Устранение зажатости мышц 11 глава




♦ Играйте в мяч. Бросайте ребенку мяч и говорите: на. Когда он поймал его, просите: дай (сопровождая просьбу жестом). Он должен перебро­сить вам мяч.

♦ В дальнейшем бросайте друг другу мяч и говорите: на.

Чтобы произнести слово на, пусть ребенок зажмет язык между зубами и тя­нет [II], затем откроет рот и скажет [А]. Произносите с ним вместе. Перед этим повторите слово нет, чтобы ребенок вспомнил звук.

♦ Пусть ваш помощник дает ребенку игрушку, а вы просите ее у него: дай. Он должен передавать ее вам.

Научите ребенка произносить слово дай. Сначала пусть скажет: да. Затем по­кажите ему, куда нужно поставить язык на звук [Й], — пощупайте у него во pтy альвеолы. Покажите, как вы говорите: дай. На звук [Й| втягивайте рас­ширенный, утолщенный язык в середину рта. Когда ребенок будет произно­сить: дай, на звук [Й] можете подсунуть ему под язык шпатель и прижать его к нёбу.

♦ Попросите у ребенка мяч: дай. Затем скажите: А теперь ты скажи: дай. Взмахивайте мячиком, делайте вид, что сейчас вот-вот бросите его, но не кидайте до тех пор, пока ребенок не произнесет: дай. При необходимости подключите помощника. Пусть он просит у вас мяч: дай. Вы бросаете ему мяч и говорите ребенку: Теперь ты скажи: дай.

♦ Ходите по комнате, говорите: Я иду. Иду. Шагайте активно, чтобы ре­бенок понял, к какому вашему действию относится слово. Затем ска- жиге ребенку, указывая на него: Иди! Снова покажите, что он должен сделать. Шагайте с ним вместе.

Научите ребенка произносить слово иди. Вытяните губы в улыбку и дли­тельно тяните |И|. В это время просовывайте кончик языка между зубами и убирайте его внутрь. Будет получаться: ИДИ-ИДИ. Пусть ребенок повторяет за вами. Когда он будет тянуть [И], приставьте ему к зубам палец, чтобы он прикасался к нему язычком. Он может прижимать к зубам свой собственный палец и чувствовать им язычок.

♦ Встаньте рядом с ребенком и скажите: Скажи мне: Иди! Взмахните ру­ками, как будто собираетесь вышагивать. Дождитесь, пока он попро­сит: Иди!

♦ При необходимости подключите помощника. Пусть он говорит: Иди! Вы начинаете маршировать.

♦ Говорите ребенку: Иди ко мне. Иди к маме (делайте при этом жест ру­ками, показывайте на себя). Потом говорите: Иди к папе (показывайте на него). Ребенку нужно выполнять команды. В дальнейшем отдавайте команды без жестового сопровождения. Попросите ребенка сходить к кому-нибудь, кою нет в комнате: Иди к бабе.

♦ Покажите ребенку игрушечную машинку (желательно издающую сиг­нал). Погудите ею. Скажите: Машинка — БИ-БИ. Дайте ее ребенку: На — БИ-БИ. Вот — БИ-БИ. Повторите звукосочетание несколько раз. Затем поместите машинку среди других игрушек. Спрашивайте: Где БИ-БИ? Ребенку нужно показывать на машинку (задавайте тот же вопрос по поводу других игрушек).

♦ Катайте машинку по полу, говорите: БИ-БИ — ТУ-ТУ! Возьмите в руки круглой формы предмет, напоминающий руль. Изображайте, что


рулите. Говорите: Я — ТУ-ТУ! Я еду! Мама — ТУ-ТУ. Затем передайте «руль» ребенку. Пусть крутит его, а вы говорите: Теперь ты — ТУ-ТУ! Едешь! ТУ-ТУ!

Научите ребенка произносить звукоподражания.

БИ-БИ. Пусть повторит за вами: баба. Вытяните губы в улыбку и, вытягивая их сильнее, произнесите: БИ-БИ. Ребенок должен повторить. Можете паль­цами оттягивать ему губы в стороны.

ТУ-ТУ. Пусть ребенок повторит за вами местоимение тут. После этого про­износит по подражанию: ТУ-ТУ.

♦ Возьмите машинку, спросите у ребенка: Что это? Он должен отве­тить: БИ-БИ. Для начала отвечайте сами (или же ваш помощник).

♦ Катайте машинку, спрашивайте: Что делает БИ-БИ? Ребенку нужно ответить: ТУ-ТУ.

Правила занятий с детьми

На освоение этого материала у разных детей уходит различное количе­ство времени (в тяжелых случаях до трех месяцев и больше). Так что, если ребенок продвигается очень медленно, не отчаивайтесь и про­должайте занятия.

Дети со всеми формами алалий могут легко забывать как звуки, кото­рые научились выговаривать, так и звукоподражания и слова. Дети с моторной алалией забывают, как они произносятся, дети с сенсорной алалией забывают, как они звучат, и перестают узнавать их на слух. У детей с сенсомоторной алалией встречается и то и другое. Подобная «забывчивость» входит в структуру всех этих дефектов. Так что не те­ряйте терпения, напоминайте ребенку забытые звуки и слова. Со вре­менем его память будет улучшаться.

Если у ребенка моторная алалия, после того, как вы поработали с ним над звуками речи, сразу начинайте ставить ему их произношение (смотрите дальше главу «Формирование произношения звуков речи»). Звуки желательно ставить параллельно с освоением звукоподражаний и простейших слов.

Когда ребенок начнет говорить, вы можете заметить, что он произ­носит «в нос». Его рот почти не открывается, звуки получаются не­внятными, задушенными, возникает впечатление, что он их глотает. Для улучшения произношения просите его «выдувать звуки и слова себе на ладонь», чтобы он чувствовал на ней воздух. Покажите, как «дуть на ладонь словом». Подставьте себе ко рту руку ребенка и про­изнесите, например, ТУ-ТУ. Ребенок почувствует два горячих выдоха. Показывайте ему в ладонь пальцем на каждый «попавший в нее» слог. Ребенку нужно таким же образом повторять за вами все звуки, звуко­сочетания и слова.

 

Формирование фразы

К настоящему моменту ребенок использует следующие речевые сред­ства.

Звукоподражания-существительные: А-А-А — кукла; О-О — петушок; У-У-У — волк; И-И-И — лошадка; АВ-АВ — собачка; МУ-МУ — корова; БУ-БУ - мишка; ПИ-ПИ - мышь; ГА-ГА - гусь; КО-КО - курочка; УХ- УХ — филин; МЯУ — киса; ТЯВ - лиса; КВА — лягушка; БИ-БИ - ма­шина.

Звукоподражания-глаголы: БУМ — упал; ТУ-ТУ — едет; AM — ку­шает.

Глаголы: дай, на, иди.

Существительные: мама, папа, баба, имена других членов семьи, а также свое собственное имя.

Утвердительные и отрицательные слова: да, нет. Наречия: тут, вот, где.

Возможно, вам удалось обучить ребенка произносить еще какие- нибудь слова или же они возникли у него самопроизвольно. Исходя из этого речевого материала, нужно учить ребенка строить предложения, по­степенно вводя в них новые звукоподражания и слова.

Усвоение образцов фразовой речи

Ребенку нужно показать, как пользоваться фразой, дать образцы простых связных высказываний, на которые он в дальнейшем смог бы опираться. Это желательно делать во время совместных игр — так легче создать речевые ситуации, которые были бы для ребенка интересны и сти­мулировали его речевое общение.

Предлагаемый материал в основном ориентирован на детей с сенсор­ной и сенсомоторной алалиями.

Если ребенок понимает речь, употребляйте в общении с ним обычные (а не искусственно упрощенные) предложения. Используйте звукоподра­жания и усеченные формы слов только тогда, когда ему нужно обучиться произносить их (поскольку более сложные, несокращенные виды слов ему пока еще недоступны).

♦ Достаньте коробку с игрушками. Скажите ребенку: Давай посмо­трим, кто тут (покажите на коробку). Вытаскивайте из нее игрушки и комментируйте: Вот А-А-А — кукла, вот БУ-БУ — мишка. Затем спрашивайте по поводу игрушек: Кто это? Ребенку нужно назы­вать их.

♦ Дальше играйте с игрушками по отдельности. Делайте вид, что кор­мите мишку: БУ-БУ мишка — АМ-АМ. Уроните его: БУМ — мишка упал, БУМ. А где БИ-БИ — машинка? Вот БИ-БИ? Показывайте не на ту игрушку. Ребенок должен ответить: нет. Спрашивайте: Где БИ-БИ? Пусть ребенок ищет машинку, показывает на нее, говорит: вот. Про­сите: Дай БИ-БИ. Дай маме БИ-БИ. Катайте машинку: БИ-БИ — ТУ- ТУ, едет. Затем верните ее ребенку: На БИ-БИ. Дай БИ-БИ папе (бабе). Пусть ребенок отнесет игрушку папе или бабушке, даже если они находятся в другом помещении.

♦ Подобные упражнения можно выполнять с картинками.

♦ Играйте в игру «Кто там?». Вы с ребенком находитесь в комнате, дверь закрыта. В дверь по очереди стучатся ваши домочадцы. Ребенок впускает их, спрашивая: Кто там? Если семья небольшая, используйте игрушки, которые будут якобы «стучаться» в дверь, а «заводить» их в комнату будет ваш помощник.

 

Научите ребенка произносить наречие там по подражанию. Оно произно­сится просто и состоит из звуков, которые ребенок уже выговаривает. Внятно произнесите: там. На звук [Т] кончик языка немного высовывайте между зубами. Если ребенок все же будет затрудняться, оттолкнитесь от звукопо­дражания AM. Произнесите сначала AM, затем — там. Ребенку нужно по­вторить.

♦ Затем начинайте играть. Кто-нибудь стучит в дверь. Интересуйтесь: Кто там? Ваш помощник (папа) отвечает: Это я. Спрашивайте у ребенка, показывая на дверь: Кто там? Он должен сказать: папа. Говорите громко: Папа, иди! Обращайтесь к ребенку: Открой папе дверь (показывайте на дверь и жестом объясняйте, как открыть ее). Затем в дверь могут стучаться другие обитатели дома. Ребенку нужно спрашивать: Кто там? Вы можете делать это с ним вместе. Открывая дверь, ребенок должен приглашать: Баба, иди — и т. п. Говорите ему: Скажи — баба, иди! Можете произносить это с ним вместе.

♦ Если вы используете игрушки, на вопрос «Кто там?» ваш помощник должен отвечать звукоподражанием, например: АВ-АВ. Переспрашивайте у ребенка: Кто там?Он отвечает: АВ-АВ. Дальше играйте, как в предыдущем случае.

♦ Игра «Кто что сделал?». Топните ногой, произнесите: ТОП! Скажите ребенку: Теперь ты — ТОП (покажите, что он должен сделать). Когда он будет топать, повторяйте: ТОП, ТОП! Повернитесь к помощнику: Теперь папа — ТОП! Папа топает. Затем могут «топать» лапой игрушечный мишка, собачка. Спрашивайте у ребенка: Кто — ТОП? Ему нужно ответить словом или звукоподражанием.

Научите ребенка произносить звукоподражание ТОП. Пусть вслед за вами скажет ТО. После ТО звучно хлопайте губами и произносите [П]. Ребенок повторяет за вами.

Продолжайте игру «Кто что сделал?». Топните ногой и спросите у ребенка: Что я сделала? Если ребенок замешкается, сами отвечайте: ТОП. Задавайте тот же вопрос и топайте ногой. Ребенку нужно сказать: ТОП. Можете произносить с ним вместе. Затем пусть топнет ногой ваш помощник. Спрашивайте: Что папа сделал? Ребенок должен отвечать: ТОП.

♦ Изображайте другие действия и задавайте ребенку вопросы, на кото­рые он может ответить известными ему звукоподражаниями: AM, ТУ­ТУ, БУМ. Упадите на кровать, спросите: Что я сделала? Ребенку нуж­но сказать: БУМ. Спрашивайте про машинку, катая ее: БИ-БИ что делает?

♦ Игра «Едем в поезде». Вам понадобится игрушечный поезд. В нем могут ехать игрушки или (если поезд маленький) картинки с изображе­ниями зверей. Назовите поезд звукоподражанием ТЫХ-ТЫХ (так сту­чат колеса). Катайте поезд и говорите: Поезд — ТЫХ (показывайте на него) едет - ТУ-ТУ. Произносите ТЫХ-ТЫХ-ТЫХ-ТЫХ и делайте движения локтями, изображающие движение поезда, затем произно­сите это же звукоподражание и прокручивайте у поезда колеса. Спро­сите у ребенка: Где ТЫХ? Он должен показать.

Научите ребенка выговаривать звукоподражание ТЫХ. Пусть произнесет: ТУ-ТУ, затем ТЫ-ТЫ, вытягивая в стороны губы. Помогайте ему пальцами. Ребенок может смотреть в зеркало. Когда он будет говорить: ТЫ-ТЫ, долж­ны быть видны верхние и нижние зубы, пусть пощупает их пальцем. Затем произносите звукосочетания: ТЫ-ТЫХ. На звук [X] с силой выдувайте горлом воздух. Если у ребенка не получится повторить, напомните, как он смеется: ХА-ХА. Вместе произносите: ТЫХ-ТЫХ-ТЫХ, изображая локтями движение поезда. Потом ребенок должен произносить это сам.

♦ Продолжайте игру. Спросите: Где ТЫХ? Ребенку нужно дать игруш­ку. Покатайте поезд, затем дайте ребенку, чтобы он катил его. Спро­сите: Что делает ТЫХ? Ребенку нужно ответить: ТУ-ТУ. Отклик­нитесь: Правильно! Поезд — ТЫХ — ТУ-ТУ — едет! Пододвиньте к ребенку несколько игрушек и спросите: Кто поедет на поезде — ТЫХ? Кто ТУ-ТУ? Ему нужно выбирать игрушки и сажать в поезд (если он не сообразит, что делать, помогите ему). При этом он должен назы­вать игрушки. Если он будет действовать молча, спрашивайте: Собач­ка - АВ-АВ - поедет ТУ-ТУ? Киса МЯУ - ТУ-ТУ - поедет? Пусть ребенок отвечает: да или ТУ-ТУ. Когда поезд наполнится, пусть ка­тает его по комнате. Спрашивайте: Кто едет на ТЫХ? Кто ТУ-ТУ на поезде? Ему нужно перечислять «пассажиров». Подсказывайте: А кто еще едет — ТУ-ТУ?

♦ Для дальнейших упражнений понадобится игрушечный светофор (вместо него можно использовать кружки: красный и зеленый). Пред­варительно покажите ребенку, как работает светофор на настоящей дороге, чтобы он понял, какой свет «включает» движение, а какой «выключает». Когда будет зажигаться зеленый свет, говорите: Смо­три — БИ-БИ машины — ТУ-ТУ — едут! Когда — красный, говорите: БИ-БИ — стоп!

♦ Снова играйте в «поезд». Когда ребенок будет катить его, покажите красный кружок, скажите: Поезд ТЫХ стоп! Ребенку нужно остано­вить поезд. Если он не сообразит, что сделать, сами остановите его. Покажите зеленый кружок, скажите: Поезд — ТУ-ТУ! В дальнейшем просто показывайте красный и зеленый кружки, ребенку нужно оста­навливать и отправлять поезд. Внятно комментируйте, какой свет горит: красный или зеленый. Ребенка пора начинать знакомить со словами-признаками.

Научите ребенка произносить слово стоп.

Сначала поставьте ему приблизительное произношение звука [С). Вытяните губы в улыбку, положите плоский язык на дно ротовой полости, а широкий, расплющенный кончик придвиньте к нижним резцам. Протяните: fC-C-Cj. Покажите ребенку картинку с комариком. Изобразите, как он летит и пы­тается укусить. Пусть ребенок повторит вашу артикуляцию перед зеркалом и попытается произнести [С]. Покажите ему, что нужно дуть на язык. Ког­да будете выговаривать [С], дуйте ему на руку, чтобы он чувствовал выдох. Когда ребенок будет говорить [С], пусть также дует себе на руку. Точного произношения добиваться не нужно, должен получиться просто свистящий звук. В дальнейшем показывайте ребенку картинку с комариком, он должен свистеть.

После этого топните ногой и скажите: ТОП. Ребенку нужно повторить за вами. Затем произносите: ТОП — стоп. Звук [С] тяните. Пусть ребенок по­вторяет.

♦ Продолжайте играть в поезд. На красный «свет» ребенку нужно оста­навливать его. Спрашивайте: ТЫХ — поезд что сделал? Стоп? В даль­нейшем ребенок должен отвечать сам.

♦ Когда поезд останавливается, высаживайте из него игрушку. Говори­те: АВ-АВ выходит — СКОК! (изображайте, как собачка выпрыгива­ет из поезда). На следующей остановке спрашивайте: Кто выходит? Кто СКОК? Ребенок должен отвечать и высаживать соответствующую игрушку.

Научите ребенка выговаривать звукоподражание СКОК. Пусть произнесет за вами: КО-КО (покажите ему картинку с курочкой). Затем говорите: КО-КОК, КОК. Пусть ребенок несколько раз произнесет: КОК. Потом тяните звук [С] (ребенок повторяет за вами) и произносите: [С-С-С] — СКОК. В дальнейшем ребенок должен сразу сказать: СКОК. На первых порах произносите с ним вместе.

♦ Играйте в «поезд» иначе. Поставьте в ряд стулья (сиденье к спинке) — это будет «поезд». Сядьте на первый стул, следом пусть сядет ребе­нок, за ним — ваш помощник. Покажите зеленый кружок, скажите: Зеленый свет! Едем! ТУ-ТУ! Поезд ТУ-ТУ! Дальше все вместе кричи­те: ТУ-ТУ! — и, изображая езду, раскачиваетесь на стульях. Покажите красный кружок, скажите: Красный свет! Стоп! Вы перестаете раска­чиваться на стульях. «Поезд» останавливается. Спрашивайте: Кто вы­ходит? Кто СКОК? Ты? (обращайтесь к ребенку). Если ребенок не сообразит, в чем дело, пусть ваш помощник скажет: Я — СКОК — и «выйдет» из «поезда». Прокомментируйте: Папа — СКОК. Опять

показывайте зеленый кружок, говорите: ТЫХ едет, ТУ-ТУ. На следу­ющей «остановке» спросите у ребенка: Кто выходит? Кто СКОК? Ты? Ребенок должен «соскочить» с «поезда».

♦ Затем пусть ваше место займет помощник. Снова разыграйте всю сценку. После этого на первый стул должен сесть ребенок. Вручите ему красный и зеленый кружки. Ему нужно самостоятельно разыграть всю сценку: показывать кружок; говорить: ТУ-ТУ; останавливать «по­езд», говорить: СТОП; спрашивать: Кто СКОК? Подсказывайте, если он что-то упустит.

♦ Играйте в «Лошадки». Лошадкой будет папа. Он изображает, как ло­шадка «ржет»: И-И-И! Перебирает ногами. Вы говорите: Папа — ло­шадка — И-И-И! Ребенок забирается ему на плечи. Командуйте: Лошадка — НО-О-О! Папа начинает «возить» ребенка по комнате (же­лательно подпрыгивая). Говорите: Папа СКОК! СКОК! (папа подпры­гивает). Опять говорите: Папа — НО-О-О! (тот быстрее бежит по ком­нате). Затем говорите: Папа — СТОП! ТПРУ! Папа останавливается.

Нужно научить ребенка говорить НО и ТПРУ.

Чтобы сказать НО, пусть ребенок сначала повторит за вами НА, а потом — НО (можно округлить ему губы пальцами).

Звукосочетание ТПРУ ребенок должен произносить одними губами — губы должны просто вибрировать. Научить этому можно только по подражанию. Если не получится, ничего страшного.

♦ Папа с ребенком продолжают играть в «Лошадки». Ребенок должен тянуть папу за ворот («за вожжи») и говорить: Папа — НО-О-О! Когда он хочет остановить его, говорить: Папа — СТОП (или ТПРУ). Играйте в «Теремок». Сделайте из коробки домик, накройте его само­дельной треугольной «крышей» — так, чтобы ее легко было снимать и заглядывать в коробку. В домике будут жить игрушки. Можно на­рисовать теремок на картоне, вырезать в нем окошки и вставлять в них картинки с животными. В «теремок» поместите собачку. Скажите ребенку (показывая на коробку): Это — дом. Тут живет АВ-АВ — со­бачка.

Научите ребенка произносить слово дом по подражанию. Пусть вслед за вами произнесет все звуки. На звук [О] можно округлять ему губы пальцами, на звук |М| — сжимать их.

♦ Продолжайте играть. Спросите у ребенка (показывая на коробку): Это что? Он должен ответить: Дом. Спросите: Кто в доме? (припод­нимите «крышу», покажите собачку). Ребенку нужно сказать: АВ-АВ. К «теремку» подходит киса. Спрашивайте: Кто это? Ребенок отвечает: МЯУ. Киска стучит в дверь. Вы говорите: ТУК-ТУК.

Научите ребенка выговаривать звукоподражание ТУК-ТУК. Звук [Т] пусть произносит по подражанию, на [У] можете вытянуть ему губы в трубочку.

Покажите, как выговаривать в горле [К]. Можете напомнить ему звукоподра­жание ко-ко.

♦ Продолжайте играть. Изображая животных, говорите на разные го­лоса. Скажите: Киса стучит — ТУК-ТУК. Собачка АВ-АВ спрашива­ет: Кто там? Киса говорит: Это я — МЯУ-МЯУ. Киса спрашивает: Кто в доме? Собачка говорит: Я — АВ-АВ. Иди в дом! Кладите кису в коробку и продолжайте: Идет лиса — ТЯВ-ТЯВ. Стучите ее лапой в дверь и спрашивайте: Что лиса делает? Ребенок отвечает: ТУК-ТУК. Вы продолжаете: Лиса спрашивает — кто в доме? Поднимите крышу, покажите на игрушки и поинтересуйтесь: Кто в доме? Ребенок должен перечислить жильцов. Рассказывайте дальше: Идет петух — О-О. По­вторите всю историю. В конце приходит мишка — БУ-БУ, садится на «крышу» и ломает «теремок» — БАХ. Вы высыпаете игрушки из короб­ки и говорите: Мишка — БАХ — сломал дом. Что мишка сделал? Ребе­нок должен ответить: БАХ.

Покажите ребенку, как произносится звукоподражание БАХ, оно простое, и он произнесет его по показу.

♦ Дальше звери строят новый дом. Выложите простой конструктор из кубиков и брусочков (желательно красных и зеленых), скажите: Будем делать дом. Переспросите: Что будем делать? Дом. После этого строй­те домик.

Научите ребенка произносить слово куб (кубик ему пока сложно выгово­рить). Покажите, как вы произносите [К] в горле (предварительно ребенок может сказать: КО-КО). На [У| ему можно вытянуть губы в трубочку, на [Б] — сжать их.

♦ Попросите ребенка показать, где зеленый куб, где — красный. Перед этим потренируйтесь на красном и зеленом кружках, с которыми он уже знаком. В дальнейшем говорите: Дай красный куб. Дай зеленый куб. Кладите их друг на друга. Спрашивайте: Что ты дал? Ребенку нужно ответить: куб. Проведите рукой по кубикам в постройке, спросите: Где зеленый куб? Где красный куб? Ребенок должен показывать на соответ­ствующие кубики и отвечать: вот. Затем пусть строит сам, а вы сгре­бите к себе поближе все кубики и скажите: Тебе дать куб? Скажи: дай. Ребенку нужно попросить: дай.

♦ Затем спрашивайте: Тебе дать красный куб? Зеленый куб? Ребенку нуж­но отвечать: да — нет.

На основании описанных упражнений вы можете придумывать свои собственные.

 

Простейшая фраза

Для развития полноценной речи ребенку необходимо от произнесения отдельных слов перейти к использованию хотя бы какой-нибудь фразы, на первых порах очень короткой и несовершенной. Затем он будет учиться развивать, расширять свои высказывания, включая в них новые слова.

Поскольку фраза всегда разворачивается вокруг глагола, для ее фор­мирования нужно отталкиваться от знакомого ребенку слова-действия.

♦ Играйте в мяч. Бросайте его друг другу. Говорите: На мяч! (ребенок уже умеет говорить на, когда что-то дает вам). Попросите его, чтобы, перебрасывая мяч, он говорил: На мяч!

Научите его произносить слово мяч. Оттолкнитесь от звукоподражания МЯУ. Произнесите: МЯУ. Затем повторите его, но звук [У] выговаривайте еле раз­личимо, чтобы получалось почти МЯ. Ребенку нужно повторять за вами. Затем скажите: МЯ — мяч. Если ребенку не удастся скопировать ваше про­изношение, покажите, куда поставить кончик языка на звук [Ч] (за верхние резцы). Прижмите его там пальцем. Полноценный звук |Ч] у ребенка вряд ли получится. Скорее всего, выйдет звук, напоминающий мягкий [Т"] (может быть с шипящим оттенком). Пусть ребенок несколько раз повторит слово мяч.

♦ Если ребенок отказывается говорить: на мяч, а бросает его молча или произносит просто: на, не ловите его мяча, промахивайтесь. Если это не помогает, играйте втроем с помощником. Помощник кидает вам мяч и говорит: На мяч! Вы его ловите. Перебрасываетесь мячом с по­мощником и говорите друг другу: На мяч! На мяч! Затем киньте мяч ребенку и тоже скажите: На мяч! Если, бросая вам в ответ мячик, ре­бенок не произносит требуемого предложения (на мяч), ни вы, ни ваш помощник не ловите его мяча.

♦ Похожее упражнение выполняйте со словом дай, используя игрушки. Вы берете мишку, захватываете его лапами мячик, подносите к нему куклу и как бы ее голосом (тонким и писклявым) говорите: Дай мяч! Мишка качает головой. Кукла опять просит мяч. Мишка снова отка­зывается. Говорите ребенку: Давай вместе попросим мишку: Дай мяч! Произносите предложение. Мишка дает кукле мяч.

♦ Затем ребенок, выпрашивая у мишки мячик, без вас должен говорить: Дай мяч!

♦ В дальнейшем мишка дает кукле кубик, машинку. Ребенок просит: Дай куб! Дай БИ-БИ!

♦ Разложите картинки с животными. Просите у ребенка: Дай МУ-МУ, дай МУ-МУ. Он должен давать соответствующие картинки. Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок просит у вас картинку. Спраши­вайте: Что тебе дать?

Для следующих упражнений желательно иметь двух помощников.

♦ Скажите ребенку: Иди к папе. Если он забыл слово иди, напомните, что оно обозначает — пройдитесь по комнате. Затем скажите: Иди к I бабе. Ребенок должен подходить то к папе, то к бабушке. Спросите у ребенка: К кому мне идти? Шагайте на месте, изображая недоумение, поворачивайтесь то к папе, то к бабушке. Они должны звать вас: Иди ко мне! Иди ко мне! Спросите у ребенка: К кому мне идти? Ему нужно ответить: Иди к папе (бабе). Предлог к он будет пропускать. Играйте вчетвером в мяч. Бросьте мяч ребенку и скажите: Дай мяч бабе! Он бросает мячик. Скажите бабушке: Дай мяч папе! Бабушка перебрасывает папе мяч и говорит: Дай мяч Ване (так зовут ребенка). Папа бросает мальчику мяч и говорит: Дай мяч маме! Вы ловите мяч и спрашиваете у ребенка: Кому дать мяч? Ребенок должен выбрать игрока и сказать: Дай мяч папе (бабе).

♦ Пусть ваши помощники выйдут из комнаты. Скажите ребенку: Иди к бабе, позови ее ко мне (делайте поясняющие жесты). Скажи бабе: Иди к маме! Ребенку нужно выполнить поручение.

♦ Затем поручите ему пойти к бабушке и позвать ее к папе. Скажите: Иди к бабе и скажи ей: Иди к папе!

Нужно научить ребенка употреблять по отношению к себе местоимение я. Покажите, как оно произносится. На звук [Й] (фактически с него начинается слово) можете шпателем продвинуть ребенку язык в середину рта и немного прижать к нёбу (делайте это, когда он произносит звук [И]). Затем он должен открыть рот и произнести [А] — [ЙА|. Вместо я у ребенка может получаться невнятное звукосочетание [ИА].

♦ Играйте в игру «Кто это сделал?». Отвернитесь. Пусть папа за вашей спиной нарисует на бумажке кружок. Вы оборачиваетесь и спрашиваете: Кто это сделал? Папа говорит: я. Затем кружок рисует бабушка и на ваш вопрос отвечает: я. Потом кружок рисует ребенок. Спрашивайте: Кто это сделал? Ребенку нужно ответить: я.

♦ Покажите на себя, постучите себя в грудь, скажите: Вот я. Пусть то же самое сделают ваши помощники. Обернитесь к ребенку, спросите: Где ты? Где Ваня? Он должен постучать себя по груди и ответить: Вот я. Если ребенок не сообразит, как назвать себя, выполняйте это же упражнение с игрушками. Покажите на игрушечного мишку его же лапой, скажите низким голосом (как будто за него): Вот я. Пусть «показывают на себя» и другие игрушки, говорите «их голосами»: Вот я. Затем опять спросите у ребенка: Где ты?

♦ Играйте «в прятки». Пусть ребенок спрячется в комнате. Заглядывайте под диван, за штору, спрашивайте: Ты тут? Ты тут? Наконец, делайте вид, что никак не можете его найти, и скажите: Не знаю, где ты. Скажи: Я тут! Ребенок должен отозваться: Я тут. Шагайте по комнате, комментируйте: Я иду. Говорите «я» внятно, стучите себя кулаком в грудь. Пусть то же самое сделают папа, бабушка. Скажите ребенку: Теперь ты иди! Пусть шагает. Спросите, указывая на него пальцем: Что ты делаешь? Ему нужно ответить: Я иду. Если он не сообразит, что от него требуется, шагайте вместе со своими помощни­ками и хором произносите: Я иду. Я иду (на «я» ударяя себя в грудь). Возьмите ребенка за руку, постучите его кулаком ему в грудь и скажи­те: я. Пусть повторит. Затем пусть марширует и говорит: Я иду.

♦ Топните ногой, скажите: Я — ТОП! Пусть то же самое сделают ваши помощники. Повернитесь к ребенку: Теперь ты!Он должен топнуть и сказать: Я — ТОП.

♦ Это же упражнение выполняйте со звукоподражанием AM (кушаю).

Ребенка нужно научить использовать местоимение ты. Пусть произнесет его за вами по подражанию.

Покажите на себя пальцем, скажите: я. Затем — на ребенка, скажите: ты. Повернитесь к помощнику, указывая то на себя, то на него, по­вторяйте: я — ты, я — ты.

Пусть это же упражнение выполнит помощник, обращаясь к себе — я, к вам — ты.

Обернитесь к ребенку, скажите: Теперь ты. Он должен повторить упражнение.

Шагайте по комнате. Спросите у помощника: Кто идет? Ему нужно ответить, показывая на вас: ты. Этот же вопрос задавайте ребенку. Такое же упражнение выполняйте со звукоподражаниями AM и TOП. Пусть помощник вышагивает по комнате и спрашивает у вас: Кто идет? Кто ТОП? Вы отвечаете, указывая на него: ты. Этот же во­прос пусть задает ребенку.

Правила занятий с детьми

Если какие-то звукоподражания вам не нравятся, замените их на дру­гие. Только следите, чтобы они были очень простыми по произноше­нию и легко воспринимались на слух.

Если ребенок умеет произносить и другие слова (кроме тех, что упо­требляются в наших заданиях), придумывайте для него подходящие ситуации, чтобы он использовал их в предложениях. Для ребенка с моторной алалией вводите в задания вместо звукопод­ражаний полноценные слова. На первых порах он может произносить их усеченно.

Не забывайте при использовании тех или иных звукоподражаний па­раллельно употреблять и те слова, которые они временно заменяют.

Постановка произношения звуков

Нужно сформировать у ребенка (вне зависимости от формы алалии) произношение звуков, которые он не выговаривает, и уточнить про­изношение тех звуков, которые он выговаривает неполноценно. Ина­че продолжать работу над его речью будет очень трудно, поскольку

его произносительные возможности резко ограничивают используемый на занятиях лексический материал.

К настоящему моменту ребенок, так или иначе, умеет произносить следующие звуки.

□ Гласные: [А], [У], [И], [Ы], [О].

□ Простые согласные: [М], [Н], [В], [Б], [Д], [Т], [Г], [П], [К], [X]. Сложные согласные: [Й], [С], [Ч].

□ Вам осталось научить его произносить гласный звук |Э|, простой согласный [Ф], сложные согласные: (3), [Ц], [JI], [Ш], [Ж], |Щ], (P] и мягкие варианты согласных звуков.

Постановка звуков у детей с моторной алалией может привести к спонтанному скачку в развитии их речи.

Уточнение произношения гласных звуков

♦ Пусть ребенок повторяет за вами звуки: [А], [О], [У], [И], [Ы], глядя в зеркало. Обращайте его внимание на форму рта (обводите ему губы, пальцами).

Звуки могут получаться не совсем точными. Ребенок может произносить их несколько гнусаво — «в нос». В этих случаях выполняйте следующие упражнения.

♦ Подставьте к своему рту ладонь ребенка и длительно (негромко) произнесите звук [А], выдувая на ладонь воздух. Скажите: Звук А упал тебе на ладонь (покажите пальцем куда) — БУМ. Еще раз, но только коротко и с заметным выдохом произнесите [А] и ткните ребенку пальцем в ладонь, подчеркивая ощущение выдоха. Звук по-прежнему произносите негромко.

♦ Пусть ребенок подставит себе ко рту ладонь (или тыльную сторону руки) и произнесет звук (А), чтобы на ладони почувствовался выдох. Говорите: А — БУМ на ладошку — и тыкайте ему в руку пальцем. Немного отодвиньте его руку ото рта, попросите снова сказать: [А] (показывайте, куда должен «упасть» звук). Говорите: А — БУМ — и показывайте в нужное место пальцем. Пытаясь попасть звуком на ладонь, ребенок утрирует ротовой выдох, звук будет получаться более внятным. Эти же упражнения выполняйте с другими гласными звуками. Показывайте ребенку артикуляцию звуков: [А], [О], [У], [И], [Ы]. Особенно тщательно — звуки [И] и [Ы], так как они похожи между собой. На (И|)вытягивайте губы, чтобы были видны только верхние резцы, на [Ы] — чтобы были видны все зубы. Пусть ребенок, глядя в зеркало, копирует вашу артикуляцию. Спрашивайте: Какой звук я показываю? Если ребенок не может понять задания, объясните через помощника (изображайте артикуляцию звука, пусть помощник повторяет ее, показывая ребенку, что он сделал точно так же, как вы, затем произносит соответствующий звук).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: