Устранение зажатости мышц 4 глава




♦ После такого рассказа выясняйте, хорошо ли ребенок понял его. Зада­вайте вопросы о том, о чем вы говорили: Мы идем по широкой дорож­ке? Где высокий дом, а где низкий? Где песочница? Травка красная? Мы идем медленно?

♦ Купите книжечки (покрупней) для составления рассказов по картин­кам. Сначала вместе с ребенком рассмотрите серию картинок. Спросите у него по поводу нарисованного: Где котик? Котик бежит? Котик бе­жит за мышкой? Он поймает ее? Затем, показывая на картинках все раз­ворачивающиеся события, составьте для ребенка подробный рассказ.

♦ Рассказывайте о том, что вы собираетесь делать. Вы затеваете уборку, скажите: Сначала мы уберем в шкаф вещи, потом соберем игрушки в ко­робку, потом вытрем пыль на подоконнике, потом подметем пол, и я по­мою его тряпкой. Пусть ребенок посильно помогает, а вы давайте ему поручения: Принеси тряпку, веник из кухни. Вытри пыль на подоконнике, а потом на столе. На кухне около раковины стоит тазик, отнеси его в ванную и г. п.

Правила занятий с детьми

□ Длину инструкций для ребенка наращивайте постепенно. Сначала ис­пользуйте цепочку из двух предложений. Затем увеличивайте их коли­чество. Чем более длинную инструкцию ребенок понимает, запомина­ет и может выполнить, тем, разумеется, лучше.

□ Поощряйте собственную речь ребенка.

□ Речь лучше всего понимается в ситуации, поэтому старайтесь выпол­нять с ребенком как можно больше совместных действий.

□ Очень важно, чтобы ребенок почаще слышал ваши рассказы, касаю­щиеся текущих событий. Вы можете описывать развивающуюся в данный момент ситуацию, касаться планирования будущих действий, составлять рассказы по серии картинок (или сюжетной картинке). В дальнейшем все это поможет ребенку научиться самостоятельно вы­сказываться, придумывать рассказы и будет способствовать формиро­ванию навыков пересказа.

Собственная речь ребенка

Речь ребенка, которому исполнился год с небольшим, должна включать в себя несколько слов-предметов, а также некоторое количество (хотя бы минимальное) слов-действий. Если ребенок развивается нормально, его активный словарный запас уже начал пополняться сам собой по мере того, как вы работали над пониманием речи. Теперь ваша задача — помочь ему в гармоничном и всестороннем наращивании активного словаря. Если ре­бенок с трудом осваивал понимание речи, над формированием его словаря придется работать особенно планомерно и тщательно.

Обратите внимание на следующее. Не требуйте от ребенка полноценно­го произнесения слов. Он пока еще физически не может выговорить неко­торые звуки, он не способен правильно уловить и воспроизвести слоговую структуру большинства слов. Это значит — он будет пропускать в словах звуки и слоги, менять их местами, вместо слова называть один только слог (первый или ударный). Его произношение будет уточняться со временем. Перечисленные недостатки должны в основных чертах сгладиться к трем годам, за исключением произношения звуков. Сложные звуки: [Р], (Л), шипящие и свистящие обычно формируются около пятилетнего возраста.

На первых порах в речи ребенка будет много слов-заменителей (АВ- АВ — вместо собачка, ТУ-ТУ — вместо поезд, БИ-БИ — вместо машина). При своевременном развитии речи эти слова должны уступить место «на­стоящим» к двум годам. До этого времени фразы, которыми общается ре­бенок, будут являть собой забавную смесь из звукоподражаний и полно­ценных слов.

Формирование активного словаря

Для ребенка нужно создать ситуацию, которая бы поощряла его (и даже вынуждала) к словесному обращению к собеседнику. Ведь он привык общаться с помощью жестов и немногочисленных слов. Для домашних его «речь» полностью понятна, и он не слишком заинтересован ее усложнять. Вам, разумеется, не нужно исключать из высказываний ребенка «жестовую речь», но тем не менее нужно создать такие условия, чтобы эта «речь» оказалась для него недостаточной и он осознал это. Тогда у него появится стимул к словесному выражению своих мыслей, желаний и чувств.

Формирование активной собственной речи нужно начать со звукоподра­жаний. Это — временные для ребенка слова. Они необходимы только потому, что на первых порах других слов он попросту произнести не сможет. Ребен­ку проще всего воспроизводить отдельные слоги: открытые (согласный звук + гласный — МА, БА) и закрытые (гласный звук + согласный — AM, АП). Ему также доступны слова, состоящие из двух одинаковых открытых слогов (мама, папа и т.п.) или двух одинаковых закрытых слогов. В языке подобных слов крайне мало, поэтому-то и возникает потребность в звукоподражаниях.

При их подборе нужно соблюдать некоторые правила:

□ Звукоподражания должны каким-то образом по существу характери­зовать предмет, который они называют. Например, имитировать тот звук, который издает предмет (корова — МУ-МУ, машина — БИ-БИ), или воспроизводить какой-нибудь способ обращения человека к пред­мету (лошадь — НО).

□ Звукоподражания должны просто произноситься. Старайтесь не ис­пользовать звукосочетаний со звуками: [Р] и [Л], свистящими ([С], [3], [Ц]) и шипящими ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) (например: тигр — РЫ, змея — ШУ-ШУ). Перечисленные звуки ребенок не способен выго­ворить. Звукосочетания должны включать в себя гласные и согласные звуки, способ произношения которых легко показать ребенку (если он будет затрудняться воспроизвести их на слух): (M), [Б], [П], [В], [Ф]. Звуки [Н], [Т], [Д] можно произносить, слегка высовывая между зуба­ми язык, чтобы было видно, как они артикулируются. Иногда у ребен­ка могут не получиться простые звукосочетания КО-КО — курочка, ГА-ГА — гусь, поскольку заднеязычные звуки [К] и [Г] можно воспро­извести только на слух (показать их произношение трудно).

Задания со словами-предметами

♦ Скорее всего, у ребенка уже есть некоторый багаж слов-звукоподражаний. Нужно научить его использовать их по отношению ко всем предметам одного вида. Например, словом БИ-БИ он должен назы­вать любую машину, а не только свою игрушечную, словом АВ-АВ — любую собаку. С этой целью задавайте ему вопросы: Это что? (ука­зывая на предмет). Затем спрашивайте: Что это? (указывая на иной предмет того же вида). Сами неоднократно называйте новый предмет звукоподражательно, если ребенок не сообразит, как это сделать.

♦ Формируйте у ребенка новые звукоподражания. Эти слова должны обозначать предметы, которые знакомы ребенку не только по кар­тинкам, но и «вживую». Слово поезд можно заменить на ТУ-ТУ, но ребенок должен знать, как выглядит настоящий поезд или хотя бы игрушечная железная дорога, он также должен представлять себе, как она «работает». Большая часть звукоподражаний имитирует зву­ки, издаваемые предметами. Поэтому для их формирования исполь­зуйте примерно такие образы: Это — корова. Она мычит — МУ-МУ. Корова — МУ-МУ. Как мычит корова? МУ-МУ! Кто это? Корова — МУ-МУ.

Примерный словарь существительных-звукоподражаний: собака — АВ-АВ, корова — МУ-МУ, машина — БИ-БИ, поезд — ТУ-ТУ, кошка — МЯУ-МЯУ, коза — МЕ-Е-Е, баран — БЕ-Е-Е, звонок — ДИНЬ - ДИНЬ, самолет — У-У-У, лошадка — И-ГО-ГО, курица — КО-КО, гусь — ГА-ГА, часы — ТИК-ТАК, ля­гушка — КВА-КВА, мышка — ПИ-ПИ, дождик — КАП-КАП, дудочка — ДУ­ДУ, барабан - БУМ-БУМ, мишка - БУ-БУ, болячка - BA-BA.

 

♦ Одновременно обучайте ребенка произносить обычные слова самой простой структуры — из двух одинаковых открытых слогов. Таких слов очень немного: мама, баба, папа, няня, дядя, Ляля, тетя (это сло­во ребенок, скорее всего, будет произносить как тятя). Показывай­те ему на того или другого человека, спрашивайте: Это папа или баба? Это тетя или дядя?

♦ Чуть позже знакомьте ребенка с более сложными словами (из одного — двух слогов). Слова должны называть предметы ближайшего окруже­ния или части тела. Можно использовать уменьшительные имена — они очень легко произносятся (Катя, Ваня). Не добивайтесь точного произнесения слов, помните, некоторые звуки ребенок пока еще фи­зически не может выговорить.

Примерный речевой материал: мяч, кубик, лиса, киса, муха, рука, нога, нос, глаз, зубы, лобик, стол, стул, диван, лапа, каша, суп, миска, ножик, хлеб, булка, тапок, носок, майка, кофта, пальто, кухня, ванна, пол, окно, дом, садик, вода, вата, йод, сумка, книга.

♦ Примерно к двум годам или немного позже ребенку нужно повторять за вами любые слова (в том числе из трех-четырех слогов). Вначале это бу­дет получаться очень несовершенно. Он может произносить их не полно­стью, путать местами слоги, иногда эти слова в его речи будут едва узна­ваемыми. Это не страшно. Главное, чтобы он хоть как-то начал называть окружающие предметы. Со временем произношение будет уточняться.

Задания со словами-действиями

Глагольная лексика формируется с большим трудом, чем словарь существительных. Тем не менее нужно, чтобы ребенок как можно раньше начал применять в своей речи глаголы. Для этого используйте глаголы- звукоподражания. Важно, чтобы глаголы как можно быстрей попадали в состав предложения, поэтому, как только ребенок научился произносить слово-действие, сейчас же включайте его во фразу.

Знакомьте ребенка с глаголами, обозначающими движение или состоя­ние тела (идти, лежать, бежать и т. п.) и наиболее часто совершаемые дей­ствия (кушать, спать, мыть и т. п.).

♦ Глаголы-звукоподражания (как и звукоподражания-существительные) должны по преимуществу состоять из двух повторяющихся слогов — открытых или закрытых. Когда ребенок делает что-то, комментируйте его действия (Ваня кушает. Ваня АМ-АМ).

Примерный словарь глаголов-звукоподражаний: кушать — АМ-АМ, спать — БАЙ-БАЙ, стучать — ТУК-ТУК, ехать (сначала на поезде, а потом и вооб­ще ехать) — ТУ-ТУ, упасть — БАХ, плавать (течь) — БУЛЬ-БУЛЬ, идти — ТОП-ТОП, купать - КУП-КУП, болеть - БО-БО.

♦ Выполняйте различные действия и комментируйте их: Я иду. Я стою. Я кушаю. После того как вы назвали действие, предложите совершить его ребенку (или показать, как он это делает). Например: Я иду. По­кажи, как Ваня идет. Как Ваня ТОП-ТОП? Ребенок повторяет за вами действие, а вы спрашиваете: Ваня идет? Ваня ТОП-ТОП? Что Ваня делает? Ребенок отвечает.

♦ Если ребенок пытается объясняться жестами (например, на вопрос по поводу ходьбы: Что Ваня делает? — начинает усиленно топать), зада­вайте ему провокационные вопросы: Ах! Ваня кушает? Ваня AM-AM?

♦ Один и тот же глагол используйте в сочетании с максимальным числом слов-предметов. Когда ребенок ест, можете попросить его покормить ку­клу, вас (пусть положит вам в рот ложку с кашей). Говорите: Ваня куша­ет, Ваня АМ-АМ. Теперь Ляля АМ-АМ. Теперь мама кушает — АМ-АМ. Спрашивайте: Кто кушает — мама или Ляля? Что мама (Ляля) делает?

♦ Почаще задавайте ребенку вопросы по поводу того, кто что делает. Посмотри, что делает бабушка?Папа?(когда они выполняют простые действия, которые ребенок уже может как-то назвать).

♦ Играйте, например катайте машинку. Спрашивайте: Машинка что делает? Если ребенок не может ответить, помогайте: Машинка едет, БИ-БИ едет — ТУ-ТУ. Выясняйте: Машинка едет или стоит? Когда купаете ребенка, бросьте ему в ванну резиновые игрушки. Спраши­вайте: Что Ваня делает? Купается — КУП-КУП. А рыбка (лягушка — КВА-КВА) что делает? КУП-КУН. Кто купается?

♦ Задавайте ребенку вопросы о том, что он хочет (чтобы на вопрос мож­но было ответить словом-действием). Ваня хочет АМ-АМ или гулять?

♦ Пусть ребенок угадывает, какое действие вы собираетесь совершить. Например, возьмите веник или тряпку, спросите: Что мама будет де­лать? (мести, мыть).

Спрашивайте у ребенка по поводу его намерений: Что Ваня будет де­лать сейчас? (играть). Кто будет играть — Ваня или мама?

♦ Формируйте глаголы повелительного наклонения. Глаголы должны исполь­зоваться с подходящими по смыслу дополнениями.

♦ Играйте в мяч. Прежде чем ребенок бросит мяч, просите у него: Дай мяч! Затем пусть он просит у вас: Дай мяч! Только после этого перебра­сывайте мяч обратно.

♦ Когда бросаете ребенку мяч, всегда говорите: На мяч! Лови! Нужно, чтобы он, бросая вам мяч, произносил то же самое.

♦ Точно так же играйте с шариком или любой другой игрушкой, кото­рую можно бросать. Слова дай и на сопровождайте жестами.

♦ Позовите ребенка: Иди ко мне! (сопровождайте просьбу жестом). Пусть подойдет. Обнимите его. Затем попросите его позвать вас: Позови меня. Скажи: «Иди ко мне!» Если ребенок будет звать вас одним только жестом или как-то иначе обращать на себя внимание, говорите ему: Позови меня словами. Что нужно сказать? Иди ко мне! В предложении Иди ко мне ребенок, скорее всего, будет пропускать предлог «ко».

Просите ребенка позвать кого-нибудь из домашних: Иди к папе. По­зови его ко мне. Скажи папе: Иди к маме!

♦ Предлагайте ребенку попросить вас что-нибудь сделать и выполняйте его просьбы. Например: Попроси меня встать. Встань! Попроси меня сесть. Сядь! Попроси меня хлопать в ладоши, лететь (изобразите рука­ми, что летаете) и т. п.

Примерный речевой материал: мыть, мести, играть, идти, бежать, смо­треть, гулять, кушать, спать, лететь, ложиться, вставать.

После того как ребенку исполнится два года, предлагайте ему повто­рять за вами любые глаголы, объясняйте их смысл.

Задания с указательными и вопросительными местоимениями

Местоимения просто произносятся, поэтому ребенок легко их осво­ит. Вам нужно научить его следующим словам: тут — там, тот — этот (то — это, та — эта), вот, вот тут — вон там, сюда — туда. Где? Кто это? и Что это? На первых порах ребенок будет выговаривать слова не совсем точно, окончания — не улавливать (тот, то и та произносить одинаково — как то). Местоимения тут и там произносить, как ту и та где — как Иде и т. МП.

♦ Играя с ребенком, спрашивайте: Тебе дать ту игрушку или эту? Пока­зывайте то на ту игрушку, что лежит подальше, то на эту — что побли­же. Ребенок будет стремиться ответить жестом. Переспрашивайте: Ту или эту? Скажи. Ту?Эту?(поочередно кивайте головой на игрушки).

♦ Положите игрушки в труднодоступных местах и задавайте те же во­просы, что в предыдущем упражнении. Если ребенок будет показы­вать на игрушку пальцем, делайте вид, что не понимаете его, нарочно давайте не ту игрушку. Говорите: Я не поняла, что тебе дать, то или это. Скажи: то или это?

♦ Возьмите со стола игрушку. Спросите: Мишка лежал тут или там? (указывая то на стол, то на подоконник). Переспрашивайте, если ре­бенок будет стремиться показывать пальцем: Тут? Там? Где он лежал?

♦ Когда убираете в комнате, спрашивайте у ребенка по поводу игрушек и других предметов, которые обычно лежат в известных ему местах (делая вид, что забыли, где они хранятся): Куда положить мишку? Туда или сюда?

♦ Задавайте ребенку вопросы: Ляля у нас лежит вот тут или вон там?

♦ Спрячьте игрушку. Пусть ребенок ищет ее. Говорите: Где мишка? Где? Если он не может найти, скажите: Спроси у меня: где мишка? Где? И я покажу, где он.

♦ Зажмите в руке мелкий предмет. Скажите ребенку (показывая на свою руку): Спроси у меня: что это? И я покажу, что это.

♦ Поощряйте ребенка по поводу любых предметов задавать вопрос: Что это?

♦ Показывайте картинки со знакомыми и незнакомыми ребенку живот­ными. По поводу знакомых зверей спрашивайте: Кто это? Он дол­жен ответить на ваш вопрос. Когда попадется картинка с незнакомым зверьком, скажите ребенку: Ты знаешь, кто это? Нет? Спроси у меня, кто это? И я скажу тебе.

♦ Аналогично предыдущему упражнению выполняйте задания с фото­графиями знакомых и незнакомых ребенку людей.

 

Задания со словами-признаками

Большинство имен прилагательных сложны для произнесения, а подо­брать для них звукоподражания трудно, поэтому на первых порах пусть ре­бенок произносит их, как сумеет. Вместо красный он будет говорить — ка, вместо большой — бошой или шой, вместо маленький — ма и т. п. Можно ис­пользовать следующие звукоподражания: вкусный — ням-ням; красивый — ах.

Прилагательные нужно стараться как можно скорее вводить в предло­жение или словосочетание.

♦ Стройте из разноцветных кубиков башенку. Скажите: Сначала поло­жим красный кубик. А теперь какой положим? Предложите ребенку на выбор зеленый и синий. Скорее всего, ребенок будет показывать на кубик пальцем. Говорите: Скажи словом — зеленый или синий (показы­вая на кубики).

♦ Собирайте пирамидку. Задание такое же, как в предыдущем случае.

♦ Спрашивайте у ребенка, какой кубик ему дать (какого цвета; большой или маленький).

♦ Возьмите два мяча — большой и маленький. Спросите: В какой будем играть? В большой мяч или в маленький мячик?

♦ Рассматривайте картинки. Спрашивайте по поводу цвета и величины изображенных на них предметов: Платье у девочки какое, какого цве­та? Собачка большая или маленькая?

♦ Задавайте вопросы по картинкам иначе: Скажи, что на картинке — красное? Платье. Так, платье какое? Красное. Ты хочешь сказать — платье красное? Добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами слово­сочетание. Обыгрывайте его многократно.

♦ Играйте в игру: «Угадай, что я задумала». Разложите перед ребенком несколько кубиков и кружков разного цвета. Скажите: Я задумала одну вещь, угадай, что это: кубик или кружок? Кубик? Нет. Кружок? Пра­вильно. Угадай, какой кружок я загадала: красный, зеленый, желтый? Ребенку нужно ответить словом. Затем спросите: Так что же я зага­дала? Он должен ответить: красный кружок. Если он не воспользуется словосочетанием, назовите его сами, а его попросите повторить.

♦ Это же упражнение выполняйте, меняясь с ребенком ролями. Пусть он задумывает предмет, а вы его угадывайте.

♦ Подобные же задания выполняйте с большими и маленькими предметами.

♦ Когда ребенок рисует, спрашивайте, какого цвета он провел линию, длинную или короткую. Если он уже может рисовать изображения, ин­тересуйтесь: Что ты рисуешь? Домик, солнышко. Домик будет высокий или низкий? Солнышко будет круглое? Какого цвета будет солнышко?

♦ Просите ребенка комментировать свои действия с использованием слов-признаков: Какие варежки Ваня наденет — теплые? Какие ботин­ки наденем? Зимние или летние?

Примерный речевой материал: красивый, умный, холодный, мягкий, твердый, сладкий, кислый, круглый, ровный, страшный, ловкий.

 

Задания с наречиями

Возможные звукоподражания: тихо - тс-с-с; больно — бо-бо; плохо — бя-бя.

♦ Пусть ребенок отвечает на вопросы по поводу того, как действует тот или иной предмет. Спрашивайте: Часы тикают тихо или громко? Ма­шина едет быстро или медленно? Самолет летит высоко или низко? Когда ребенок шалит, спросите: Ваня ведет себя хорошо или плохо? (Если он ответит — хорошо, все равно радуйтесь, он употребил наре­чие осмысленно.)

♦ Спрашивайте у ребенка, как вы (или кто-то другой) осуществили то или иное действие. Например: Я завязала тебе шарф (зашнуровала бо­тинок) как: туго или слабо? Тебе удобно? Я включила музыку как: громко или тихо? Папа повесил полку как: высоко или низко? Пусть ребенок скажет, как он сам выполнил действие: Ваня съел суп как: быстро или медленно? Ваня помыл руки чисто или грязно?

Примерный речевой материал: вкусно, светло, темно, весело, больно, смешно, правильно, верно, точно, метко.

Правила занятий с детьми

□ В собственной речи одновременно со звукоподражаниями используйте и обычные слова (Что это? БИ-БИ. Правильно. БИ-БИ — это машина). Тогда ребенок будет понимать, что его «БИ-БИ» и машина — это одно и то же. Если же вы постоянно будете употреблять в своей речи временные слова ребенка, у него не будет стимула заменять их на полноценные.

□ Не вводите в речь ребенка слишком много звукоподражаний. Они нужны для того, чтобы «запустить» его фразовую речь. Ведь для воз­никновения фразы требуется какой-то минимальный объем речевого материала.

□ Формируйте у ребенка звукоподражания только тогда, когда слова, которые они заменяют, сложны для произнесения. Старайтесь не ис­пользовать звукоподражаний для простых слов (каша, суп, стул, рука). Подобные слова ребенок вполне способен выговорить, пусть даже и пропустив в них тот или иной звук (например: рука — ука, стул — тул).

□ Добивайтесь, чтобы ребенок понимал смысл слов, которые произно­сит, и использовал их по назначению. Для этого почаще предлагайте ему выбор между предметами: Ване дать Лялю или мяч? Задавайте во­просы типа: Ваня кушает кашу или суп? Это нож или вилка?

□ Если ребенок ограничивается жестикуляцией, делайте вид, что не по­нимаете его. Допустим, он тянется к предмету и хочет, чтобы вы дали ему его. Дайте ему что-то другое. Говорите: Я не поняла тебя, скажи словом, что тебе нужно.

□ Употребляйте с глаголами существительные, обозначающие одушев­ленные предметы, поскольку только живые существа могут совершать действия. Можно использовать неодушевленные существительные, обозначающие предметы, для которых естественно совершать опреде­ленные действия (самолет может лететь, вода — течь, поезд и маши­на — ехать или стоять).

□ Не используйте на занятиях неодушевленные имена существительные, обозначающие предметы, для которых характерно статичное положе­ние (стол, окно, дом, сад, дорога, трава), поскольку такие предметы не могут «выполнять активных действий», наглядно доступных ребенку.

□ □ Эти два правила не относятся к глаголам повелительного наклонения. Они, напротив, употребляются с дополнениями, где предмет пассивен (Дай мяч).

□ Всегда спрашивайте у ребенка, что он делает (или что делает кто-то другой).

□ Как можно реже используйте глаголы с приставками (пойдем, покуша­ем) и почаще — глаголы, начинающиеся с корневой части, чтобы ре­бенок усваивал именно корень. Окончания на первых порах он будет опускать.

□ Когда ребенок спрашивает о предмете или человеке (Что это? или Кто это?), иногда делайте вид, что не понимаете, и просите показать пальцем.

□ Ребенок может задавать вопрос Что это? по поводу одушевленно­го существа. Объясняйте: Про живое существо нужно спрашивать — кто это?

□ Словарь прилагательных и наречий пополняется у ребенка медленней, чем словарь существительных или глаголов. Ближе к трем годам пред­лагайте ребенку повторять за вами любые прилагательные и наречия.

□ Стимулируйте ребенка характеризовать предметы с помощью слов- признаков. Когда кормите его, спрашивайте, горячая ли чашка с чаем, вкусная ли каша. Когда собираетесь купать, пошлите вначале прове­рить, горячая или холодная вода в ванне. Собираясь убирать в кварти­ре, попросите ребенка посмотреть, грязный или чистый пол на кухне.

□ Таким же образом создавайте ребенку условия для использования наречий. Когда он пришел с прогулки, поинтересуйтесь, холодно на улице или жарко.

□ Если ребенок использовал новое наречие или прилагательное, сей­час же закрепите это слово в его речи, относя его к различным пред­метам и ситуациям. Например, он говорит, что в комнате темно. По­просите его выглянуть в окно и сказать, темно ли на улице, и т. п.

Фразовая речь

Для развития фразовой речи ребенку нужна инициатива — собствен­ная речь всегда инициативна. Поэтому поощряйте его личные начинания. Предоставляйте ему выбор. Спрашивайте, например: Мы пойдем гулять или ты сначала порисуешь? Тебе почитать или ты поиграешь? Поскольку выбор зависит от ребенка, он будет заинтересован отвечать.

 

Развитие фразовой речи

♦ Подробно рассказывайте ребенку, чем вы с ним будете заниматься. Например, вы собираетесь гулять, скажите: Сейчас мы пойдем гулять. На улице холодно. Ваня наденет теплую кофту, теплые штанишки, те­плую курточку. На ноги наденем зимние сапоги, на руки — шерстяные варежки. На шею повяжем шарф. Затем задавайте ребенку вопросы: Что мы будем делать сейчас? Пойдем гулять. На улице тепло или хо­лодно? Холодно. Что мы наденем на Ваню? Если ребенок будет просто называть предметы одежды, уточняйте: Мы наденем теплую кофточку или холодную? Зимние сапожки или летние ботинки? Какие варежки мы наденем? На что мы их наденем — на руки или на ноги? Куда мы повяжем шарф? Если ребенок будет отвечать односложно (Какие варежки мы наденем? Теплые), развивайте его предложение: Правильно — теплые. Мы наденем на руки теплые шерстяные варежки. Таким образом, вы даете ребенку алгоритм грамотного распространения предложений, который он постепенно будет усваивать.

♦ Задавайте ребенку вопросы на выявление причинно-следственных от­ношений между событиями, это будет побуждать его делать логиче­ские умозаключения. Например: А почему мы наденем теплые вареж­ки? На улице холодно. Почему мы наденем зимние сапожки? На улице зима и т. п.

♦ Беседуйте с ребенком о том, чем вы только что занимались. Напри­мер, вы пришли с прогулки. Спросите: Что мы делали? Гуляли. Кого мы видели на улице? Котенка. Какой был котенок? Маленький. А еще какой он был? Черный. Так какого котенка мы видели? Маленького, черного. А где он сидел? На дереве. Значит, маленький черный котенок сидел на дереве? Да, котенок сидел на дереве. Если ребенок не сможет сам соста­вить такое развернутое предложение, сделайте это за него, а он пусть повторит. Затем спрашивайте дальше: Котенок сидел на дереве высоко или низко? Низко. А почему он сидел низко? Он — маленький, не мог за­лезть высоко (если ребенок не сможет установить такую причинно- следственную связь, объясните ему).

♦ Рассматривайте простые сюжетные картинки и рассказывайте ребен­ку, что на них нарисовано (в форме повествования). Одновременно задавайте вопросы по поводу изображенного на картинке. Например, на картинке собака гонится за котом. Скажите: Смотри — собачка бе­жит за котиком. А котик от нее убегает. Собачка — черная, а котик — серый. Собачка — большая, а котик — маленький. Собачка громко лает. Как ты думаешь, где спрячется от собачки котик? (На картинке нари­совано дерево.) Если ребенок не догадается, где спрячется котик, про­должайте рассказ: Видишь? Котик бежит к высокому дереву. Сейчас он залезет на него. Собачка сможет его достать? Нет. Почему? Собачки не умеют лазить по деревьям.

♦ После подробного разбора изображенного на картинке попросите ре­бенка рассказать, что на ней нарисовано. Пусть рассказывает, как мо­жет (хотя бы даже просто называя отдельные предметы и действия), а

♦ вы дополняйте его рассказ. Иногда просите повторить за вами корот­кие предложения.

♦ С картинками можно работать иначе. После того как вы разобрали, что на ней нарисовано, и составили по ней рассказ, скажите ребенку, что вы снова будете сочинять по этой картинке (с собакой и котиком) рассказ, а он пусть слушает и исправляет вас, если вы вдруг допусти­те какую-нибудь ошибку. Вы можете рассказывать так: Посмотри, на картинке нарисованы лиса и котик. Нет, на картинке нарисованы соба­ка и котик. Ах да! Я ошиблась! На картинке нарисованы собака и котик. Котик бежит за собачкой. Нет. Это собака бежит за котиком. Пра­вильно! А котик убегает от нее и громко лает. Нет, это собака лает. Да, конечно, это лает собака. Сейчас котик залезет на дерево, а собака полезет за ним. Нет! Собаки не умеют лазить по деревьям! Если ребе­нок не заметит ту или иную вашу «ошибку», обратите на нее его вни­мание, покажите ему на картинку: Посмотри внимательно. Разве это лиса? Разве котики лают? и т. п.

♦ Подобные упражнения выполняйте по картинкам, которые ребенок видит впервые.

♦ Читайте простые сказки, иллюстрированные картинками. По ходу чтения пусть ребенок показывает на картинках, о чем идет речь. За­давайте вопросы: Где лиса, где петушок? Что делает лиса, что делает петушок? и т.п. После того как вы закончили читать сказку, пусть ре­бенок попытается, разглядывая иллюстрации, пересказать ее. Помо­гайте ему вопросами.

♦ Когда вы читаете уже знакомую сказку, время от времени спрашивай­те (в самом интересном месте): А что дальше?

♦ Когда ребенок рисует (или лепит), пусть рассказывает, что он дела­ет. Задавайте вопросы: Что ты рисуешь? Карандашом какого цвета ты нарисуешь солнышко? Ты будешь рисовать его вверху, над домиком, или внизу листа, где травка? Домик будет большим или маленьким? Забор вокруг домика ты будешь рисовать?и т. п.

Правила занятий с детьми

□ Когда что-то рассказываете ребенку, следите, чтобы ваши предложе­ния были развернутыми и включали в себя разнообразные части речи.

□ Всегда распространяйте предложения ребенка. Если он ответил на во­прос: Что мы делали? — одним только словом — гуляли, дополните его высказывание: Да. Мы гуляли. Если же он ответит: Мы гуляли — добавь­те: Да. Мы долго гуляли. Можете еще уточнить: А где мы долго гуляли? На улице или в парке? Если ребенок ответит просто — в парке, опять же продолжите его предложение: Правильно. Мы долго гуляли в парке.

□ Когда ребенок начнет составлять фразы, он пока еще не сможет пра­вильно оформлять их грамматически. Он будет опускать предлоги или употреблять их не по назначению, не договаривать окончания слов или приставки, использовать их неправильно и т.п. Он может пропускать некоторые члены предложения. На первых порах это нормально.

 

 

Слоговая структура (рисунок) слова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: