Операции со звуковым рядом




Вам понадобятся отдельные карточки с изображениями формы рта при произнесении гласных звуков (раньше вы рисовали эти символы на бумаге).

♦ Напомните ребенку значение изображений. Показывайте карточку, он должен называть соответствующий гласный звук.

♦ Выполняйте задание наоборот. Называйте гласный звук, ребенку нуж­но показать карточку.

♦ Называйте гласные звуки и кладите в ряд карточки с их изображения­ми. Затем ведите пальцем по получившемуся ряду и комментируйте: Сначала — А, потом — У, потом — О и т.д. Выполняйте задание мно­гократно, выкладывая символы звуков в разной последовательности.

♦ Положите в ряд две карточки, спрашивайте: Что идет сначала? Что — потом? Ребенку нужно называть звуки.

♦ Это задание делайте с тремя карточками (если получится, то с боль­шим числом).

♦ Выложите на стол все карточки, обозначающие гласные звуки (впе­ремешку). Называйте гласный звук, ребенку нужно выбрать из кучки подходящую карточку и положить перед собой. Называйте следующий гласный, ребенок должен найти соответствующую карточку и поло­жить рядом с первой.

♦ Это же задание выполняйте с большим количеством звуков. Спра­шивайте у ребенка, показывая пальцем на его ряд: Что идет сначала? Что — потом?

♦ Задавайте ребенку эти же вопросы без указывания на символы звуков.

♦ Кладите в ряд две (затем — три) карточки. Ребенок должен последо­вательно произнести звуки. Предварительно выполните это задание сами, чтобы он понял, что от него требуется. Называя звуки, показы­вайте на соответствующие символы.

♦ Выложите ряд из нескольких карточек (трех и больше). Спрашивай­те: Что в начале? Что в конце? Показывайте пальцем в начало и ко­нец ряда, в дальнейшем ребенку нужно выполнять задание, опираясь только на ваши слова.

♦ Положите в ряд несколько карточек. Спрашивайте: Что в начале? Что потом? Еще что потом? Еще что потом? Что в конце?Для нача­ла ведите пальцем по карточкам, чтобы ребенок не упускал из виду их последовательности. Затем ему нужно опираться только на ваши сло­ва. Упражнение выполняйте многократно, меняя порядок звуков.

♦ Скажите ребенку: Положи сначала А, потом — У. Он должен выклады­вать карточки.

♦ Количество звуков нужно увеличить до трех. Говорите: Положи сна­чала А, потом — О, в конце — Ы. Задавайте вопросы по поводу ряда: Что в начале? Что потом? Что в конце? Меняйте порядок вопросов.

♦ Положите две карточки. Молча показывайте на них по очереди. Ре­бенку нужно произнести соответствующие звуки.

♦ Поменяйте карточки местами, снова покажите на них. Ребенок должен произнести звуки в обратной последовательности. Если смысл двух последних заданий ему непонятен, объясните через помощника. Два предыдущих задания пробуйте выполнять с тремя звуками. Произнесите два гласных звука, чтобы ребенку был виден ваш рот. Спросите: Что в начале? Повторите те же звуки. Ребенку нужно назвать первый звук.

♦ Это же упражнение выполняйте с различными комбинациями двух гласных звуков. Произносите их так, чтобы ребенок не мог видеть вашей артикуляции.

♦ Произносите по два гласных звука. Спрашивайте: Что в начале? Что потом? Ребенку нужно по порядку называть звуки.

♦ Это же упражнение попытайтесь выполнять с тремя гласными звуками.

♦ Произносите два гласных звука, меняя их местами (например: АУ — УА и т.п.). Ребенку оба раза нужно определять, какой — первый, ка- кой — второй.

♦ Произносите два согласных звука. Спрашивайте: Что сначала? Что потом? Артикулируйте внятно, между звуками делайте небольшие nayзы, чтобы они не сливались. Используйте только те звуки, которые ребенок хотя бы как-то умеет произносить.

♦ Это же упражнение выполняйте, меняя звуки местами.

♦ Произносите закрытые слоги (например, AM, АП). Произносите внятно. Выясняйте у ребенка, какой звук первый, какой второй.

♦ Это упражнение делайте с открытыми слогами (МА, ТА). Если ребенку трудно различить второй звук в слоге (так как он сливается с первым), произносите слог повторно, несколько разрывая в нем звуки. Затем снова повторяйте слитно.

♦ Произносите слоги (закрытые и открытые). Спрашивайте у ребенка. Есть ли в слоге тот или иной звук. Например: Есть — А? Есть — М? Ребенку нужно отвечать: есть (да) или нет. Произносите слоги по нескольку раз.

♦ Это же упражнение выполняйте со словами из трех звуков: согласный + гласный + согласный (например, дом, кот). Звук, наличие которого ребенку нужно определить, произносите акцентированно. Пусть ребенок пробует определить, какой звук в слове первый, какой — последний. Спрашивайте: Что в начале? Что в конце? Пусть пробует определить последовательность звуков в слове: Что в начале? Что потом? Что в конце? Произносите слова слитно, затем разрывая на звуки.

♦ Последние три задания выполняйте со словами из трех звуков: гласный звук + согласный + гласный (например, ура).

Примерный речевой материал

Слова из трех звуков: дом, кот, сок, бок, нос, сон, мак, лук, лак, сор, рот, суп, дым, душ, шар, сом, сук, сын, сыр, пот, пар, ком, шум,ухо, уши (на конце слышится |Ы]), агу, ура, ага, осы, ужи (на конце слышится [Ы|), Ира, угу, алло, Уфа, Инна. I

 

Правила занятий с детьми

□ Подбирайте для звукового анализа слова, звуки в которых пишутся так же, как слышатся. Не используйте на конце слов звонких парных согласных — они оглушаются (сад звучит как сам).

□ Это же правило относится к подбору закрытых слогов.

□ Для всех заданий используйте только твердые согласные звуки.

□ Не используйте безударные гласные звуки, которые теряют свое зву­чание (оса звучит как аса).

□ В упражнениях, где ребенку нужно произносить звуки, употребляйте только те звуки, которые он умеет выговаривать (хотя бы и не совсем точно).

Развитие лексического и грамматического строя речи

Пассивный и активный словарь у ребенка нужно наращивать спе­циально. Это особенно касается детей с сенсорной и сенсомоторной алалией. На формирование словаря может уйти довольно много вре­мени.

У детей с моторной алалией активный словарный запас накапливается значительно быстрей, поскольку в их пассивном словаре уже содержится достаточное количество слов, которые им нужно просто научиться выго­варивать. Но тем не менее специально заниматься с такими детьми тоже придется.

В первую очередь нужно пополнить словарь слов-предметов, слов- действий и слов-признаков (последних в речевом запасе ребенка может почти не быть).

Одновременно нужно формировать представление о корневой ча­сти слова, поскольку именно корень несет информацию об изначальном смысле всех существующих в языке слов. Приобретя способность раз­личать в слове его устойчивую корневую структуру вне зависимости от ее звукового обрамления, ребенок сможет узнавать смысл слов, а в даль­нейшем — видоизменять их: добавлять окончания, приставки, суффиксы. То есть осваивать грамматический строй языка.

Вам пора постепенно освобождаться от слов-звукоподражаний. Ребе­нок, конечно, может продолжать употреблять их, пока не научится выго­варивать полноценных слов. Вы же используйте их только в случае край­ней необходимости, когда объясниться с ребенком иначе не удается.

Задания на основе имен существительных

Для занятий важно правильно подбирать лексический материал. Нуж­но выбрать небольшой набор слов-предметов, простых по структуре (из одного слога или двух открытых слогов). Слова должны обозначать из­вестные ребенку вещи. Объединяйте их в группы: продукты, части тела, явления и предметы ближайшего окружения и т.д.

♦ Научите ребенка произносить слова, называющие части тела человека Я и животных.

Примерный речевой материал: нос, рот, рука, руки, ухо, уши, зуб, зубы, нога, ноги, лапа, лапы, лицо, шея, щека, щеки, усы, губа, губы, язык, рог, рога, лоб, коса, косы, тело, бок, бока.

♦ Обучать ребенка понимать и произносить слова лучше играя. Например, возьмите игрушечного кота (или настоящего). Пусть ребенок покажет, где нос у него самого, потом у кота, где рот, ухо и т.д. Задавайте вопросы: Где у тебя ухо? Где у кота ухо? Спрашивайте, показывая на ту часть тела, которую ребенку нужно назвать: Это у тебя что? Задавайте тот же вопрос, показывая на эту же часть тела у себя, у разных игрушек. Обучая ребенка произносить слова, четко артикулируйте (пусть смотрит на ваш рот), помогайте пальцами произносить звуки, если он будет затрудняться выговорить слово.

♦ Задавайте ребенку параллельные вопросы по поводу частей тела человека и животного. Например, показывая на его руку: Это у тебя что? А это что у кота? (показывая на лапу). Спрашивайте по поводу усов у кота: Это у кота что? А у тебя есть усы? Насчет рогов у коровы: Это у коровы — МУ-МУ — что? А у тебя есть рога?

♦ Формируйте представление о множественном числе имен существительных. Несколько раз покажите ребенку руку, потом — руки, называя соответствующие слова. Попросите его показать руку, потом — руки, ногу — ноги и т.д. Тщательно выговаривайте все слова и делайте особенное ударение па окончаниях. Затем показывайте то руку, то руки и спрашивайте: Это что? Ребенок должен употребить существительное в нужном числе. Подсказывайте: Это рука или руки? Задавайте провокационные вопросы. Например: У тебя есть нос? А у тебя есть носы? Если ребенок отвечает утвердительно, делайте растерянный вид, осматривайте ему лицо, говорите: Вот нос, а где еще нос? Поясните: Вот рука, вот еще рука, вот руки. А где же носы? Вот нос, а где еще нос? Поищем еще один нос! Разыскивайте нос по всему его туловищу. Если ребенок догадается показать на ваш нос — радуйтесь. Познакомьте ребенка с названиями животных (в эту же группу включайте всю существующую живность).

Примерный речевой материал: кот, лев, лиса, конь, коза, гусь, мышь, сова, муха, жаба, жук, паук, бык, кит, рыба, рысь, оса, рак, щука, пес.

♦ Пусть ребенок сначала показывает животных на картинках. Затем пусть называет их. Спрашивайте: Кто это?

♦ Спрашивайте, что может делать то или иное животное (кот может умываться, рыба — плавать, муха — летать). Если ребенок умеет как-нибудь произносить соответствующие глаголы, пусть отвечает словами. Если нет — пусть изображает действия движениями. Дайте ему образец.

♦ Показывайте картинки, на которых нарисованы одно и два одинако­вых животных. Спрашивайте: Где кот? Где коты? Затем спрашивайте: Это кто? Ребенку нужно ответить, правильно употребив число. Это же упражнение делайте с картинками с изображениями одного и нескольких (больше двух) одинаковых животных. Ребенок должен усвоить, что окончание множественного числа относится к любому числу предметов больше одного.

♦ Положите три картинки с одинаковыми животными разной величи­ны. Например, рыб. Скажите, показывая на самую крупную рыбу: Это рыба. Покажите на рыбу поменьше: Это рыбка. Покажите на са­мую маленькую: Это рыбешка. Выделяйте голосом корень слова: рыб. Затем спрашивайте: Рыбешка — это рыба? Рыбка — это рыба? Показывайте на картинки, выделяйте голосом корень.

♦ Задавайте провокационные вопросы по поводу близких по звучанию слов. Например: Рыбка — это рыба? А рысь — это рыба? Если ребенок будет отвечать неправильно, подчеркивайте голосом похожие корни: рыб, рыбка, рыбочка — это рыба, а рысь — это не рыб, это не рыба.

Примерный речевой материал для выделения корней слов: кот — котик — котенок — котишка (кит — китенок); лис — лиса — лисичка — лисенок (лев); коза — козочка — козленок (оса — осенок); мышь — мышка — мышонок (муха — мушка — мушонок).

♦ Познакомьте ребенка с названиями продуктов.

Примерный речевой материал: сыр, сок, сало, мука, рис, кофе, мясо, суп, чай, мед, каша, лук, соль, рагу, пюре, пицца, дыня, желе, щи.

♦ Показывайте за едой эти продукты, называйте их, просите повторить слова.

♦ Играйте в игру «Готовим обед». Сначала расскажите ребенку, что вы сделаете: Сейчас сварим обед. Будем варить суп из мяса. В суп положим рис, положим соль. Потом будем жарить рыбу. В рыбу тоже положим соль — посолим. Сварим кашу из риса. Пить будем чай с медом и сок. Затем «готовьте обед» в игрушечной посуде. Налейте в кастрюльку воду, спросите: Что туда положить? Ему нужно ответить: мясо, рис, соль. «Жарьте» на сковородке мясо, спросите у ребенка, выделяя ко­рень в слове «посолить»: Чем посолить мясо? Если он ответит на во­прос просто соль (без падежного окончания), это нормально. В даль­нейшем интересуйтесь: Что сварим из риса? (кашу). Что будем пить? (чай, сок).

♦ Спрашивайте у ребенка, показывая на продукты: Что можно есть? Что можно пить? Действия изображайте жестами, если он не понима­ет значения глаголов.

♦ Называйте известные ребенку явления и предметы. Это удобно делать, обходя квартиру, на прогулке или при рассматривании сюжетных кар­тинок.

Примерный речевой материал: пол, пар, шар, часы, ванна, пена, ваза, бюро, нож, лак, вата, йод, кино, сор, шуба, дом, сад, небо, тучи, река, вода, зима, лето, лед, дым, роза, мак, липа, шум, село, кафе, луна, лыжи, лес, лужа, сани, гора, день, ночь, люди, дети, дед, жара, тень, пень, пила, таз, роса, роща, море печь, сын, дочь, мех, буря.

♦ Называйте слова, обозначающие соответствующие явления и предме­ты (когда ребенок сталкивается с ними или видит на картинке), и про­сите повторить их.

♦ Во время прогулки задавайте вопросы по поводу того, что он видит. Что это?

♦ Задавайте вопросы, при ответе на которые нужно связать между собой два предмета или явления. Например: Что на небе? [тучи, луна). Что в реке? (вода). Где еще может быть вода? (в ванне). На небе луна — это день или ночь?

♦ Рассматривайте сюжетные картинки и задавайте ребенку вопросы по поводу изображенного на них (так, чтобы при ответе он соотно­сил предметы и явления между собой). Например, на картинке на­рисованы дом и сад, в саду — розы. Спрашивайте, показывая на дом: Что это? (дом). Что возле дома? (сад). Что в саду? (розы). Что там за садом? (река). Что в реке? (вода, рыба). А еще что за садом? (лес). Здесь ночь или день? (день).

♦ Выполняйте упражнения на выделение корневой части слов, как вы делали это с названиями животных. Например, произнесите три слова с корнем «день»: день, денек, денечек. Последние слова про­износите с ласковой интонацией. Спрашивайте: Денек — это день: Денечек — это день? Выделяйте корень голосом. Затем скажите: дед, дедок, дедушка. Спросите: Дедок — это день? Желательно, чтобы ре­бенок отвечал: Нет, дедок — это дед. При необходимости задавай­те наводящие вопросы: Денек — это дед или день? Дедок — это день или дед?

Примерный речевой материал: лужа — лужица (лыжа); вода — водичка — во­дица (вата — ватка — ваточка); дым — дымок — дымочек (дом — домик — до­мишко); лед — ледок — ледочек (лес — лесок — лесочек); тень — тенек — тене­чек (день — денек — денечек); жар — жара — жарит (шар — шарик).

Теперь нужно обучать ребенка произнесению слов более сложной структуры.

□ Состоящих из одного закрытого слога со стечением согласных звуков, например стол (стечение согласных звуков — это когда два согласных звука идут подряд).

□ Слов из одного открытого и одного закрытого слога (например, туман).

□ Трехсложных слов из трех открытых слогов (например, ворота). Слова по-прежнему объединяйте в смысловые блоки.

Примерный речевой материал

Части тела человека (и животных): глаз, грудь, палец, локоть, ноготь, живот, голова, волосы, колено, борода, коготь, клюв, хвост, копыто. Животные: тигр, волк, крот, шмель, слон, лошадь, заяц, олень, петух, баран, комар, лебедь, тюлень, собака, корова, сорока, ворона, курица, лисица. Продукты: хлеб, блин, торт, борщ, кефир, банан, зефир, салат, батон, пирог, сахар, сироп, молоко, ягода, малина.

Мебель (и вообще все, что в квартире): дверь, стол, стул, шкаф, кран, свет, диван, ковер, буфет, пуфик, комод, веник, совок, окно.

Одежда (обувь): шаль, шуба, кеды, шарф, берет, ремень, халат, тапок, тулуп, носок, сапог, панама, пижама.

Знакомые предметы и явления: смех, зверь, звон, круг, клен, цвет, ключ, дождь, снег, кровь, лист, лифт, зонт, двор, пруд, куст, слово, узор, узел, вагон, пакет, билет, голос, замок, иней, метель, сирень, ливень, порог, корень, хохот, бутон, город, забор, камень, осень, голод, туман, ветер, топор, холод, берег, ве­чер, малыш, месяц, камин, шофер, пилот, улица, машина, дерево, дорога, конура, ворота, полено, линия, колесо, озеро, неделя, бумага, лопата, работа, рябина, полоса, поляна.

♦ С подобными словами выполняйте упражнения, аналогичные приве­денным выше. Объясняя ребенку значения слов, при необходимости используйте жесты.

♦ Объединяйте в пары слова, отличающиеся одним звуком (например, стол — стул). Внятно произносите их, ребенку нужно повторять за вами. В дальнейшем называйте эти слова и просите ребенка показать соответствующий предмет или как-то иначе объяснить смысл слова (жестами, звукоподражаниями), если оно обозначает какое-нибудь явление или что-то отсутствующее в поле зрения ребенка. Можно ис­пользовать картинки.

Примерный речевой материал: кит — кот, сыр — сын, мед — лед, сор — сыр, тень — день, день — пень, луна — лужа, лужа — лыжа, стол — стул, лист — лифт, дверь — зверь, ветер — вечер, зефир — кефир, голод — холод, голос — во­лос, ноготь — коготь, батон — бутон, ворота — ворона, малина — Марина, по­лено — колено, полоса — голоса, полено — поляна.

♦ Подбирайте слова, близкие по смыслу (синонимы). Объясняйте ре­бенку разницу в их значении (если она есть). Произносите их парами. Затем называйте то или иное слово (обозначающее предмет или явле­ние) и спрашивайте, как это еще можно назвать. Можете показывать картинки.

Примерный речевой материал: озеро — пруд, дождь — ливень, луна — месяц, батон — хлеб, камин — печь, тулуп — шуба, ветер — буря, конь — лошадь, пес — собака, лиса — лисица, борщ — щи, торт — пирог, смех — хохот, шкаф — комод.

 

Задания на основе глаголов

Простых по звуковому составу глаголов в русском языке немного, по­этому на первых порах слова-действия ребенок будет произносить очень несовершенно.

Употребляйте глаголы, обозначающие виды движения и элементар­ные наглядные действия. Как только ребенок освоит произношение гла­гола, сразу же вводите его в предложение. Старайтесь, чтобы предложения были разнообразными.

Одновременно с формированием глагольной лексики ребенка нужно обучать первоначальным навыкам спряжения глаголов (на основе трех первых лиц: я, ты, он).

Напомните ребенку уже знакомые ему местоимения: я и ты. Пусть по­казывает на себя и говорит: я. Показывая на вас, пусть говорит: ты.

♦ Пройдитесь по комнате, скажите: Я иду. Ребенку нужно повторить ваше действие и сказать о себе: Я иду.

♦ Пробежитесь на месте, скажите: Это бег (покажите движением ног. локтей, что такое бег). Ребенку нужно повторить за вами слово бег. Пробегитесь по комнате, говорите: Я бегу. Протяжно произносите окончание. Обернитесь к ребенку: А теперь — ты. Пусть бегает по комнате и говорит: Я бегу.

♦ Поочередно выполняйте оба действия и комментируйте: Я иду. Я бегу. Пусть то же самое делает ребенок.

♦ Спрашивайте: Что ты делаешь? Ребенку нужно отвечать: Я бегу, я иду Если он будет затрудняться, задавайте наводящий вопрос: Что ты де­лаешь — идешь или бежишь? Выделяйте голосом начало обоих глаголов: ид- и бе- (они остаются неизменными и в первом, и во втором лице). Поясняйте значение слов жестами.

При освоении глаголов первой трудностью для ребенка будет то, что при изменении их по лицам у них очень часто меняется последний согласный звук корня (это называется чередованием). Например: Я бегу — ты бе­жишь. Я сижу — ты сидишь. Из-за этого ребенку сложно опознавать гла­гол в обеих формах, как один и тот же, а также запоминать, как он про­износится. Чтобы он это усвоил, вам придется с каждым новым глаголом (где есть чередование) многократно повторять обе его формы. Ребенок может долго неправильно произносить слова или не договаривать окон­чания.

♦ Нужно научить ребенка задавать вопрос: Что ты делаешь? Скажите (шагая по комнате): Спроси у меня — что я делаю? Скажи: Что ты де­лаешь? Отдельно потренируйте произношение слова делаешь. Слово сложное, ребенок может произносить его невнятно. Несколько раз вместе потренируйте весь вопрос.

♦ В дальнейшем совершайте различные действия, пусть ребенок спра­шивает: Что ты делаешь? Отвечайте: Я иду, я бегу и т. п.

 

Примерный речевой материал: ем, пью, даю, иду, пою, ищу, мету, бегу, режу, лью, несу, везу, сижу, лежу, машу, мою, еду, рычу, мычу, лаю, лечу, варю, жарю, солю, беру, мажу, тру, стою, сплю, стучу, плыву, гляжу, кладу, плачу, прошу, пляшу, кричу, прячу, глажу, говорю, падаю, кидаю, болею, купаю, гуляю, играю, хохочу, слушаю, целую, катаю, щупаю, рисую, читаю, копаю, мяукаю.

Не используйте возвратные глаголы, заканчивающиеся на: -сь (смеюсь, моюсь). Не употребляйте глаголы с приставками (например, закрываю, открываю), гла­гол должен начинаться с корневой части. Старайтесь избегать глаголов с близ­ким значением (мою — стираю, тру — чищу, иду — шагаю), ребенку трудно их различать.

♦ Совершайте различные действия. Ребенок должен задавать вопрос: Что ты делаешь? Отвечайте соответствующей фразой: Я лежу, я стою и т. п. Если ребенок плохо понимает значение какого-то глагола, объ­ясняйте его жестами. Например, «я болею» — заверните голову поло­тенцем, сделайте страдальческое лицо, засуньте под мышку градусник; «я сплю» — лягте в кровать, закройте глаза и похрапывайте. Показы­вайте действия и называйте глаголы многократно. Покажите картинку с животным, которое ребенок называл звукопод­ражанием. Например, с тигром. Спросите: Кто это? Ребенок ответит: Это — тигр. Продолжайте: Тигр говорит — Р-Р-Р, он рычит. Повтори­те вместе слово: рычит. Спросите: Что делает тигр? Что он делает? Ребенку нужно ответить: рычит. Заодно вы вводите в обращение ме­стоимение он. Выделяйте его голосом.

♦ Затем давайте ребенку другие картинки, показывайте, как «гово­рят» нарисованные на них животные, ему нужно догадаться, каким глаголом можно назвать их «речь». Например: Тигр говорит Р-Р-Р, он рычит. Корова говорит МУ-МУ-МУ. Что она делает? (мычит). Если ребенок по аналогии не догадается, как образовать нужный глагол, подсказывайте. Если он произнесет глагол неправильно, похвалите его и назовите правильное слово. Он должен повторить за вами.

Примерный речевой материал: тигр Р-Р-Р — рычит; корова МУ-МУ-МУ — мычит; мышь ПИ-ПИ — пищит; кот МЯУ-МЯУ — мяукает; еж ФЫР- ФЫР — фыркает; ворона КАР-КАР — каркает; сова УХ-УХ — ухает; кукуш­ка КУ-КУ — кукует; лиса ТЯВ-ТЯВ — тявкает; мишка БУ-БУ — бубнит; комар С-С-С — свистит; гусь ГО-ГО — гогочет, утка КРЯ-КРЯ — крякает; змея Ш-Ш-Ш — шипит; жук Ж-Ж-Ж — жужжит; лягушка КВА-КВА — квакает; воробей ЧИРИК-ЧИРИК — чирикает; курица КУДАХ-КУДАХ — ку­дахчет.

Для образования глаголов можно использовать и другие звукоподражания: вода БУЛЬ-БУЛЬ — булькает; толстяк ПЫХ-ПЫХ — пыхтит; папа ХО-ХО — хохочет; часы ТИК-ТИК — тикают; звонок ДИЛИНЬ-ДИЛИНЬ — дзинь­кает; ветка ХРУСТ-ХРУСТ — хрустит; птичка ТЕНЬ-ТЕНЬ — тенькает;

ветер ШУР-ШУР — шуршит; заяц морковкой ХРУМ-ХРУМ — хрумкает; дождь КАП-КАП — капает; молоток СТУК-СТУК — стучит; дверь ХЛОП- ХЛОП - хлопает; нос ХЛЮП-ХЛЮП — хлюпает; дед БУР-БУР — бурчит; малыш ТОП-ТОП — топает; мама малыша БАЮ-БАЮ — баюкает; воробей ПРЫГ-ПРЫГ — прыгает.

♦ Когда ребенок с вашей помощью образует все необходимые глаголы (такие глаголы ему проще запоминать), показывайте на картинки или изображайте соответствующие действия, ребенку нужно произносить подходящий глагол.

♦ Совершайте действие (например, бросайте на пол игрушку) и назы­вайте его: Я кидаю. Говорите ребенку: А как ты кидаешь? Он должен выполнять действие, в этот момент спрашивайте: Что ты делаешь: Ребенку нужно ответить: Я кидаю.

♦ Бросайте различные предметы и комментируйте: Я кидаю мяч, я кидаю тапок. Используйте существительные, которые ребенок умеет произ­носить. Давайте ему те же предметы, пусть он бросает их и произносит соответствующие предложения. Сначала можете говорить с ним вме­сте.

♦ Последние два упражнения выполняйте с другими глаголами, к кото­рым можно подобрать имена существительные в винительном падеже (отвечающие на вопрос: что?). Например: даю, несу, кладу. Поясняйте глаголы жестами.

Примерный речевой материал: я пью сок (чай, кефир); я ем кашу (суп); я мету пол (ковер); я режу хлеб (сыр, пирог); я лью воду (молоко); я мою пол (окно); я варю щи (кашу, суп); я тру стол; я прошу мяч (хлеб); я солю суп (кашу); я рисую дом (сад, лес).

♦ Шагайте вместе с ребенком по комнате, показывайте на себя пальцем, говорите: Я иду. Про себя я говорю — я иду. А про тебя я говорю — ты идешь. Показывайте на ребенка. Повторите несколько раз: Я иду — ты идешь. Спросите у него: Как ты скажешь про себя?Я... (иду). Делайте паузу, чтобы он мог закончить высказывание. А как ты скажешь про меня? Ты... (идешь). Снова делайте паузу. Если ребенок будет путать форму глагола, говорите с ним вместе. Затем просто выясняйте, как он скажет про себя и про вас (не используя местоимений я и ты). Ре­бенок очень долго может употреблять не те формы глагола.

♦ Это упражнение выполняйте с другими глаголами.

♦ Играйте в игру «Кто куда идет». Подходите к окну, говорите: Я иду к окну, а ты куда идешь? Осматривайте комнату, показывая ребенку взглядом, куда он может направиться. Ребенку нужно подходить к разным предметам и произносить предложения: Я иду к двери (к сто­лу, к дивану и т. п.). Скорее всего, он будет пропускать предлоги и ис­пользовать существительные в именительном падеже (Я иду дверь, я иду стол). Это не страшно. Обязательно хвалите его, говорите — «пра­вильно» и повторяйте его предложения гак, как нужно.

♦ Ребенок должен (как вы до этого) самостоятельно совершать действия, произносить нужные фразы и спрашивать у вас, куда идете вы. Последние два упражнения выполняйте с другими глаголами (напри­мер, сижу, лежу, стою и т. п.).

Для выполнения дальнейших упражнений понадобится помощник.

♦ Совершайте действие и комментируйте его (ребенок и ваш помощ­ник должны делать то же самое), например: Я стою. Спрашивайте у ребенка: Ты что делаешь? Ему нужно ответить: Я стою. Кивайте головой на помощника: А он что делает? Сами отвечайте: Он сто­ит. Несколько раз повторите: Я стою, ты стоишь, он стоит. Затем интересуйтесь у ребенка: Я что делаю? Как ты скажешь про меня? Ты... (идешь). Ты что делаешь? Как ты скажешь про себя? Я... (иду). Он что делает? Как ты скажешь про него? Он... (идет). Делайте пау­зы, чтобы ребенок мог закончить высказывания, показывайте же­стами, о ком идет речь. Ребенок довольно долго будет путать формы глаголов.

♦ Это упражнение выполняйте с другими глаголами. Что-нибудь делайте (трите по столу рукой, стучите, рисуйте). Говори­те ребенку: Спроси у меня, что я делаю? Отвечайте на его вопрос. Пусть те же действия совершает ваш помощник. Ребенок должен спрашивать у вас, что он делает. Говорите: Спроси у меня, что он делает? Упраж­нению можно придать игровой характер. Помощник выполняет дей­ствия как бы тайком от ребенка, вы «подсматриваете», что он делает, и шепотом сообщаете об этом ребенку.

Нужно сформировать у ребенка понимание форм повелительного наклоне­ния глаголов и умение их использовать.

♦ Отдавайте помощнику распоряжения: встань, сядь, иди. Он должен совершать соответствующие действия. Затем те же команды нужно выполнять ребенку.

♦ Говорите ребенку: сядь, ляг. Он должен выполнить нужное действие. Затем спрашивайте у него: Что ты делаешь? Ему нужно отвечать: Я сижу (лежу) и т. д.

♦ Отдавайте аналогичные команды помощнику, ему нужно выполнять их. Спрашивайте у ребенка: Что он делает?

♦ Пусть ребенок выполняет ваши инструкции. Скажите ему: Иди к сто­лу. На столе лежит мяч. Уточняйте: Где лежит мяч? Ребенок отвеча­ет: Мяч лежит на столе (разумеется, он пропускает предлог и, скорее всего, употребляет существительное в именительном падеже). Вы про­должаете: Бери мяч, неси его папе. Дай его папе. Придумывайте разнообразные варианты инструкций. Рассматривайте сюжетные картинки. Задавайте ребенку вопро­сы о том, что на них нарисовано и кто что делает: Кто это? Кот. Он что делает? Сидит. Где он сидит? На заборе. Поощряйте ребенка произносить предложения. Повторяйте за ним развернуто: Правильно, кот сидит на заборе и т. п.

♦ Придумывайте для ребенка посильные поручения. Всю инструкцию выговаривайте за один раз. Например: Иди к бабе, бери у нее веник, неси веник ко мне. Скажи бабе: «Баба, дай веник».

♦ Прячьте различные предметы, чтобы ребенок не видел этого. Можно использовать новые вещи или игрушки. Говорите: Я прячу, а ты ищи. Поощряйте, чтобы он спрашивал, где вы спрятали предмет: Спроси у меня — где это лежит? Спроси у меня — это лежит в шкафу (в столе)? Спроси у меня — что я купила?

♦ Когда ребенок рисует, пусть комментирует свои действия, а вы по­ощряйте его высказывания. Спросите: Что ты делаешь? Рисую. Кто рисует? Я. Что ты рисуешь?Дом. Еще что ты рисуешь? и т. д.

♦ Выполняйте действия, характеризующиеся глаголами, предполагаю­щими наличие дополнений (без дополнения действие выглядит не­завершенным, например: машу рукой). Спрашивайте у ребенка: Что я делаю? Ему нужно ответить: Ты машешь рукой. Если он будет ограни­чиваться глаголом, спрашивайте: А чем я машу? Можете жестом под­сказывать нужное слово. Просите ребенка, чтобы он произнес все предложение (Ты машешь рукой).

Примерный речевой материал: я машу рукой; я целую Ваню; я ищу мяч; я мажу хлеб; я гляжу в окно; я глажу кота; я купаю Лялю; я катаю сани; я копаю совком.

Ребенка нужно познакомить с глаголами: хочу и буду, чтобы он мог вы­ражать свои желания и намерения (хочу есть, хочу спать), а также фор­мировать высказывания, относящиеся к будущему времени (буду играть, буду гулять). С этими глаголами используются глаголы в неопределен­ной форме (спать, лежать, играть), которые часто произносятся ина­че, чем глаголы, стоящие в личной форме (спать — сплю, есть — ем). Вам нужно многократно повторять подобные глаголы в ряду тех же гла­голов в личной форме (есть — ем — ешь — ест), чтобы ребенок их запомнил и научился относить к одному и тому же виду действия.

♦ Когда ребенок что-нибудь просит, спрашивайте: Ты хочешь это? Ре­бенку нужно отвечать: хочу. Потренируйте это слово. В дальнейшем, когда он будет что-то просить (например, пойти с ним на прогулку), го­ворите: Скажи — хочу гулять. Добивайтесь, чтобы он повторил фразу.

♦ Ребенку нужно научиться говорить: не хочу. Спрашивайте, когда он от чего-то отказывается: Ты не хочешь? Произнося частицу не, отрица­тельно качайте головой. Ребенку нужно отвечать: не хочу.

♦ Если ребенок что-то собирается делать, интересуйтесь: Ты будешь ри­совать (играть)? Ему нужно говорить: буду. Почаще задавайте вопрос: Что ты будешь делать? Отвечая, он должен использовать неопреде­ленные формы глаголов.

♦ Научите его говорить не буду, так же как вы это делали с глаголом не хочу.

Нужно научить ребенка произносить местоимение мы, а вместе с ним и соот­ветствующую личную форму глагола (мы идем, мы сидим и т.д.).

♦ Когда вы что-то делаете вместе с ребенком, показывайте на себя и на него одновременно и говорите: Мы гуляем, мы рисуем. В слове мы очень внятно выговаривайте звук [М], тяните его. Так же внятно про­износите последний звук глагола: гуляем, рисуем. Почаще спрашивай­те: Что мы делаем? Подчеркивайте звук [М] в местоимении и глаголе.

Задания на основе имен прилагательных

Почти все прилагательные в русском языке сложно произносятся, по­этому не добивайтесь от ребенка внятности произношения.

В первую очередь нужно научить ребенка различать между собой шесть основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий, черный, бе­лый) и величину предметов (большой — маленький). Для этого восполь­зуйтесь кружками, изготовленными из разноцветной бумаги. Они должны быть двух размеров — большие и маленькие.

♦ Показывайте кружки разных цветов и объясняйте: Этот круг —- крас­ный. Где еще красное? Ребенку нужно показывать в комнате (или на картинке) красные предметы. Прикладывайте кружок к предметам и спрашивайте: Это — красное? Это нужно делать, чтобы ребенок мог сопоставить цвета.

♦ Это же задание выполняйте с другими цветами.

♦ Научите ребенка задавать вопрос: какой? Спрашивайте: Этот круг ка­кой? Пусть отвечает, как получится, может просто называть первые звуки слов (зел — зеленый, крас — красный, жел — желтый). Затем ска­жите: Спроси у меня про круг — какой он? Повторяйте вопрос ребенка и отвечайте: Какой он? Красный. Голосом выделяйте окончание вопроса и прилагательного, делайте упор на звук [Й].

♦ Рисуйте разноцветными фломастерами предметы и простые сюжетные картинки. Пусть ребенок задает вопросы, касающиеся нарисованно­го. Когда о какой-нибудь вещи женского или среднего рода (по пово­ду травы, дерева) он будет спрашивать: какой? — отвечайте, используя нужный род имени прилагательного: Ты спросил — трава какая? Зеле­ная. Ты спросил — дерево какое? Зеленое. Подчеркивайте голосом окон­чания всех слов. Хвалите ребенка за заданный вопрос.

♦ Научите ребенка произносить слова большой, маленький. Смысл слов объясняйте жестами. С этими словами делайте упражнения, подоб­ные тем, что вы выполняли с кружками, предметами и во время рисо­вания.

♦ Образовывайте имена прилагательные от тех существительных, кото­рые ребенок знает. Скажите: Вот круг. Он какой? Круглый. Обрисуйте его круглую форму пальцем. Затем ищите в доме круглые предметы. Это могут быть мяч, шар и т.д. Спрашивайте: Мяч какой? Круглый. Мо­жете руками изображать форму круга.

 

Примерный речевой материал

Песок у реки. Он какой? (речной). Песок у моря. Он какой? (морской).

Сова летает ночью. Она птица какая?(ночная).

Дорога в горах, в городе, в лесу — горная, городская, лесная.

Пирог с кофе, с медом, сыром — кофейный, медовый, сырный.

Суп с мясом, солью, с луком — мясной, соленый, луковый.

Сок из малины, из банана — малиновый, банановый.

Дом из дерева, из камня — деревянный, каменный.

Кот живет в доме, во дворе, на улице, он — домашний, дворовый, уличный. Ночью светит луна, холодно, дует ветер. Ночь какая? (лунная, холодная, вет­реная).

В саду — лето, зима, осень. Он — летний, зимний, осенний.

Мука для хлеба, для блинов — хлебная, блинная.

Шуба из меха — меховая.

Лист из бумаги — бумажный.

Платок для носа — носовой.

Паста для зубов — зубная.

Каша из риса — рисовая.

Книга для детей — детская.

Мед из липы — липовый.

Дорога в снегу — снежная.

Нора для зверя — звериная.

Мазь для глаз — глазная.

Комната со светом — светлая.

На улице шум. Улица какая? (шумная).

♦ Просите ребенка охарактеризовать предмет, подобрав к нему несколь­ко имен прилагательных. Подсказывайте: Круг какой? Зеленый. А еще он какой? Покажите руками его размер. Большой. Дом какой? Большой. А еще какой? Он из камня. Каменный.

♦ Пусть ребенок составляет по картинкам или показу действий предло­жения, используя прилагательные: Машина едет. Какая машина едет Красная. Добивайтесь, чтобы он произносил предложения целиком. То есть использовал глагол, существительное и прилагательное (крас­ная машина едет).

Правила занятий с детьми

□ Не учите ребенка выговаривать слова (даже если они и просто произ­носятся), если он плохо знаком с предметами или явлениями, кото­рые они обозначают. Подобные слова не будут задерживаться у него в голове.

□ Двухсложные и трехсложные слова произносите, несколько выделяя в них слоги, но не отрывая их друг от друга полностью (не по слогам).

□ Когда в словах встречаются стечения согласных звуков, ребенок мо­жет пропускать один из них (стол — тол). В словах из трех слогов он может пропускать слог (корова — кова). Он может не договаривать последний согласный в слове (кефир — кефи). Поначалу пусть выгова­ривает слова так, как они у него получаются, повторяйте за ним пра­вильное слово и со временем уточняйте его произношение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: