Учебник:«Математика 5 класс» Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд (2013 год).




Анализ учебника на соответствие требованиям ФГОС ООО.

Результаты (требования ФГОС ООО).   Критерии оценки (качественное знание параметра, установленные ФГОС ООО).   Примеры заданий и упражнений из учебника.
    Личностные. 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;     4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;   5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;     6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;   1) В учебнике содержится много исторических сведений, касающихся математики. Такие сведения помогают ученику лучше изучить историю. Пример сведений из учебника: «В Древней Руси в качестве единиц измерения применялись: косая сажень (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки; маховая сажень (16 см) - расстояние между концами пальцев расставленных рук …»   2) Задачи, которые подготовлены для выполнения домашнего задания, отмечены специальным ярким значком. Ученик уже сам может определить, какую работу ему необходимо выполнить дома. Такой прием развивает самостоятельность, а так же ответственное отношение к обучению.   3) №857 стр. 135 Задача:«Автомобиль приближается к городу, по улицам которого разрешается ехать со скоростью не более чем 60 км/ч. В кабине автомобиля установлен спидометр − прибор, показывающий скорость движения. Посмотрите на спидометр (рис. 98). Нарушит ли шофёр правила уличного движения, если не снизит скорость? На сколько и в какую сторону передвинется стрелка, когда скорость снизится до 50 км/ч? Каким будет показание спидометра, когда автомобиль остановится?» В задаче приведены некоторые теоретические сведения, которые могут послужить формированию знаний о предмете. А знания уже, в свою очередь, способствуют формированию мировоззрения. 4)№278 стр. 47 Задача: «Как найти периметр прямоугольника; квадрата? Предложите разные 4 способы. Какие из этих способов лучше?» Для решения данного номера нам предлагается обсуждение с классом,т.е. каждый предлагает и выслушивает различные варианты решения задачи,тем самым у учеников развивается уважительное отношение друг другу и мнению. 5)№828 стр. 128 Задача: «Прямоугольный параллелепипед разделён на две части. Найдите объём и площадь поверхности всего параллелепипеда и обеих его частей. Равен ли объём параллелепипеда сумме объёмов его частей? Можно ли это сказать о площадях их поверхностей? Объясните почему.» Данная задача практически стандартная, однако в ней все же есть одно важное условие – автор просит ученика объяснить свои мысли и выводы. Учитель может организовать это задание таким образом, чтобы дети объясняли задание друг другу в арах, или же в группе, тем самым способствуя развитию коммуникативных навыков. 6)№528 стр.81 Задача: «Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики.» В данной задаче ученику предлагается спросить мнение старших членов своей семьи. Возможно, это мнение способно повлиять на него, поэтому, ребенку необходимо уважительно относится к нему.  
  Предметные.   1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;     2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;     3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;   4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат; 5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;     6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;   7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;   1) №787 стр. 120 Задача: «Урожайность − это масса урожая растений, собранного с единицы площади. Обозначив урожайность буквой m, площадь буквой S, запишите формулу для нахождения массы М урожая. Определите по этой формуле: а) какой урожай зерна получит фермер с поля площадью 25 га при урожайности 35 ц с гектара; б) какова урожайность клубники, если с грядки площадью 18 м^2 её собрали 108 кг.» В задаче описан метод нахождения площади поверхности. При помощи такой формулы автор предлагает вычислить реальные факты. Нахождение площади – это один из самых простых примеров познания окружающего мира. 2) №833 стр.129 Задача: «Согласны ли вы с утверждением: а) любой куб является и прямоугольным параллелепипедом; б) если длина прямоугольного параллелепипеда не равна его высоте, то он не может быть кубом; в) каждая грань куба − квадрат?» Предлагаются вопросы, содержащие математические понятия. Ученику необходимо проанализировать математический текст и выразить свое согласие/несогласие. Так же подразумевается, что ученик должен обосновать свои мысли. 3) №799 стр.122 Задача: «Восстановите цепочку вычислений, поставив вместо звёздочек пропущенные числа: Это задание напрямую связано с числами. Задача предполагает овладение устным навыком счета. 4) №707 стр. 108 Задача: «Решите уравнение: а) (3х + 5x) * 18 = 144; б) (7у − 3у): 8 = 17; в) (6a + a): 13 = 14; г) 48: (9b − b) = 2.» Это алгебраические уравнения, которые ученику необходимо научиться решать.     5) В учебнике приводится много теоретической информации со схемами и рисунками. На основе этих данных ученик учится решать задачи и выполнять упражнения.     6)№851 стр.134 Задача: «Отметьте в тетради точку О. Постройте окружность с центром в этой точке. Измерьте радиус окружности. Чему равен её диаметр?» Задача направлена на развитие навыков геометрических построений и изобразительных умений. Так же используется простейшие геометрические понятия, такие, как: точка, окружность, радиус, диаметр. 7) №790 стр. 121 Задача: «Назовите: а) все грани прямоугольного параллелепипеда, изображённого на рисунке 78; б) все рёбра этого параллелепипеда; в) все вершины этого параллелепипеда. Какие рёбра являются сторонами грани AEFB? Какие вершины принадлежат задней грани? Какие рёбра равны ребру AD? Какая грань равна грани ABCD?» В этой задаче ученик знакомится с конкретной пространственной поверхностью – параллелепипедом. Задача развивает навык пространственного мышления, а так же направлена на усвоение учеником геометрических понятий, таких, как: грань, ребро, вершина и т.д.
    Мета-предметные 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;   2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;   3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;   5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;   6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;   7) смысловое чтение;     8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;   1) Практически каждая проблема, поставленная учителем перед учениками, приведет к формулированию темы урока. И в качестве поставленной проблемы учитель может грамотно подобрать задачу из данного учебника.   2) №896 стр. 141 Задача: «Дорога от Фабричного до Ильинского равна 8 км. Лена прошла по этой дороге 3 км. Какую часть дороги она прошла? Решение Длина всей дороги равна 8 км. Поэтому 1 км составляет 1/8 всей дороги, а 3 км – 3/8 дороги. Значит, Лена прошла 3/8 дороги.» Данная задача приведена в учебнике вместе с решением. Это поможет ученику соотнести свое решение с имеющимся, а так же при необходимости скорректировать свое решение при изменении ситуации.   3) №896 стр. 141 Задача: «Дорога от Фабричного до Ильинского равна 8 км. Лена прошла по этой дороге 3 км. Какую часть дороги она прошла? Решение Длина всей дороги равна 8 км. Поэтому 1 км составляет 1/8 всей дороги, а 3 км – 3/8 дороги. Значит, Лена прошла 3/8 дороги.» Данное задание предлагается в учебнике с уже готовым решением. Это может помочь ученику оценить правильность собственного решения.   5) №849 стр. 131 Задача: «Подсчитайте по таблице (рис. 92): а) сколько раз встречается цифра 9; б) сколько всего раз в таблице встречаются цифры 6 и 7 (не считая их по отдельности); в) сколько всего раз встречаются цифры 5, 6 и 8 (не считая их по отдельности).» В данном задании ученику необходимо проанализировать таблицу и на основе данных сделать конкретные выводы. (Развивается дедуктивное мышление, а так же способность к анализу таблиц) 6) № 1542 стр. 234 На примере схемы решения данной задачи ребенок научится употреблять определенные символы деления и правильно расставлять знаки.   7)№873 Задача: «В старину часто пользовались солнечными часами, они известны более 3000 лет. В солнечных часах время определяется по положению тени от наклонного стержня на циферблате (циферблат и стержень располагали так, чтобы в полдень тень от стержня была направлена на от/метку 12 ч). подумайте, что общего у солнечных часов (рис. 103) с современными, в чём их достоинства и недостатки.» Задача содержит текстовую информацию, которую ученики могут внимательно прочитать и усвоить из нее некоторые знания. 8) №833 стр.129 Задача: «Согласны ли вы с утверждением: а) любой куб является и прямоугольным параллелепипедом; б) если длина прямоугольного параллелепипеда не равна его высоте, то он не может быть кубом; в) каждая грань куба − квадрат? Эта задача связана с обсуждением с классом и изложением собственного мнения и выслушивания чужого.

 

Выводы: Таким образом, на основе полученных утверждений мы можем судить о том, что учебник соответствует критериям прописанным в ФГОС ООО.При составлении данного учебника целями являлись не только предметные но и личностные результаты. На что и указывают вышеизложенные требования Федерального документа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: