Устранение зажатости мышц 1 глава




Сведения о речи

Как в целом устроена речь

Речь — очень сложный процесс, в котором можно выделить два тесно взаимодействующих механизма: внутреннюю речь и внешнюю.

Внутренняя речь (понимание речи)

Понимание речи формируется благодаря речевому слуху. Это способ­ность различать звуки речи между собой, с ее помощью ребенок начинает узнавать слова и отличать их друг от друга. Речевой слух вырабатывается в течение первого года жизни.

Внешняя речь (или собственная речь ребенка)

Она развивается на базе внутренней речи. Ребенок пытается воспро­изводить звуки языка и слова, которые слышит со стороны. Его речевой слух оценивает результат, и если подражание оказалось неудачным, ребенок продолжает искать новые, более точные, способы произнесения. Так он постепенно учится говорить.

Внешняя речь имеет две стороны — произносительную и смысловую.

Произносительная сторона речи (произношение)

Произношение — это воспроизведение вслух различных единиц речи: звуков, слогов и слов. Оно осуществляется благодаря взаимодействию трех компонентов:

□ Речевое дыхание (речевой выдох). Чтобы возникло полноценное про­изношение, к органам речи (языку, губам, зубам) должна поступить сфокусированная струя воздуха. При правильно настроенном речевом выдохе воздух целиком попадает в рот (без частичной утечки в нос). Для полноценного произношения нужно, чтобы воздушная струя на­правлялась прямо к выходу из ротовой полости, как бы «нацеливаясь» в самые зубы.

□ Голос. Он создается благодаря вибрации голосовых складок, которые находятся в гортани. В результате их работы получается «звучная» речь.

□ Артикуляция. Это определенные движения органов речи (губ и языка), с помощью которых произносятся звуки.

Смысловая сторона речи

При нормальном ее развитии у ребенка должны быть равномерно сформированы все ее компоненты:

□ Словарный запас. Словарь ребенка должен содержать не только суще­ствительные, глаголы и прилагательные, но и предлоги, местоимения, наречия, числительные, союзы.

□ Грамматический строй речи. Ребенку нужно уметь правильно изменять и образовывать слова с помощью окончаний, приставок и суффиксов.

□ Фразовая речь. Ребенок должен строить полноценные развернутые предложения (используя предлоги) без пропусков необходимых чле­нов предложения.

□ Структура (рисунок) слова. При произнесении слов ребенок должен соблюдать в них правильную последовательность слогов и звуков.

И произносительная и смысловая стороны речи формируются у ре­бенка постепенно. При нормальном варианте развития они должны сло­житься в основных своих чертах к трем годам жизни.

Этапы развития речи

В становлении речи все дети проходят одни и те же стадии, но инди­видуальные особенности каждого ребенка накладывают свой отпечаток на картину его речевого развития и могут вызывать отклонения. Эти от­клонения чаще всего касаются того возраста, в котором у него возника­ют те или иные речевые возможности. Иногда эти отклонения не выходят за пределы нормы, а иногда формирование речи у ребенка запаздывает, и тогда говорят о задержке у него речевого развития.

Активное формирование речи у детей начинается практически с само­го рождения (есть мнение, что оно закладывается еще во внутриутробном периоде). Сначала появляется понимание речи, затем развивается и соб­ственная, внешняя речь.

Понимание речи складывается на базе речевого слуха. Уже на первом месяце жизни ребенок отличает человеческую речь от других звуков. В три месяца он узнает голос матери, различает интонации. Примерно к пяти месяцам он понимает некоторые слова и наиболее частые обращения (Бу­дем кушать. Дай ручку). После шести — семи месяцев понимание речи раз­вивается бурно, но зависит от природных способностей ребенка, а также от речевой обстановки, в которой он находится.

Собственная речь возникает у ребенка также сразу после рождения. Первое проявление речи — это крик, потом появляются гласные звуки.

На втором месяце ребенок начинает смеяться. В три месяца появляется гуление (протяжное повторение гласных звуков, а также гласных в сочета­нии с согласными А-А, А-ГУ и т. п.), затем возникает лепет (произнесение более сложных сочетаний звуков, в том числе повторение слогов БА-БА, ПА-ПА, МА -МА).

Но все эти первоначальные опыты произнесения не являются еще ре­зультатом преднамеренного подражания звукам речи, а производятся ре­бенком бессознательно, инстинктивно.

Формирование же собственной осмысленной речи, как это ни может показаться странным, начинается с жеста. Первыми появляются указа­тельный жест и жест, с помощью которого ребенок тянется к предмету. Фактически эти жесты изображают действия и являются своеобразными аналогами глаголов (посмотри на или сделай что-то с этим предметом и дай). Затем к жестам присоединяются слова, но они никогда до конца не вытесняют жестикуляцию. Жест как бы включается во внутреннюю смысловую структуру слова, «сворачивается», иногда вплоть до «внутрен­ней» жестикуляции, едва заметной на глаз. У взрослого человека жестовая речь всегда сопровождает обычную, а иногда несколько ее предваряет (как бы «запускает» ее). Так что важная роль жеста в речи сохраняется навсегда.

 

Примерно после шести месяцев ребенок начинает сознательно ими­тировать звуки речи, произносить напоминающие слова цепочки звуков. К концу первого года у него появляются первые простые слова (дай, мама, баба), а также усеченные формы более сложных слов.

После года в речевом развитии детей появляется уже слишком много индивидуальных особенностей и своеобразия, так что как-то типизиро­вать его становится сложно. В целом к полугора годам у ребенка должна появиться простая фраза (действие + предмет). Слова в этих фразах могут произноситься не полностью, могут пропускаться члены предложения.

К двум годам ребенок должен произносить предложение из трех — четырех слов. Ему пора начинать оформлять свою речь грамматически (пока еще далеко не всегда, разумеется), то есть употреблять окончания (например, множественного числа, в том числе и неправильно: кукла — куклов), пора использовать некоторые суффиксы (например, уменьши­тельный), приставки (пришла, ушла). В этом возрасте именно уровень развития фразовой речи, а не богатство словарного запаса определяет, на­сколько благоприятна речевая ситуация ребенка.

После двух лет нормально развивающийся ребенок уже хорошо по­нимает речь, правильно выполняет доступные инструкции. К трем годам у него должна сформироваться сложная (из нескольких слов), полноцен­ная, грамотно оформленная фраза с использованием предлогов, прила­гательных, наречий, местоимений, то есть почти всех языковых средств. Для этого возраста считается нормой неправильное произнесение отдель­ных звуков: чаще всего [Р], (Л)шипящих и свистящих.

Пожалуйста, обратите внимание: здесь и в дальнейшем тексте, когда буква обозначает звук речи, она берется в квадратные скобки. Если буква обозначает

мягкий согласный звук, вверху и справа от нее ставится запятая ([Р'] — РЬ, [Л'] - ЛЬ).

Таким образом, к трем годам становление речи ребенка в основном и в принципе завершается, и ее дальнейшее развитие заключается в по­степенном совершенствовании и усложнении уже сложившихся языковых форм.

Речевая среда и развитие ребенка

Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, ока­зывает большое влияние на формирование его речи. Речевую среду мы будем понимать расширенно — не просто как факт достаточного или не­достаточного общения взрослых с ребенком, а как совокупность всех об­стоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на разви­тии его речи.

□ Для развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми, • сразу после рождения — с членами семьи, в дальнейшем — с детьми. Ребенок должен играть с ними в подвижные игры (в том числе роле­вые), это создает у него необходимость выразиться, а значит, стимули­рует к речевым высказываниям.

□ Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть поверхност­ным («на ходу»). Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно и внятно, чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи от­дельные звуки. Желательно, чтобы во время речи ваше лицо находи­лось на одном уровне с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот, — это помогает ему осваивать произношение звуков.

□ Важно, чтобы ребенка с рождения окружала относительная тишина, особенно в те моменты, когда вы общаетесь с ним. Посторонние зву­ки отвлекают его, мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, анализировать, понимать. Ведь внимание ребенка пока еще абсо­лютно не сформировано.

□ Чем позже ребенок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. Экран­ная речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точ­но интонирована, к тому же не обращена непосредственно к ребен­ку и не требует от него никакой словесной реакции. Кроме того, про­смотр телевизора тренирует у детей неблагоприятный тип внимания, а именно — непроизвольное (вынужденное) внимание, в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения, требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на объект).
Ученые выявили и другие факты отрицательного воздействия теле­визора не только на психику, но и на физиологию детей (рекомендую прочесть книгу немецкого автора Райнера Пацлафа «Застывший взгляд»).

□ Так же отрицательно, как и телевизор, влияет на развитие речи по­стоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и умения отграничивать и отличать одни речевые еди­ницы от других. Это правило не распространяется на мелодичную му­зыку без слов (которая должна звучать негромко), а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку нужно слушать дозированно. Колыбельные лучше всего петь самим.

□ Обнаружить у монитора компьютера годовалого ребенка, пожалуй, невозможно, но трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру, сейчас не редкость. Компьютерные игры (даже развивающего характера) крайне неполезны для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими трехмерными предметами, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть со всех сторон, разобрать на состав­ные части (попросту — сломать).
Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно влияет на развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить, осуществлять любые действия, придумывать игры. Компьютерные же программы (даже речевого характера) препятству­ют формированию творческого воображения и не способствуют раз­витию речи. Речь может формироваться только в процессе общения с настоящим, живым собеседником или же с настоящей игрушкой, ко­торая при «неиспорченном» воображении вполне способна заменить ребенку реального собеседника.

□ У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствую­щих его возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у ребенка быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок те­ряет интерес ко всему новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития вообще.

Ранние признаки нарушений развития речи

По мере овладения языком у ребенка могут выявляться нарушения ре­чевого развития. Почти все они (кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет), причем желательно заметить признаки этих нарушений как можно раньше.

Один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсут­ствие гуления и лепета или слишком позднее их появление. Столь же важ­ный признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ре­бенка есть гуление и лепет (проверьте его физический слух — он может быть снижен).


Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это сви­детельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие после двух лет фразы, даже если ребенок и произносит некото­рые слова. Возраст трех лет считается критическим. Если к этому времени ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном на­рушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок вообще не говорит), так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет или будет развиваться с очень большим опозданием.

Кроме общего недоразвития речи, встречаются частные ее нарушения. В возрасте трех лет на фоне бурного развития речи у ребенка может поя­виться заикание, это особенно вероятно при наличии в семье соответству­ющей наследственности. Если такое произойдет, ребенка нужно срочно показать логопеду, специализирующемуся на этом речевом дефекте, так как заикание легче всего преодолевается в самом начале своего возникно­вения.

Встречается и такое нарушение, как детский аутизм. Оно касается не только речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежде нормально развивавшийся ребенок вдруг отказывается от ре­чевого общения, становится необщительным, замкнутым, предпочита­ет одиночество. Он может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сразу замечая, что вы его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на аутизм нужно проконсультироваться у детского пси­хоневролога и психолога.

У ребенка может быть нарушена подвижность речевых мышц. Голос у такого ребенка может быть с носовым оттенком. Возможно повышенное слюноотделение, вялая мимика или, наоборот, напряженное выражение лица, повышенный тонус мышц ног и рук, запаздывание развития всех двигательных навыков. Скорее всего, в дальнейшем у такого ребенка будет формироваться дизартрия. В результате этого нарушения ребенок не мо­жет обучиться нормативному произношению звуков из-за неспособности управлять мышцами органов речи. Этому препятствуют парезы и парали­чи речевых мышц, а также гиперкинезы (непроизвольные подергивания в мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у детского психоневро­лога и логопеда.

Детей с мышечными нарушениями, повышенным внутричерепным давлением, родовыми и послеродовыми травмами черепа желательно по­казать врачу-остеопату. Это достаточно новая медицинская специали­зация. Данные о врачах-остеопатах можно найти в Интернете: в «Реги­стре остеопатов России», «Едином национальном регистре остеопатов», а также в «Ассоциации остеопатов России».

Когда ребенок отстает в речевом развитии и вы замечаете, что он не­достаточно хорошо ориентируется в повседневной ситуации, его необходимо проконсультировать у специалиста-дефектолога, чтобы выяснить, нет ли у него задержки умственного развития.

Вообще же нужно иметь в виду, что темп развития детей очень инди­видуален, поэтому в раннем возрасте окончательные диагнозы, как пра­вило, не ставятся (за исключением тех случаев, когда у детей выявляются ярко выраженные патологии).

 

Речь ребенка от рождения до года

В этот период родителям бывает трудно определить, насколько правиль­но развивается речь ребенка, тем более что у детей встречаются отклонения от типичного варианта развития. С детьми этого возраста к тому же очень сложно как-то целенаправленно взаимодействовать. Так что, занимаясь с детьми, лучше всего, образно говоря, «следовать» за их речевым развитием и стимулировать и поощрять уже формирующиеся речевые возможности.

Слуховое внимание, восприятие и понимание речи

Слуховое внимание и восприятие

Слуховое восприятие и внимание складываются у ребенка с само­го рождения. Однако в первый месяц его жизни специально влиять на их развитие трудно, поэтому с ребенком нужно просто побольше разговари­вать. Старайтесь рассказывать ему о том, что вы с ним делаете (кормите, переодеваете и т. п.).

На втором месяце у ребенка формируется зрительное восприятие и по­является возможность приступить к целенаправленному развитию слу­хового внимания. Это нужно делать, как только ребенок начнет следить взглядом за движущимися предметами и проявлять интерес к висящим над его кроватью игрушкам. Ваша задача — научить его произвольно (предна­меренно) обращать внимание на звуки, осмысленно реагировать на них. Для занятий используйте звучащие игрушки.

Развитие слухового внимания

♦ Перемещайте звучащую игрушку так, чтобы она оставалась в поле зре­ния ребенка. Он должен следить за ней взглядом.

♦ Встаньте в поле зрения ребенка, но не там, куда направлен его взгляд, и извлеките из игрушки звук. Ребенок должен повернуть голову и по­смотреть на вас.

♦ Становитесь в разных местах комнаты и окликайте ребенка по имени, чтобы он переводил на вас взгляд.

♦ Окликая ребенка, отходите от него дальше, приближайтесь, чтобы он учился различать на слух удаленность звука и соотносить звук с место­положением его источника.

♦ Чуть позже приступайте к формированию у ребенка слухового восприя­тия, то есть умения отличать звуки друг от друга. Используйте звучащие игрушки.

Развитие слухового восприятия

♦ Несколько раз покажите ребенку, как звучат две разные игрушки. Же­лательно использовать игрушки, звуки из которых можно извлекать незаметно для глаз ребенка, иначе он будет реагировать не на звук, а на ваши действия с игрушкой. После того как вы покажете ребенку, как звучат игрушки, возьмите их в руки и разведите подальше в сторо­ны. Поочередно извлекайте из игрушек звук — ребенок должен узна­вать игрушку и смотреть на нее.

♦ Для этой же цели можно использовать человеческие голоса. Ребенку нужно узнавать, кто его окликнул, и смотреть на него.

Когда ребенок станет свободнее двигаться и брать в руки игрушки, усложни­те задания.

♦ Извлекайте звук из знакомой ребенку игрушки, чтобы он не видел ее, а затем показывайте сразу две игрушки и просите взять ту, которая звучала. Повторяйте упражнение многократно, пока ребенок не сооб­разит, что от него требуется.

Когда у ребенка появятся гуление и лепет, перейдите к более сложным упражнениям.

♦ Повторите за ребенком то, что он случайно произнес (например, БА- БА-БА), скажите: А теперь ты скажи: БА-БА-БА, покажите, как это сделать, — для этого нажимайте пальцами ему на губы (произнося БА- БА-БА, нажимайте на губы себе). Если ребенок не понимает, что он должен произнести, повторяйте другие получающиеся у него звукосо­четания.

♦ Когда он научится повторять за вами то, что прежде произнес сам, предлагайте ему новые сочетания звуков: губные звуки (произнося­щиеся губами) в сочетании с гласными — МУ-МУ, ПЫ-ПЫ, МА-МА, БО-БО и т. п.

♦ Произносите звуки, чтобы ребенок видел, как вы артикулируете. Сначала гласные: [А], |И], [О], [У], [Э], [Ы), потом звонкие соглас­ные, способ произношения которых хорошо заметен со стороны: [М], |Б], [В], [Д], [Н] (произнося два последних звука, слегка высовывайте язык между зубами). Ребенку нужно повторять за вами. Можете паль­цами придавать нужную форму его органам речи: открывать рот, вы­тягивать губы в улыбку, выставлять вперед трубочкой, сжимать губы, щупать пальцем его язык и т. п. Скорее всего, звуки будут получаться смягченными — это нормально.

Правила общения с детьми

□ Разговаривайте с ребёнком низким голосом. Это связано с тем, что дети склонны к формированию зажатого голоса, значительно более высокого, чем их естественный. Речь у детей начинается с крика — с интенсивного выражения эмоции. Эмоциональное напряжение всегда вызывает напряжения мышц: плеч, гортани и речевых органов. От этого голос у ребенка повышается.

□ Когда он начинает лепетать, а потом говорить, привычка к нарушен­ному извлечению голоса чаще всего сохраняется. Речь высоким го­лосом дополнительно усиливает напряжения речевых мышц, а это препятствует формированию правильного произношения и может спровоцировать заикание. Поэтому ребенок с раннего детства должен подражать вашему низкому голосу. Следите только, чтобы этот голос не получался у вас искусственным и задушенным.

□ Разговаривайте с ребенком спокойно и тихо. Громкие звуки отрица­тельно влияют на детей.

□ Когда вы общаетесь с ребенком, вокруг не должно быть посторонних источников звуков. Это будет отвлекать его, мешать слышать вас. Ведь он еще не способен фокусировать внимание на конкретных звуках, он только этому учится.

□ Когда говорите с ребенком, он должен видеть ваше лицо, чтобы иметь возможность копировать вашу артикуляцию.

□ Говорите с ребенком только о том, что вы в данный момент с ним де­лаете, или о том, что его окружает и что можно легко ему показать.

□ Говорите медленно, в основном используйте предложения из двух слов или даже просто односложно называйте предметы и действия.

□ Знакомьте ребенка с названиями действий (не только — предметов),так как именно вокруг глагола впоследствии образуется фраза.

□ В первую очередь ребенок начинает различать в речи интонации, по­этому разговаривайте выразительно.

Понимание речи

При нормальном развитии примерно в шесть месяцев ребенок начина­ет понимать речь — реагирует на свое имя, понимает часто повторяющиеся просьбы, названия некоторых предметов. Как только вы заметите это, нуж­но приступить к специальному формированию у него понимания речи.

Развитие понимания речи

♦ Положите перед ребенком две-три игрушки, спрашивайте: Где Ляля? Где мяч?

♦ Задавайте вопросы по поводу привычных действий: Кушать будем? Гулять будем? — и сами отвечайте, активно кивая головой: Будем! В дальнейшем добивайтесь, чтобы в ответ на ваш вопрос ребенок сам кивал головой.

♦ Если ребенок тянется к предмету, спрашивайте: Тебе дать Лялю? Нет? (специально называя не ту игрушку, которую он хочет). При этом от­рицательно качайте головой. Добивайтесь, чтобы в дальнейшем ребе­нок качал головой сам.

♦ Когда ребенок освоит утвердительный и отрицательный жесты, спра­шивайте: Это Ляля? — показывая попеременно то на куклу, то на мяч. Он должен отвечать соответствующими движениями головы.

♦ Совершайте простые движения и действия: ходите или делайте вид, что кушаете. Спрашивайте: Я иду? Я кушаю? Ребенку нужно отвечать утвердительным или отрицательным жестом.

♦ Формирование понимания обобщенного значения слов. Попросите ребенка показать, где у него рука, потом — где у вас рука, где у куклы. Пусть покажет пальчик, потом другой пальчик, затем пусть покажет, где у вас пальчик, и т. п.

♦ Попросите ребенка потянуться к вам, сопровождая это приглашаю­щим жестом: Иди ко мне! Если он не понимает просьбы, сами при­жмите его к себе или возьмите на руки. В дальнейшем ему нужно реа­гировать только на слова: Иди ко мне.

♦ Просите его смотреть вверх, вниз, вперед, назад, располагая в соответ­ствующем месте игрушку: Посмотри наверх, вниз и т. п. В дальнейшем указывайте нужное направление рукой, потом ребенок должен реаги­ровать только на слова.

Если в течение первого года жизни у ребенка не сформировалось никакого понимания речи, не спешите нервничать, подождите, пока ему исполнится полтора-два года. Если ситуация не улучшится, проконсультируйте его у ло­гопеда, специализирующегося на алалии. При отсутствии такой возможности занимайтесь самостоятельно, как это описано в последнем разделе книги. Будьте готовы к тому, что ребенок будет продвигаться медленно, или даже к тому, что первое время продвижения вовсе не будет. Он еще мал, чтобы по­нимать смысл заданий, он слишком быстро утомляется. У него не сформиро­ваны восприятие, внимание, память и другие психические функции, необхо­димые для настоящего систематического обучения. Они формируются ближе к трем годам. Если алалия не осложнена снижением интеллекта, она (иногда медленно) всегда выправляется.

Правила общения с детьми

□ В общении с ребенком широко используйте жестовую речь — так ему легче понимать смысл ваших высказываний.

□ Старайтесь дополнять слова жестами, которые хорошо выявляют их смысл (большой — широко расставленные руки, маленький — сближен­ные, сзади — указательный жест назад и т. п.).

□ Не используйте искусственную, специально придуманную жестику­ляцию, а только такую, с помощью которой вы сами абсолютно есте­ственным образом дополнили бы высказывание. Например, если вы говорите ребенку: Ложись! — пояснить значение этого слова можно, откинувшись назад и запрокинув голову, как будто вы действительно собираетесь лечь.

□ Часто родители недооценивают степень понимания речи своими деть­ми. Когда вы что-то говорите при ребенке, всегда помните, что он может понять вас, причем неправильно. Своими высказываниями вы невольно можете спровоцировать у него нежелательные формы пове­дения, ведь он далеко не всегда в состоянии правильно понять ваше отношение к тому, о чем вы говорите.

□ Например, такой случай. Мама говорит при семимесячном ребенке приятельнице: Он у меня такой настырный, такой своевольный, всегда своего добивается! При этом интонация у нее приподнятая — ведь она говорит о своем ребенке. Мальчик слушает очень внимательно, а по­том как хрястнет ей кулаком по коленке, мол: Знай наших! Скорее все­го, он примерно догадался, о каких его качествах рассказывает мама, и при этом совершенно точно «понял», что она от них просто в восторге.

Двигательные навыки и жестикуляция

Мы не будем рассматривать двигательную сферу ребенка саму по себе, а только в ее отношении к речи. С речью же она связана уже тем, что на чи­сто физическом уровне является своеобразной разновидностью движения и строится по тем же законам, по которым строится всякое движение во­обще (соответственно при несоблюдении этих законов любое движение, в том числе и речевое, нарушается).

Как речь связана с движением

□ Любое движение имеет цель, обязательно к чему-то направлено. Речь также имеет свою направленность, а именно — к собеседнику. Направ­ленность речевого движения к собеседнику осуществляется благодаря правильной речевой позе.

□ Всякое движение никогда не осуществляется изолированно (как это может показаться на первый взгляд) только отдельной какой-нибудь частью тела (рукой или головой), а всегда — почти всем телом. Точ­но так же должно быть целостно и речевое движение. В производстве речи принимают участие не только мышцы органов речи, но и другие мышцы тела.

□ Речь всегда сопровождается жестикуляцией.

Направленность к собеседнику и речевая поза

Речь всегда направлена к собеседнику. Обращаясь к кому-либо, мы исходим из совершенно определенной речевой позы: мы смотрим на собе­седника, наклоняемся к нему, адресуем ему свои жесты, соразмеряем с его местоположением громкость и полетность нашей речи. Мы как бы наце­ливаем свою речь в определенную точку пространства, которая находится между ним и нами (в зависимости от ситуации общения — либо ближе к нему, либо ближе к нам).

При правильной речевой позе подбородок приподнят и несколько вы­двинут вперед, глаза смотрят прямо (а не исподлобья), мы свободно всем корпусом разворачиваемся к собеседнику, если он переместился в про­странстве. Благодаря этому наша речь течет легко и свободно.

Когда речь теряет свою направленность, ее произносительный механизм нарушается. Если ребенок не может направить свою речь к собеседнику (это возникает из-за различных психологических проблем), она как бы «зажимается» у него во рту, он не может ее свободно изо рта «выпустить». Это происходит из-за напряжений мышц плечевого пояса, шеи и речевых органов. В результате искажения и «зажатости» речевой позы у ребенка могут формироваться такие нарушения, как дефекты произношения, на­рушения голоса и заикание.

Детей, которые не могут правильно адресовать свою речь, легко заме­тить.

□ Одни из них — в целом некоординированны, хаотично двигаются, про­изводят впечатление «развинченности», у них не сформирована на­правленность не только речевых, но и всех прочих действий. Такие дети с трудом осваивают различные двигательные навыки.

□ Другие дети выглядят «зажатыми» и малоподвижными. Они бывают от рождения робкими и замкнутыми, у них рано могут появляться реак­ции отказа от общения. Они отворачиваются от людей, даже хорошо знакомых, прячут лицо маме в плечо, отшатываются, когда к ним об­ращаются. Даже во взрослом возрасте у них могут сохраняться труд­ности, касающиеся телесных контактов с людьми, им бывает сложно дотронуться до человека и просто обратиться к нему.

 

Признаки неправильной речевой позы

□ Слишком прямая и напряженная манера держаться, про таких детей говорят: «будто шпагу проглотил».

□ Приподнятые, напряженные плечи.

□ Напряженная, «задвинутая» назад шея. Глаза при этом округляются и застывают.

□ Голова с напряжением опущена вниз, иногда до образования «второго подбородка». При этом ребенок смотрит исподлобья.

□ Голова может быть втянута в плечи.

□ Напряженные губы и щеки и вообще вся мимическая мускулатура, от чего возникает избыточная лицевая мимика. Ребенок «выпучивает» глаза, широко открывает рот (например, когда смеется), «до ушей» улыбается. Излишняя мимика создает ощущение «дурашливости» в ребенке, словно он нарочно кривляется.

Не обязательно, чтобы описанные признаки присутствовали у ребен­ка все, вместе взятые, кроме того, они могут выявляться постепенно, по мере его взросления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: