Классификация статей платежного баланса по методике МВФ




А. Текущие операции Товары

§ Услуги

§ Доходы от инвестиций

§ Прочие услуги и доходы

§ Частные односторонние переводы

§ Государственные односторонние переводы

Итого А: баланс текущих операций

В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

§ Прямые инвестиции

§ Портфельные инвестиции

§ Прочий долгосрочный капитал

Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США)

С. Прочий краткосрочный капитал

D. Ошибки и пропуски

Итого: А+В+С+С (соответствует концепции ликвидности в США)

Е. Балансирующие статьи

§ Переоценка золотовалютных резервов, распределение и ис­пользование СДР

§ Движение золотовалютного резерва

§ Чрезвычайные источники покрытия сальдо

§ Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов

Итого: А + В + С + В (соответствует концепции официальных расчетов в США)

F.Итоговое изменение резервов

§ Золото

§ СДР

§ Резервная позиция в МВФ

§ Иностранная валюта

§ Прочие требования

§ Кредиты МВФ

Национальное и межгосударственное регулирование платежного баланса.

Платежный баланс является одним из объектов госу­дарственного регулирования. Хотя платежные балансы по своей природе не могут быть постоянно пассивны или активны, по­ляризация их состояния усиливает нестабильность валютных курсов, переливы капитала, особенно «горячих денег», отрица­тельно влияет на денежное обращение и в конечном счете на экономику. При этом стихийный механизм выравнивания пла­тежного баланса через автоматический процесс ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных мероприятий. Уравновешивание баланса международных расчетов входит в число главных целей экономиче­ской политики государства наряду с обеспечением темпов эко­номического роста, борьбой с инфляцией и безработицей.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансо­вых, денежно-кредитных, мер, направленных на формирование основных его статей. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в. целях стимулирова­ния, либо ограничения внешнеэкономических операций в за­висимости от экономического и валютного положения и со­стояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитом платежного баланса обычно применяются следующие меры в целях стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных ка­питалов, ограничения вывоза капитала:

• дефляционная политика;

• девальвация;

• валютные ограничения;

• финансовая и денежно-кредитная политика;

• специальные меры воздействия на платежный баланс в хо­де формирования его основных статей: торгового баланса, «невидимых» операций (ограничение нормы вывоза валюты тури­стами данной страны, регулирование миграции рабочей силы), движения капиталов.

При активном платежном балансе регулирование направле­но на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и др., а также ревальвация валюты применяются для расшире­ния импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экс­порта капиталов (в том числе кредитов и «помощи») и ограни­чения импорта капиталов. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалют­ных резервов.

Новым явлением с середины 70-х гг. стали попытки выработки принципов коллективного регулирования баланса меж­дународных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран Большой семерки.

К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

§ согласование условий экспортных кредитов;

§ двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валю­тах по соглашениям «своп»;

§ кредиты международных валютно-кредитных и финансо­вых организаций, прежде всего МВФ.

Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.

Платежный баланс бывшего СССР и России. Информация о состоянии платежного баланса СССР всегда считалась закры­той. Министерство финансов СССР ежегодно готовило отчет 9 выполнении валютного плана страны, который трудно было назвать платежным балансом.

После подачи заявки на вступление в МВФ и в соответствии с его Уставом Россия была обязана представить необходимую статистическую информацию, характеризующую ее экономиче­ское и финансовое положение.

Внешэкономбанк и министерства экономики и финансов
представили специалистам МВФ ранее «закрытую» официаль­ную информацию о неторговых операциях, платежах по обслуживанию долга и динамике валютных резервов. Это позволило рассчитать платежный баланс СССР за 1990 и 1991 тт. в раз­бивке по группам стран, с которыми СССР имел различные системы расчетов.

Платежный баланс России рассчитывался ша базе союзного по следующей методике. Доля России в союзном экспорте была установлена на уровне 78%, доля в импорте — 68% в 1990 г. Предполагалось, что 67% добываемого в стране золота является российским. В платежах по обслуживанию долга доля России составляет 67%. Эта же доля принята в расчетах и по всем другим статьям российского платежного баланса.

После распада СССР и образования СНГ возникла проблема расчета платежного баланса России с учетом ее экономических связей со странами - членами СНГ и другими бывшими союзными республиками. Без этого платежный баланс Российской Федерации не может быть полным. Однако включение сальдо расчетов России по межреспубликанским экономическим свя­зям в ее платежный баланс с прочими зарубежными странами потребовало решения многочисленных методологических, тео­ретических и организационных вопросов.

Публикации последнего советского (за 1991 г.) и первого российского (за 1992 г.) платежных балансов сняли покров го­сударственной тайны с этих важных документов, характери­зующих состояние экономических и валютно-финансовых от­ношений с внешним миром.

Анализ платежного баланса за последние годы дает следующую картину. В 1995 и 1996 гг. наблюдалось постоянное крупное ак­тивное сальдо внешнеторгового баланса (21,5 и 20,9 млрд. долл. соответственно). Устойчивое активное сальдо торгового баланса открывает определенные возможности для макроэкономиче­ского маневрирования.

Одна из причин активного сальдо торгового баланса состоит в экономическом оживлении или подъеме в ряде стран, яв­ляющихся важными торговыми партнерами России, так как со­ответственно возрастает спрос на традиционные для россий­ского экспорта товары.

Активное сальдо торгового баланса РФ формируется в по­давляющей степени благодаря экспорту минерального сырья, т.е. практически энергоносителей. Доля продукции топливно-энергетического комплекса, поставляемой за рубеж, в 1996 г. выросла на 1/4, значительно превысив показатель 1990 г. (уве­личение на 20% произошло за счет роста цен мирового рынка, а не физических объемов экспорта; см. табл. 4.4).

Доля продуктов первичного передела (металлы, продукция химической промышленности, древесина, целлюлозно-бумажные изделия), производство которых связано с высокой экологиче­ской нагрузкой, увеличилась по сравнению с последними года­ми существования СССР в три с лишним раза.

В настоящее время российский экспорт на Запад более чем на 4/5 состоит из продукции топливно-энергетического ком­плекса, сырья и полуфабрикатов. Одновременно сокращает­ся вывоз машин, оборудования и транспортных средств, не­смотря на значительное увеличение поставок вооружения и спецтехники..

Таблица 4.4
Товарная структура экспорта России в страны вне СНГ
(в процентах к общей стоимости)

Товарные группы   1990г.   1992 г.   19961 г.  
Минеральные продукты (преимущественно продукция топливно-энергетического комплекса)       46,9
Полуфабрикаты: продукты первичного пе­редела (металлы, продукция химической промышленности, древесина, целлюлозно-бумажные изделия           38,6  
Машины, оборудование и транспортные средства      
Прочие       6,5  

 

Поскольку баланс услуг России постоянно дефицитен, активное сальдо по счету текущих операций более чем наполовину меньше сальдо по торговле товарами. Но оно тоже весьма внушительно — 9,5 млрд. долл. в 1995 г. и 9,3 млрд. долл. в 1996 г. В первом случае это сальдо соответствовало 26% валового национального дохода, во втором — 2,1%,

Поступающие в страну валютные ресурсы могли бы стать одним из значительных источников производительного накопления и содействовать преодолению экономического кризиса. Однако пока поток этих средств остается преимущественно на валютных счетах коммерческих банков, они также пополняют запасы долларовой наличности на руках населения.

В 1996 г. итоговый прирост зарубежных активов РФ в виде текущих счетов, депозитов и вложений в наличную иностран­ную валюту составил 9,4 млрд. долл., т.е. превысил объем актив­ного сальдо по счету текущих операций платежного баланса. Из-за резкого роста спроса населения на валютную наличность на долю последней в названной выше сумме пришлось 8,5 млрд. долл., или свыше 90%. (Увеличение такого рода активов можно классифици­ровать как один из каналов оттока капиталов за рубеж).

Известно, что одной из опор российской экономики, в част­ности ее валютного механизма, служит финансовая помощь из-за рубежа. Дело в том, что при благоприятном состоянии счета те­кущих операций в так называемом аналитическом представлении общего платежного баланса, при котором проводится граница между автономным, базовыми сделками участников ВЭД, а также срочными обязательствами со сроками погашения соглас­но графику и уравновешивающими, компенсирующими, государ­ственными операциями выявляют большой дефицит. В 1995 г. он составил, по официальным данным, 11 млрд. долл., в 1996 г. -вырос более чем вдвое и составил 22,6 млрд. долл.

Превращение активного сальдо по текущим операциям в дефи­цит итогового платежного баланса частично объясняется опера­циями, которые на практике представляют собой вывоз капитала из России. В 1996 г., помимо упомянутого увеличения вложений в наличную СКВ и депозиты (в общей сложности 9,4 млрд. долл.), это были:

• предоставленные иностранцам экспортные кредиты в форме отсрочки платежа и импортные кредиты в виде предоп­латы за товарные поставки на сумму 9,5 млрд. долл.;

• зафиксированная валютным контролем нерепатриация выручки экспортерами и непоступление товаров в погашение импортных авансовых платежей—8,5 млрд. долл.;

Общая сумма чистого увеличения активов по всем этим по­зициям составила 27,4 млрд. долл.

Главным фактором дефицита платежного баланса является необходимость осуществления платежей согласно графику об­служивания внешнего долга (выплата процентов и возврат ос­новной суммы долга). На начало 1996 г. совокупный внешний долг РФ, включающий задолженность бывшим странам СЭВ, а также валютный долг Внешэкономбанка, оценивался в 129,2 млрд. долл., в том числе западным кредиторам — 93,6 млрд. долл. (за­долженность по кредитам, полученным с начала 1992 г. самой Россией, составила 11, 3 млрд. долл.), или около 36% ВВП Рос­сии в 1995 г. (в пересчёте по валютному курсу). И это при том, что соответствующее пороговое значение установлено Советом Безопасности на уровне 25% ВВП.

Основным источником уравновешивания дефицита общего платежного баланса служит внешнее финансирование (см. табл. 4,5). Оно включает средства, предоставляемые междуна­родными валютно-финансовыми организациями, в первую оче­редь МВФ и Мировым банком, двусторонние межгосударст­венные кредиты, займы частных коммерческих банков, про­срочки и переносы платежей по обслуживанию внешнего долга. Используя внешние финансовые источники, органы власти учитывают не только состояние платежного баланса, но и по­ложение бюджета. По некоторым оценкам, для бюджетных це­лей используется около 40% всех привлеченных государством иностранных кредитов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: