «граница участка» дано в пункте 16.1 Правил технологического присоединения для установления порядка разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон договора технологического присоединения.
Это понятие специально вводится для целей Правил технологического присоединения. Применительно к заявителям-гражданам (относящимся к категории, установленной пунктом 14 Правил): под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Поэтому границы недвижимого объекта могут находиться только внутри границ земельного участка, на котором расположен такой объект. Таким образом, «граница участка» не может размещаться за пределами земельного участка заявителя.
Согласно пункту 16.1 Правил технологического присоединения, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация (исключения допустимы, если заявитель по собственной инициативе письменно обратился в сетевую организацию с предложением о другом способе разграничения и стороны достигли согласия).
Границей земельного участка является не абстрактная воображаемая линия, а забор как осязаемый физический объект. Режимные, особо охраняемые, военные объекты или территории исправительных учреждений государства могут быть обнесены колючей проволокой под напряжением, но заборы, огораживающие земельные участки заявителей-граждан, не являются объектом технологического присоединения для бытовых нужд. Поэтому энергопринимающие устройства заявителей-граждан (относящихся к категории, установленной пунктом 14 Правил), предназначенные для потребления электроэнергии в бытовых целях, находятся на некотором расстоянии от забора внутри границ земельного участка.
Без соединения проводами энергопринимающего устройства (принадлежащего заявителю и расположенного внутри земельного участка) и объекта электросетевого хозяйства (принадлежащего сетевой организации, ближайшего расположенного за пределами границ земельного участка заявителя) передача электрической энергии на объект заявителя невозможна в силу законов физики. Фактическое присоединение проводится двумя способами: соединение контактов вводного устройства на объекте заявителя с контактами на опоре линии электропередачи ответвлением воздушной линии либо прокладкой кабельной линии под землей. При этом один конец соединяющего провода находится внутри, в пределах границ земельного участка заявителя и непосредственно контактирует с энергопринимающим устройством, а другой конец провода находится вне границ земельного участка заявителя. Точка присоединения должна находиться в непосредственном контакте с энергопринимающим устройством, этому требованию отвечает только внутренний конец соединяющего провода.

Из содержания пункта 18 Правил технологического присоединения следует, что фактическому присоединению объекта заявителя (относящегося к категории, установленной пунктом 14 Правил) к электрическим сетям (подпункт «ж») предшествует осмотр присоединяемого энергопринимающего устройства с участием сетевой организации и заявителя (подпункт «е»), то есть проверка готовности энергопринимающего устройства.
Функциональное назначение энергопринимающего устройства – обеспечение возможности использования (расходования, потребления) электрической энергии на объекте заявителя. Функциональное назначение электрических сетей – обеспечение технической возможности передачи (доставки, транспортировки) электроэнергии от источника электрического тока к объектам электроэнергетики, в том числе к энергопринимающим устройствам конечных потребителей.
Соединяющий провод (воздушного ответвления, кабельной линии) как целостная вещь должен принадлежать одному лицу. Соединяющие элементы выполняют ту же функцию, что и электрические сети, то есть обеспечивают техническую возможность передачи (доставки, транспортировки) электроэнергии к энергопринимающему устройству, а готовность энергопринимающего устройства оценивается до осуществления работ по фактическому присоединению, следовательно, соединяющие элементы (провода воздушного ответвления или провода кабельной линии) не относятся к энергопринимающему устройству, а являются частью электрической сети, принадлежащей сетевой организации.
Подпункт «г.1» пункта 7 и подпункт «ж» пункта 18 Правил технологического присоединения однозначно указывают, что фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям как комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств), осуществляется сетевой организацией. Эта норма не является диспозитивной, Правила не допускают возможности возложить обязанность по выполнению фактического присоединения на заявителя.
Для этого имеются веские основания. Имущество заявителя располагается в пределах границ земельного участка заявителя. Выполнение работ по фактическому присоединению предполагает доступ к токопроводящим контактам на объектах, принадлежащих сетевой организации. Как правило, присоединение осуществляется к контактам ближайшей опоры линии электропередачи.
Опора воздушной линии является собственностью сетевой организации и подпадает под определение недвижимой вещи. Провода и контакты размещаются в верхней части опоры для снижения риска случайного поражения людей электрическим током и обеспечения сохранности имущества сетевой организации. Для крепления проводов к контактам опоры заявителю потребуется забраться на верхушку опоры – то есть посягать на чужой (принадлежащий сетевой организации) объект недвижимого имущества и производить на нем некие работы.
Проведение электромонтажных работ лицом, не имеющим специальной подготовки и достаточного уровня квалификации, создавало бы угрозу жизни и здоровью заявителя и иных лиц, а также угрозу аварии и прекращения энергоснабжения соседних энергопринимающих устройств. Потребитель - гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по смыслу закона о защите прав потребителей, не имеет специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). Соответственно, заявитель, относящийся к категории, установленной пунктом 14 Правил, не имеет (не должен иметь) специальных познаний, навыков и квалификации, позволяющих самостоятельно произвести электромонтажные работы. Кроме того, безопасный доступ к верхней части опоры для проведения работ возможен только при использовании специальной техники и снаряжения. Заявитель-гражданин также не может поручить выполнение работ на опоре стороннему подрядчику (обладающему необходимым уровнем квалификации и техническими средствами), поскольку он не имеет законных оснований поручить подрядчику выполнение работ с имуществом третьего лица – сетевой организации.
Очевидно, что электромонтажные работы на опоре, принадлежащей сетевой организации, должны осуществлять лица, обладающие необходимым уровнем квалификации, располагающие специальным оборудованием и имеющие законные основания производить работы на этом объекте – то есть исключительно специалисты сетевой организации.
Именно по этой причине подпункт «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения, дополняя и раскрывая пункт 16.1 Правил, ограничивает обязанности заявителя по исполнению технических условий в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, что исключает возможность выполнения заявителем работ за пределами границ земельного участка заявителя.
Если заявитель не вправе выполнять какие-либо работы вне границ принадлежащего ему земельного участка, а сетевая организация выполнит работы только до границ земельного участка, то энергопринимающее устройство, расположенное на удалении от границ (внутри земельного участка), останется фактически неприсоединенным, а передача электроэнергии на энергопринимающее устройство невозможна. Если ни одна из сторон не может выполнить обязанность, то в соответствии со статьей 416 Гражданского кодекса РФ, обязательство прекращается невозможностью исполнения. Это исключает возможность реального осуществления технологического присоединения для сотен тысяч граждан, чьи энергопринимающие устройства находятся внутри границ земельных участков.

Разрешить противоречие можно правильным применением Правил технологического присоединения, которые не только допускают, но предусматривают исполнение обязанностей (выполнение работ) сетевой организацией на территории земельного участка заявителя (заинтересованного в проведении этих работ):
- осмотр энергопринимающего устройства, находящегося в пределах границ земельного участка заявителя проводится должностным лицом сетевой организации;
- пункт 16.1 Правил допускает установление границы участка по границе недвижимого объекта, который находится внутри земельного участка заявителя;
- фактическое присоединение энергопринимающего устройства – обязанность сетевой организации.

Инициатива технологического присоединения – право подать заявку - принадлежит заявителю. Не сетевая организация диктует заявителю, а заявитель (исходя из своих интересов) решает, где должно находиться его энергопринимающее устройство. Право заявителя определить энергопринимающее устройство – указать наименование и место нахождения энергопринимающего устройства – закреплено подпунктом «б» пункта 9 Правил технологического присоединения.
Согласно пункту 15 Правил, сетевая организация направляет заявителю проект договора только после получения заявки и документов, указанных в пунктах 10 Правил, то есть сетевая организация располагает копиями правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества и (или) на земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя. Следовательно, наличие правоустанавливающих документов на земельный участок или на объект недвижимого имущества не может служить критерием для установления границы участка в соответствии с пунктом 16.1 Правил: по границе земельного участка или по границе объекта недвижимого имущества.
Установление границ участка должно производиться исходя из фактического места расположения энергопринимающего устройства, указанного в заявке:
1. Если энергопринимающее устройство находится непосредственно на границе земельного участка, то границей участка следует признавать границу земельного участка заявителя.
2. Если энергопринимающее устройство находится на объекте недвижимого имущества, расположенного в глубине земельного участка заявителя (на удалении от границ земельного участка), и расстояние до этого объекта не более 25 метров, то границей участка следует признавать границу объекта недвижимого имущества.
3. Если энергопринимающее устройство находится на объекте недвижимого имущества, расположенного в глубине земельного участка заявителя (на удалении от границ земельного участка), и расстояние до этого объекта более 25 метров, то заявитель должен обеспечить внутри границ своего земельного участка точку присоединения, расположенную не далее 25 метров от границ земельного участка. Провода, соединяющие контакты вводного устройства, размещенного на объекте недвижимого имущества заявителя, с контактами точки присоединения будут полностью находиться в пределах границ земельного участка заявителя, являться частью энергопринимающего устройства и собственностью заявителя.

При таком разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности выполняются все требования Правил технологического присоединения: каждая сторона выполняет обязательства до границ участка, эти обязательства исполнимы, точка присоединения находится непосредственно на энергопринимающем устройстве и фактическое присоединение осуществляется именно сетевой организацией.

Дополнительно следует отметить, что вопрос о том, какие затраты сетевой организации включены в установленную федеральными органами исполнительной власти сумму платы за технологическое присоединение, не имеет значения для правильного истолкования подпункта «а» пункта 25.1 Правил технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 1 (абзац двенадцатый) статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», «затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение, а также расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче ». Таким образом, когда сумма платы за технологическое присоединение не покрывает затраты сетевой организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, эти затраты покрываются за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Что справедливо, поскольку технологическое присоединение осуществляется с целью обеспечения возможности передачи электрической энергии и с учетом долгосрочного характера услуг по энергоснабжению.


Комплексный анализ положений Правил технологического присоединения позволяет сделать следующие выводы:

1. Размещение точки присоединения за пределами границ земельного участка заявителя противоречит Правилам технологического присоединения и недопустимо.
2. Фактическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя к электрическим сетям – прямая обязанность сетевой организации. Возложение на заявителя-гражданина обязанности выполнять какие-либо работы за пределами границ его земельного участка противоречит Правилам технологического присоединения и недопустимо.
3. Решение и предписание антимонопольного органа, направленные на восстановление и защиту прав заявителя, принятые в рамках компетенции антимонопольного органа, законны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: