Устранение зажатости мышц 2 глава




 

Целостность речевого движения

Всякое движение осуществляется почти всем телом. Крупные мыш­цы начинают его, а мелкие — доводят до конца, сообщая ему необходи­мую точность. Представьте, как вы пишете. Основное (базовое) движение принадлежит плечу (части руки между плечом и локтем), здесь находится как бы опора для более мелких и точных движений кисти. Попытайтесь писать только кистью, чтобы остальная рука не принимала в этом уча­стия, и вы сразу почувствуете, как это неестественно. Если хорошенько вчувствоваться в процесс письма, можно обнаружить, что в нем участвует не только плечо, но и мышцы плечевого пояса и даже грудной клетки.

Говорим мы также с помощью очень большого числа мышц, а не од­ними только языком и губами. Мы говорим как бы всем туловищем, нахо­дящимся выше диафрагмы (это крупная мышца, отделяющая брюшную полость от грудной). Именно сокращения диафрагмы создают толчки воздуха, на фоне которых образуется речь. В производстве речи участвуют мышцы грудной клетки, плечевого пояса, шеи. С их помощью повыша­ется и понижается, а также усиливается и ослабляется голос, возникают различные способы резонирования. В речи участвуют мимические мыш­цы лица и, наконец, органы артикуляции, которые завершают общую ра­боту. Попробуйте-ка застыть совершенно неподвижно и говорить одним ртом (скорее всего, при этом вы даже утратите способность связно мыслить).

Когда у ребенка не сформировано целостное речевое движение, у него излишне напрягаются мышцы органов артикуляции (губ, языка, нижней че­люсти), а это препятствует нормальному развитию его речи (больше все­го — произношению).

Речь и жестикуляция

Речь тесно связана с жестикуляцией, она является продолжением же­ста, как бы «рождается» из него.

Жестикуляция присутствует на всем протяжении речи. Разговари­вая, мы, сами того не замечая, разнообразными указательными жестами постоянно обращаемся к различным точкам пространства. Попробуйте представить, где находится «давно». Когда вы говорите: Это было давно — вы внутренним движением, которое может быть чуть заметно со стороны, качаете головой назад, как бы обращаясь к той точке пространства, где находится для вас это «давно». А теперь скажите: Это было недавно. Голова сама собой слегка наклоняется чуть назад и набок, как бы соотносясь с тем пространством, которое находится сразу за спиной или где-то рядыш­ком — сбоку. А где находится «будущее»? (Легкий кивок головой вперед, не правда ли?)

Человек, свободно и раскованно жестикулирующий, всегда легче об­щается, быстрее находит нужные слова, его речь звучит свободно, есте­ственно и убедительно, он также хорошо владеет аудиторией, в отличие от человека «замороженного». У последнего речь будет звучать скованно, невыразительно и даже, может быть, недостаточно громко и внятно, ему будет труднее выступать перед людьми и выражать свои мысли. Поэтому с раннего детства у ребенка нужно всячески развивать сопровождающую речь жестикуляцию.

Это нужно делать еще и по другой причине. Поскольку ребенок пока не может выражать свою мысль словесно, давая ему возможность выра­зить ее жестом, вы развиваете его мышление и навыки общения.

У ребенка нужно формировать:

□ Направленность к собеседнику и речевую позу.

□ Первоначальную способность к целостному речевому движению.

□ Жестикуляцию.

Это нужно делать, пока у ребенка не возникло разнообразных пси­хологических наслоений, которые впоследствии будут этому препятство­вать.

Упражнения можно выполнять с ребенком начиная примерно с шести месяцев. Но лучше всего ориентироваться на наличие у него двигательных навыков, необходимых для их выполнения (умение держать голову, тя­нуться к предмету, брать предмет в руку, бросать его и т. п.), а также на его способность понимать смысл заданий.

Формирование направленности к собеседнику и речевой позы

Сначала нужно формировать у ребенка умение направляться к пред­мету, совершать по отношению к нему целенаправленные движения.

♦ Когда ребенок начинает следить за движущимся предметом или за источником звука, он должен делать это, поворачиваясь к нему всем корпусом (когда это уже для него возможно). Разворачивайте его в сторону предмета. Объясняйте: Повернись посильнее, тебе так будет лучше видно (слышно).

♦ Когда ребенок тянется к предмету рукой, следите, чтобы он тянулся всем корпусом, наклоняйте его (когда он сидит), говорите: Наклонись, так легче достать.

♦ Потихоньку отодвигайте от ребенка предмет все дальше, чтобы он был вынужден наклоняться к нему и тянуться за ним.

♦ Ребенок должен бросать игрушку (например, мяч), размахиваясь по­сильней, насколько это возможно. Помогайте ему размахнуться всем корпусом.

♦ Пусть ребенок бросает мяч в разных направлениях. Показывайте ру­кой, куда нужно бросить.

♦ Пусть пытается попасть мячом в какой-нибудь предмет, который вы располагаете на разном расстоянии от него. Покажите, как нужно по­падать в цель.


Постепенно присоединяйте упражнения, рассчитанные на формирование у ребенка умения без смущения и двигательных «зажимов» направляться к че­ловеку.

♦ Пусть ребенок следит за перемещением обращающегося к нему чело­века, поворачиваясь всем корпусом. Говорите: Посмотри на меня {на тетю), повернись ко мне (к тете). Разворачивайте его туловище, что­бы показать, как это делать. Если он смотрит исподлобья, осторожно поднимите ему голову за подбородок.

♦ Ребенок должен бросать игрушку или мяч, пытаясь попасть в играю­щего с ним взрослого.

♦ Играйте в мяч. Когда бросаете мяч ребенку, наклоняйтесь к нему, го­ворите: на. Когда хотите получить мяч обратно, просите: дай (сопро­вождая просьбу жестом). Перед тем как вы бросите мяч ребенку, он должен попросить жестом: дай.

♦ Просите ребенка показать, где мама, папа, тетя, дядя и т.п. Пусть по­казывает рукой или пальцем, поворачиваясь к человеку всем корпусом и глядя прямо на него.

♦ Обучайте ребенка дотрагиваться до другого человека. Пусть покажет, где у вас рот, рука и т. п. Пусть покажет, где рот или рука у кого-нибудь еще.

♦ Пусть ребенок погладит вас по руке, по голове, погладит кого-нибудь другого.

Формирование первоначальной способности к целостному речевому движению

Любое движение начинается со взгляда на предмет, с которым будет совершено действие (так человек оценивает расстояние до предмета и мысленно планирует наиболее точную траекторию движения руки по от­ношению к нему). Поэтому всегда требуйте от ребенка, чтобы он сперва посмотрел на предмет, а уже потом взял его. Сначала показывайте ему игрушку и только потом давайте. Так вы отучите его от беспорядочных, хаотичных действий.

♦ Попросите ребенка посмотреть на игрушку, поводите ею у него пе­ред глазами, пусть попытается поймать ее рукой, и только после это­го позвольте ему взять ее. Упражнение можно назвать: «А ну-ка, от­ними!»

♦ Положите рядом с ребенком игрушку. Привлеките к ней его внима­ние — пусть, повернувшись, посмотрит на нее. Потом пусть возьмет ее. Затем покажите, в какое место он должен ее переложить (напри­мер, по другую сторону от себя).

♦ Прячьте игрушку на глазах у ребенка (например, под подушку, под одеяло), он должен достать ее оттуда. Поощряйте его «разыскивать» игрушку «всем телом» — пусть основательно залезает под одеяло, под подушку и т. п.

♦ Делайте своеобразную «гимнастику». Когда ребенок сидит, скажите: Упади! Ему нужно всем туловищем повалиться на кровать. Сначала покажите, как он должен падать, повалите его. Потом пусть падает в правую и левую стороны — поворачиваясь всем туловищем на бок. Слегка подталкивайте его.

Следующие упражнения нужно выполнять, когда ребенок начнет ползать.

♦ Пусть ползет по направлению к вам и одновременно катит мяч.

♦ Пусть обеими руками толкнет по направлению к вам лежащий на полу мяч. Покажите ему, как он должен совершить движение всем корпу­сом, объясните, что так удар получится сильней.

♦ Дайте ребенку игрушку и покажите, куда он должен спрятать ее. Ре­бенку нужно ползти и прятать игрушку в указанное место.

♦ Спрячьте игрушку тайком от ребенка, он должен ползать по комнате и искать ее. Когда он ползет в правильном направлении, поощряйте его (говорите: да-да). Когда он ползет не туда, останавливайте (говорите: нет-нет).

♦ Ребенку нужно повторять ваши движения. Говорите: Сделай как я! Со­вершайте как можно более размашистые движения. Широко, справа налево, машите рукой (а также обеими руками), раскачивайтесь ту­ловищем вперед-назад и вправо-влево, кивайте или качайте головой вместе с туловищем. Если ребенок будет неправильно повторять дви­жения, помогайте ему. Следите, чтобы у него работало все тело, а не одни только мышцы рук или головы.

♦ Учите ребенка дотягиваться до предмета палочкой, двигать предмет ею.

♦ Пусть ребенок ползет и катит палочкой мячик по направлению к вам.

♦ Встаньте сзади и окликните его, ему нужно развернуться к вам всем корпусом.

Когда ребенок начнет стоять, выполняйте следующие упражнения.

♦ Сначала пусть с размаху садится.

♦ Потом пусть падает вперед вам на руки. Потом — на бок и, наконец, на спину. Выполнять эти упражнения нужно на мягкой поверхности. На первых порах слегка подталкивайте ребенка.

Развитие жестикуляции

♦ Формирование указательного жеста. Спрашивайте у ребенка: Пока­жи, где Ляля? Где мяч? и т. п. Он должен показать на игрушку рукой. Можете показывать на предмет его рукой, чтобы он понял, что от него требуется. Пусть показывает на игрушку размашистым движением, вытягивая вперед всю руку, а не скромненько — один пальчик.

♦ Для формирования утвердительного и отрицательного жестов исполь­зуйте упражнения, приведенные в главе: «Развитие понимания речи».

♦ Формирование жеста просьбы. Попросите у ребенка игрушку (напри­мер, мяч), дополняя свою просьбу жестом (сгибая к ладони пальцы). Покажите ребенку, что он должен дать вам игрушку. Повторите не­сколько раз. Затем скажите: А теперь ты попроси мяч. Протягивайте ему мяч, но не давайте, пока он не изобразит жест просьбы. Покажите ему, как нужно пригибать пальцы к ладони.

♦ Формирование жеста прощания. Когда уходят гости, просите ребен­ка сказать им «до свиданья» — машите рукой вместе с ним. Можете играть с ним — вы выходите за дверь, а он вам машет ручкой. При этом обязательно просите его сказать вам «до свиданья» (а не «пома­хать ручкой»).

♦ Формирование жеста «иди ко мне». Делайте обеими руками пригла­шающие жесты и говорите: Иди ко мне! Ребенок должен тянуться к вам на руки.

♦ Говорите: Позови меня! Показывайте — как. Пусть ребенок машет вам рукой, делая приглашающие жесты. Для начала изображайте жесты его руками. В дальнейшем он должен совершать жест сам, а вы под­ходите к нему и обнимайте.

С помощью жестов можно охарактеризовать некоторые качества предметов, например: большой — маленький.

♦ Возьмите два мяча — большой и маленький. Обнимите руками боль­шой мяч, скажите: Это большой мяч. Возьмите в ладони маленький. Скажите: Это маленький мячик. Пусть ребенок по очереди обхватыва­ет руками большой мяч и берет в ладони маленький, а вы изображай­те руками размер того мяча, который он держит. После этого говори­те ребенку, какой мяч он должен взять (показывая руками размер). Затем отложите мячи подальше и спросите: Покажи ручками, какой мяч тебе дать — вот такой или вот такой? (показывайте руками ве­личину мяча). Ребенку нужно изобразить размер. В дальнейшем он должен показывать, какой мяч хочет получить, без вашего предвари­тельного показа. Это же упражнение выполняйте с другими предме­тами.

Выражением лица можно показать некоторые душевные состояния: весе­лый — грустный.

♦ Когда ребенок смеется, широко улыбайтесь и говорите: Ваня смеет­ся, Ваня веселый. Просите его показать, какой он веселый: Покажи, какой Ваня веселый, и улыбайтесь сами. Когда ребенок будет не в духе, повторите за ним его выражение лица (свесьте голову, вытя­ните вперед губы, печально посмотрите). Скажите: Ваня грустный. Когда он будет шалить, делать что-то не так, изобразите печаль­ный вид, скажите: Мама огорчилась, мама грустная. В дальнейшем просите ребенка: Покажи, какой Ваня веселый. Покажи, какой Ваня грустный.

 

Правила общения с детьми

□ Когда ребенок обращается к вам, всегда поворачивайтесь к нему всем туловищем, наклоняйтесь, заглядывайте в глаза. В возрасте до года у ребенка закладываются некоторые психологиче­ские комплексы, в том числе страх перед тактильным (через прикос­новение) общением. Поэтому с раннего возраста ребенок не должен иметь барьеров для прикосновения. Не используйте запретительных слов на прикосновения.

□ Если ребенок сделал вам больно, скажите, что вам больно, но не говорите «нельзя». Если ребенок пытается обратить на себя внимание, а вам в этот мо­мент не до него, хотя бы как-то откликнитесь на его обращение, по­гладьте по голове, скажите что-нибудь. Ребенок должен быть уверен, что его попытка контакта не будет отвергнута. Тогда он не будет бо­яться «направляться» к собеседнику.

□ Когда вы что-то сообщаете ребенку, сопровождайте это жестами — так ему легче понимать ваши слова, а заодно и запоминать их. Например: Я пошла — и движение локтями. Киса побежала — и очень быстрое движение локтями.

□ В раннем возрасте движение доставляет ребенку большое удоволь­ствие, ведь это единственное, что он на самом деле может, поэтому с движением желательно совмещать вообще всю речь.

□ Всегда сначала предлагайте ребенку посмотреть на предмет, а уже по­том что-то с ним сделать (так планируется и «выстраивается» будущее действие). Этот подход будет препятствовать формированию у ребен­ка привычки как попало, разболтанными, хаотическими движениями хвататься за предметы.

□ Если ребенок смотрит на людей исподлобья, это может сказаться на развитии его речи. Ведь при таком положении головы он будет пытаться и разговаривать, а это является «неречевой позой», то есть позой, несо­вместимой с речью. При опущенной голове органы артикуляции зани­мают заведомо неправильные положения — язык тяжелеет и упирается в зубы или высовывается между ними, губы выпячиваются вперед, а по­движность нижней челюсти ограничивается. При таких расположениях органов речи ребенок никогда не освоит правильного произношения звуков, кроме того, рискует начать заикаться. Так что, если заметите у ребенка взгляд исподлобья, предлагайте ему смотреть на человека пря­мо (осторожно приподнимайте ему голову за подбородок). Показывайте ему, как он смотрит (в шутливой форме), а также, как нужно смотреть.

□ Если у ребенка есть реакции «отшатывания» от людей, нужно поста­раться очень мягко преодолеть их. Если он отворачивается от кого-то, прячет лицо, не надо поворачивать его насильно — это вызовет только испуг и слезы. Сыграйте на его любопытстве. Пусть человек у него за спиной погремит игрушкой, можно весело посмеяться, пошутить — это может заставить ребенка обернуться. Если ребенок отказывается от контактов с людьми, не спешите выносить его из комнаты. Пусть сидит у вас на руках, даже уткнувшись лицом в плечо. Со временем его врожденная любознательность начнет брать верх, он будет отры­ваться от вашего плеча и поглядывать на гостей. Ни в коем случае не обращайте на это внимания, иначе ребенок снова начнет капризни­чать, хныкать и изображать реакции отказа от общения. К такому ре­бенку не нужно специально привлекать внимание окружающих (но если кто-то случайно обратил на него внимание, заговорил с ним, не спешите его «спасать» — это укрепит в ребенке чувство опасности). После того как он перестанет отворачиваться от какого-то человека, можно предпринять шаги к их дальнейшему сближению. Попросите ребенка что-то дать тете или дяде, взять что-нибудь у них из рук и т. п.

□ Не запрещайте ребенку использовать на людях указательные жесты, считающиеся «невежливыми». Этим вы затормозите его способность «направляться» к человеку, нарушите у него естественные отношения между словом и жестом. Когда ребенок станет старше (после трех лет), вы успеете отучить его от «невежливой» жестикуляции.

□ Никогда не переживайте по поводу неловкости, допущенной вашим ребенком. Он моментально это уловит и почувствует себя неуверенно. Отдавайте себе отчет: никто из окружающих не требует от вашего го­довалого ребенка светских манер и безукоризненного поведения.

Голос, речевой выдох и подвижность органов речи

Очень важно, чтобы у ребенка как можно раньше сформировались правильный голос и речевой выдох. Это связано с тем, что изначально они у него нарушены.

Голос возникает из крика — бурного эмоционального проявления, потребности заявить о себе. Впоследствии из этой же эмоциональной по­требности выразиться у ребенка формируется речь. Эмоциональное на­пряжение вызывает напряжения мышц грудной клетки, плеч и шеи, а это, в свою очередь, — нарушение голоса (он становится выше, чем нужно) и речевого выдоха (воздух частично уходит в нос). Формирование речи на фоне нарушенного голоса и речевого выдоха может спровоцировать у ре­бенка заикание и почти всегда приводит к дефектам произношения звуков.

Выполнять дальнейшие упражнения можно примерно после шести — семи месяцев, когда ребенок будет лепетать и сможет повторять за вами звуки и слоги. Возможно, к этим занятиям придется приступить позже — когда ребенку исполнится год (или чуть больше). Для определения сроков начала занятий ориентируйтесь на способность ребенка понимать смысл заданий.

Формирование голоса

♦ Покажите игрушечную мышь и медведя. Скажите: Мышь говорит тон­ким голосом — ПИ-ПИ-ПИ. Пусть ребенок повторит, как пищит мышь (не обязательно, чтобы вышло точное звукоподражание, глав­ное, чтобы голос был тонким). Затем скажите: А Миша говорит низким голосом — БУ-БУ-БУ. Ребенку нужно повторить, как говорит медведь. Потом показывайте игрушки поочередно, ребенок должен подражать их голосу. В дальнейшем скажите ему, чтобы он всегда говорил, как медведь (потому что Миша — сильный, смелый, хороший и т. МП.). Когда услыши­те, что ребенок говорит высоким голосом, напоминайте, что он пищит, как мышь. Для мыши придумайте какое-нибудь имя, так как слова мышь и Миша очень близки по звучанию и ребенок будет их путать.

♦ Поставьте перед ребенком две одинаковые игрушки разного разме­ра. Выбирайте игрушки, изображающие зверей, «речи» которых легко подражать, — это значит, что звукоподражания должны быть просты­ми и включать в себя только гласные звуки и согласные, способ про­изношения которых хорошо виден со стороны: [М], [Б], [Н], |Д], [В], [Т], [П] (например: кукла говорит — А-А-А, кошка — МЯУ, коза — МЕ-Е-Е, овца — БЕ-Е-Е, собака — АВ). Можно использовать и другие игрушки (например: самолет — У-У-У, машина — БИ-БИ, дудочка — ДУ-ДУ, колокольчик - ДИНЬ, поезд - ТУ-ТУ, барабан - БУМ). Для начала покажите ребенку маленькую корову, изобразите, как она мычит: МУ-МУ-МУ. Мычите нормальным по высоте голосом. Пусть ребенок повторит. Покажите большую корову, скажите, что она мычит низким голосом, покажите — как. Ребенок должен повторить. Затем показывайте сначала одну, потом другую корову, а он пусть попере­менно мычит голосом повыше и пониже. Имейте в виду, от ребенка не надо добиваться высокого голоса, а только нормального и низкого.

♦ Пусть ребенок повторяет за вами гласные звуки разной громкости (звуки произносите низким голосом, но не неестественным басом). Усиливая голос, ребенок не должен его повышать. Первое время про­износите звуки с ним вместе. Для упражнения используйте игрушки разной величины: маленькие (устами ребенка) будут издавать тихий звук, большие — громкий.

Формирование речевого выдоха

При выполнении упражнений следите, чтобы ребенок не напрягался, не дул изо всех сил. Нужно дуть потихоньку, но длительно. Показывайте, как это делать.

♦ Когда ребенок начинает двигаться, он падает и ушибается. Если это произошло, дуйте ему на ушибленное место, пусть дует вместе с вами, скажите, что будет не так больно.

♦ Если вы помазали ему йодом цара­пину, дуйте вместе с ним на ранку.

♦ Пусть ребенок дует в дудочку.

♦ Когда вы купаете его, пусть дует на воду, создавая «волны».

♦ Пусть дует на ватку, пытаясь загнать ее, например, вам в ладонь.

♦ Пусть ребенок надует щеки, как воздушный шар (покажите — как). Можете зажимать пальцами ему губы, чтобы воздух не выходил рань­ше времени. Потом тихонько хлопните его по щекам, чтобы воздуш­ный шар «лопнул».

 

Развитие подвижности органов речи

 

♦ Вслед за вами ребенок должен улыбнуться, потом вытянуть губы в тру­бочку.

♦ Пусть широко откроет рот, потом закроет его.

♦ Ребенок должен высовывать язык изо рта и прятать его обратно.

♦ Пусть ребенок «пошлепает» губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ. Покажите ему, как это сделать.

♦ Если упражнения у ребенка не получаются, помогайте ему руками.

 

Правила общения с детьми

□ Говорите с ребенком спокойным низким голосом, не копируйте его нарушенный, задавленный «детский» голос. Поощряйте его копиро­вать низкие звуки.

□ Когда повторяете за ним, повторяйте пониже.

□ Не позволяйте ребенку говорить сразу после того, как он плакал. Он будет говорить на нарушенном голосе и дыхании. Запрещайте ребенку говорить, когда он плачет, тем более плачет истерически, из каприза: Вот сначала перестань плакать, а потом скажешь, что хочешь, а сейчас я слушать не буду.

□ Когда ребенок «гудит» низким голосом или дует на ватку, следите, чтобы он не прижимал к груди подбородок, эта поза «зажимает» голос и нарушает речевой выдох. Приподнимайте ему голову за подбородок.

□ Когда ребенок высоко, визгливо смеется да еще и пытается в это вре­мя что-то сказать, просите его смеяться, как мишка, низким голосом, показывайте — как.

□ Существуют различные мнения по поводу пользы для детей длитель­ного грудного вскармливания. Вы, конечно, можете кормить ребенка грудью сколько угодно (если считаете это правильным), но только в том случае, если его речь развивается своевременно. Если же ребе­нок не говорит, его нужно вовремя отлучить от груди (в год или чуть позже). Длительное грудное вскармливание (особенно частое) отри­цательно сказывается на развитии речевых органов детей, так как они приучаются совершать одни и те же стереотипные движения.

□ Ребенка полезно прикармливать из ложки (по возрасту), учить пить из чашки. В этих случаях его органы речи вынуждены совершать разнообразные и разноплановые движения, что улучшает их подвиж­ность.

□ Никогда не давайте ребенку «пустышку». Постоянно зажатая во рту соска препятствует формированию нормального прикуса, а у ребенка с нарушенным прикусом в обязательном порядке будут возникать де­фекты произношения звуков. Кроме того, «пустышка» (с бесконечны­ми сосательными движениями, которые она вызывает) мешает фор­мированию подвижности органов речи, замедляет речевое развитие ребенка и отрицательно сказывается на его общем развитии.

 

 

Речь ребенка после года до трех лет

При нормально протекающем речевом развитии к началу второго года жизни ребенок должен достаточно хорошо понимать речь, которая каса­ется знакомых ему вещей и не выходит за рамки повседневной ситуации. Он должен уметь показать и дать вам предмет или игрушку, выполнить простое действие (встать, лечь, сесть, пойти и т.п.). Он должен понимать значение часто повторяющихся фраз (Пошли кушать. Идем гулять. Будем играть. Иди ко мне и т. п.).

В плане собственной речи у ребенка должны появиться некоторые слова (хотя бы несколько: мама, папа, тетя, дядя, баба и т.п., названия любимых игрушек). Он должен уметь отвечать: да и нет, а также владеть хотя бы двумя глаголами: дай и на (на — это, разумеется, не глагол, но это слово выполняет глагольную функцию). Слова ребенок может произно­сить очень несовершенно, твердые звуки заменять мягкими парами (на­пример: вместо дай — дяй, вместо на — ня и т. п.).

Но далеко не все дети вовремя достигают надлежащего уровня рече­вого развития. Часто приходится наблюдать, что первые слова у ребенка появляются в полтора, а то и в два года. Соответственно этому запаздывает и весь дальнейший ход речевого развития. Но к трем — трем с половиной годам ребенок должен нагнать упущенное. Если к этому времени его речь не достигнет нормальных показателей (характеристика речи трехлетних детей дается в следующем разделе), можно с большой вероятностью гово­рить о наличии у него общего недоразвития речи, или алалии (о том, как заниматься с такими детьми, описывается в последнем разделе книги).

Однако бывают случаи, когда речь у ребенка внезапно появляется примерно в три года, причем он сразу начинает говорить полной, раз­вернутой, грамотно оформленной фразой. Понимание речи у таких де­тей с самого начала бывает сформировано полностью. Такой тип развития встречается практически у одних только мальчиков и считается вариан­том нормы.

Описывая дальнейшее формирование речевых навыков мы намерен­но не выделяем те или иные возрастные периоды (от года — до полутора, от полутора — до двух и т.д.). Это связано с неравномерностью речевого развития у детей. Ведь иной двухлетний ребенок может говорить, как го­довалый, а трехлетний — как двухлетний. Поэтому, занимаясь с ребенком, ориентируйтесь не на его возраст, а на наличное состояние его речи.

Если ребенок продолжает оставаться на стадии лепета, работайте с ним, как это предлагалось в материале предыдущих глав. Одновременно формируйте у него пассивный словарь (то есть понимание речи), посколь­ку пассивный запас слов является базой для возникновения внешней ак­тивной речи.

Развитие понимания речи

Работать над пониманием речи нужно в двух направлениях:

□ Необходимо пополнить словарь ребенка.

□ Нужно научить его как можно лучше понимать фразовую речь.

Пассивный словарь

Пассивный запас слов — это те слова, значение которых ребенок устойчиво понимает вне зависимости от конкретной ситуации или контекста общения.

Если раньше вы развивали у ребенка понимание речи в целом, то те­перь нужно заняться целенаправленным наращиванием у него полноцен­ного пассивного словаря, включающего все основные части речи: суще­ствительные, глаголы, прилагательные и т. п.

Прежде чем приступить к этой работе, выясните, какие слова ребенок уже понимает (чтобы лишний раз не повторяться во время занятий).

□ Чтобы определить, какие имена существительные знает ребенок, спра­шивайте у него про знакомый предмет, находящийся в поле его зре­ния: Где Ляля? Где стол? (или: Дай кису. Дай мячик). Ребенок должен находить нужный предмет. Обязательное условие: сами не смотрите на этот предмет и никаким образом не давайте ребенку понять, про что вы у него спрашиваете.

□ Для выяснения глаголов, смысл которых ребенок понимает, про­сите его совершать соответствующие действия: иди, сядь, ляг. По­кажи, как Ваня кушает, как Ваня спит и т. п. Избегайте жестов, ко­торые могут помочь ребенку угадать, какое действие вы имеете в виду.

□ Знает ли ребенок какие-нибудь имена прилагательные, можно специ­ально не выяснять; если он и понимает значения некоторых прилага­тельных, то этих слов очень немного (например: большой — малень­кий, и, пожалуй, все).

Разумеется, на занятиях вы не сможете охватить весь огромный сло­варь русского языка. Такой цели и нет. Занятия должны дать ребенку толь­ко толчок для развития понимания слов в определенных направлениях (по частям речи), как бы создать те «стержни», на которые впоследствии будет «нанизываться» новая лексика.

 

Слова-предметы

Вводить существительные в словарь ребенка лучше смысловыми бло­ками (игрушки, посуда, мебель и т. п.). Тогда, заодно с пониманием значе­ния конкретных слов, у него формируются еще и обобщающие понятия, что чрезвычайно полезно для развития мышления. В первую очередь зна­комьте ребенка со словами, обозначающими предметы ближайшего окру­жения.

♦ Используйте для формирования словаря любую повседневную ситуа­цию. За обедом выставите на стол сразу несколько предметов посуды (тарелку, ложку, чашку). Скажите: Это — посуда, из нее Ваня будет кушать. Назовите каждый предмет. Наливая суп, объясните, что на­ливаете его в тарелку. Давая ребенку ложку, скажите, что это ложка, и т. п. В дальнейшем, прежде чем налить суп, просите ребенка подо­двинуть к вам тарелку, говорите, чтобы он взял ложку, чашку и т.п. Аналогичным образом действуйте, когда одеваете ребенка. Сначала выложите всю одежду, которую собираетесь на него надеть. Скажите: Это — одежда, сейчас мы оденем Ваню. Называйте каждый предмет. В дальнейшем просите ребенка подавать вам одежду.

♦ Играйте в игру: «Найди игрушку». Разложите на видных местах игруш­ки. Скажите: Я спрятала игрушки, а ты их ищи. Я буду называть игруш­ку, а ты — давать ее мне. Если ребенок приносит не ту игрушку, гово­рите, что это не та, которую вы хотели, называйте ее и просите отнести на прежнее место. Через короткое время предлагайте ребенку дать вам именно эту игрушку, которую вы недавно назвали.

♦ В эту же игру играйте с предметами мебели. Скажите ребенку, что ему нужно находить мебель. Мебель — это то, что стоит в комнате, на чем люди сидят, лежат, за чем они едят. Затем просите его подойти к сто­лу, стулу, дивану и т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: