Университет, г. Москва, Россия




Сироты в России достаточно сложная и противоречивая категория, это дети, работа с которыми требует предельного внимания и много заботы не только во время пребывания ребят в стенах учреждения, но и после. После окончания пребывания в детдоме, интернате, приюте они не всегда готовы к самостоятельной жизни. Первые годы после выпуска для них являются самыми сложными – в стенах учреждения за ними осуществлялся присмотр, их жизнь носила чёткий распорядок, рядом были люди, готовые помочь, а после выпуска большинство проблем им приходится решать самостоятельно, с чем они явно не всегда справляются. «Социологические исследования демонстрируют неутешительные результаты воспитания в интернатных учреждениях» [3, с. 64].

Как показывает опрос директоров детских домов, «от 30 до 50 % выпускников не могут адаптироваться в обществе» [3, с. 64]. Нерешённые проблемы не позволяют выпускникам интернатных учреждений ощутить себя полноценными членами общества, у них отсутствуют возможности для самореализации, для них возникает потенциальная угроза социальной дезадаптации.[20]

Одной из самых сложных в жизни выпускников интернатных учреждений является проблема трудоустройства. Молодёжь является одной из самых уязвимых в этом отношении категорий населения. Это подтверждается рядом фактов, в числе которых можно указать следующие: «…безработица молодых на 30 % выше, чем среди взрослых», [7, с. 23]; «…в отсутствие рыночных и правовых механизмов регулирования трудовых отношений молодёжь чаще страдает от нарушений трудового договора, имеет ограниченные возможности для повышения квалификации и служебного роста. Нарушаются права и гарантии молодёжи на оплату труда, а традиционно относительно низкие заработки молодых работников объясняются недостатком у них опыта и навыков» [7, с. 93].

После выпуска из стен интернатного учреждения выпускники оказываются не готовыми к трудовой деятельности. По подсчётам Г. В. Семьи, «полученного образования для выполнения жизненных планов хватило 19,9 % выпускников» [10, с. 83]. Несмотря на это, социологические опросы показывают высокий рейтинг трудолюбия как важного социального качества. «По данным Всемирного исследования ценностей, подавляющее большинство взрослых россиян (89 %) считают, что самым важным качеством, которое родители должны воспитать в детях, являются трудолюбие, то есть позитивное восприятие размеренного исполнения рабочих функций» [8, с.11]. Существенными для понимания проблемы являются такие факторы, как появление нового социального статуса у подростка в постинтернатный период; вступление в обладание новыми правами и обязанностями, которые не были доступны при пребывании в приюте, детском доме, интернате; в постинтернатный период молодых людей не воспитывают учителя и воспитатели, эту работу должны выполнять уже иные специалисты с иной системой профессиональной подготовки.[21]

«Предпосылки для постинтернатной адаптации создаются ещё во время нахождения воспитанников в учреждении…» [3, с. 70]. Безусловно, связь между периодом нахождения ребёнка-сироты в стенах интернатного учреждения и постинтернатным этапом является одним из факторов, способствующих решению вопроса трудоустройства детей-сирот в постинтернатный период. Особо рельефно она проявляется в сфере трудоустройства детей-сирот в постинтернатный период, так как «решение проблемы трудоустройства является частью адаптационного процесса» [3, с. 87].

Одним из возможных вариантов решения проблемы трудоустройства детей-сирот в постинтернатный период является оказание им социально-педагогической помощи – мер, основанных на активном использовании ресурсов социума. «Окружение человека и пространство, в котором он находится, зачастую задают новые темы его внутреннего диалога. Важно, чтобы окружение человека стимулировало мыследеятельность, пробуждало чувства, касающиеся нового осмысления событий жизни, способствовало возникновению новых вопросов» [9, с. 33]. «Речь идёт о «педагогизации» социальной среды, то есть о совокупности всех основных видов социально-педагогической деятельности, которые объединены единой целью – преобразование социальной среды в педагогически целесообразную гуманистически ориентированную среду. Такая среда не только будет соответствовать позитивным социальным запросам молодёжи, обеспечивать дальнейшее её социальное развитие, но формировать более действенные условия социального формирования молодых людей последующей генерации» [7, с. 69–70]. В этом заключается социально-педагогический подход к решению проблемы.

Представляется, что в силу кратковременности периода с момента выпуска из стен интернатного учреждения и до наступления совершеннолетия для выпускников самым оптимальным по структуре и характеру видом социально-педагогической помощи в сфере трудоустройства будет социально-педагогическая поддержка трудоустройства. Социально-педагогическая поддержка трудоустройства, как правило, оказывается выпускникам интернатных учреждений в случае поиска, смены или подготовки к новому месту работы. По своей структуре социально-педагогическая поддержка, «…являясь одним из видов социально-педагогической помощи, но помощи не вообще, а только в стрессовой, экстремальной ситуации и отличается… тем, что она предлагает свои услуги клиенту разово…» [1, с. 60]. В том случае если возникает необходимость в социально-педагогической поддержке трудоустройства после выпуска из интернатного учреждения и если ребёнок обращается за помощью, то самым первым ресурсом для решения его жизненных проблем становится его осознанное желание выбраться из сложившейся ситуации. Реальность самого факта существования проблемы и посильной возможности её решить должны быть полноценно осознаны выпускником. На определённом этапе жизненного пути навык социальной самостоятельности к моменту выпуска из интернатного учреждения у выпускника должен быть сформирован. Без самостоятельного желания выпускника интернатного учреждения подобная форма социально-педагогической помощи невозможна, ведь речь идёт о поддержке как возможности поддержать, продолжить, направить что-то начатое, уже сформированное. «Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (на недостаточном уровне), то есть поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека, саморазвития» [11, с. 102].

Выпускники интернатных учреждений, оказавшись в подобной ситуации, решают «… для себя вариант знаменитой дилеммы: попросить ли в подарок рыбу, или же попросить удочку, которой тебя к тому же научат пользоваться» [6, с. 69]. Данный пример достаточно полно раскрывает особенность социально-педагогической поддержки трудоустройства, которая предполагает решение определённых образовательных задач (научение, знакомство с возможностями использования воспитательных ресурсов социума), воспитательных задач (формирование необходимых для решения вопросов трудоустройства качеств и способностей), психологических задач (удовлетворение жизненно важных потребностей при решении вопросов трудоустройства) и т. д., с учётом опоры на самостоятельность самого ребёнка. Интересно, что в основе английского слова «education», перевод на русский которого звучит как «воспитание», лежит идея самостоятельного развития. «Значение «education» определяется его привязанностью к латинскому деривату «educo». Данный дериват не является неделимым: он состоит из приставки «e-(ex)», означающей «движение изнутри», и корня «duco» – «я (!) веду». Дословный перевод деривата «educo» – «я вывожу». Очевидно, что первоначальный смысл (мотивация) «education» – «самодвижение из состояния невежества к знаниям», «самосовершенствование». Вот оно априори – никакой поддержки извне, никаких «водителей», «манителей», «носителей» и т. п.; акцент на «само-», а не на «взаимопомощь», самоценность индивидуальности, которая никому не должна и которой никто не должен» [5, с. 11].

Поэтому вовсе неприемлем подход, при котором основную нагрузку при оказании социально-педагогической поддержки трудоустройства выпускникам берёт на себя специалист службы социальной адаптации, не утруждая выпускника никакими социальными задачами; данное условие в корне меняет вид социально-педагогической деятельности. Специалист, оказывающий социально-педагогическую поддержку трудоустройства выпускнику интернатного учреждения, должен «…не стремиться решать проблемы за [ребят], а видеть свою задачу в том, чтобы научить ребят самостоятельно справляться с решением жизненно важных вопросов: направлять, обсуждать вместе возможные пути решения проблем, тем самым развивать инициативу и самостоятельность каждого… и способствовать становлению их активной жизненной позиции» [4, с. 101].

Обращает на себя внимание характер отношений между специалистом и выпускником интернатного учреждения при оказании социально-педагогической поддержки трудоустройства. Эти отношения принимают субъект-объектный характер, но они не однолинейны. В них отсутствует императивность, больший акцент сделан на равноправии, ведь, несмотря на единовременность оказания, разовый характер социально-педагогической поддержки, отношения выходят за рамки отношений «воспитанник – воспитатель». Успешное оказание социально-педагогической поддержки невозможно, «…если молодой человек по-прежнему будет оставаться «клиентом» служб социальной работы, и, наоборот, вполне возможно, если он станет «партнёром» в системе социально-педагогических отношений» [7, с. 70]. Действительно, эти отношения больше должны напоминать партнёрские: «партнёрство в совместной деятельности подразумевает наличие неких субъективных интересов у каждой из участвующих сторон, но осуществление практических действий этих сторон в интересах всех участников» [2, с. 82]. Партнёрство в отношениях позволяет проявить уважение к выпускнику и помогает развить в нём необходимые социальные качества. Необходимо согласиться с мнением о том, что проявление этого принципа есть показатель развития уровня признания ребёнка как личности. «…Социально-педагогическая поддержка зависит от процесса [22]демократизации общества, системы образования, восприятия ребёнка обществом как субъекта собственного развития… Социально-педагогическая поддержка – явление в отечественной педагогике новое, активно исследуемое лишь последние годы. Их появление в советской педагогике было практически невозможно, поскольку цели и ценностные установки той эпохи отличаются от целей и ценностей… предъявляемых к личности в настоящее время…» [11, с. 108].

«В педагогике поддержки педагог и ребёнок зависимы друг от друга. Зависимость ребёнка от взрослого состоит в том, что он не может самостоятельно решить свою проблему и объективно нуждается в помощи. Зависимость педагога от ребёнка состоит в том, что он не может решить проблему за ребёнка, не лишив его при этом условий для развития самостоятельности. Цели и позиции ребёнка и педагога разные, они сближаются в том случае, если ребёнок стремится быть активным в решении собственной проблемы. Поддерживающая деятельность педагога заключается в том, что он, не разрывая поддерживающих отношений с ребёнком, постепенно уменьшает долю своих прямых действий в решении его проблем» [12, с. 16]. При оказании социально-педагогической поддержки трудоустройства одной из задач специалиста является определение вариантов решения проблемы трудоустройства – соотнесение тех альтернатив, которые предложил сам выпускник для решения проблемы трудоустройства, с теми вариантами, которые предлагает сам специалист. Возможность осознанного выбора альтернатив, определение дополнительных путей развития ситуации есть условие для личностной и профессиональной самореализации выпускника. А развитие социальной активности возможно в том числе и с помощью сокращения предлагаемых специалистом вариантов решения проблем трудоустройства и одновременно стимулированием увеличения альтернатив, предлагаемых выпускником. Этот процесс должен носить характер обратной зависимости, то есть стремиться нужно к тому, чтобы в итоге предложенных выпускником альтернатив было больше, чем тех, что предлагал сотрудник службы социальной адаптации. Интересно, что одним из показателей социальной готовности выпускника является «наличие нескольких вариантов трудоустройства» [10, с. 86].

Специалисты говорят о двух формах оказания социально-педагогической поддержки: «…характер этой деятельности может быть «откликающим» в ответ на обращение клиента (инициатором начала поддержки является клиент) или «упреждающим» на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию (инициатором поддержки в этом случае выступает специалист). Любая из этих разновидностей посредничества как деятельность в своей структуре имеет цели, способы их реализации и результат» [1, с. 61]. Часто преимущество в работе отдаётся первой форме, часть авторов считает данный аспект наиболее важным в «социально-педагогической деятельности, которая носит превентивный, профилактический, предупредительный характер» [7, с. 71]. Время в данной ситуации может стать одним из факторов, значительно влияющим на оказание социально-педагогической поддержки трудоустройства. «Ориентация на предупредительные меры основывается на понимании того, что чем больше времени проходит до момента оказания помощи ребёнку в кризисной ситуации, тем сложнее устранить последствия» [13, с. 110].

Трудовой опыт выпускников интернатных учреждений, как правило, невелик, и во многом от того, насколько удачными будут первые попытки решить вопрос в сфере трудоустройства, будет зависеть дальнейшая их профессиональная карьера. «…Неэффективная растрата трудового потенциала впервые вступающих на рынок труда – это потеря качества рабочей силы в средне- и долгосрочной перспективе» [7, с. 165]. Поэтому меры социально-педагогической поддержки трудоустройства детей-сирот рассчитаны в том числе и на то, чтобы с их помощью была заложена основа для дальнейшего профессионального роста клиента. Решение этой задачи возможно, если учесть то обстоятельство, что «…молодёжь с определённой долей уверенности может быть распределена на три неравномерные по численности группы: социально перспективная, социально стабильная, социально проблемная…» [7, с. 71]. Соответственно, вся социально-педагогическая работа (в том числе и социально-педагогическая поддержка трудоустройства) должна быть рассчитана «…на возвращение молодых людей из социально проблемной группы в социально стабильную… на создание условий для расширения социально перспективной группы молодёжи за счёт перевода в неё молодых людей из социально стабильной группы»[23]


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: