Нарушение слоговой структуры слов проявляется в том, что ребенок меняет местами в словах звуки и слоги, не договаривает их или добавляет лишние. При этом одно и то же слово может искажаться по-разному: мидора, мидола — помидор; мококо, моколо — молоко. До определенной поры такое явление относится к возрастной норме: ребенок только осваивает произношение слов и еще не успел запомнить, как они произносятся. Но со временем он должен научиться выговаривать слова, соблюдая в них правильную последовательность слогов и звуков.
Работать над слоговой структурой нужно начинать, когда у ребенка сложится некоторый словарный запас и он будет пользоваться простой короткой фразой.
Цель ваших занятий — научить ребенка вслушиваться в слова, правильно улавливать и воспроизводить их слоговой и звуковой рисунок. Способность к звуковому и слоговому анализу очень важна для формирования полноценного произношения звуков и освоения грамматических категорий языка (ведь и окончания, и приставки, и суффиксы являются элементами слогового состава слов). Способность к звуковому анализу также играет первоочередную роль в обучении ребенка чтению и письму.
Во время занятий придерживайтесь нескольких правил:
□ Используйте слова из гласных и простых для произнесения согласных звуков: [Б], [В|, [Г], [Д], (K), [М], (H), [П], [Т], [Ф|, [X]. Используйте и мягкие пары этих звуков. Слова произносите внятно, слегка разделяя на слоги.
□ Гласные звуки произносите так, как они слышатся (а не пишутся). Безударный гласный (О)| в словах звучит как что-то среднее между [О] и (A): коты — напоминает ка-ты, а не ко-ты, коза — ка-за, а не ко-за. Безударный гласный |Э| после мягкого согласного (на письме он обозначается буквой Е) звучит как среднее между [Э| и [И]: кофе похоже на ко-фи ([коф'и]), а не на — ко-фе ([коф'э]), пенек — на пи-нек, а не на пе-нек. Если не соблюдать этих правил, услышав подобные слова в посторонней речи, ребенок может затрудняться опознавать их.
□ Парные звонкие согласные на конце слов (в этой позиции они оглушаются: дед — звучит как дет, лоб — как лоп) произносите звучно: по-ход, ко-мод. Такое произношение не будет мешать ребенку узнавать эти слова в посторонней речи.
Уточнение слоговой структуры слов
♦ Пусть ребенок повторяет за вами слова из двух открытых слогов (кино, ко-ни).
Примерный речевой материал: губа, мама, папа, дядя, дубы, бука, мода, вода, пума, дума, Митя, Дима, коты, боты, кипа, тина, Дина, вата, Тима, хата, муха, духи, мука, дыня, пони, Тома, Катя, пика, Тоня, дети, Петя, Веня, Вова, ноги, Нина, пена, Вика, Гена, дюна, Ника, мина, Феня, Маня, тетя, маки, тени, Фима, кума, дома, Мотя, Таня, Витя, дуга, кофе, баня, Ваня, киты, фото, темя, небо.
♦ Ребенку нужно повторять двухсложные слова более сложной структуры: первый слог открытый, второй закрытый — из трех звуков (каток, пу-пок).
Примерный речевой материал: капот, тапок, кубик, тюбик, Бобик, Вовик, гудок, гамак, тумак, дымок, пуфик, Вадик, туман, табун, вагон, питон, Ванек, батон, бутон, комок, тенек, пенек, котик, нытик, венок, веник, канат, моток, бубен, бидон, конек, Вадим, тупик, годик, хомяк, поход, комод, потоп, хобот, гопак, камин, топот, бегун, кубок, петух, хохот, кабан, певун, бетон, буфет, Тихон.
♦ Произносите слова из трех открытых слогов (например: бу-ма-га, ва- го-ны). Ребенок должен повторять их за вами.
Примерный речевой материал: бутоны, ватага, помада, монета, бидоны, кубики, конюхи, котики, минута, канава, панама, тетива, Анюта, потеха, букеты, батоны, имена, домино, петухи, кабина, бананы, утята, диваны, погоны, томаты, погоня, охота, макака, копыто, попона, кимоно, кабаны, комета, тихоня, купава, бегуны, дубина.
♦ Пусть ребенок повторяет трехсложные слова: открытый слог + открытый слог + закрытый слог из трех звуков (например: ко-те-нок, бу-ке- тик).
Примерный речевой материал: коготок, кабинет, кипяток, капитан, Капитон, хохоток, бегемот, махаон, ноготок, дымоход, хоботок, огонек, потомок, паводок, водомет, куманек, ботинок, кофеёк, манекен, топоток, коневод, кутенок, поводок, хохотун, домофон, ободок, океан, водопад.
♦ Подберите к словам, состав которых вы разобрали, предметные картинки. Скажите ребенку: Я буду называть картинки, а ты, если я назову какое-то слово неправильно, исправь меня. Затем произносите слова, иногда допуская «ошибки»: пропускайте слоги, меняйте их местами, путайте местами звуки, не договаривайте слова. Ребенку нужно «исправлять» вас и произносить слова правильно.
Правила занятий с детьми
□ Предлагайте для повторения не только знакомые ребенку слова, но и новые. Объясняйте их смысл. Заодно вы будете пополнять его лексический запас.
□ Подбирайте слова, состоящие из звуков, которые ребенок произносит более или менее правильно.
□ Если ребенок не выговаривает большое число звуков, придется использовать и те звуки, которые он произносит неправильно (иначе у вас останется слишком маленький выбор слов). Ребенок может не выговаривать звуки |К], [Г], [X], [В|, [Ф]. Звуки [К], |Г] он может никак не произносить или же заменять на [Т], [Д]. Звук |Х] может пропускаться или напоминать звук |Ф|. Звуки |Ф| и [В] ребенок может пропускать или произносить губами.
□ Когда вы будете предлагать ребенку слова с отсутствующими у него звуками, вам будет трудно определить, соблюдает ли он в них рисунок слова. Вслушивайтесь в его произношение. Например, если он не выговаривает звук (Г) и повторяет за вами слово по-го-ны как по-о-ны, значит, он улавливает его слоговую структуру и просто пропускает звук, который не может выговорить. Если это же слово он произносит как-то иначе, например: по-ны (пропускает в нем слог) или по-о-о-ны (добавляет слог), значит, он не улавливает его слоговой структуры. Если ребенок заменяет (Г) на [Д], он будет произносить слово по-го-ны, так сказать, «правильно», говоря по-до-ны. Другие способы произнесения будут свидетельствовать о нарушении структуры слова (по-но-ны, по-до-ды).
Грамматический строй речи
Приблизительно к двум годам (или чуть позже) ребенку пора оформлять свою речь грамматически. Он должен пытаться употреблять в речи различные окончания слов, например: единственного и множественного числа имен существительных (рука — руки), окончания мужского и женского рода в глаголах прошедшего времени (пошел — пошла), а также использовать некоторые суффиксы и приставки.
Грамматическая структура русского языка очень сложна, и вам, разумеется, не удастся объять ее полностью (вы не сможете охватить даже малую ее часть). Цель ваших занятий — в другом. Нужно привлечь внимание ребенка к факту изменения слов, сформировать у него некоторые начальные навыки словоизменения и словообразования. Это даст ему толчок к последующему самостоятельному овладению грамматикой языка.
Предлагаемый материал имеет разную степень сложности. Если ребенок не сможет понять способ образования некоторых грамматических форм, на время отложите работу над ними — вернитесь к ним, когда он станет постарше.
Ребенок должен освоить образование следующих грамматических форм:
окончаний единственного и множественного числа имен существительных;
□ уменьшительных суффиксов имен существительных;
□ сложных имен существительных;
□ окончаний мужского и женского рода глаголов прошедшего времени;
□ окончаний множественного числа глаголов прошедшего времени;
□ глагольных приставок;
□ возвратной частицы -ся (-сь);
□ мужского и женского рода имен прилагательных;
□ множественного числа имен прилагательных;
□ слов с отрицательной частицей не
□ предлогов.
Окончания единственного и множественного числа имен существительных
Используйте только окончания множественного числа: -и (-ы): руки, рыбы.
♦ Положите перед ребенком один какой-нибудь предмет, а немного поодаль два или несколько таких же предметов (один кубик и несколько кубиков). Спрашивайте: Покажи, где кубик? Покажи, где кубики? Выделяйте голосом окончания.
♦ Пусть ребенок покажет: руку, потом — руки; палец — пальцы; ногу — ноги и т. п.
♦ Положите один и два кубика. Покажите ребенку на один кубик, спросите: Что это? Кубик. Затем покажите на два кубика и спросите: А как одним словом назвать два кубика? Если ребенок не сообразит, как это сделать, скажите: Это — кубики. Уточните еще раз: Это — кубик, а это — кубики.
♦ Положите один и два карандаша. Указывая на один карандаш, спросите: Это что? Карандаш. Укажите на два карандаша: А это что? Карандаши. Подскажите ребенку, если он не догадается использовать окончание. Затем кладите другие предметы (ручки, ластики, книги) и выполняйте аналогичные упражнения.
♦ Подобные задания делайте по картинкам, на которых нарисованы один и два (или несколько) одинаковых предметов.
♦ В дальнейшем просто называйте имена существительные в единственном числе и спрашивайте у ребенка, как нужно сказать про два предмета: Карандаш. А как ты скажешь про два карандаша? Карандаши.
Примерный речевой материал: дуб, нос, гусь, куст, гриб, лис, кот, тигр, халат, стол, сапог, конь, мост, петух, голубь, укол, паук, диван, труба, банан, стена, корова, шапка, дорога, крыша, полка, собака, губа, рыба, шуба, нога, сумка, кошка, роза, груша, монета, лента, пуля, гора, доска, комната, палка, киса, дыра, штора.
Уменьшительные суффиксы имен существительных
Используйте только суффиксы: -ик (столик), -чик (стульчик), а также -очк и -ечк (розочка, блюдечко).
Положите перед ребенком два одинаковых предмета — большой и маленький (два мяча). Скажите: Это — большой мяч (указывая на большой мяч), а это — маленький мячик (показывая на маленький).
Выделяйте голосом окончания. Повторите дважды или трижды. Затем попросите ребенка показать вам сначала мяч, потом — мячик. Обратите его внимание, что слово мячик, которым вы называете маленький предмет, звучит более нежно и ласково, чем просто мяч. Это потому, что мячик сам маленький, беспомощный и нуждается в заботе и ласке. Это упражнение выполняйте с другими предметами: ключ — ключик, карандаш — карандашик. Называя маленькие предметы, нежно их поглаживайте (они ведь нуждаются в заботе).
Положите перед ребенком большие и маленькие предметы (или картинки с ними) и просите попарно называть их (напомните, что маленькие предметы вы называете ласково: не мяч — а мячик, не ключ — а ключик). Ребенку нужно называть предметы по аналогии. Большой предмет можете называть сами и спрашивать у ребенка по поводу маленького: Это — мяч. А как назвать маленький?
В дальнейшем просто называйте слова, которые ребенок должен «превратить» в уменьшительные: Дом. А как ты скажешь про маленький дом? Домик.
Примерный речевой материал: лист, дом, сад, куст, кот, стол, нос, мост, шар, сухарь, винт, бант, торт, зонт, нож, самолет, рот, живот, топор, комар, еж, бинт, корабль, зуб, бегемот, паровоз, пакет, салат, глаз.
Описанные упражнения выполняйте с уменьшительными именами существительными, образующимися с помощью суффикса: -чик (стул — стульчик).
Примерный речевой материал: забор, диван, чемодан, суп, стакан, коридор, газон, вагон, загон, бокал, укол, карман, сарай, самовар, сарафан, лимон, апельсин, трамвай, мотор, узор, магазин, блин, бидон, крокодил, батон, камин, кабан.
Аналогичные упражнения делайте с именами существительными женского рода, уменьшительная форма которых образуется с помощью суффиксов: -очк и -ечк (роза — розочка, чашка — чашечка). А также с существительными среднего рода, с этими же суффиксами (блюдо — блюдечко).
Примерный речевой материал: кошка, чашка, роза, коза, сумка, ваза, блюдо, ложка, ель, рамка, юбка, пила, полка, яблоко, кофта, тарелка, тряпка, картошка, коробка, вилка, бутылка, рубашка, шапка, банка, молоко, щетка, темя, время, лента, пена, кепка, сетка.
Образование сложных имен существительных
В русском языке очень много слов, состоящих из двух слов (точнее, их корней): самолет, самовар и т.п. Для развития у ребенка навыков словообразования ему полезно потренироваться составлять такие слова. Это будет способствовать развитию языкового чутья, творческого отношения к слову, желанию экспериментировать со словами, что очень важно для полноценного овладения системой языка. Возможно, эти задания станут доступными ребенку ближе к трем годам.
♦ Скажите ребенку, что существуют слова, которые состоят из двух слов. Пусть угадает, из каких слов состоят слова: самолет (сам летит), самовар (сам варит), самокат (сам катит). Подсказывайте, если он не сообразит.
♦ Играйте в игру. Вы называете два слова, ребенок должен догадаться, какое новое слово из них можно составить. Например: Угадай, как называется транспорт, который сам летит? Затем повторите: Итак — сам летит... (самолет). Как называется зверь, у которого как у утки нос? Опять повторите: Как у утки нос... (утконос). Продолжайте в том же духе: Как называется транспорт, который по снегу ходит? (снегоход). Кто трубы чистит? (трубочист). Какая машина с помощью пара (паром) возит? (паровоз). Если ребенок неточно называет слова (они сложны для произнесения, да к тому же ему на ходу приходится «сочинять» слова, которых он прежде не слышал), это не страшно. Главное, чтобы он усвоил сам принцип образования подобных слов. Подсказывайте, если он будет затрудняться. Выполняя задания, ребенок может образовывать очень смешные слова, смейтесь с ним вместе, хвалите за изобретательность и обязательно называйте правильное слово, которое он должен повторить.
Примерный речевой материал: самолет, самовар, самокат, самосвал, водовоз, мусоровоз, паровоз, пароход, пароварка, скороварка, соковыжималка, мышеловка, зубочистка, сороконожка, небоскреб, вездеход, снегоход, скороход, скородум, тугодум, пылесос, кровосос, лесоруб, коневод, пчеловод, утконос, крысолов, птицелов, водопад, камнепад, снегопад, водомет, пулемет, гранатомет, трубочист, домосед, скалолаз, кашевар, землекоп, стеклодув, костоправ.
Окончания мужского и женского рода у глаголов прошедшего времени
Для этих упражнений используйте следующие имена существительные (к ним будут подбираться глаголы): существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный звук (кот, мальчик), существительные женского рода, оканчивающиеся на гласный звук (девочка, мама). Не используйте других окончаний (например: папа — существительное мужского рода с гласным звуком на конце; или дверь — существительное женского рода с согласным на конце), это будет путать ребенка.
Используйте только глаголы, обозначающие движения или конкретные действия.
Если вы занимаетесь с девочкой, выполняйте два или три первых упражнения наоборот — отталкивайтесь от глаголов женского рода.
♦ Скажите ребенку: Мальчик прибежал домой. А как можно то же самое сказать про девочку? Девочка-а-а что сдела-а-а — прибежала-а-а домой.
Поясните: Мальчик что сделал — прибежал. А девочка-а-а что сделала-а-а — прибежала-а-а. Мальчик прибежал, а девочка-а-а прибежала-а-а. Делайте акцент на окончаниях. Окончания мужского рода и в именах существительных, и в глаголах произносите внятно и отрывисто, а окончания женского рода — с ударением и протяжно. Объясните: Раз мальчик — значит, он прибежал, а раз девочка — значит, она прибежала. Как заканчивается одно слово, так же заканчивается и другое. Для девочки — все наоборот: Девочка-а-а прибежала-а-а домой. А как то же самое сказать про мальчика? Он что сделал? Прибежал домой и т. д.
♦ Скажите: Мальчик вымыл руки, а девочка что сделала? Выделяйте голосом последний слог в слове: сделала. Если ребенок не сообразит употребить окончание женского рода, сделайте это сами: Девочка что сделала? Вымыла.
♦ Приводите парные высказывания с одним и тем же глаголом прошедшего времени, стоящим в мужском и женском роде, добавляя личные местоимения — он и она: Мальчик прибежал — девочка прибежала, то есть он прибежал, а она прибежала; мальчик вымыл — девочка вымыла, то есть он вымыл, а она вымыла.
♦ Задавайте вопросы о том, что сделала девочка, кошка и т. п. Например: Мальчик убежал на улицу. А девочка что сделала? Кот поймал мышку. А кошка что сделала? Объясните, что слова в вопросе и ответе оканчиваются одинаково: Что он сделал? Убежал. Что она сделала? Убежала.
♦ Пусть ребенок заканчивает ваши предложения глаголами, стоящими в нужном роде: Мышонок залез в норку, и мышка в норку... (залезла). Собачка съела косточку, и щенок косточку... (съел). Тигрица зарычала, и тигр... (зарычал). Если он будет затрудняться, помогайте ему вопросами: Что сделал? Что сделала?
♦ Если ребенку так легче употреблять правильные окончания, можете использовать одни личные местоимения — он и она: Он забыл, а она... (забыла).
Примерный речевой материал: съел, убежал, помыл, почистил, зарычал, открыл, купил, сходил, упал, догнал, сел, встал, попил, убрал, полетел, спел, уронил, поднял, разбил, поплыл, потерял, попал, повесил, приехал, сломал, поймал, заплакал, поранил, взял, достал, прыгнул, забыл, узнал, прогнал.
Окончания множественного числа у глаголов прошедшего времени
Используйте глаголы прошедшего времени мужского рода (положил, прибежал и т. п.). С глаголами употребляйте имена существительные мужского рода, в единственном числе оканчивающиеся на согласный звук, во множественном имеющие окончание -и (мальчик — мальчики).
♦ Скажите: Мальчик прибежал. А как то же самое можно сказать про мальчиков? Мальчики что сделали? Прибежали. Выделяйте голосом окончания и произносите их протяжно. Приведите ребенку еще несколько подобных примеров.
♦ Произносите предложения, в которых существительное с глаголом стоят в единственном числе, ребенку нужно употребить их во множественном: Котик прыгнул — котики прыгнули. Если ребенок будет затрудняться, задавайте вопрос: Котики что сделали?
♦ Подобное задание делайте с местоимениями — ты и мы. Ты поел, а мы... (поели).
♦ Показывайте ребенку парные картинки с одним предметом и двумя такими же (или несколькими). Пусть придумывает по ним предложения, используя множественное число глаголов. Подсказывайте ему.
Примерный речевой материал: мальчик упал, котик замурчал, песик залаял, трубач затрубил, петух закукарекал, чайник закипел, грач прилетел, мальчик нырнул, листик пожелтел; ты погулял, ты поспал, ты покушал, ты посмотрел, ты уронил, ты забыл, ты побежал.
Глагольные приставки
Ребенка нужно научить употреблять в речи следующие приставки: при- / у- в значении: приближаться — удаляться (пришел — ушел); пере- в значении: перебираться через что-то (перелез); в- / вы- в значении: оказаться внутри — оказаться снаружи (влез — вылез). Остальные приставки в русском языке (так же как и названные, но только взятые в других значениях) не имеют достаточно определенного, устойчивого смысла, чтобы ребенок смог его уловить и безошибочно использовать приставки по назначению. Он будет овладевать ими по мере развития речи.
♦ Совершайте действия (которые можно назвать глаголами с приставками: при- / у-) и комментируйте их: Я ушла. Я пришла. Я принесла (мяч). Я унесла (мяч). Подчеркивайте приставки голосом. Когда говорите: ушла, унесла, машите в неопределенную даль рукой, поясняя значение приставки. Когда говорите: пришла, принесла, делайте руками жест, изображающий приближение. Жесты совершайте во время произнесения приставок.
♦ Объясните ребенку: Ушла — это значит у-у-ушла куда-то отсюда (махните рукой). Пришла — это значит при-и-ишла сюда к тебе.
♦ Пусть ребенок по вашей команде совершает различные действия: убеги, прибеги, уползи куда-нибудь, приползи обратно, унеси игрушку, принеси ее и т. п.
♦ Ребенку нужно называть ваши действия, используя приставки. Можете: приходить, уходить, прикатывать и укатывать мячик, делать вид, что прилетаете и улетаете (махая руками), приплываете и уплываете (махая руками иначе) и т. п. Спрашивайте: Что я сделала? Если вы будете ставить вопрос в настоящем времени (Что я делаю?), ребенок будет отвечать: Ты идешь, ты летишь.
♦ Используйте игрушки. Выполняйте с ними различные действия и спрашивайте у ребенка: Что сделала рыбка? (приплыла — уплыла). Что сделала лошадка (прискакала — ускакала). Что сделала машинка?
♦ Объясните, что, когда вы говорите: я перелезла, вы имеете в виду, что вы перелезли через что-то, через перегораживающую дорогу преграду. Поставьте посередине комнаты стул и перелезьте через него. Когда вы говорите: я перешагнула, вы опять имеете в виду, что вы переступили через что-то перегораживающее вам путь. Положите на пол палку и перешагните через нее. Когда будете объяснять, подчеркивайте голосом выделенные приставки.
♦ Затем давайте ребенку различные команды: Перепрыгни через палку, перешагни через нее, переползи через нее и т. п.
♦ Совершайте различные действия — пусть ребенок их называет. Спрашивайте: Что я сделала? Совершайте действия с помощью игрушек. Спрашивайте: Что сделал кораблик?(переплыл реку). Что сделала птичка? (перелетела через забор). «Преграды» можете рисовать на бумаге или возводить на полу из кубиков.
♦ Объясните разницу между приставками при- и в-. Скажите ребенку (выйдя из комнаты): Позови меня!Он позовет: Мама! Подойдите к двери, скажите: Я пришла! А вот теперь я вошла (войдите в помещение). Объясняйте дальше: Чтобы прийти, нужно просто — прийти. А чтобы войти — нужно обязательно войти внутрь какого-нибудь места (покажите руками, как войти внутрь, — потычьте ими перед собой). Вот птичка может прилететь и сесть на подоконник. А что ей нужно сделать, чтобы влететь? («Ей нужно влететь в комнату — сюда», — должен ответить ребенок или вы вместо него.)
♦ Спросите у ребенка: А что я должна сделать, чтобы выйти? Выведи меня из комнаты. Если он не догадается, как это сделать, выйдите сами, объясните: Войти — это значит войти внутрь какого-нибудь места, а выйти — значит выйти куда-нибудь изнутри, наружу из этого места. Уйти — это просто уйти, для этого не обязательно выходить откуда-нибудь. Я могу постоять на лестнице, позвонить в дверь и уйти, если мне не откроют. А вот чтобы выйти, я должна выйти из квартиры (а перед этим в нее войти).
♦ Совершайте действия сами или с помощью игрушек и спрашивайте у ребенка: Что я сделала? Что сделала машинка, птичка? и т. п. На полу очертите какое-нибудь пространство, которое будет обозначать в зависимости от ситуации то или иное место: дом, гараж, клетку и т. п.
Примерный речевой материал: прибежать — убежать, прийти —уйти, прискакать — ускакать, прикатить — укатить, прилететь — улететь, пригнать — угнать, приплыть — уплыть, приползти — уползти, привезти — увезти, принести — унести, прибавить — убавить, приехать — уехать, примчать — умчать, притащить — утащить; перешагнуть, перейти, перебежать, переползти, перелезть, перепрыгнуть, перебраться, перелететь, перенести, перевезти, перемахнуть, перескочить, перебросить, перекинуть, переплыть; войти — выйти, втащить — вытащить, внести — вынести, влететь — вылететь, вбежать — выбежать, вкатить — выкатить, вползти — выползти, воткнуть — выткнуть, ввезти — вывезти, впорхнуть — выпорхнуть, влить — вылить, впустить — выпустить, влезть — вылезти, вплыть — выплыть, въехать — выехать.
Возвратная частица -ся (-сь)
Если вы занимаетесь с мальчиком, используйте частицу -ся; если с девочкой —сь.
♦ Спросите у ребенка, выделяя голосом частицу -ся: Ты умылся? или Ты оделся? (когда он совершит одно из этих действий). Сказать тебе, что означает -ся на конце слова? Умылся — означает умыл себя. Оделся — одел себя. Просто слово -себя уменьшилось и превратилось в -ся. Девочке происхождение частицы -сь объясните так: Слово себя почти исчезло, и от него остался только первый звук — сь (одела-сь, умыла-сь).
♦ Затем предложите мальчику «превратить» ваши словосочетания в слова, заканчивающиеся на -ся (девочке — на -сь).
Примерный речевой материал: умыл себя — умылся (умыла себя — умылась и т.д.); оделся, обулся, обрадовался, причесался, облился, искупался, испугался, ушибся, уселся, огорчился, прогулялся, обиделся, объелся, выспался, пробежался, успокоился, вымылся, испачкался, свалился, поднялся, укрылся, поранился.
Мужской и женский род имен прилагательных
Используйте имена существительные мужского рода, заканчивающиеся на согласный звук (лес, дом), и существительные женского рода, заканчивающиеся на гласный звук (лента, вата). К ним будут подбираться прилагательные.
♦ Вспомните названия цветов (показывая на кубики): белый, черный, красный, зеленый, желтый, синий. Затем спросите: Кубик какой? (синий). Покажите полоску (ленточку) синего цвета, спросите: А ленточка какая? (синяя). Выделяйте голосом окончания существительных, вопросительных слов и прилагательных. Объясните: чтобы догадаться, как правильно сказать — синий или синяя, нужно внимательно слушать вопрос. Если спрашивается: какая? — значит, синяя. Если спрашивается: какой? — значит, синий.
♦ Показывайте предметные картинки с разноцветными изображениями. Спрашивайте по поводу нарисованного: Елка какая? Зеленая. Цветок какой? Красный.
♦ Скажите ребенку, что определить, как правильно назвать цвет предмета, можно и без вопроса. Пусть слушает, как заканчивается слово, называющее предмет. Если оно заканчивается кратко, значит, кратко должно закончиться и слово-признак, обозначающее цвет (лес зеленый, мак красный). Последние согласные звуки в обоих словах произносите очень резко и коротко. Если же слово-предмет заканчивается протяжно, то и слово-признак будет тянуться на конце (река-а-а синя-я, лента-а-а бела-я).
♦ Произносите словосочетания, неверно употребляя род прилагательных. Ребенку нужно «исправлять» вас. Предлагайте парные словосочетания с одним и тем же словом-признаком, стоящим в мужском и женском роде: роза красный, мяч красная и т. п. Иногда употребляйте и верные согласования.
♦ Это же упражнение выполняйте с прилагательными, обозначающими величину (забор высокая, башня высокий) и другие качества предметов (юбка красивый, город красивая).
♦ Пусть ребенок по картинкам называет словосочетания: существительное + прилагательное. Сначала называйте предмет сами, а ребенок пусть добавляет признак, затем пусть сам произносит все словосочетание целиком.
Примерный речевой материал: красный—мак (майка), желтый — цветок (лента), зеленый — луг (елка), черный — камень (кошка), синий — дым (река), белый — бинт (вата); маленький — мышонок (мышка), высокий — столб (гора), широкий — проспект (дорога), короткий — бинт (веревка), узкий — ручеек {речка); черствый — хлеб (булка), холодный — чай (вода), пушистый — кот (кошка), злой — пес (собака), вкусный — торт (запеканка), теплый — шарф (шапка), хитрый — лис (лисица).
Множественное число имен прилагательных
Используйте существительные мужского рода, во множественном числе заканчивающиеся на [И] (котик — котики), и согласующиеся с ними прилагательные, в единственном числе оканчивающиеся на -ий, во множественном на -ие (маленький — маленькие). Такие прилагательные ребенку проще соотносить с вопросом: какие? Не употребляйте прилагательные, заканчивающиеся на -ый, -ые (зеленый — зеленые).
♦ Назовите словосочетание (существительное + прилагательное), где существительное и определение стоят в единственном числе. Например: котик маленький. Выделите голосом окончание прилагательного. Спросите: А как правильно сказать про котиков? Котик маленький, а котики... (маленькие). Если ребенок не сообразит, как закончить высказывание, сделайте это за него: Котик маленький, а котики-и-и маленьки-и-ие. Подчеркивайте голосом и тяните окончания. Переспросите: Котики каки-и-ие? Маленьки-и-ие.
♦ Спрашивайте у ребенка: Домик низкий, а домики какие? Низкие. Мальчик маленький, а мальчики какие? Маленькие. Постепенно убирайте вопрос: какие? Ребенок без него должен заканчивать высказывание.
♦ Когда ребенок будет без вопроса формировать окончания множественного числа прилагательных, можете расширить словарную базу. Используйте прилагательные, во множественном числе оканчивающиеся на -ые (коты пушистые), и прилагательные, согласованные с существительными женского рода (реки глубокие).
Примерный речевой материал: соки сладкие, ручейки мелкие, звуки тихие, коврики мягкие, кубики маленькие, зайчики беленькие, суслики прыткие, котики серенькие, орехи крепкие, кульки легкие, звери дикие, крики громкие, потолки высокие, корни глубокие, кустики цветущие, мостики узкие', коршуны быстрые, тигры сильные, замки прочные, бананы вкусные, кроты черные, торты большие, букеты розовые, бегемоты толстые; реки глубокие, руки тонкие, конфеты шоколадные, лапы мокрые, бусины мелкие, варежки синие, табуретки низкие.
Отрицательная частица не
♦ Скажите: Мальчик хочет домой. А как сказать, чтобы вышло наоборот? Сами отвечайте: Мальчик не хочет домой. Выделяйте голосом оба глагола: с отрицательной частицей и без нее.
♦ Произносите предложения. Ребенку нужно сказать так, чтобы вышло наоборот. Выделяйте голосом глагол, перед которым должна быть поставлена частица не. Например: Кот догонит мышку? Нет, кот не догонит мышку.
♦ Выполняйте упражнение иначе. Произносите предложения с отрицательной частицей. Ребенку нужно сказать наоборот. Например: Дождь не пойдет. Дождь пойдет. Выделяйте голосом отрицательную частицу.