Устранение зажатости мышц 10 глава




Детей с моторной и сенсомоторной алалией нужно научить совершать простейшие движения губами и языком. Они не могут обучиться этому самостоятельно, так как плохо «чувствуют», как работают их мышцы. По внутреннему «мышечному ощущению» они не могут, например, «уга­дать», где в данный момент находится их язык, как расположены губы и что нужно сделать, чтобы придать органам речи другие положения.

Ребенку, понимающему речь, можно объяснять словами, что от него требу­ется. Если же у ребенка отсутствует понимание речи, для объяснения ему смыс­ла заданий придется привлекать помощника — вы показываете ему упражне­ние, он выполняет его, затем это же движение должен совершить ребенок.

Выполнение действий по подражанию

Правила выполнения упражнений:

□ Ребенок должен попытаться повторить за вами движение по подража­нию.

□ Если это не выходит, помогите ему пальцами.

□ Когда с вашей помощью движение получилось, пусть ребенок сам по­могает себе пальцами — так же, как это делали вы (если движение не выходит безо всякой помощи).

□ После того как ребенок совершит нужное действие, помогая себе ру­ками (например, достанет языком до углов рта, двигая его во рту паль­цем), нужно уменьшить количество помощи. Дотрагивайтесь до углов его рта, а он пусть ставит туда язык. То есть вы прикосновением обо­значаете движение, которое нужно совершить, а ребенок, опираясь на свои мышечные ощущения, возникающие от прикосновения, должен перемещать язык в нужное место.

□ Затем ребенку нужно самому дотрагиваться до нужного места, помо­гая себе переместить язык. Таким образом он учится планировать дей­ствие, которое ему предстоит выполнить.

□ В итоге ребенку нужно научиться совершать движения безо всякой помощи.

Все виды движений нужно разучивать и совершать, глядя в зеркало.

♦ Откройте рот. Ребенку нужно повторить движение. Если оно не вы­ходит, потяните его за подбородок. Объясните: Открой рот, как будто ты собираешься кушать.

♦ Если нижняя челюсть напряжена, можно попытаться пальцами разо­мкнуть ребенку зубы, а затем потянуть за подбородок.

♦ После того как ребенок открыл рот, он должен закрыть его. При необ­ходимости закройте ему рот, надавливая на подбородок.

♦ Нужно поочередно открывать и закрывать рот. Можно тянуть ребенка туда-сюда за подбородок.


♦ Пусть ребенок улыбнется, покажите ему движение, можете потянуть его за углы рта, напомните, как он смеется: ХИ-ХИ-ХИ. Нужно вытянуть губы в трубочку. Можно помочь ребенку пальцами надавив на углы рта и выдвинув губы вперед.

♦ Два предыдущих движения нужно совершать поочередно: улыбка — «трубочка», улыбка — «трубочка». Желательно, чтобы ребенок переключался с одного действия на другое как можно быстрей. Пусть ребенок откроет рот и высунет язык. Скажите: Покажи язычок. Можете трогать пальцем кончик его языка, отодвигая палец все дальше, чтобы ребенок тянулся за ним языком. Говорите: Достань мой пальчик! А ну-ка, достань!

♦ Затем язык нужно убрать обратно. Если это не выйдет у ребенка по подражанию, нажимайте пальцем на кончик его языка, проталкивая его внутрь рта.

♦ Два последние движения нужно выполнять поочередно. Пусть ребенок слегка улыбнется и достанет кончиком языка до одного из углов рта. Можете подтолкнуть его язык пальцем. Затем пусть достанет языком противоположный угол рта. В дальнейшем эти движения нужно выполнять поочередно и как можно быстрее.

♦ Пусть ребенок откроет рот и поднимет язык вверх, в принципе — вверх, не важно, к какому месту. Помогите ему пальцем. Очень широко открывать рот не нужно.

♦ Потом ребенок должен опустить язык, также — куда получится. Движения языком вверх и вниз нужно совершать поочередно. В дальнейшем желательно, чтобы ребенок поднимал язык именно к верхним резцам, а опускал за нижние.

♦ Ребенку нужно облизывать верхнюю и нижнюю губу (совершая движения языком сверху вниз).

♦ Для начала можно облизывать обе губы одновременно, высовывая изо рта язык и убирая обратно.

♦ Затем облизывать губы нужно движениями языка справа налево и слева направо.

♦ Покажите ребенку, как водить языком во рту от зубов по направлению к альвеолам и обратно. Пошире откройте рот, чтобы ему было удобно туда заглянуть. Поводите пальцем у него во рту — по нёбу, чтобы он почувствовал, какое действие должен совершить. Пусть сам ощупает у себя во рту нужное место. Первое время двигайте его язык пальцем. Ребенку нужно открывать и закрывать рот, звучно шлепая при этом губами (АП). Для начала захлопывайте ему губы пальцами. Показывайте, какие звуки должны получиться.

♦ Нужно (закрывая и открывая рот) смыкать и, размыкать губы (как бы жевать губами). Губы должны быть мягкими. Помните их пальцами. Покажите, какие звуки при этом должны получиться: АМ-АМ-АМ. Ребенку нужно высунуть язык между зубами и пожевать его. Должны слышаться звукосочетания: ЛА-ЛА-ЛА. Показывая ребенку упражнение, произносите их.


Если при выполнении последних трех упражнений у ребенка не будет выхо­дить звучного произнесения (а только одни движения), ничего страшного.

♦ Пусть ребенок открывает рот на разную ширину (очень широко и слегка). Можно ограничивать рукой движение его подбородка. Пусть внимательно наблюдает за своим ртом в зеркале.

♦ Ребенок, приоткрыв рот, должен щупать кончиком языка внутрен­нюю поверхность верхних и нижних резцов. Покажите ему эти места пальцем.

♦ Нужно совершать различные комбинации движений из тех, которые были описаны. Показывайте цепочку из трех-четырех движений (на­пример, улыбнитесь, вытяните губы в трубочку, поднимите язык, опустите вниз и т. п.), ребенку нужно запомнить действия и правильно повторить их последовательность.

Совершение действий с опорой на непроизвольные движения

Если движения у ребенка не получаются, да к тому же уже на этапе обследования вы заметили, что он с трудом принимает помощь, формиро­вать у него двигательные навыки придется иначе. Нужно отталкиваться от непроизвольных движений, которые он выполняет. Например, он навер­няка открывает и закрывает рот во время еды, жует пищу, смеется и т. п.

Принцип занятий такой: вы ловите момент (или преднамеренно со­здаете его), когда ребенок совершает какое-либо непроизвольное действие органами речи, тут же привлекаете к этому его внимание, показываете ему его же движение и просите, чтобы он повторил его.

Если ребенок не понимает речи, привлекайте к объяснению заданий помощника.

♦ Дайте ребенку яблоко. Когда он откроет рот, чтобы откусить, оста­новите его, можете попридержать ему зубы пальцами. Скажите: Вот видишь, ты открыл рот. Пусть ребенок посмотрит в зеркало. Если он не понимает речи, просто откройте рот вслед за ним и показывайте ему то на свой рот, то на его в зеркале. Затем попросите его просто от­крыть рот, помогите пальцами. С первого раза упражнение может не получиться. Повторяйте его, опираясь на другие ситуации, связанные с приемом пищи: например, давайте конфету.

♦ Когда ребенок случайно улыбнется, повторите его улыбку. Скажите: Ты улыбаешься. Улыбнись еще раз. Покажите ему его улыбку в зеркале. Пусть повторит ее. Оттяните ему уголки губ в стороны.

♦ Попросите ребенка поцеловать вас (сначала поцелуйте его сами, вы­тягивая губы в трубочку). Когда он будет пытаться поцеловать вас, отодвигайте щеку (как бы играя), чтобы он тянулся губами. Говорите: Покажи, как ты целуешь маму.

♦ Поднесите ко рту ребенка леденец и предложите лизнуть его. Если он не понимает речи, покажите, как это сделать. Пусть посмотрит в зеркало на свой высунутый язык.


♦ Касайтесь леденцом кончика его языка, то с правой стороны, то с ле­вой, отодвигайте леденец то к одному углу рта, то к другому, чтобы ре­бенок совершал движения языком вправо-влево. Намажьте ребенку губы вареньем. Он будет вынужден облизнуть их.

♦ С аппетитом повторите его движение, попросите совершить еще раз. Намазывайте ему вареньем то верхнюю, то нижнюю губу, чтобы он

♦ облизывал их поочередно. Можно мазать ему чем-нибудь вкусным углы рта, чтобы он дотягивал­ся до них языком.

Придумывайте другие ситуации, провоцирующие ребенка к соверше­нию непроизвольных действий, которые затем нужно «превращать» в про­извольные. Как только он освоит предложенный здесь объем движений и начнет совершать их самостоятельно (вы можете помогать ему пальцами), обучайте его выполнять более сложные действия, описанные в предыду­щей главе.

Правила занятий с детьми

♦ Каждое движение нужно повторять многократно, пока оно не будет

♦ получаться легко, автоматически по вашей просьбе или показу. Не добивайтесь от ребенка сразу идеального выполнения заданий. Когда движение дается свободно, нужно забрать у ребенка зеркало, что­бы он учился совершать его, опираясь только на мышечные ощущения. Уже научившись совершать то или иное действие, ребенок через ко­роткое время может «забывать», как оно выполняется. Это связано с тем, что у него слабая мышечная (кинестетическая) память. Повто­ряйте «забытые» упражнения. Уделите достаточное внимание упражнениям на выполнение серии действий. У детей с моторной и сенсомоторной алалиями плохо раз­вита способность к переключению с одного движения на другое. К тому же у них нарушена способность запоминать последователь­ность действий.

♦ У ребенка с сенсорной алалией двигательные функции изначаль­но не нарушены, но, поскольку он никогда не говорил, его органы речи нуждаются в некотором развитии. Выполняйте с ним комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, приведенный в главе, по­священной дизартрии.

 

Становление начальных речевых навыков

В формировании первоначальных речевых навыков нуждаются дети со всеми видами алалий. Разница лишь в одном: детям с моторной ала­лией достаточно словесно объяснять и показывать задания, детям же, не понимающим речи, большинство заданий придется объяснять, привлекая помощника и прибегая к различным уловкам и хитростям.


При выполнении упражнений со звуками нужно одновременно учить ребенка различать их на слух и произносить. При выполнении упражне­ний со словами нужно также одновременно формировать у ребенка пони­мание слов и умение их выговаривать. Произносить слова он может очень приблизительно.

Как и прежде, мы будем исходить из самого тяжелого случая недораз­вития речи — сенсомоторной алалии, проявляющей себя самым упорным образом. Вам нужно подбирать задания, ориентируясь на речевые особен­ности и способности ребенка.

Задания со звуками речи

Цель занятий зависит от того нарушения, которое есть у ребенка.

□ Детей с моторной алалией нужно научить выговаривать звуки. Их про­изношение, скорее всего, придется формировать пальцами. Тем не менее заниматься с такими детьми легче, чем с детьми, у которых на­блюдаются другие формы алалии, поскольку они способны понимать словесные инструкции.

□ Детей с сенсорной алалией нужно обучить узнавать и различать звуки на слух и одновременно произносить их. Ставить таким детям звуки можно по подражанию, так как у них не нарушены произносительные возмож­ности. Зато объяснять смысл заданий часто придется через помощника.

□ При работе с детьми, страдающими сенсомоторной алалией, комби­нируйте те и другие способы.

Некоторые упражнения у ребенка могут не получаться или получаться не сразу. Повторяйте их по нескольку раз. Занятия нужно начать с гласных звуков.

□ Покажите картинку с куклой, сделайте плаксивое лицо, откройте ши­роко рот и скажите: А-А-А. Пусть ваш помощник сделает то же самое. Скажите ребенку: Теперь ты. Он должен открыть рот и сказать: А-А-А.

□ Если у него не получится, попытайтесь произносить А-А-А все вме­сте — втроем.

□ При необходимости откройте ребенку рот и пощекочите ребра. Звук (А) (или очень похожий на него) выйдет автоматически.

□ Снова откройте рот, покажите ребенку жестом, чтобы он сделал то же самое (и словами скажите: Открой рот). Когда он откроет рот, произ­несите: А-А-А. Если он снова не сможет повторить, опять пощекочите его. Тяните [А] вместе с ним.

□ Засмейтесь: ХА-ХА-ХА. Звук |Х] выговаривайте еле заметно, делайте акцент на [А]. Будет получаться придыхательный (A). Пусть ваш по­мощник смеется подобным образом. Скажите ребенку: Я смеюсь. Папа смеется. Ты смейся (ткните его пальцем в грудь). Можете опять поще­котать его. Смейтесь втроем.

□ Затем смейтесь: ХО-ХО-ХО, произнося звуки, как в предыдущем упражнении. Будет выходить придыхательный [О]. Округлите ребенку губы, нажав на углы рта. Можно снова пощекотать его.

□ Опять посмейтесь: ХА-ХА-ХА (фактически: А-А-А). Скажите ребенку: Смейся! Откройте ему рот. Ткните в грудь пальцем. Нажмите ладонью на свою грудную клетку и потрясите ее вверх-вниз (показывая, как у вас получается смех). Выйдет дрожащий, прерывающийся звук [А]. Потом то же самое сделайте с грудью ребенка. Давите ощутимо. Про­износите (А) вместе с ним.

Если в результате всех этих манипуляций ребенок не способен произне­сти звук [А], скорее всего, у него сильно нарушена способность выполнять действия по подражанию. Он полностью не понимает смысла того, что вы делаете с ним и чего вы от него добиваетесь. Это возможно, когда у ре­бенка есть отставание в умственном развитии. Проконсультируйте его у специалиста-дефектолога или детского психолога. В любом случае продол­жайте заниматься с ним описанными в этой главе способами. Может быть, в результате многократных повторов он все же поймет смысл ваших действий.

Большинство детей с неосложненной алалией (даже сенсомоторной) улавли­вают смысл заданий по показу без приведенных здесь ухищрений. При раз­личении звуков они опираются на демонстрацию артикуляции, пытаются копировать ее, произносят требуемые звуки и постепенно начинают узнавать их на слух.

♦ Когда ребенок вслед за вами или вместе с вами произнесет звук [А), произнесите его снова и, не прекращая тянуть, вытяните губы в тру­бочку— послышится [У]. Скажите: Теперь ты. Когда он начнет тянуть [А], можете нажать пальцами на углы его рта и вытянуть губы в тру­бочку.

♦ Повторите упражнение несколько раз. Затем сразу произнесите звук [У]. Ребенок должен повторить за вами. Можете вытянугь ему губы в трубочку.

♦ Длительно произнесите звук [У| и, сблизив губы, широко улыбни­тесь — послышится [И]. Ребенку нужно повторить за вами. Можете помочь ему пальцами вытянугь губы.

♦ Сразу произнесите звук [И]. Ребенок повторяет за вами.

♦ Беззвучно показывайте ребенку артикуляции звуков [А], [У], [И]. Ре­бенку нужно копировать их и произносить звуки. Показывайте кар­тинки с куклой, волком и лошадкой или изображайте их. Сначала произносите звуки вслух, говорите ребенку: Теперь ты — и показы­вайте артикуляции. Он должен повторять звуки.

Для дальнейших заданий понадобятся три красных флажка. Суть упражне­ний — научить ребенка на слух отличать один звук речи от других.

♦ Произнесите звук (А). Ребенку нужно повторить его (если он научил­ся это делать). Затем очень медленно и внятно произносите звуковой ряд, неоднократно включающий в себя звук (А): [А], [Ж|, [Н], [И], [А], [У], [Р|, |М|, |А|. Когда будете произносить [А|, поднимайте флажок.

♦ Объясните: Я показываю флажком (махните флажком) [А|. Все соглас­ные произносите без призвука гласного звука.

♦ Пусть ваш помощник выполнит задание с флажком, показывая ребен­ку, что тот должен делать. Скажите ребенку: Папа показывает флаж­ком [А].

♦ Скажите ребенку: Теперь ты показывай флажком [А] (на [А] взмахните флажком). Произносите звуковой ряд, ребенку нужно поднимать фла­жок на каждый звук (А). Если он не понял задания, пусть выполняет его вместе с помощником. Можете делать это втроем. На каждый звук [А] говорите: Мы показали флажком [А].

♦ Пусть ребенок поднимает флажок на звуки |И] и [У]. Ваша инструк­ция: Покажи флажком [И] (|У]).

Ребенку нужно научиться выделять из звукового ряда звонкие согласные, произношение которых видно со стороны: [М], [Н], (Р). По нескольку раз произнесите каждый звук. Пусть ребенок рассмотрит их артикуляцию и пы­тается повторять их за вами (кроме [Р]). Звук [Н| произносите, чуть высовы­вая язык между зубами. Звук [Р] произносите, приоткрыв рот, чтобы ребенку было видно, как «дрожит» язык.

♦ Выполняйте с этими звуками упражнения с флажком. Звуки вводите по одному.

♦ Научите ребенка произносить звуки [М] и [Н]. Помогайте ему пальцами (сжимайте губы на (M); показывайте, куда поставить язык на [Н] — щупайте пальцем кончик его высунутого между зу­бами языка).

♦ Если звуки не выйдут достаточно звучными, пусть выговаривает их между звуками |А|. Нужно тянуть [А| и закрывать и открывать рот, смыкая губы (будет получаться (А-МА-МА-МА)). Для звука [Н] нужно тянуть (А) и закрывать рот так, чтоб язык оказывался зажатым меж­ду зубами (будет выходить [А-НА-НА-НА]). Звук [А] все время нужно произносить максимально звучно.

Теперь выделяйте из звукового ряда звуки: (В], [Д], [Б) (их произношение также хорошо заметно со стороны). Когда будете выговаривать звук [Д], де­лайте небольшую щель между резцами, чтобы ребенок видел кончик языка. При произнесении звука |Б] сначала надувайте губы и щеки, а потом звучно выпускайте изо рта воздух (иначе звук [Б] по артикуляции не будет отличать­ся от [М], и ребенок может путать их).

С перечисленными звуками выполняйте упражнения с флажком. Зву­ки подключайте по одному.

♦ Научите ребенка произносить звук [В|. Пусть закусывает зубами ниж­нюю губу и с голосом выдувает изо рта воздух. Если звук будет приглу­шенным, пусть произносит его между звуками [А] (как при постанов­ке звуков [М] и [Н]).

♦ Научите ребенка произносить звук [Б]. Пусть надувает губы и щеки (вслед за вами) и гудит горлом, а потом с голосом произносит [Б]. Губы могут немного вибрировать. Если звук не получится звучным, пусть произносит: |БМ]. Между [Б| и |М| будет проскальзывать при­звук гласного звука: БУМ или БЫМ. Пусть ребенок при этом бросает на пол мягкую игрушку. Перед этим со стуком бросьте ее сами и ска­жите: БУМ — упал ([У] произносите вскользь). Когда ребенок будет бросать игрушку и говорить БУМ, комментируйте: БУМ — упал. Та­ким образом вы формируете у него новое глагольное звукоподража­ние.

♦ Звук [Д| произносите многократно: [Д-Д-Д-Д]. Язык почти не сдви­гайте с места, он должен виднеться между зубами. Изображайте, что стреляете из игрушечного пистолета. Скажите ребенку: Теперь ты. Пусть «стреляет» из пистолета и произносит серию звуков (Д).

Если вам не удастся добиться достаточно звучного произношения звуков, не расстраивайтесь. На первых порах просто нужно, чтобы ребенок хотя бы как-то начал их произносить. Когда он научится лучше слышать звуки и по­нимать инструкции (это касается детей с сенсорной алалией) и лучше овладе­ет своим речевым аппаратом (это касается детей с моторной алалией), нужно уточнить их произношение. Первое время ребенок может смягчать звуки — это нормально.

Наречия где, вот и тут. Слова да и нет

Материал этой и следующих глав в основном ориентирован на детей с сенсорной и сенсомоторной алалией. Цель занятий — научить их пони­мать смысл самых простых слов (а заодно и произносить их). Детям с мо­торной алалией смысл этих слов изначально ясен, поэтому основной упор делайте на произнесении слов.

♦ Играйте в игру: прячьте в комнате игрушку (собачку), чтобы ребенок видел, куда вы ее положили. Спрашивайте: Где АВ-АВ? Где собачка? Он должен принести ее. Наречие где произносите внятно. Если ребе­нок не поймет задания, объясните через помощника. Задавайте ему те же вопросы, он должен приносить игрушку. Снова прячьте игруш­ку и спрашивайте у ребенка, где она.

♦ Это упражнение делайте с другими игрушками, которые можно на­звать знакомыми ребенку звукоподражаниями.

♦ Прячьте игрушку тайком от ребенка и спрашивайте, где она. Ему нуж­но ходить по комнате и искать ее. Когда он приближается к ней, под­бадривайте его: да, да. Когда уходит в сторону, говорите: нет, нет. Нужно добиться, чтобы в поисках игрушки ребенок ориентировался на ваше да и нет. Первое время можете сопровождать слова соответ­ствующими жестами.

♦ Пусть ваш помощник спрячет на глазах у ребенка игрушку. Вы ищете ее и спрашиваете у ребенка: АВ-АВ — тут? Показывайте пальцем в разные места комнаты. Ребенок должен отвечать утвердительным или отрицательным жестом. Когда он кивает головой, говорите: да, да; когда он трясет головой: нет, нет.

Научите ребенка говорить да. Разложите картинки или игрушки. Спра­шивайте, показывая пальцем на картинку или игрушку: Это АВ-АВ? Когда ребенок будет кивать головой, говорите да. Пусть он смотрит на ваш рот и повторяет за вами. Покажите, куда поставить язык, пощупай­те его кончик пальцем, пусть сам щупает его (язык должен слегка высо­вываться между зубами). На звук [А] широко открывайте рот, можно по­тянуть ребенка за подбородок. Звук [Д] может выходить приглушенным.

♦ Показывайте на куклу и спрашивайте: Это АВ-АВ? Ребенок будет ка­чать головой. Вы комментируете: нет, нет.

Покажите, как произнести слово нет. Звук [Н'] выговаривайте, высовывая кончик языка между зубами. На следующий гласный звук можете оттягивать ребенку губы в стороны пальцами. Вместо нет у него может выходить не.

♦ Пусть ребенок спрячет игрушку (вы тайком подсматривайте, куда он ее положил). Спрашивайте у него, показывая пальцем то в нужное ме­сто, то в какое-либо другое: АВ-АВ — тут ими тут?

Научите ребенка произносить наречие тут. На звук [Т] пусть высовыва­ет кончик языка между зубами. На [У] округляйте ему губы пальцами. Вме­сто тут может выходить ту. Чтобы ребенок понял, как произнести звук (T), почти беззвучно, шепотом пощелкайте языком на зубах (чуть высовы­вая кончик), при этом выдувая изо рта воздух. Будет слышаться несколько «чавкающий» звук [Т] ([Т-Т-Т]). Пусть ребенок повторит за вами. Пока он будет произносить, вытяните ему губы в трубочку (или пусть он сделает это сам), послышатся невнятные звукосочетания: ТУ-ТУ-ТУ. Для улучшения произношения попросите ребенка посильней выдувать изо рта воздух. Пока­жите, как это делать. Говорите ТУ, дуя ему на руку.

♦ В дальнейшем спрашивайте у ребенка: АВ-АВ, собачка, — тут? Он должен отвечать: тут.

♦ Положите две картинки с изображениями животных, звукоподража­тельные названия которых известны ребенку. Спрашивайте: Где АВ- АВ? Он должен показывать пальцем. Комментируйте его жест: вот, вот АВ-АВ.

Научите ребенка выговаривать наречие вот. При произнесении звука [В] пусть прикусывает нижнюю губу верхними резцами и звучно выдувает изо рта воздух. На звук [О] можете округлять ему губы пальцами. У ребенка мо­жет выходить во.

♦ Показывая нужную картинку, пусть ребенок говорит: вот.

♦ Это же упражнение делайте с тремя картинками (если получится, с че­тырьмя).

♦ Пусть ваш помощник спрячет игрушку. Вы с ребенком ищете ее. Вы говорите ему: Где АВ-АВ? Где? (и разводите в недоумении руками). За­тем обращаетесь к помощнику: Где? Тот достает игрушку.

Научите ребенка произносить наречие где. На звук [Г] широко откройте рот и покажите, где у вас язык (в горле). Несколько раз произнесите звук [Г]. Пусть ребенок повторит. Если он не сможет «задвинуть» язык вглубь рта, продвинь­те его туда шпателем. Пока ребенок повторяет звук, потихоньку отодвигайте шпатель, чтобы звук получался сам по себе. Затем внятно скажите: где (вы­совывая на звук [Д'] кончик языка между зубами). Пусть ребенок повторит Вместо где может получаться де.

♦ Пусть ваш помощник снова спрячет игрушку, вы с ребенком отыски­вайте ее. Спрашивайте у помощника: Где АВ-АВ? Тот качает головой, пожимает плечами. Повернитесь к ребенку: Спросим у папы вместе: где? Только после того, как ребенок произнесет где, помощник дает игрушку.

Имена домашних

Слова мама, папа, баба, собственное имя, имена братьев и сестер, клички домашних питомцев ребенок, вероятнее всего, различает на слух (если у него есть хотя бы какое-то понимание речи). В этом случае нуж­но просто научить его их произносить (это касается и детей с моторной алалией). Если ребенок совсем не понимает речи, предварительно нужно сформировать у него понимание значения этих слов.

♦ Спросите у ребенка: Где мама? Он должен показать на вас пальцем. Добейтесь, чтобы он сказал: вот. Если он не опознает слово мама, произносите его многократно, очень внятно, указывая на себя паль­цем: вот мама. Ребенок должен видеть ваш рот.

♦ Это же упражнение выполняйте с именами других домашних.

♦ Соберите всех домочадцев в комнате и спрашивайте у ребенка: Где мама? Где папа? — и т. п. Он должен показывать и говорить: вот.

Нужно научить ребенка произносить слова мама, папа, баба, другие имена домашних, включая его собственное. Для братишки и сестренки (а также ко­тенка или щенка) придумайте простые по произношению уменьшительные

имена, желательно состоящие из одного слога или, если получится, — из двух

повторяющихся слогов.

Мама. Покажите, как произносится слово. Если у ребенка не получится по­вторить по подражанию, сжимайте ему губы пальцами на звук |М| и откры­вайте на звук |А| (он может делать это сам).

Пана. Покажите, как произнести звук [П]: сжимайте губы, слегка их наду­вая, и порциями выпускайте из них воздух, чтобы получался «шепотный» взрывной [П]. Пусть ребенок повторит за вами. Затем произнесите слог ПА следующим образом: [П-П-П-ПА-ПА-ПА]. Пусть ребенок повторит. Можете помогать ему пальцами, как при формировании слога МА. Баба. Напомните ребенку, как произносится звукоподражание: БУМ (упал). Пусть повторяет его (бросая на пол игрушку). Затем вслед за вами пусть про­изнесет слог БА. Можете помогать ему пальцами.

♦ Скажите: Позовем папу (папа может выйти за дверь). Вместе с ребен­ком кричите: Папа! Тот должен входить в комнату и брать ребенка на руки. Затем пусть ребенок зовет его сам.

♦ Точно так же зовите других домашних.

Глаголы и глагольные звукоподражания

Ребенка нужно научить различать слова-действия и глагольные звуко­подражания на слух, а также произносить. Как можно скорей их нужно вводить в предложение.

♦ Бросьте со звуком на пол собачку. Скажите: БУМ — упала. АВ-АВ — БУМ, снова бросьте ее. Спросите: Что сделала собачка — АВ-АВ? Ре­бенку нужно ответить: БУМ. Можете произносить звукоподражание вместе.

♦ То же самое сделайте с кисой (другой игрушкой).

♦ Попеременно бросайте на пол то кису, то собачку. Спрашивайте: Кто БУМ? Ребенок должен отвечать: АВ-АВ или МЯУ.

Ребенка нужно научить произносить звукоподражания.

Собачка кусается: АВ-АВ. Тяните [А] и прикусывайте нижнюю губу с хищ­ным видом. Ребенок повторяет за вами.

Корова мычит: МУ-МУ. Звукосочетание должно получиться у ребенка по подражанию. Если — нет, оттолкнитесь от слова мама. Пусть ребенок попе­ременно произносит мама и МУ-МУ, можете вытягивать ему пальцами губы в трубочку.

Мишка бубнит: БУ-БУ. Оттолкнитесь от слова баба, как в предыдущем за­дании.

Мышь пищит: ПИ-ПИ. Оттолкнитесь от слова папа. При произнесении зву­ка |П'] пусть ребенок сильно улыбнется, а вы еще и дополнительно оттяните ему губы в стороны и прижмите подбородок, чтобы он не открывал рот. Гусь гогочет: ГА-ГА. Покажите ребенку, как у вас работает язык. Можете шпателем отодвинуть ему язык вглубь рта.

Курочка говорит: КО-КО. Также воспользуйтесь шпателем. Звук [К] произ­носите шепотом — он отличается от звука [Г] отсутствием голоса. Филин ухает: УХ-УХ. Напомните ребенку, как вы смеялись — ХА-ХА-ХА. Пусть повторит, затем пусть скажет: УХ.

Кошка мяукает: МЯУ. Ребенок должен произнести звукосочетание по подра­жанию. На звук |М'] пусть улыбается, а вы сжимайте ему губы, чтобы звук вышел более мягким.

Лиса тявкает: ТЯВ. Показывайте ребенку звуки [Т'] и [В]. На гласный сильно открывайте рот. Чтобы [Т*] получился мягким, ребенок должен пошире улы­баться.

Лягушка квакает: КВА. Звукоподражание сложное. Звук [К] можно ставить шпателем, затем ребенок должен закусывать губу, произносить [В|, а в конце говорить [А].

♦ Во время еды удобно формировать глагольное звукоподражание AM Положите себе в рот ложку (широко открыв его и сомкнув на черен­ке ложки губы). Одновременно с большим вкусом и аппетитом про­изнесите: AM. Поясните: мама — AM. Скажите ребенку: Покажи, как ты — AM. Пусть откроет рот, длительно скажет [А], в этот момент вы засовываете ему в рот ложку, он сжимает губы и говорит [М] — AM. Пусть кто-нибудь из ваших помощников кладет себе в рот ложку: AM. Спрашивайте у ребенка: Кто — AM? Он должен ответить: папа, баба и т. п.

♦ Во время игры пусть ребенок кормит куклу, собаку, мишку, подстав­ляя им ко «рту» ложку. Спрашивайте: Собачка — АВ-АВ что делает? AM? Ребенку нужно отвечать: AM. В идеале он должен сам комменти­ровать свои действия: АВ-АВ — AM и т. п.

Научите ребенка выговаривать местоимение кто. Пусть покажет, как гово­рит курочка. Повторите несколько раз: КО — кто. После [К] делайте очень небольшую паузу и, просовывая кончик языка между зубами, произносите ТО. Пусть ребенок повторяет. Не забывайте, что абсолютно точного произ­ношения добиваться не нужно.

♦ Разложите картинки, персонажей которых можно назвать известны­ми ребенку звукоподражаниями. Спрашивайте, указывая на картинку: Кто это? Кто? Он должен отвечать, используя нужное звукоподражание. Пододвиньте одну из картинок помощнику, спросите, показывая пальцем: Кто? Тот должен ответить: АВ-АВ. Затем пусть помощник даст ребенку другую картинку, спросит: Кто? Ребенок ответит: МЯУ. Скажите ребенку: Теперь ты дай мне картинку (слово дай сопрово­ждайте жестом). Спроси у меня: Кто? (показывайте пальцем в картинку). Если ребенок не может понять смысла задания, повторите упраж­нение с помощником несколько раз. Скажите ребенку: Спросите у меня вместе с папой: Кто это? Кто? Затем ребенок должен задавать вопрос самостоятельно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: