А. Текущие операции Товары
§ Услуги
§ Доходы от инвестиций
§ Прочие услуги и доходы
§ Частные односторонние переводы
§ Государственные односторонние переводы
Итого А: баланс текущих операций
В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал
§ Прямые инвестиции
§ Портфельные инвестиции
§ Прочий долгосрочный капитал
Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США)
С. Прочий краткосрочный капитал
D. Ошибки и пропуски
Итого: А+В+С+С (соответствует концепции ликвидности в США)
Е. Балансирующие статьи
§ Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование СДР
§ Движение золотовалютного резерва
§ Чрезвычайные источники покрытия сальдо
§ Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов
Итого: А + В + С + В (соответствует концепции официальных расчетов в США)
F.Итоговое изменение резервов
§ Золото
§ СДР
§ Резервная позиция в МВФ
§ Иностранная валюта
§ Прочие требования
§ Кредиты МВФ
Национальное и межгосударственное регулирование платежного баланса.
Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Хотя платежные балансы по своей природе не могут быть постоянно пассивны или активны, поляризация их состояния усиливает нестабильность валютных курсов, переливы капитала, особенно «горячих денег», отрицательно влияет на денежное обращение и в конечном счете на экономику. При этом стихийный механизм выравнивания платежного баланса через автоматический процесс ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных мероприятий. Уравновешивание баланса международных расчетов входит в число главных целей экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, борьбой с инфляцией и безработицей.
Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мер, направленных на формирование основных его статей. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в. целях стимулирования, либо ограничения внешнеэкономических операций в зависимости от экономического и валютного положения и состояния международных расчетов страны.
Странами с дефицитом платежного баланса обычно применяются следующие меры в целях стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капитала:
• дефляционная политика;
• девальвация;
• валютные ограничения;
• финансовая и денежно-кредитная политика;
• специальные меры воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей: торгового баланса, «невидимых» операций (ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны, регулирование миграции рабочей силы), движения капиталов.
При активном платежном балансе регулирование направлено на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и др., а также ревальвация валюты применяются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и «помощи») и ограничения импорта капиталов. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалютных резервов.
Новым явлением с середины 70-х гг. стали попытки выработки принципов коллективного регулирования баланса международных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран Большой семерки.
К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:
§ согласование условий экспортных кредитов;
§ двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»;
§ кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.
Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.
Платежный баланс бывшего СССР и России. Информация о состоянии платежного баланса СССР всегда считалась закрытой. Министерство финансов СССР ежегодно готовило отчет 9 выполнении валютного плана страны, который трудно было назвать платежным балансом.
После подачи заявки на вступление в МВФ и в соответствии с его Уставом Россия была обязана представить необходимую статистическую информацию, характеризующую ее экономическое и финансовое положение.
Внешэкономбанк и министерства экономики и финансов
представили специалистам МВФ ранее «закрытую» официальную информацию о неторговых операциях, платежах по обслуживанию долга и динамике валютных резервов. Это позволило рассчитать платежный баланс СССР за 1990 и 1991 тт. в разбивке по группам стран, с которыми СССР имел различные системы расчетов.
Платежный баланс России рассчитывался ша базе союзного по следующей методике. Доля России в союзном экспорте была установлена на уровне 78%, доля в импорте — 68% в 1990 г. Предполагалось, что 67% добываемого в стране золота является российским. В платежах по обслуживанию долга доля России составляет 67%. Эта же доля принята в расчетах и по всем другим статьям российского платежного баланса.
После распада СССР и образования СНГ возникла проблема расчета платежного баланса России с учетом ее экономических связей со странами - членами СНГ и другими бывшими союзными республиками. Без этого платежный баланс Российской Федерации не может быть полным. Однако включение сальдо расчетов России по межреспубликанским экономическим связям в ее платежный баланс с прочими зарубежными странами потребовало решения многочисленных методологических, теоретических и организационных вопросов.
Публикации последнего советского (за 1991 г.) и первого российского (за 1992 г.) платежных балансов сняли покров государственной тайны с этих важных документов, характеризующих состояние экономических и валютно-финансовых отношений с внешним миром.
Анализ платежного баланса за последние годы дает следующую картину. В 1995 и 1996 гг. наблюдалось постоянное крупное активное сальдо внешнеторгового баланса (21,5 и 20,9 млрд. долл. соответственно). Устойчивое активное сальдо торгового баланса открывает определенные возможности для макроэкономического маневрирования.
Одна из причин активного сальдо торгового баланса состоит в экономическом оживлении или подъеме в ряде стран, являющихся важными торговыми партнерами России, так как соответственно возрастает спрос на традиционные для российского экспорта товары.
Активное сальдо торгового баланса РФ формируется в подавляющей степени благодаря экспорту минерального сырья, т.е. практически энергоносителей. Доля продукции топливно-энергетического комплекса, поставляемой за рубеж, в 1996 г. выросла на 1/4, значительно превысив показатель 1990 г. (увеличение на 20% произошло за счет роста цен мирового рынка, а не физических объемов экспорта; см. табл. 4.4).
Доля продуктов первичного передела (металлы, продукция химической промышленности, древесина, целлюлозно-бумажные изделия), производство которых связано с высокой экологической нагрузкой, увеличилась по сравнению с последними годами существования СССР в три с лишним раза.
В настоящее время российский экспорт на Запад более чем на 4/5 состоит из продукции топливно-энергетического комплекса, сырья и полуфабрикатов. Одновременно сокращается вывоз машин, оборудования и транспортных средств, несмотря на значительное увеличение поставок вооружения и спецтехники..
Таблица 4.4
Товарная структура экспорта России в страны вне СНГ
(в процентах к общей стоимости)
Товарные группы | 1990г. | 1992 г. | 19961 г. |
Минеральные продукты (преимущественно продукция топливно-энергетического комплекса) | 46,9 | ||
Полуфабрикаты: продукты первичного передела (металлы, продукция химической промышленности, древесина, целлюлозно-бумажные изделия | 38,6 | ||
Машины, оборудование и транспортные средства | |||
Прочие | 6,5 |
Поскольку баланс услуг России постоянно дефицитен, активное сальдо по счету текущих операций более чем наполовину меньше сальдо по торговле товарами. Но оно тоже весьма внушительно — 9,5 млрд. долл. в 1995 г. и 9,3 млрд. долл. в 1996 г. В первом случае это сальдо соответствовало 26% валового национального дохода, во втором — 2,1%,
Поступающие в страну валютные ресурсы могли бы стать одним из значительных источников производительного накопления и содействовать преодолению экономического кризиса. Однако пока поток этих средств остается преимущественно на валютных счетах коммерческих банков, они также пополняют запасы долларовой наличности на руках населения.
В 1996 г. итоговый прирост зарубежных активов РФ в виде текущих счетов, депозитов и вложений в наличную иностранную валюту составил 9,4 млрд. долл., т.е. превысил объем активного сальдо по счету текущих операций платежного баланса. Из-за резкого роста спроса населения на валютную наличность на долю последней в названной выше сумме пришлось 8,5 млрд. долл., или свыше 90%. (Увеличение такого рода активов можно классифицировать как один из каналов оттока капиталов за рубеж).
Известно, что одной из опор российской экономики, в частности ее валютного механизма, служит финансовая помощь из-за рубежа. Дело в том, что при благоприятном состоянии счета текущих операций в так называемом аналитическом представлении общего платежного баланса, при котором проводится граница между автономным, базовыми сделками участников ВЭД, а также срочными обязательствами со сроками погашения согласно графику и уравновешивающими, компенсирующими, государственными операциями выявляют большой дефицит. В 1995 г. он составил, по официальным данным, 11 млрд. долл., в 1996 г. -вырос более чем вдвое и составил 22,6 млрд. долл.
Превращение активного сальдо по текущим операциям в дефицит итогового платежного баланса частично объясняется операциями, которые на практике представляют собой вывоз капитала из России. В 1996 г., помимо упомянутого увеличения вложений в наличную СКВ и депозиты (в общей сложности 9,4 млрд. долл.), это были:
• предоставленные иностранцам экспортные кредиты в форме отсрочки платежа и импортные кредиты в виде предоплаты за товарные поставки на сумму 9,5 млрд. долл.;
• зафиксированная валютным контролем нерепатриация выручки экспортерами и непоступление товаров в погашение импортных авансовых платежей—8,5 млрд. долл.;
Общая сумма чистого увеличения активов по всем этим позициям составила 27,4 млрд. долл.
Главным фактором дефицита платежного баланса является необходимость осуществления платежей согласно графику обслуживания внешнего долга (выплата процентов и возврат основной суммы долга). На начало 1996 г. совокупный внешний долг РФ, включающий задолженность бывшим странам СЭВ, а также валютный долг Внешэкономбанка, оценивался в 129,2 млрд. долл., в том числе западным кредиторам — 93,6 млрд. долл. (задолженность по кредитам, полученным с начала 1992 г. самой Россией, составила 11, 3 млрд. долл.), или около 36% ВВП России в 1995 г. (в пересчёте по валютному курсу). И это при том, что соответствующее пороговое значение установлено Советом Безопасности на уровне 25% ВВП.
Основным источником уравновешивания дефицита общего платежного баланса служит внешнее финансирование (см. табл. 4,5). Оно включает средства, предоставляемые международными валютно-финансовыми организациями, в первую очередь МВФ и Мировым банком, двусторонние межгосударственные кредиты, займы частных коммерческих банков, просрочки и переносы платежей по обслуживанию внешнего долга. Используя внешние финансовые источники, органы власти учитывают не только состояние платежного баланса, но и положение бюджета. По некоторым оценкам, для бюджетных целей используется около 40% всех привлеченных государством иностранных кредитов.