Просветитель и учёный (о доценте Петре Петровиче Покотило)




Из книги «ВСТРЕЧИ»

 

Я не была знакома с Петром Петровичем Покотило, но, поступив в 1956 году учиться в Архангельский пединститут, пару раз в перерывах между лекциями видела его идущим по второму этажу и не могла не обратить на него внимания. Высокий, строгий, с прямой спиной, в пенсне, он казался человеком из другой эпохи, неведомо как попавшим в поток моих современников. Имя его я запомнила - Петр Петрович Покотило, хотя у нас на истфиле он и не преподавал.

Через много лет, в начале 70-х, когда готовилась новая экспозиция краеведческого музея в здании на площади Ленина, 2, потребовался материал по истории вузов в Архангельске. Мне, сотруднику музея, посоветовали обратиться к дочери Петра Петровича - Вере Петровне Покотило, преподавателю Архангельского лесотехнического института, заведующей кафедрой лесопиления. Я провела в беседах с нею и за описанием архива ее отца несколько недель. Вера Петровна, очень общительная, добрая женщина, прекрасная рассказчица, многое мне поведала, а главное — передала музею весь архив Петра Петровича. Общалась я и с её старшей сестрой Натальей Петровной Ершовой (Покотило).

Прошло еще много лет. Имя Покотило стало забываться. Ни в одной из книг наших историков-краеведов так и не была дана оценка роли этого человека в развитии народного образования на Севере. Мне показалось это несправедливым. По собственной инициативе, не будучи уже работником музея, я вернулась к архивам П.П. Покотило. Считаю, что о таком подвижнике науки и просвещения северяне должны знать и воздать ему должное.

 

Петр Петрович родился 27 апреля 1884 года в Архангельске в семье чиновника - городского исправника Петра Ивановича Покотило. «Отец - безземельный дворянин, чиновник - исправник. Мать из мещан», - сообщал он в Личном листке по учету кадров, заполнявшемся 17 ноября 1938 года. (Архангельский областной краеведческий музей - АОКМ, ф. № 16386)

Петр Иванович Покотило был прогрессивным для своего времени человеком. Украинец по национальности, он очень любил Шевченко. Жена Петра Ивановича - Софья Львовна - была младше мужа на 20 лет.

Покотило принадлежал дом на углу улицы Полицейской (нынешняя улица Свободы) и набережной. Здесь и жила семья, занимавшая тогда второй этаж. Первый сдавали квартиранту. У дома был палисадничек, а во дворе - каретник. Позднее, в 20-х годах, при советской власти, владельцев выселят из их собственного дома, а здание займет управление Беломортранса. Семья Покотило была интеллигентной, дружной, порядочной, веселой. Об алчности, стремлении к обогащению и речи не могло быть. Детей было семеро: три сына и четыре дочери. Родители в первую очередь заботились о том, чтобы дети учились, получили высшее или среднее образование. Николай окончил университет, жил в Петербурге, преподавал историю в гимназии, опубликовал много методических работ. Мария Петровна учительствовала в Архангельске. Софья Петровна - тоже педагог. Александра и Ольга занимались на фельдшерских курсах. Александра рано вышла замуж. Ольга с 1920 года и до самой смерти работала в Архангельске. Лев Петрович - Левушка, как все его называли - был счетным работником. Он погиб в годы гражданской войны в Крыму, хотя был абсолютно нейтральным человеком.

Мать Софья Львовна хорошо знала французский язык. Заботливая, ласковая женщина, она была верующим человеком, но при этом никогда не навязывала своих религиозных взглядов детям. И они по своим убеждениям стали атеистами.

Петру исполнилось всего пять лет, когда отец умер. Это был 1889 год.

В детстве Петр был способным ребенком. Мать сама с ним занималась. Учился он с большим желанием и интересом. Чтобы помочь матери содержать семью, он, гимназист пятого класса, стал давать частные уроки. Заработал себе на фотоаппарат. Любимым предметом его была физика. Учитель не раз поручал ему подготовить класс к уроку. Любопытно, что в семейном архиве Петра Петровича сохранились его гимназические записи «Геометрические и тригонометрические формулы. 8-й класс». (АОКМ, ф. №16466)

Дочь Петра Петровича Вера Петровна припомнила рассказ родственников о курьезном случае, произошедшем накануне Нового года. Петр сделал свечи из бертолетовой соли, принес их домой на елку. Когда их зажгли, они начали стрелять. Едва в доме пожар не начался.

Выбирая профессию, Петр колебался: хирургом стать или физиком? При окончании гимназии написал сочинение, за которое ему полагалась награда - собрание сочинений какого-то писателя. А гимназист попросил, чтобы ему подарили книги известного русского физика О.Д. Хвольсона, члена-корреспондента Петербургской академии наук, автора трудов по электричеству, магнетизму, актинометрии.

В 1902 году, окончив гимназию с золотой медалью, Петр Покотило поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет.

С началом первой русской революции занятия в университете были прерваны. Покотило оказался в центре событий «Кровавого воскресенья»: он был участником мирной демонстрации рабочих к Зимнему дворцу в январе 1905 года. Вот как об этом времени рассказывал сам Петр Петрович корреспонденту газеты «Моряк Севера» Л. Ермаковой 22 марта 1965 года:

«Нескончаемым потоком шли рабочие по Невскому проспекту. Над колоннами развевались хоругви, высоко были подняты иконы, портреты царя и членов царской семьи.

В ту пору я был студентом Петербургского университета. Студенты - беспокойный народ, большинство из нас было настроено революционно. Участвовать в демонстрации нам приходилось не раз. Нашу колонну задержал пикет солдат. Решили на Дворцовую пробираться по одному. Людским потоком меня прибило к Александровскому скверу. Пришлось зайти за ограду. Я особо останавливаюсь на этом факте..., потому что с ним связан один из эпизодов того дня. Так вот, как только многотысячная толпа заполнила площадь, солдаты, не подпуская демонстрантов к дворцу, дали первый оружейный залп. Шальная пуля долетела до сквера. Медленно оседая, с ограды сполз малыш лет четырех. Струйка крови быстро сбегала по лицу. Рядом валялась окровавленная шапчонка. Окаменевшая от неожиданного горя мать, как подкошенная, села на снег.

Передняя цепь демонстрантов заметно поредела, на площади остались лежать сотни убитых и раненых. Настроение людей изменилось молниеносно. Не было больше слепой веры в царя-батюшку, не было благодушия на лицах людей. В глазах - злоба и ненависть.

Вернувшись на Васильевский остров, мы принялись за строительство баррикад. В ход пошло все: старая мебель, бочки, кирпичи, сани. Правда, столкновения с войсками у нас не было, но рабочие и студенты были настроены по-боевому, в любой момент были готовы дать отпор.

Расстрел на Дворцовой площади снял пелену с глаз многих интеллигентов, помог по-иному взглянуть на существующий мир.

Расправа над мирной демонстрацией вызвала волну протеста по всей стране. На многих заводах начались забастовки, митинги. Я не принадлежал к партии социал-демократов, но меня в числе других студентов привлекли к пропагандистской работе.

Нередко мне приходилось выступать на митингах. Помню митинг на Металлическом заводе на Выборгской стороне, нынешнем заводе имени ХХII съезда, выпускающем самые мощные турбины. Я выступал вслед за опытными ораторами, волновался необыкновенно. Но мой рассказ о студенческих волнениях, о нашей солидарности с пролетариатом рабочие приняли с энтузиазмом.

Как кипящий котел, бурлил рабочий Петербург, а вслед за ним и вся Россия, предвещая великие революционные события». (АОКМ,ф.№ 16513)

Дочь Петра Петровича - Вера Петровна Покотило дополнила картину:

«Вспоминая университетские годы, отец рассказывал, что во время студенческих волнений 1905 года профессор Андрей Андреевич Марков, математик, автор трудов по теории вероятности, теории чисел и математическому анализу, пришел в аудиторию и обнаружил, что в зале пусто: все ушли на демонстрацию. Тогда он все, что надо было знать студентам по теме, написал на доске. А когда Льва Толстого предавали анафеме, Марков в знак солидарности с писателем подал прошение, чтобы его тоже отлучили от церкви. В официальных кругах к Маркову сразу стало другое отношение, а студенты его уважали. Так отец говорил».

Не будучи членом партии, Петр Покотило в революционные 1905-1906 годы выступал на заводах в Выборгском районе с агитационными, пропагандистскими речами от фракции большевиков РСДРП.

Из-за того, что в революционные дни занятия в университете были прерваны, окончить курс П.П. Покотило удалось только в 1909 году. Он представил две кандидатских (по терминологии того времени) диссертации: по математике - «Интеграл Эйлера» и по физике - «Флуоресценция». Получил диплом первой степени. Вот что тот свидетельствовал:

«Предъявитель сего Покотило Петр Петрович, сын дворянина, вероисповедания православного, родившийся 27 апреля 1884 года, по весьма удовлетворительном выдержании в императорском С. -Петербургском университете полукурсового испытания и по зачете определенного уставом числа полугодий по математическому разряду физико-математического факультета означенного университета, подвергался испытанию в физико-математической испытательной комиссии при С. - Петербургском университете в 1907-1908 учебном году.

По представлении сочинения по предмету математики, признанного весьма удовлетворительным, оказал на устном испытании следующие успехи: по математике, физике, механике, астрономии - весьма удовлетворительные и на дополнительных испытаниях: по физике - весьма удовлетворительные.

Посему, на основании ст. 181 общего устава императорских Российских университетов от 23 августа 1884 года Петр Покотило в заседании физико-математической испытательной комиссии 23 мая 1908 года удостоен Диплома ПЕРВОЙ степени со всеми правами и преимуществами, поименованными в ст. 921 устава и в п.V Высочайше утвержденного в 23 день Августа 1884 мнения Государственного Совета. В удостоверение сего дан диплом Петру Покотило, за надлежащей подписью и приложением печати Управления С. - Петербургского учебного округа. С. - Петербург, Марта 6 дня 1909 года.

Попечитель С.- Петербургского учебного округа, Почетный опекун, Двора Его императорского величества камергер граф Мусин-Пушкин». (АОКМ,ф.№ 16391) Прим.: в документе фамилия студента написана «Покатило»; цитирование документа дается в современной транскрипции.

В фондах Архангельского областного краеведческого музея хранится университетский значок П.П. Покотило (ф. № 16392).

Петра Петровича оставляют в университете при кафедре физики у профессора И.И. Боргмана для подготовки к профессорско-преподавательской деятельности. Это было лестное приглашение. Иван Иванович Боргман (1849-1914) был известным русским физиком, главой петербургской школы физиков, одним из организаторов Русского физического общества, первым выборным ректором Петербургского университета в 1905-1910 годах. Позднее он ушел из университета в знак протеста против притеснения студентов. Ему принадлежат труды по электричеству и магнетизму.

У Боргмана Покотило занимался с 1 сентября 1909 по 1 января 1912 года. Тому есть подтверждение канцелярии Петроградского университета от 3 октября 1914 года (АОКМ, ф. №16393 и № 16396). На весь 1910 год ему была назначена стипендия из средств Министерства в сумме 1200 рублей. В фондах Архангельского краеведческого музея сохранилась рукопись Покотило «Флуоресценция. Извлечение из диссертации» (ф. №16479).

В это же время Петр Покотило работает помощником лаборанта в первой лаборатории физического института Университета. Ведет экспериментальную работу по флуоресценции в парах натрия и рубидия. Его руководителем в этом был известный физик Дмитрий Сергеевич Рождественский (1876 - 1940). Позднее Рождественский станет одним из организаторов советской оптической промышленности, основателем ленинградской школы оптиков. Ему принадлежат труды по исследованию аномальной дисперсии в парах металлов, атомной спектроскопии, теории микроскопа. В 1918 году он организует и станет первым директором Государственного оптического института.

В это же время Покотило еще преподает в 5-м женском 4-классном городском училище (АОКМ, №16394).

Большие перегрузки привели к острой неврастении. Пришлось, заняв деньги у знакомых, уехать на лечение за границу, в Германию и прожить в Берлине и Дрездене почти 10 месяцев. И это время он использовал для того, чтобы изучить немецкий язык и ознакомиться с постановкой учебной работы в школах Саксонии, «изучить школьный отдел Всемирной выставки гигиены в г. Дрезден».

Осенью 1911 года по возвращении из Германии ему пришлось делать выбор из двух привлекавших его видов деятельности - научной и педагогической. Он предпочел вторую. Но при этом не оставил научные переводы. «Переводы делать заставила необходимость выплачивать долги, сделанные во время болезни», - писал он в своей автобиографии. (АОКМ, ф. №16385). Перевел, в частности, предназначенные для студентов старших курсов основные труды Эдара «Общая физика», «Оптика», «Теплота», опубликовал в журналах и научных изданиях статьи «Новые идеи в физике», научные обзоры «Флуоресценция», «Теплота». С переводами П.П. Покотило, помещенными в сборнике «Новые идеи в физике», изданном под редакцией И.И. Боргмана в 1912 году, а также с оттисками статей «Флуоресценция» и «Термионы» из журнала Русского физико-химического общества (выпуски 4, 8 за 1910 год) можно познакомиться в фондах Архангельского областного краеведческого музея (ф. №№ 16484, 16453, 19454).

В 1911 году Петр Покотило женился на Ольге, своей двоюродной сестре, выпускнице Бестужевских курсов. Родители протестовали. Николай Петрович, отец Ольги, проклял ее за этот брак: слишком близкое родство для замужества казалось кощунством. Пришлось молодым уйти из дома и жить в Гавани, снимая частное жилье, хотя у Николая Петровича была прекрасная квартира. Но молодые супруги были счастливы и прожили дружно всю жизнь. Правда, приходилось много работать, чтобы обеспечить семью; в 1912 году родился первенец - Наталья, а через два года - вторая дочь - Вера.

Петр Петрович с 1911 по 1918 год был преподавателем математики, физики и космографии в гимназии при Императорском историко-филологическом институте, что размещался на Университетской набережной, 11. Об этом свидетельствует выданное ему удостоверение и характеристика, хранящаяся в архиве Петра Петровича. В ней говорится:

 

«Его Превосходительству Господину Директору ИМПЕРАТОРСКАГО Историко-филологического Института.

Вследствие предложения Вашего Превосходительства представить сведения о педагогической деятельности преподавателя Гимназии при Институте П.П. Покотило, имею честь доложить, что с самого начала своей педагогической деятельности г. Покотило выказал себя глубоким знатоком своей специальности, вполне знакомым с новейшими изысканиями в области физико-математических наук и умеющим критически оценивать достигаемые научными изследованиями результаты. Интерес к науке, за успехами которой в России и за границей г. Покотило всегда заботливо следит, соединяется у него с редкостным умением преподавать в среднем учебном заведении, излагая все отделы предмета, не исключая самых сложных, строго научно и в то же время в форме ясной и вполне доступной для учеников, благодаря чему повышается их любознательность и успешность занятий. Не излишним будет упомянуть, что г. Покотило был инициатором столь полезной меры, как увеличение числа уроков физики в IV классе на один час в неделю, и составителем первой... физического кабинета Гимназии, доведеннаго его стараниями до блестящего состояния. Преданный своему делу и талантливый преподаватель, г. Покотило с полным усердием несет обязанности классного наставника, обнаруживая глубокий педагогический такт и умение соединять необходимую строгость требований с неизменно доброжелательным отношением к учащимся.

И.Д. Заведывающаго Гимназией П. Томасов».

(АОКМ,ф.№ 16397).

 

Эта характеристика датирована 9 декабря 1916 года.

Какое-то время Петр Петрович преподавал физику и астрономию и в частной гимназии Никифоровой, но в 1915 году был уволен за антирелигиозную пропаганду.

Три года (с 1915 по 1918) он вел занятия по физике и химии еще и в первом городском среднем учебном заведении Петрограда (АОКМ, ф.№ 16402). При этом не прекращал интересоваться последними новостями теоретической науки, о чем свидетельствуют подаренные ему автором М.Я. Якобсоном в 1915 году оттиски статей «Фотографические действия каналовых лучей» и «Строение водородной молекулы и новый вывод формулы дисперсии» (АОКМ, ф. №№ 16456, 16457).

После Февральской революции, в 1917 году, в Петербурге было голодно. Надо было думать, как семью кормить. И Ольга Николаевна летом 1918 г приняла приглашение своей ученицы поехать на лето в Шенкурск.

Отправились все вместе, не подозревая, что покидают город на Неве навсегда. Все имущество, все вещи остались в Петрограде.

Младшая дочь Петра Петровича Вера Петровна Покотило вспоминала:

«Ехали на лошадях, с бубенцами, очень боялись, чтобы бандиты не напали. А в это время уже наступали белые. Мы оказались отрезанными от дома. Спустя некоторое время перебрались в Архангельск, к родственникам. Пришлось заново обживаться. Потом переехали в Соломбалу, жили в большой холодной комнате. Родители уходили на работу, а мы с Наташей оставались на целый день одни. Но боялись только хозяйки. Родителям, когда они беспокоились, как мы одни справимся, мы говорили: «Мы боимся только тети Насти, а потом волка». Мама днем прибегала нас покормить. Ей самой надо было хорошо питаться, ведь она - больной человек: страдала бронхиальной астмой. А она о нас в первую очередь заботилась. Одежду мы носили ту, что пожертвовали родственники и знакомые. Мама перешивала себе пальто чуть ли не из солдатской шинели. Пока родители на работе, мы в комнате приберем, пол подметем и играем».

Позднее семья перебралась в центр города, на Петроградский проспект, во флигель дома № 155, между нынешними улицами Карла Маркса и Свободы. Хозяин флигеля Ильин сдавал им комнату до тех пор, пока в 30-х годах Петр Петровичу не дали жилье в доме АЛТИ на улице Северодвинской.

С началом учебного 1918 года, с 9 сентября, П.П. Покотило начал преподавать в Ломоносовской мужской гимназии, где вел физику и математику до сентября 1920 года (АОКМ, №16405). Одновременно его пригласили и в Соломбальскую гимназию и во второе реальное училище.

В первые годы советской власти он преподавал и в разных техникумах города. Восемь лет (с 1921 по 1929 г) он вел физику и математику в педагогическом техникуме, пока его не расформировали и не перевели в Грязовец (справка, АОКМ, ф. № 16416). Здесь он оборудовал кабинет, руководил физико-техническими кружками и кружком радиолюбителей, читал массовые лекции, участвовал в вечерах и концертах.

С 1 сентября 1923 по 1 сентября 1926-го его слушали учащиеся Архангельского химико-механического техникума им. М.В. Ломоносова, который находился на набережной, в доме № 83 (справка, АОКМ, ф. № 16413). Одновременно (с 1923 по 10 июля 1930-го) вел занятия в морском техникуме, а с августа 1930-го стал там заведовать физическим кабинетом (АОКМ, ф. №16406). Документы свидетельствуют, что в 1926 году он был преподавателем Архгубсовпартшколы и техникума водных путей сообщения (справки, АОКМ, ф. №№ 16410, 16411). Этот техникум тогда размещался в доме № 81 на набережной.

Вот какую характеристику дал П.П. Покотило в 1926 году инспектор школ Архангельского уезда Т. Гущин, знавший его с 1920-го года «как энергичного участника организации ПИНО и учительских курсов»:

«Все поручения... выполнял деловито. Петр Петрович Покотило является высококвалифицированным, дельным преподавателем двух техникумов и принимает участие в общественно-просветительной работе, читал лекции в клубах рабочих, на ученических собраниях и др.» (АОКМ, ф. № 16412).

В том же году и профком техникума водных путей сообщения и вечернего рабочего техникума аттестуют Петра Петровича, как человека, «всецело стоящего на платформе Советской власти, преданного делу рабочего класса, научного работника, принимающего активнейшее участие в постановке на должную высоту дело преподавания естественных наук в нашем техникуме».

В 1920 году Петр Петрович Покотило вошел в инициативную группу по созданию Института народного образования (ИНО). В 1931 году бывший заведующий Архангельским губоно, ставший директором Архангельского строительного техникума, Т. Гущин подтвердит, что Петр Петрович Покотило в апреле-июне 1920 г. «действительно состоял членом Оргбюро при Губоно по организации в г. Архангельске педагогического вуза - И.Н.О. и ездил в качестве делегата от Бюро в Москву с поручением к наркому просвещ. т. Луначарскому, а также в Ленинград для приглашения преподавателей и закупки оборудования. Порученную работу т. Покотило выполнил умело, не жалея своих сил, с присущей ему энергией».

Вот как об этом рассказывал сам Петр Петрович: на вечере, посвященном 90-летию А.В. Луначарского, состоявшемся в пединституте в ноябре 1965 года:

«Губком и губисполком решили организовать в Архангельске первый вуз. Мне выпала великая честь поехать в Москву к наркому просвещения Луначарскому для разрешения этого вопроса. Анатолий Васильевич очень приветливо принял меня и горячо взялся за дело. Он обещал доложить Ленину и разрешить вопрос на ближайшем заседании Совнаркома.

Когда через несколько дней я пришел к нему, он меня поздравил с рождением первого ВУЗа на Севере - Архангельского института народного образования (ИНО).

С осени 1920 г. институт начал работать. Первый камень в него заложил Луначарский. Трудные были годы, но Советская власть и первый нарком просвещения не жалели средств на дело просвещения, на подготовку учителей. Через пару лет ИНО был переименован в ПИНО (Практический институт народного образования). В нем готовили учителей для полной средней школы, а в педтехникуме при ПИНО готовили учителей для 7-летки.

Институт и педтехникум помещались в том самом здании, где мы сейчас находимся, в здании бывшей духовной семинарии». (АОКМ, ф. №16458)

«На вечере была зачитана приветственная телеграмма от дочери Луначарского Ирины Анатольевны» - писала 25 ноября газета «Правда Севера».

Петр Петрович преподавал не только в ПИНО, но и на рабфаке при институте, и в школе повышенного типа. (АОКМ, ф. №№ 19398, 16399, 19400, 16401, 16403, 16404, 16407,16408, 16409). В институте он заведовал кафедрой физики, вел курс физики и механики, оборудовал большой физический кабинет и школьную лабораторию. С помощью студентов сделал несколько фундаментальных установок.

После закрытия ПИНО в здании разместилась Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа.

Когда у Петра Петровича спрашивали, почему он после окончания интервенции и гражданской войны не вернулся в Петроград, где прожил уже 16 лет, где составил себе имя в научно-педагогической среде столицы, он отвечал, может быть, несколько патетично, но в присущей ему манере:

«Застрявши в Архангельске, я не хотел отсюда уезжать. Ведь здесь была целина! И радостно было видеть, как твой труд и труд коллектива на пустом месте создают и строят новую жизнь».

Новый прилив энтузиазма он испытал, когда в Архангельске открылся лесотехнический, а за ним педагогический институт. Петр Петрович сразу же, в 1929 году, был приглашен на работу в АЛТИ. Здесь он с 1930 года заведовал кафедрой физики (АОКМ, ф.. № 16429). Оборудовал физическую лабораторию, создал большой физический кабинет и две исследовательские лаборатории - тепловую и рентгеновскую. В одной из них впоследствии будет работать Розинг, изобретатель телевидения, сосланный в Архангельск. К сожалению, в документах Покотило нет ничего об этом, и неизвестно, общались ли они, вели ли между собой беседы, хотя общая сфера интересов не могла, казалось бы, не подтолкнуть их друг к другу.

В 1932-35 годах Петр Петрович издает конспекты лекций «Введение в механику», «Энергетика и электронная теория вещества», «Кинетическая теория газов». Пять лет он изучал тепловые свойства древесины, вел рентгеновское исследование процессов стружкообразования и пиления в специально для этого оборудованных им лабораториях в АЛТИ. В 1937 году выходит его работа «Методика исследования стружкообразования и пиления при помощи рентгеновских лучей», а в 1938 - «Экспериментальное исследование тепловых свойств древесины путем регулярного режима».

В АЛТИ Петр Петрович проработал до 1 марта 1938 года (АОКМ, ф. №16433). Здесь ему в 1937 году без защиты диссертации присвоили ученое звание доцента (АОКМ, выписка ВАК, ф. № 16427).

«Он был очень увлечен работой. Со временем не считался, -рассказывала об отце Наталья Петровна Ершова (Покотило). «Иногда отведет 6 часов в одном институте, а потом еще в другом - 4. Когда лесотехнический институт открывался, не было ничего для занятий. Петр Петрович все создал, организовал мастерскую при кафедре физики. Многие приборы сами делали, пропадая до поздней ночи на работе с мастером Андреем Федоровичем. Отец не раз выезжал в Москву, в Ленинград, доставал мрамор для щитов, разные материалы. Однажды был на Ленинградском фарфоровом заводе, так заказал для себя и для института портреты М.В. Ломоносова».

В архиве П.П. Покотило сохранилось письмо-направление Комиссии содействия ученым при СНК от 8.01.1934 года директору теплотехнического института об откомандировании П.П. Покотило в это учебное заведение с просьбой оказать всяческую помощь (АОКМ, ф.16423).

«И это вечное горение, целеустремленность, любовь к делу остались в нем до конца, - говорила Наталья Петровна. - Со школьных лет мы были в курсе всех его занятий. Иногда он водил нас в свой физический кабинет, показывал опыты. А когда стали студентками АЛТИ, то учились у отца, видели все его приборы. (К слову сказать, Наталья Петровна окончила институт в 1934 году, в первом выпуске химиков). - Он учил нас деловитости, учил своим примером. А словесных наставлений никогда не давал, специально воспитанием не занимался».

«В 1932 году в Архангельске был открыт вечерний педагогический институт с тремя отделениями: физическим, историческим и литературным, - рассказывала мне при встрече в октябре 1971 года Алиса Христиановна Дрихель, коллега Петра Петровича. - П.П. Покотило заведовал кафедрой физики, читал лекции по курсу общей и теоретической физики. Кабинет физики, оформленный им для вечернего отделения, не отличался от дневного. При этом Петр Петрович днем преподавал в АЛТИ. Это был неутомимый энтузиаст, очень энергичный человек».

Институт располагался в здании бывшей Ольгинской гимназии на углу Набережной и нынешней улицы Суворова вместе с 1-ой единой трудовой школой.

По утверждению Алисы Христиановны Дрихель, чтобы добиться открытия вечернего пединститута, П.П. Покотило опять ездил в Москву. Об этой поездке сам Петр Петрович не оставил воспоминаний, но в его архиве, хранящемся в фондах Архангельского областного краеведческого музея, есть командировочное удостоверение от 4 января 1931 года (ф. № 16420) и удостоверение от 25 февраля 1931 года, подтверждающее поездку в Москву и в Ленинград (ф. № 16419).

В архиве П.П. Покотило сохранился и фотоснимок первого выпуска вечернего пединститута в 1936 году.

Сам Петр Петрович в одной из своих статей в газете «Правда Севера» вспоминал:

«Мне работающему в педагогическом институте с его основания, хорошо памятен весь пройденный им путь.

Начинали мы очень скромно. Было открыто только вечернее отделение института для переквалификации учителей города, которые занимались без отрыва от производства. Затем институт стал быстро расти. С первых шагов мы начали всестороннюю организацию учебного процесса. Кафедра физики сразу же приступила к закупке оборудования в Москве и Ленинграде, конструированию и производству различной аппаратуры и фундаментальных установок при содействии мастерских лесотехнического института и других учреждений, а затем к своей учебной мастерской, организованной при кафедре. В 1940 году, когда институт получил собственное здание, коллектив быстро оборудовал необходимые лаборатории и лекционный зал по физике. Вскоре же был организован кабинет-лаборатория по методике физики. Непрерывно шло приобретение учебной и научной литературы.

Благодаря энергии и настойчивости декана физико-математического факультета А.Х. Дрихель, бессменно возглавлявшей его с 1933 года, учебная работа по нашим дисциплинам шла без перебоев и на достаточно высоком уровне».

Когда в 1938 году было открыто дневное отделение института, П.П. Покотило перешел сюда на постоянную работу, оставшись в АЛТИ совместителем. Сам институт получил здание комвуза (нынешний основной корпус ПГУ).

«Отец очень большое значение придавал качеству своих лекций, в том числе и учебных, - рассказывала Наталья Петровна Покотило. - Много раз их перерабатывал, обновлял постоянно, при этом советовался с мамой».

Ольга Николаевна тоже была преподавателем в педагогическом институте.

Обе дочери усвоили науку отца. Они стали педагогами, получив инженерное образование.

«К каждому занятию готовилась заново, хотя могла, закрыв глаза, все наизусть рассказать, - признавалась Наталья Петровна. - А отец даже ночью все продумывал, записывал подходящие мысли. Перед общественной лекцией, когда все уже напишет, проверял написанное, читал или нам, или маме. Его лекции до сих пор вспоминают. Он был хороший оратор. Рассказывал все живо, аргументированно. Во время публичных выступлений следил за реакцией слушателей.

Он был всегда подтянутым, аккуратным, во всем соблюдал режим. Девушки-студентки говорили ребятам: «Посмотрите, как Петр Петрович одет. Учитесь!» Известна была его нравственная щепетильность, честность, порядочность».

«Первая заповедь отца - абсолютная честность во всем, принципиальность, - подтверждала и Вера Петровна. - Он, человек спокойный, уравновешенный, мог выйти из себя, вспылить, если видел несправедливость, недобросовестное отношение к делу, неблаговидные поступки. Он горячился, когда его не понимали или не соглашались с резонными предложениями. Тогда он бушевал. Требовал, настаивал. Он очень уважал ректора АЛТИ Горохова, как человека разумного и справедливого, но и с ним однажды поссорился. Доставалось от него и студентам, у которых он обнаруживал шпаргалки».

Когда мы с Верой Петровной разбирали архив ее отца, то в одном из портфелей нашли целый ворох отобранных на экзаменах и зачетах шпаргалок.

В таких случаях Петр Петрович неистовствовал. В его речи появлялись резкие ноты, революционный обличительный пафос и большевистская риторика первых лет Советской власти. Сохранилось его обращение к первокурсникам в мае 1958 года, накануне сессии. В нем Покотило вспоминал о своей встрече с Луначарским, который обратил особое внимание на воспитание истинно советских специалистов, патриотов своей Родины: «Он говорил, что среди студентов могут быть лентяи, прощелыги, пьяницы. Их товарищи должны заняться их воспитанием. Оно должно идти по линии партийной и профсоюзной. Если такие студенты упорствуют в своем нежелании работать, их надо гнать. Иначе они, как сорняки, как паразиты, как отбросы, будут и останутся нашими врагами, врагами нашей Родины...

Сохраняют ли эти слова Луначарского свой смысл и силу сегодня?

Есть ли сейчас среди наших студентов бездельники, бесшабашные лодыри, хамы, которые похваляются своей моральной грязью?... А другие студенты, вместо того, чтобы исправить этих чужаков и сделать их достойными гражданами нашей Родины и в то же время достойными своими товарищами, топят их окончательно, развращая их шпаргалками, выполняя за них чертежи, поддерживая на сдаче зачетов, одним словом, поддерживая этих хромых калек со всех сторон костылями.

Бодро и весело, честно работать нам всем! Ведь мы вступили в великую семилетку, идем в коммунизм. А весь балласт, всю гниль надо от себя отбросить.

Мы работаем и живем во славу нашей Родины, нашего народа, самого себя, как части народа. А эти уроды живут, обманывая Родину, во вред народу и только для узенького «Я», жалкие, нищие умом и духом». (АОКМ, ф. №16448).

Возможно, в наше время несколько шокирующе звучат эти слова, эта лексика, тем более что вырываются они из уст интеллигентного человека, имеющего прекрасное образование и воспитание, умного и деликатного в жизни человека. Нельзя усомниться в одном: в своем негодовании он был предельно искренен и горяч. Ведь сам он работал исключительно честно и добросовестно, предъявляя к себе не менее жесткие требования.

Много времени П.П. Покотило уделял научной работе. С 1941 года он занимался спектральным изучением сумеречного свечения неба. Тема была согласована с Институтом теоретической геодезии АН СССР. Эта работа должна была продолжиться в северных широтах и составляла часть обширных исследований Академии наук СССР, проводимых в различных более южных широтах. Петром Петровичем был спроектирован и построен в Архангельске шеститрубный фильтровый сверхсветосильный спектрограф. Профессор И.А. Хвостиков одобрил его конструкцию и послал приглашение участвовать в одной из экспедиций в Алма-Ату, чтобы фотографировать небо этим прибором во время полного солнечного затмения в сентябре 1941 года. Война помешала осуществлению этого проекта.

Эти сведения П.П. Покотило изложил в своей автобиографии, написанной 7 февраля 1944 года. (АОКМ, ф. № 16385).

Работая в 30-40-е годы над темой «Использование тепловых свойств древесины методом регулярного режима», П.П. Покотило следил за публикациями работ профессора В.Н. Кондратьева. (АОКМ, ф. № 16485) и поддерживал с ним связь. Виктор Николаевич Кондратьев (1902-1979), советский физик-химик, академик АН СССР, лауреат Государственной премии 1946 года, занимался вопросами химической кинетики, молекулярной спектроскопии, строения вещества, фотохимии.

Во время Великой отечественной войны, в марте 1943 года, в Архангельском педагогическом институте состоялась первая научная конференция. Она проходила в областном парткабинете на проспекте Павлина Виноградова, 76. Сейчас этого здания нет, ныне там площадь им. Ленина. Петр Петрович сделал на конференции два сообщения - «Светосильный фильтровый спектрограф конструкции докладчика для исследования спектрального состава сумеречного свечения неба» и «Вопрос о тепловой смерти вселенной в свете новейших данных о физическом веществе». В конференции приняла участие и его жена Ольга Николаевна, сделавшая сообщение «Размещение сельского хозяйства в Архангельской области в VIII веке». А через год в том же помещении состоялась вторая научная конференция. В ней опять приняли участие супруги Покотило. Петр Петрович выступил с двумя докладами - «Метод регулярного режима для определения тепловых свойств вещества и применение его докладчиком для исследования древесины» и «Ньютон и современная физика». Старший преподаватель АГПИ О.Н. Покотило на секции естествознания и географии сделала аналитическое сообщение на тему «Развитие сельского хозяйства в Архангельской области». Третья институтская научная конференция проходила уже после войны, в апреле 1947 года. Сохранились печатные и рукописные тексты выступлений Петра Петровича Покотило, его учебных и публичных лекций, научных отчетов. (АОКМ, ф. №№ 16476, 16480, 16481, 16482, 16486, 16489, 16490, 16491, 16492), а также пригласительные билеты на институтские конференции и сборники тезисов.

Не раз выступал П.П. Покотило и по проблемам методического плана. В его архиве сохранились тезисы и доклад «К вопросу о преподавании темы «Вещество и его строение» в курсе физики и химии средней школы», датированный 27-31 декабря 1948 года (АОКМ, ф. № 16463), а также доклад «Основные понятия физики - материал и энергия - в свете диалектического материализма и их возможное раскрытие в курсе средней школы» (АОКМ, ф. № 16471).

По мнению Натальи Петровны Ершовой (Покотило), её отец был больше педагог, методист. Он очень переживалза состояние преподавания своих дисциплин в вузах и школах, уделяя этому больше внимания, чем научно-исследовательской работе.

Как-то он присутствовал на факультетском совещании в АГПИ, обсуждавшем проблемы перестройки педагогического образования. (АОКМ, ф. №16493) По рукописной стенографической зап<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: