Устранение зажатости мышц 3 глава




♦ Разложите несколько картинок (сначала 3—4, потом количество мож­но увеличить). На картинках могут быть изображены, например, средства передвижения (машина, поезд, автобус, самолет). Скажите: Это — транспорт. На нем мы ездим. Называйте транспортное сред­ство, ребенку нужно показать соответствующую картинку. По кар­тинкам удобно знакомить ребенка со словами, когда нет возможности «вживую» показать те предметы, которые они обозначают. По картин­кам можно знакомить с названиями животных.

♦ Устраивайте игровые занятия (минут на пятнадцать), посвященные одной теме. Например: «Одеваем куклу». Разложите кукольную одеж­ду, скажите: Это — одежда. Сейчас мы будем одевать Лялю. Проси­те ребенка надеть на куклу платье, кофту, туфли и т.п. Другая игра: «Идем в магазин». Скажите ребенку, что вы пришли в магазин за про­дуктами. Разложите на столе настоящие продукты (хлеб, масло, моло­ко, сыр). Объясните, что продукты — это то, что мы едим. Пусть ре­бенок играет роль продавца, вы — покупателя. Вы называете продукт, который ему нужно продать. Можете платить с помощью настоящих денег или нарисованных. В эту игру лучше играть после того, как ре­бенок побывал в магазине.

♦ Положите сюжетную картинку довольно большого формата (на ней может быть изображена комната, улица, двор с играющими детьми и т.п.). Пусть ребенок сначала рассмотрит ее. Потом пусть показывает нарисованные на ней предметы. Если он будет затрудняться, расска­жите ему, что изображена на картинке (в форме рассказа, а не про­стого перечисления). Снова попросите его показать нарисованные на картинке предметы.

Примерный речевой материал

Одежда (сюда же можно отнести и обувь): майка, трусики, штанишки, пла­тье, кофта, носки, куртка, шапка, шарф, варежки, шуба, тапки, сапоги, бо­тинки.

Мебель (и вообще предметы интерьера — все, что может находиться в комна­те): стол, стул, диван, кресло, ковер, картина, лампа, дверь, окно, кровать.

Продукты (овощи, фрукты — все съестное): масло, сыр, молоко, чай, кофе, компот, хлеб, булка, каша, суп, борщ, творог, яблоко, банан, слива, помидор, апельсин, вишня.

Транспорт: машина, поезд, трамваи, автобус, метро, самолет, корабль.

Животные (дикие и домашние, сюда же можно отнести птиц и рыб): кот, со­бака, корова, курица, петух, гусь, коза, мышь, слон, тигр, лев, волк, лиса, заяц, медведь, птичка, рыбка, воробей, голубь.

Посуда: тарелка, чашка, ложка, блюдце, чайник, кастрюля, нож, вилка, ста­кан, хлебница, миска.

 

Слова-действия

Глагольная лексика занимает в словаре ребенка более важное место, чем какая-либо иная (имена существительные, прилагательные и т.д.), поскольку именно глагол является стержнем, на который в дальнейшем нанизывается фраза.

Впервую очередь нужно сформировать у ребенка понимание трех кате­горий глаголов:

□ Глаголов, обозначающих движение или состояние предметов, а также человеческого тела (идти, лежать, стоять, ехать).

□ Глаголов, обозначающих наиболее часто повторяющиеся действия (есть, говорить, убирать, ломать).

□ Глаголов, обозначающих наиболее характерные функции, присущие конкретным предметам (лампочка горит, вода течет и т. п.).


 

♦ Пусть ребенок выполняет различные движения по вашей команде (иди, стой, ляг и т.п.). Команды давайте односложные. Если слово для ребенка непонятно, сами совершайте то движение, которое оно назы­вает. Затем повторяйте команду, пусть ребенок выполнит ее.

♦ Задавайте ребенку вопросы по поводу того, что он в данный момент делает (Ваня сидит? Ваня кушает?). Иногда намеренно называйте не то действие, которое он совершает: Ваня лежит? (в то время как он сидит), Ваня умывается? (когда он обедает). Ребенку нужно уметь от­ветить отрицательно. Подбирайте действия, которые можно охарак­теризовать одним только глаголом (без дополнения), например: Ваня моет руки. Ваня чистит зубы и т. п.).

♦ Совершайте какое-нибудь действие, например шагайте. Одновремен­но спрашивайте: Я лежу? Я стою? Я иду? Когда ребенок услышит сло­во, правильно характеризующее действие, он должен кивнуть головой или сказать да. Если он не сразу поймет задание, повторяйте упраж­нение по нескольку раз. Если ребенок ошибочно скажет да, сейчас же совершите то действие, которое он фактически назвал (упадите на кровать, скажите: Вот теперь я лежу).

♦ Это упражнение выполняйте иначе. Совершайте какое-либо действие с предметом (катайте по полу игрушечный автомобиль), спрашивайте: Машина летит? Машина едет? Машина кушает? Ребенок должен ска­зать да или кивнуть головой, когда вы называете нужный глагол. Если он сделал это не вовремя, покажите то действие, которое он на самом деле назвал (поводите машиной по воздуху, спросите: Разве машины летают?). Вместе с глаголом используйте только те имена существи­тельные, смысл которых ребенку ясен.

♦ Знакомьте ребенка с действиями, характерными для тех или иных предметов. Включайте и выключайте свет, спрашивайте: Лампочка горит? Ребенок должен ответить утвердительно или отрицательно. Не используйте частицу не (не горит), ее смысл ребенку пока не поня­тен. Можно попеременно закручивать и откручивать кран. При этом спрашивайте: Вода течет? Можно извлекать звуки из звучащих игру­шек (Ляля плачет? Погремушка гремит?).

♦ Задавайте провокационные вопросы по поводу действий, которые могут совершаться предметами (в том числе называйте и действия, ко­торые для них характерны). Например: Самолет может идти? Само­лет может лететь? Птичка может говорить? Птичка может рычать? Птичка может петь? Если ребенок отвечает неправильно, объясняй­те ошибку (Разве у самолета есть ноги, чтобы ходить? Ведь ходят нога­ми. Разве птичка — человек, чтобы разговаривать? Ведь говорить могут только люди).

При выполнении трех последних упражнений опирайтесь на предметы, внешний вид и функции которых ребенку известны. Например, ребенок мо­жет не знать, что такое самолет, есть ли у него ноги и т. п.


Примерный речевой материал

Глаголы движения и состояния: лежать, бежать, топать, спать, ползти, идти, сидеть, стоять, плыть, лететь, падать, вставать, прыгать, хлопать. Глаголы-действия: брать, давать, говорить, плакать, смеяться, улыбаться, одеваться, умываться, мыть, чистить, кормить, кушать, рисовать, читать, убирать, стирать, смотреть, слушать, гулять, играть, бросать, ловить, ле­пить, вытирать, класть.

Глаголы-функции: (огонь) горит, (вода) течет, (дождик) капает, (ветер) дует, (снег) идет, (чайник) кипит, (корабль) плывет, (каша) варится, (цветок) цветет, (стол) стоит, (машина) едет, (самолет) летит, (собака) лает, (кот) мяукает, (тигр) рычит, (веник) подметает.

Слова-качества

Нужно познакомить ребенка с прилагательными, обозначающими:

□ Основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый).

□ Величину предметов (большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий).

Работая над словарем прилагательных, вы одновременно будете раз­вивать у ребенка зрительное внимание и восприятие, формировать неко­торые первоначальные умственные действия — навыки сравнения и обоб­щения.

Для занятий понадобятся одинаковые предметы различной величи­ны и разного цвета. Подобрать их будет довольно сложно, поэтому сове­туем изготовить комплект кружков и квадратов шести основных цветов. Геометрические фигуры должны быть двух размеров: большие и малень­кие. Можно использовать кубики — каждый кубик должен быть целиком окрашен в один цвет. Вам пригодятся нарезанные из бумаги (одноцвет­ной, но не белой) полоски: широкие, узкие, длинные и короткие. Полос­ки должны заметно различаться между собой по длине и ширине. Купите также простой конструктор из кубиков и брусочков (он потребуется вам и в дальнейшем).

Предметы, которые вы будете предлагать ребенку, должны отличать­ся друг от друга только одним каким-нибудь признаком — так ему легче будет различать их. То есть кружки разного размера должны быть одного цвета, и наоборот, кружки разного цвета должны быть одной величины; полоски, различающиеся длиной, должны иметь одинаковую ширину, а полоски разной ширины должны иметь одну и ту же длину.

Всякое слово, называющее предмет, в то же время выражает понятие о нем и является отвлечением от конкретного данного предмета, поскольку позволяет этим же словом называть любой другой подобный предмет (вся­кий стул, всякий стол и т.п.). Если ребенок научился понимать какое-то слово и соотносить его с предметом, значит, он составил об этом предмете первоначальное понятие (он знает, как он выглядит, что он такое сам по себе, как его можно использовать). Примерно то же самое можно сказать и о словах-действиях. Со словами же признаками дело обстоит несколь­ко сложнее. Это более высокий уровень абстрагирования. Ведь признаки могут мыслиться вообще без конкретных предметов. Красный цвет — это просто цвет, он может быть приложим к любому предмету, а может рас­сматриваться независимо от этого — просто как цвет. Понятие величи­ны — это хотя и простая, но все-таки математическая категория.

Необходимо составить у ребенка не просто представления о красных и зеленых кубиках или узких и широких дорогах, а сформировать понятия о цвете и величине как таковых. Тогда в дальнейшем он сможет самосто­ятельно «прикладывать» их к различным, в том числе и новым для него предметам. Эту цель (помимо простого знакомства с именами прилага­тельными) и преследуют наши упражнения.

♦ Положите два кубика разного цвета (красный и зеленый). Несколько раз назовите их цвет. Затем попросите ребенка показать, где красный кубик, а где — зеленый. Здесь и в других упражнениях вместо кубиков можно использовать кружочки или квадратики (но только что-нибудь одно).

♦ Когда ребенок запомнит цвета, выложите на стол еще несколько крас­ных и зеленых кубиков. Попросите показать сначала красные, потом зеленые. Если ребенок покажет только один кубик (тот, что уже пока­зывал), попросите его найти точно такой же. Кладите два кубика ря­дом и спрашивайте, одинаковые они по цвету или пет. Объясните, что красный и зеленый — это цвета.

♦ Эти два упражнения выполняйте с кубиками других цветов. Цвета предъявляйте попарно (белый — красный, желтый — зеленый и т.п.).

♦ Положите на стол кубики двух цветов (например, синие и зеленые). Попросите ребенка отобрать кубики сначала одного цвета, потом — другого.

♦ Это же упражнение выполняйте с кубиками трех цветов.

♦ Дайте ребенку разноцветные фломастеры. Попросите провести на листе бумаги линию красного (желтого, синего, черного, зеленого) цвета.

♦ Пусть ребенок рисует кружки. Вы назначаете цвет.

♦ Пусть он рисует любые фигурки на свой выбор. Вы называете цвет фломастера.

♦ Нарисуйте на бумаге несколько цветовых пятен. Пусть ребенок пока­жет, где красное, желтое и т. п. Так и формулируйте просьбу: Покажи, где красное, и т. п.

♦ Пусть ребенок покажет в комнате все, что красного цвета. Подсказы­вайте ему.

♦ Это же упражнение выполняйте с другими цветами. Особенное вни­мание обратите на белый (он часто выступает фоном для других цве­тов и как цвет опознается сложнее).

♦ Просите ребенка показывать цвета на сюжетных картинках. Если фон картинки белый, спросите: А где на картинке — белый?

♦ Положите кубики, кружочки и квадратики двух цветов (например, красные и черные). Пусть ребенок разложит предметы на две кучки по цвету. Если он будет стремиться отбирать предметы только одной формы (кубики), указывайте ему, что другие фигурки тоже красные (черные). Объясняйте: Ведь я просила тебя выбрать не кубики, а все — все, что красного цвета.

♦ Это упражнение выполняйте с другими цветами. Предъявляйте их по­парно.

♦ То же самое делайте с фигурками трех цветов (можно попробовать взять больше цветов, но, скорее всего, ребенок не справится). Однако попробовать можно.

После того как ребенок освоил цвета, нужно знакомить его с понятием вели­чины.

♦ Положите большие и маленькие кружки одного цвета (лучше исполь­зовать объемные предметы, различающиеся только величиной, напри­мер одинаковые игрушки разного размера). Покажите руками (или ладонями) размер большого кружка (или предмета), скажите ребенку, что он — большой. Затем покажите размер маленького, скажите, что он — маленький. В дальнейшем показывайте руками размер предме­та, который ребенок должен вам дать, и произносите соответствующее слово (большой — маленький). Например: Дай большой. Дай маленький (без называния самого предмета).

♦ Упражнение выполняйте с большими и маленькими квадратами или кубиками.

♦ Положите большие и маленькие кружки, кубики и квадраты (они должны лежать попарно — большой кружок и маленький рядом, что­бы ребенок мог сравнивать их). Показывайте на предмет, ребенку нужно руками изображать его размер. Спрашивайте: Этот кружок — такой (делаете широкий жест) или — такой (сближаете руки)? Упражнение выполняйте иначе. Показывайте ребенку на тот или иной предмет и спрашивайте: Это — большой? Это — маленький? Время от времени допускайте «ошибки» (говорите про большой, что он — маленький, и наоборот), ребенку нужно исправлять ваши «ошибки».

♦ Попросите ребенка разложить предметы на две кучки: большие и ма­ленькие. Сначала пусть раскладывает предметы одного вида (только кружки), потом — двух (кружки и квадраты), потом (если получит­ся) — трех (кружки, квадраты и кубики).

♦ Стройте из кубиков башенки (двух размеров — из пары кубиков и из четырех). Показывайте рукой высоту башенки и сообщайте, высокая она или низкая.

♦ Постройте высокую и низкую башенки, ребенку нужно рукой пока­зать их высоту.

В дальнейшем просите его показать, где — высокая, а где — низкая, с опорой только на слова (без жестов)


♦ Подберите картинки с изображениями одних и тех же предметов (высоких и низких), ребенку нужно показывать тот из них, который вы требуете.

♦ Положите перед ребенком две полоски бумаги — длинную и корот­кую. Пусть замерит их руками. Скажите: Эта — длинная, эта — короткая (слово «полоска» не употребляйте).

♦ Показывайте два одинаковых предмета разной длины (ленты, шнурки и т.п.). Пусть ребенок замеряет их руками и показывает, где длинная, где короткая.

♦ Подобные упражнения выполняйте по картинкам с изображениями одинаковых предметов разной длины.

♦ Для формирования представлений узкий — широкий выполняйте упражнения, аналогичные предыдущим.

 

Указательные и вопросительные местоимения

Нужно познакомить ребенка с наиболее часто использующимися место­имениями.

□ Указательными местоимениями: тут — там, тот — этот (то — это, та — эта), вот, вот тут — вон там. Понимание этих слов позволит ребенку лучше ориентироваться в пространстве, будет способствовать развитию пространственного восприятия.

□ Вопросительными местоимениями: где?и что?

 

При работе с указательными местоимениями нужно отступить от одного основного правила формирования понимания речи, а именно — избегать указательной жестикуляции. Указательные местоимения неразрывно связаны с жестом по своему смыслу, поскольку указывают на определен­ные точки пространства и без соответствующей жестикуляции (хотя бы и слабо выраженной — в виде кивка головой) не употребляются в речи. Поэтому вам нужно активно использовать собственную жестикуляцию и всячески поощрять к ней ребенка.

♦ Указательные местоимения очень легко произносятся, поэтому ребенок может повторять их за вами.

♦ Положите два кубика, один — совсем рядом, а другой — в дальнем конце стола. Попросите дать «тот» или «этот» кубик, сопровождая просьбу указательным жестом. В дальнейшем, предлагая ребенку что-то дать вам, кивайте на предметы головой.

♦ Спрашивайте у ребенка, какой кубик он хочет вам дать: тот или этот. Ребенок должен показывать пальцем на тот кубик, который он соби­рается дать, и пытаться произносить соответствующее слово.

♦ Просите ребенка переложить этот кубик в другое место. Затем про­сите куда-нибудь переложить тот.

♦ Спрашивайте у ребенка, какую игрушку ему дать: ту или эту. Он должен указывать на игрушку и произносить соответствующее слово.

♦ Сообщите ребенку, что кукла лежит тут (где-нибудь поблизости), а мишка — там (к примеру, на подоконнике). Затем спрашивайте: Где лежит кукла, мишка? Он должен отвечать: тут, там (пусть машет на предмет рукой). Подсказывайте ему.

♦ Задавайте подобные вопросы насчет любых находящихся в комнате предметов.

♦ Играйте в игру: «Прибираем комнату». Спрашивайте у ребенка, где вам положить тот или иной предмет, и сами же отвечайте: вот тут. Просите повторить за вами. Просите ребенка положить предмет: вон там, вот тут, показывайте — куда именно.

♦ Рассматривайте сюжетную картинку. Спрашивайте: Где птичка? Где цветок? И сами отвечайте: вот (показывая на картинку пальцем).

♦ В дальнейшем ребенок сам должен отвечать: вот — и тыкать пальцем в картинку.

♦ Покажите ребенку игрушку (куклу). Спрячьте ее в комнате. Спросите: Где Ляля? Ребенку нужно искать ее. А вы повторяйте: Где она, где?

♦ Спрашивайте, показывая на предмет, который ребенок уже умеет на­зывать: Что это?Он должен ответить.

♦ Возьмите сюжетную картинку, пусть ребенок спрашивает по поводу изображенного на ней: Что это? Пусть показывает пальцем. Называйте ему предмет.

Наречия

□ Ребенку нужно запомнить наречия (обстоятельства места): вверху — внизу, близко — далеко, впереди — сзади, сбоку (направление слева на­право для него пока еще сложно). Знакомство с наречиями будет спо­собствовать развитию пространственного восприятия.

□ Ребенку нужно освоить часто встречающиеся наречия — обстоятель­ства образа действия (медленно — быстро, плохо — хорошо, громко — тихо и т.п.).

При знакомстве с наречиями — обстоятельствами места (как и при зна­комстве с указательными местоимениями) нужно активно использовать жестикуляцию и поощрять к ней ребенка. Он должен показывать: где на­ходится — там где расположено — сверху, где — сбоку и т. п.

♦ Делайте простую гимнастику. Встаньте рядом с ребенком. Скажите: Руки — вверх! Сами поднимите руки. Ребенок должен повторить ваше действие.

♦ Затем просто говорите: Руки — вверх! Пусть ребенок поднимает руки.

♦ Такие же упражнения выполняйте для слова вниз.

♦ Играйте в игру: «А ну-ка, отними!» Зажмите в руке мелкую игрушку (чтобы ребенку трудно было ее рассмотреть) и скажите (подняв руку): Посмотри вверх! Отними! Ребенку нужно тянуться наверх и отбирать игрушку.

♦ Играйте точно так же, опуская руку вниз.

♦ Предлагайте ребенку смотреть то вверх, то вниз без указательных жестов.

♦ Стройте из кубиков башню. Говорите: Положи кубик сверху, положи еще один сверху. А теперь вытащи кубик снизу. Башня рассыпается и падает. Если ребенок сразу не сообразит, как вытащить кубик снизу, покажите ему.

♦ Пусть ребенок положит кубик сбоку от башни. Пусть положит сбоку от нее другой предмет.

♦ Предложите ребенку (делая гимнастику) вытянуть вперед руки, вытя­ните их сами. Затем он должен реагировать на слова: Руки — вперед!

♦ Скомандуйте: Руки — назад! Спрячьте их за спину. Ребенок должен повторить за вами. Затем пусть убирает руки, ориентируясь только на словесную инструкцию.

♦ Встаньте за спиной у ребенка и хлопайте в ладоши (или извлекайте звук из звучащей игрушки). Говорите: Посмотри назад! Он будет огля­дываться.

♦ Пусть ребенок по вашей команде шагает то вперед, то назад (пятясь за­дом). На первых порах можете шагать вместе с ним.

♦ Играйте в мяч. Просите ребенка бросить мяч то далеко, то близко.

♦ Попросите его показать предметы, которые находятся близко и далеко. Это удобнее всего делать во время прогулки.

♦ Катайте игрушечную машинку то быстро, то медленно. Объясняйте ре­бенку, с какой скоростью она едет. Затем пусть он катит машинку бы­стро и медленно.

♦ Во время прогулки ходите с ним быстро и медленно. Вы отдаете коман­ду: Шагаем быстро (медленно)!

♦ Пусть ребенок хлопнет в ладоши громко и тихо. Покажите — как.

♦ Пусть скажет что-нибудь громко и тихо.

♦ Набросайте на листе бумаги два одинаковых рисунка, отличающиеся качеством исполнения. Скажите: Этот я нарисовала плохо, а этот — хорошо. Изобразите следующую пару рисунков. Пусть ребенок пока­жет, какой нарисован хорошо, а какой — плохо.

Примерный речевой материал

Наречия (обстоятельства образа действия): тихо — громко, тепло — холодно, светло — темно, весело — грустно, крепко — слабо, легко — тяжело, мокро — сухо, твердо — мягко.

 

 

Предлоги

Ребенку бывает сложно уловить смысл предлогов. В обычной речи они сливаются с другими словами, и он попросту не может их расслышать. По­этому при выполнении упражнений с предлогами произносите их очень раздельно и внятно. Познакомьте ребенка с предлогами: в, на, к, около, из, над, под. В одном предложении используйте только один предлог.

♦ Положите какой-нибудь предмет в стол, скажите: Я положила в стол карандаш. После этого предложите ребенку положить в стол ручку.

♦ Затем пусть положит ручку в тумбочку, в книгу (покажите, как это сде­лать).

♦ Положите на стол предмет. Скажите, что вы положили его на стол. Попросите ребенка переложить его на пол, на кресло, на диван и т. п.

♦ Просите ребенка поочередно класть предметы в стол и па стол (в кни­гу и на книгу, в тумбочку и на тумбочку).

♦ Незаметно для ребенка спрячьте в стол игрушку (можно — новую). Попросите его посмотреть, что лежит в столе.

♦ Просите ребенка подойти к какому-нибудь предмету: Подойди к столу, к окну, к дивану. Сначала подходите с ним вместе, комментируйте: Мы идем к окну.

♦ Просите ребенка сходить к папе, к бабушке и что-нибудь взять у них.

♦ Скажите ребенку, что стул стоит около стола. Переставьте его к ди­вану. Скажите: Теперь он стоит около дивана. Пусть ребенок поставит стул около кресла.

♦ Предложите ребенку сесть около вас, около папы, около бабушки и т. п.

♦ Положите в стол игрушку. Скажите: Я положила ее в стол. Достаньте ее. Скажите: Я вынула ее из стола.

♦ Предлагайте ребенку что-то спрятать в стол, потом вытащить из него.

♦ Положите ребенку на голову руку, скажите, что ваша рука у него на голове. Приподнимите ее и оставьте над головой у ребенка, скажите: Посмотри наверх, теперь она у тебя над головой.

♦ Пусть ребенок зажмурится. В это время держите у него над головой игрушку. Предложите ему посмотреть, что у него над головой.

♦ Положите одну игрушку на стол, а другую держите над столом. Пусть ребенок покажет, какая игрушка находится над столом (или скажет словом).

♦ Попросите его посмотреть, что висит над столом (например, люстра).

♦ Спрячьте под стол игрушку. Скажите, что она — под столом. Пусть ре­бенок положит ее под стул, под кресло и т. п.

♦ Делайте вид, что потеряли нужную вещь. Просите ребенка помочь найти ее. Говорите: Поищи в спальне, посмотри на столе, в столе, под кроватью, около зеркала и т. п.

♦ Пусть ребенок спрячет игрушку. Ищите ее. Спрашивайте: Мячик в столе? Он под диваном? Он на подоконнике? Ребенок должен отвечать утвердительно или отрицательно.

Правила занятий с детьми

□ Задания, которые здесь приводятся, — примерные. На их основе при­думывайте свои собственные игры и упражнения, исходя из жизнен­ного опыта ребенка.

□ Когда вы формируете у ребенка пассивный словарь, он не должен си­деть как немой и только выполнять указания. Поощряйте, чтобы он повторял за вами названия предметов. Добиваться точного произнесе­ния слов не нужно.

□ Если ребенок уже как-то по-своему умеет называть тот или иной предмет (например, вместо машина говорит би-би, вместо собачка — ав-ав), пусть продолжает их так именовать. Но вы не повторяйте его звукоподражаний, а, спрашивая о предметах, называйте их настоящи­ми, полными словами.

□ Не требуйте от ребенка, чтобы он запомнил обобщающие названия для классов предметов (одежда, продукты, посуда и т.п.) и умел по­казывать вам их по обобщающему названию. Это для него слишком сложная умственная операция.

□ Желательно, чтобы предметы, с названиями которых вы знакомите ребенка, были известны ему не только по картинкам, но и «вживую». Почаще выводите его за пределы дома (в лес, зоопарк, на детскую площадку, в магазин).

□ Следите, чтобы во время занятий вы не «помогали» ребенку жестами или направлением взгляда. Это можно делать только тогда, когда он не может опознать предмет по одному словесному названию. После того как вы помогли ребенку, указав на предмет, несколько раз назо­вите этот предмет одним только словом и обязательно попросите ре­бенка что-нибудь сделать с ним. Манипуляции с предметами позволя­ют лучше запоминать обозначающие их слова.

□ Если вы занимаетесь с мальчиком, нужно иметь в арсенале его игру­шек хотя бы одну куклу. Во-первых, для ребенка достаточно просто выговорить слово Ляля. Во-вторых, с куклой удобно совершать раз­нообразные действия, как с ребенком: одевать, укладывать спать, кор­мить, она может ходить, сидеть и т. п.

□ Когда ребенок отвечает невпопад, подшучивайте над его ответами, старайтесь вызвать у него смех.

□ Знакомьте его со словами не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Гуляя по улице, спрашивайте, какой дом — низкий, а какой — высокий', какая дорога — узкая, а какая — широкая и т.п. Обязательное условие: для сравнения у ребенка перед глазами должно быть два объекта разной величины. Это же условие относит­ся к наречиям (тяжело — легко, громко — тихо), опознать их можно только в сравнении.

□ В своей речи почаще употребляйте имена прилагательные. Когда про­сите ребенка что-то принести вам, говорите не просто: Дай мне чашку (или карандаш), а Дай мне ту чашку — красную; или — Дай мне тот карандаш — длинный и т. п.

□ Общаясь с ребенком, старайтесь применять один и тот же признак к максимальному количеству слов-предметов. Длинным может быть но­готь, шнур, гвоздь; длинной может быть веревка, дорога, штора, нитка, юбка.

□ Как можно чаще употребляйте в своей речи указательные и вопроси­тельные местоимения. По поводу предметов, которые ребенок знает, как назвать, спрашивайте: Что это? Почаще просите его что-нибудь найти (делайте вид, что сами не можете этого сделать). Спрашивайте: Ваня, а где шапка, где книжка? и т. п.

□ Используйте в речи разнообразные наречия (и незнакомые ребенку тоже — объясняйте их смысл). Спрашивайте: Ваня сделал хорошо? Мы идем быстро?

□ Когда ребенку нужно употребить указательное местоимение по отно­шению к человеку (например, Вон — дядя), поощряйте жестикуляцию (Где дядя? Покажи!). Не смущайтесь тем, что считается невежливым показывать на человека пальцем. Ведь если ребенок станет тормозить свой естественный жест, у него нарушится способность направляться к собеседнику. Когда вы спрашиваете у него о человеке: Где дядя? По­кажи, где девочка? — он также должен смело указывать пальцем. Хотя смысл наречий справа — слева ребенку понимать сложно, нужно начинать знакомить его с тем, какая рука у него — правая, а какая — левая.

□ Всегда выделяйте предлог. Произносите его отдельно от последующе­го слова.

□ Ребенок должен понять, что предлог употребляется по отношению к любому предмету, поэтому многократно используйте один и тот же предлог применительно к разным словам: Положи мяч на стол, на пол, на кровать, на ладонь.

□ Почаще просите ребенка в виде помощи подать вам что-то находяще­еся в столе, на столе, около дивана, под столом и т. п. Расширяйте круг слов, с которыми вы употребляете предлоги. В том чис­ле используйте слова, по отношению к которым предлог утрачивает свое первоначальное значение. Попросите ребенка зайти в коридор, в спальню. Когда идете гулять, скажите, что вы идете на улицу. Попросите ребенка выглянуть из окна. Используйте форму предлога к — ко (подойди ко мне).

Фразовая речь

По сути дела, на протяжении предшествовавших занятий вы развивали у ребенка понимание фразовой речи, поскольку обращались к нему с помощью предложений. Только вы использовали простые по смыслу ко­роткие предложения, между собой достаточно разрозненные. Теперь нуж­но помочь ребенку научиться понимать целостную, связно оформленную, фразовую речь. То есть речь, состоящую из нескольких предложений, по­священных одной теме или ситуации. Предложения должны быть распро­страненными и включать в себя различные части речи.

Развитие понимания фразовой речи

♦ Пусть ребенок выполняет небольшую цепочку действий. Говорите: Сходи на кухню. Позови бабушку. Или: Подойди к столу. Открой ящик. Достань из него тетрадь и принеси мне.

♦ Читайте коротенькие сказки и рассказики (обязательно с картинка­ми). Затем просите ребенка на картинках показать предметы, упоминавшиеся в сказке, а также действующих лиц.

♦ Когда гуляете, подробно рассказывайте ребенку, что вас окружает. На­пример: Мы идем по узкой дорожке. Идем медленно. Вон там стоит вы­сокий дом, а вон — низкий домик. Сбоку растет травка. Травка зеленая. Впереди — детская площадка. На площадке — песочница. Ваня будет ко­пать песочек совком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: