Экономико-математические методы




Экономико-математические методы основаны на построении алгоритмической процедуры, обеспечивающей поиск оптимального решенияза конечное число шагов. Данная группа методов может быть использована при достаточно полном и большом объеме количественно выраженнойинформации.

Эти методы подразделяются на аналитические (теория игр, методыматематического программирования) и статистические (теория массового обслуживания, вероятностное моделирование). Экономико-математические методы применяются при разработке вариантов экономических итехнических решений, когда необходимо рассмотреть зависимость конечного состояния от комбинации ряда факторов, выраженных количественно. Примером использования данных методов выступают решения по оптимизации финансового результата объекта и др. Главный недостаток конечных методов – невозможность учета человеческого фактора, которыйне поддается формализации, но оказывает решающее воздействие науправленческое решение. Поэтому при разработке альтернатив будущегорешения получили распространение эвристические методы.

Активизирующие методы

Активизирующие методы включают психологические методы и методы подключения новых интеллектуальных источников (рис. 8).

Психологические методы в большей степени основаны на активизациимышления, к ним относятся методы: конференции идей, мозговой атаки,вопросов и ответов, «6-5-3».

Методы подключения основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. К ним относятся: теоретико-игровой,метод наставничества, работа с консультантами.

Данные методы основаны на стимулировании и активизации созданияи подсознания человека.

Сознание – это мышление, отражение действительности, психическаядеятельность по отражению действительности.

Подсознание – область неясных, не совсем осознанных мыслей,чувств и представлений.

Свойство подсознания запоминать огромные массивы информацииназывается гипермнезией, т. е. сверхпамятью. Именно в подсознании заложены колоссальный опыт, интуиция, основные навыки.

Подсознательное не является центром смысловой деятельности, нооказывает влияние на течение смысловых процессов. Философская основатакого подхода была дана З. Фрейдом.

Психологические методы призваны активизировать в большей мересознание и насколько возможно – подсознание человека.

Преимущественно на уровне сознания реализуются методы: конференции идей, «6-5-3». Преимущественно на уровне подсознания применяются методы мозговой атаки, вопросов и ответов.

Метод конференции идей используется при проведении обсужденийважных проблем с целью разработки приемлемых решений. Он основанна стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Правила использования данного метода:

– запрещается любая критика, в том числе позитивная, и насмешки;

– число участников – 4-12;

– формулируются 2-3 зависимые друг от друга задачи;

– время обсуждения – 30-50 мин.;

– ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных;

– если решение не найдено, то проводятся новые обсуждения поставленных задач не ранее чем через 2-3 дня.

Коллективное мышление в рамках регламентов часто приводит к эффективным, оптимальным и даже к супероптимальным решениям.

 

Основа метода мозговой атаки – стимулирование мышления науровне подсознания. Для этой цели на совещание специалистов приглашаются психологи, психотерапевты, гипнотизеры. Работая в одной команде с разработчиками решения, они призваны активизировать их подсознание, чтобы получить доступ человека к давно забытой или частичнозапомненной информации. В памяти человека имеется довольно большоймассив информации, находящейся в различной форме готовности к выдаче.

Подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базойдля интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.

 

Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлениируководителем собрания или совещания набора вопросов для его участников. Вопросы формируются так, чтобы ответы на них могли выработатьновый подход к решению рассматриваемых проблем. Руководитель должен иметь навыки психолога и социолога для того, чтобы вопросы моглиактивизировать подсознание участников совещания.

Правила использования данного метода:

– число участников – 4-12;

– формулируются 2-3 зависимые друг от друга задачи;

– руководитель последовательно задает подготовленные вопросывсем участникам совещания;

– ответы могут быть в устной или письменной форме – в любом случае все ответы должны протоколироваться;

– на совещании не допускаются коллективные обсуждения;

– время совещания – 30-50 мин.;

– окончательную отработку ответов осуществляет руководитель, онже принимает решения по теме совещания;

– если решение не найдено, то проводятся новые совещания поставленных задач не ранее чем через 2-3 дня.

Вариант активизирующих вопросов для данного метода:

– Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт?

– Можно ли достичь тех же результатов, вообще не делая этой работы?

– Можно ли сделать продукт или работу более легкими?

– Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса?

– Можно ли сделать это более приятным?

– Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму?

– Можно ли сделать это более безопасным?

– Можно ли сделать это более полезным?

– Можно ли сделать это более удобным?

– Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?

– Можно ли сделать это более надежным?

Метод «6-5-3» используется при разработке решений по важным проблемам. Он основан на стимулировании процесса мышления на уровнесознания. Метод стимулирует состязательность и эрудицию разработчиков. Технология реализации данного метода:

– собирают 6 специалистов;

– каждый пишет на листе 3 идеи по обсуждаемому заданию (итого6 листов по три идеи);

– 6 листов размножают в 5 экземплярах. Автор 3 идей используетсвой лист (итого 30 экземпляров плюс 6 экземпляров авторских, итого36 листов);

– 5 специалистам отдаются листы с идеями других участников. У каждого 6 листов с 3 идеями;

– по каждому листу другого специалиста придумывается еще 3 идеи.

 

Итого каждый специалист придумывает 18 идей-решений. Всего будет 108 идей. Таким образом, большой набор решений позволит выбратьнаиболее достойное УР.

 

Метод наставничества реализует сильный эффект сочетания высокого профессионализма и свежего взгляда на проблему с позиций стороннего наблюдателя. Наставником признается специалист, который на практике может передать ученику свои опыт, знания и методику, а также имеетсклонности к самообразованию и повышению своего профессионализма.

Метод стимулирует мышление всех участников процесса РПУР. Методика применения данного метода: для решения конкретной проблемыформируется группа, состоящая из 6-10 человек. Состав группы включает:

1-2 специалиста в данном направлении;

2-3 – со средним уровнем профессионализма («середнячки»);

4-5 начинающих работников в данном направлении («аутсайдеров»).

В такой группе наиболее полно реализуется потребность в самовыражении, самопроявлении, информации и знаниях.

 

Метод работы с внешними консультантами основан на использовании универсальных подходов консультантов и специфического подходаспециалистов к проблемам своей компании. Работа с внешними консультантами за последние 5-10 лет получила широкое развитие.

Консультант – это знаток передового опыта и методологии, специалист, накопивший навыки решения на практике разнообразных управленческих задач. Он имеет большую практику работы с разными компаниями,руководителями и специалистами. Консультанты используют в своей работе достижения статистики, психологии, социологии, менеджмента иинформационных технологий.

Метод работы с внешними консультантами раскрепощает специалистов компании, дает им возможность высказать давно назревшие решенияи получить независимые от руководства компании оценки. Часто наиболее эффективные решения предлагаются именно специалистами своей компании. Консультант обеспечивает их лишь авторитетной поддержкой.

Управленческое консультирование – один из видов сторонней квалифицированной помощи с целью совершенствования и развития системуправления. Результатом является разработка набора решений либо посозданию нового процесса (это развитие), либо по усилению сильных сторон реального процесса и уменьшению слабых (это совершенствование).

Этому предшествуют сбор информации, контроль, исследование и диагностика. За управленческим консультированием следует внедрение конкретных мероприятий.

 

Основные условия эффективного использования данного метода:

– наличие системы наставничества или системы работы с внешними

консультантами;

– применение его для ответственных решений, определяющих развитие отраслей, компаний, подразделений компании или судьбу их персонала.

Профессионализм реализации методов подключения новых интеллектуальных источников определяется квалификацией наставника или внешнего консультанта.

Экспертные методы

Экспертные методы используются при решении прогностических,аналитических и проектных задач, связанных с неформализуемостью иотсутствием определенности в представлениях об организационно-экономических объектах. Сущность данного метода: проведение экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с качественной оценкойсуждения и формальной обработкой результатов. Особенности методаэкспертных оценок: необходимость научно-обоснованной организацииэкспертизы, применение количественных методов для оценки качественных суждений экспертов.

Экспертный метод может использоваться при определении прогнозовразвития объектов; при определении целей и задач, альтернативном распределении ресурсов; при принятии решений в условиях неопределенности и риска.

1-й этап использования данного метода – формирование группы экспертов. Свойства, которые необходимы специалисту для включения его вэкспертную группу:

– компетентность (степень квалификации в определенной области

знаний);

– креативность (способность решать творческие задачи);

– конформизм (подверженность влиянию авторитета, неустойчивостьсобственного мнения);

– аналитичность и широта мышления;

– конструктивность (способность формировать конкретные предложения);

– самокритичность эксперта;

- отношение к экспертизе.

Для формирования экспертных групп могут использовать способ тестирования, документационный и другие методы.

Способ тестирования состоит в том, что на основе разработанныхтестов проходят обследование возможные кандидаты, и по результатамответов формируется группа.

Документационный способ – отбор экспертов по их объективным характеристикам, которые содержатся в их личных документах (стаж работы, должность, ученая степень, количество публикаций и др.).

Способ назначения – определение руководителем группы экспертовиз числа сотрудников. Главный недостаток способа: мнение сотрудниковможет быть согласованным, но ошибочным, выражающим официальнуюпозицию организации в данном вопросе («эффект школы»). Результатыэкспертизы в этом случае представляют интерес в основном лишь длявнутреннего пользования.

2-й этап применения экспертного метода – проведение экспертизы.Данный этап начинается с выбора способа опроса экспертов. Различаютиндивидуальный, групповой и дельфийский методы.

 

При индивидуальном способе от каждого эксперта посредством анкетирования или интервьюирования получают оценки, не зависимые отмнения других. Затем после их обобщения и обработки определяют общую, результирующую оценку. Индивидуальную экспертизу рациональноиспользовать при необходимости выработки точечного прогноза состояния объекта, при ранжировании совокупности объектов и в других случаях, когда важнейшими качествами эксперта выступают его компетентность и конструктивность.

Групповой способ предусматривает получение суммарной оценки илиобщего решения сразу от всех экспертов путем совместного обсуждения.

Его использование целесообразно при поиске нетрадиционных решений,при оценке характеристик малоизученных объектов, т. е. при необходимости получения творческого решения. Групповой опрос может осуществляться посредством проведения дискуссий, совещаний, конференций,«мозгового штурма».

Метод Дельфи синтезирует ряд положительных черт индивидуальнойи групповой экспертиз. Эксперты независимо друг от друга высказываютсвое мнение в письменной форме. Важнейшая составляющая метода –тщательно разработанные программы анкетирования, осуществляемого внесколько туров, и регулирование вопросов на каждом последующем туре. По окончании каждого тура группа организаторов экспертизы анализирует полученные ответы, обобщает их и готовит по результатам турасправку-бюллетень, с текстом которой знакомятся все эксперты. При этоминформация в справке анонимна. При повторном опросе эксперты получают вопросы, уточняющие первоначальные ответы и сформулированныевыводы с учетом итогов предыдущего тура. В третьем туре экспертам сообщают, по каких пунктам имеется единое мнение, экспертов, высказавших отличное от других мнение, просят его обосновать. Четвертый, чащевсего последний, тур повторяет процедуру третьего. Таким образом, область расхождения мнений сужается и вырабатывается общее решение.

Достоинство дельфийского метода – он уменьшает или полностью устраняет такие психологические факторы, как показная убежденность, нежелание отказаться от публичного высказывания своего мнения, влияние авторитета.

3-й этап экспертных методов – обработка результатов опроса.

Для обеспечения возможности формальной обработки результатов экспертизы необходима численная система, описывающая свойства объектови отношения между ними с помощью количественных параметров (раз личные шкалы наименований (классификации), порядков, интервалов, отношений, разностей).

Шкала наименований используется для описания принадлежностиобъекта к определенным классам.

Шкала порядка – для измерения упорядочения объектов по одному или ряду признаков (шкала рангов).

Шкалаинтервалов – для отображения величины различий между свойствамиобъектов.

Шкала отношений – для отражения отношения свойств объектов, например, их весомости.

Шкала разностей – при необходимости определить, насколько один объект превосходит другой по одному или нескольким признакам.

Выбор шкалы определяется задачами экспертизы, особенностямиобъекта, возможностями группы.При обработке результатов экспертизы важное значение имеет выборметода измерения. Наиболее употребительные методы: ранжирование,парное сравнение, непосредственная оценка, последовательное сравнение.

Регламент должен отвечать следующим требованиям: обеспечитьдостаточное разнообразие формулировок; единство структуры формулировки (например, формулировка должна последовательно отвечать на вопросы: что необходимо? над чем (с чем)? для чего?). Полученные формулировки должны достаточно полно отражать важнейшее их содержание,т. е. обладать значительной емкостью; формулирование должно происходить таким образом, чтобы исключить разночтение.

Проблемы совершенствования экспертных технологий связаны с проработкой следующих направлений: формирование экспертной комиссии,организация и проведение экспертиз на основе использования современных методов, использование многокритериальных оценок при интерпретации результатов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: