Человек и общество. Обобщаем и систематизируем




Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение. (Здесь и далее в скобках указан код соответствующего тематического элемента содержания, к которому относится вопрос или задание).

1. Раскройте биосоциальную сущность человека. (1.1.)

2. В чём состоят основные отличия человека от животного? (1.1.).

3. Выделите основные признаки понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». (1.1.).

4. Какова структура личности? (1.1.).

5. В чём заключается сущность мировоззрения? (1.2.).

6. Каковы особенности мировоззрения? (1.2.).

7. Какие виды мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них? (1.2.).

8. Какие смысловые значения понятия «знание» вам известны? (1.3.).

9. Перечислите виды знаний и раскройте сущность каждого из них. (1.3.).

10. Дайте определение понятия «познание». (1.3.).

11. Каковы формы чувственного и рационального познания? Охарактеризуйте каждую из них. (1.3.).

12. Назовите особенности чувственного и рационального познания. (1.3.).

13. Что такое истина? Какие существуют трактовки этого понятия? (1.4.).

14. Какие аспекты выделяют в понятии «истина»? В чём состоит разница между ними? (1.4.).

15. Назовите возможные критерии истины. (1.4.).

16. Перечислите характерные черты практики как критерия истины. (1.4.).

17. Что такое мышление? (1.5.).

18. Каковы этапы процесса мышления? Охарактеризуйте каждый из них. (1.5.).

19. Перечислите характерные черты мышления. (1.5.).

20. Какие типы мышления выделяет наука? (1.5.).

21. Дайте определение понятия «деятельность». (1.5.).

22. Какие черты присущи деятельности человека? (1.5.).

23. Какова структура деятельности человека? Охарактеризуйте её основные компоненты. (1.5.).

24. Перечислите виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Какими чертами они отличаются? (1.5.).

25. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие. (1.5.).

26. Что такое творчество? (1.5.).

27. Каковы важнейшие механизмы творческой деятельности? (1.5.).

28. Сформулируйте определение понятия «потребность». (1.6.).

29. Назовите основные виды потребностей человека и приведите конкретные примеры. (1.6.).

30. Что такое разумные потребности? (1.6.).

31. Дайте определение понятия «интерес». (1.6.).

32. Перечислите виды интересов. Охарактеризуйте каждый из них. (1.6.).

33. Сформулируйте определение понятий «свобода» и «необходимость». (1.7.).

34. Каковы социальные условия реализации свободы? (1.7.).

35. Какова связь свободы и необходимости? (1.7.).

36. Что следует понимать под обществом в широком и узком смысле слова? (1.8.).

37. Назовите основные сферы общественной жизни. Что является основанием для их разграничения? (1.8.).

38. Какими чертами характеризуется общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система? (1.8.).

39. Что такое социальный институт? (1.9.).

40. Перечислите основные социальные институты. Охарактеризуйте каждый из них. (1.9.).

41. Что следует понимать под культурой в широком и узком смысле слова? (1.10.).

42. Каковы особенности элитарной культуры? (1.10.).

43. Опишите проявления народной культуры. (1.10.).

44. Что такое массовая культура? Перечислите её признаки. (1.10.).

45. Какой смысл вкладывается в понятие «субкультура»? Приведите примеры субкультур. (1.10.).

46. Дайте определение понятия «контркультура». (1.10.).

47. Каким образом происходит диалог элитарной культуры с массовой? (1.10.).

48. Что такое наука? (1.11.).

49. Каковы функции современной науки? (1.11.).

50. Что такое научное познание? Каковы его особенности? (1.11.).

51. Назовите уровни научного познания. (1.11.).

52. Перечислите формы научного познания. (1.11.).

53. Каковы методы научного познания? (1.11.).

54. Каковы основные задачи социального и гуманитарного знания? (1.11.).

55. В чём состоят особенности общественных наук? Назовите важнейшие из них. (1.11.).

56. Сформулируйте определение понятия «образование». (1.12.).

57. Каковы функции образования? (1.12.).

58. Перечислите общие тенденции в развитии образования. (1.12.).

59. Почему образование является национальным богатством страны? (1.12.).

60. Какие смысловые значения понятия «религия» вам известны? (1.13.).

61. Перечислите главные признаки религии. (1.13.).

62. Назовите ранние формы религии. (1.13.).

63. Какие мировые религии вы знаете? Перечислите их признаки. (1.13.).

64. Каковы функции религии? (1.13.).

65. Что такое искусство? Какое место оно занимает в культуре? (1.14.).

66. Назовите виды искусства. (1.14.).

67. Перечислите характерные черты искусства как формы художественного познания. (1.14.).

68. Каковы функции искусства? (1.14.).

69. Сформулируйте определение понятия «мораль». (1.15.).

70. Назовите особенности норм морали. (1.15.).

71. Каковы функции морали? (1.15.).

72. Что такое общественный прогресс? Каковы его особенности? (1.16.).

73. Каковы критерии прогресса? Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев? (1.16.).

74. Какими путями может осуществляться общественное развитие? (1.16.).

75. Охарактеризуйте типы обществ. (1.17.).

76. Каковы основные глобальные проблемы современности? В чём состоят причины их возникновения? (1.18.).

77. Назовите общие черты глобальных проблем современности. (1.18.).

78. Перечислите способы решения глобальных проблем. (1.18.).

79. Каковы социальные прогнозы перспектив человечества? (1.18.).

 

1.1. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции). Основные понятия: человек, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность, структура личности.

1.2. Мировоззрение, его виды и формы. Основные понятия: мировоззрение, структура мировоззрения, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, убеждение, направленность личности, теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, знаниецентризм (наукоцентризм).

1.3. Виды знаний. Основные понятия: знание, познание, уровни (ступени) познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, житейское знание, научное знание, практическое знание, художественное знание, рациональное знание, иррациональное знание, личностное знание, донаучное знание, ненаучное знание, паранаучное знание, лженаучное знание, антинаучное знание.

1.4. Понятие истины, её критерии. Основные понятия: объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, практика.

1.5. Мышление и деятельность. Основные понятия: мышление, образное мышление, понятийное (теоретическое) мышление, знаковое мышление, деятельность, субъект деятельности, объект деятельности, мотив деятельности, цель деятельности, методы и средства деятельности, процесс деятельности, результат (продукт) деятельности, игра, общение, структура общения, учение, труд, творчество.

1.6. Потребности и интересы. Основные поня тия: потребность, биологические (органические, материальные) потребности, социальные потребности, духовные (идеальные, познавательные) потребности, разумные потребности, интерес.

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Основные понятия: свобода, выбор, социальные условия реализации свободы, необходимость.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные понятия: общество, основные сферы общественной жизни, специфические черты общества как системы.

1.9. Основные институты общества. Основные понятия: социальный институт, экономические институты, политические институты, институты, действующие в духовной области.

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социальног уманитарные науки. Основные понятия: наука, функции науки, научное познание, уровни научного познания, формы научного познания, научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория, методы научного познания, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, естественные науки, социальные науки.

1.12. Образование, его значимость для личности и общества. Основные понятия: образование, функции образования, непрерывность образования, гуманизация образования, гуманитаризация образования, интернационализация процесса образования, компьютеризация процесса образования.

1.13. Религия. Основные понятия: религия, вера, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии, буддизм, христианство, ислам, функции религии, церковь.

1.14. Искусство. Основные понятия: искусство, предмет искусства, форма бытия искусства, виды искусства, функции искусства.

1.15. Мораль. Основные понятия: мораль, моральные качества человека, моральные принципы, моральные ценности, морально-психологические механизмы, функции морали.

1.16. Понятие общественного прогресса. Основные понятия: прогресс, критерии прогресса, регресс, стагнация, реформа, революция, инновация, модернизация.

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Основные понятия: традиционное (доиндустриальное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное (информационное) общество.

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы). Основные понятия: глобальные проблемы, интерсоциальные проблемы, проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы, проблемы, возникающие в системе отношений человека и общества, способы решения глобальных проблем.

 

 

1. Номер задания указан в соответствии с порядковыми номерами заданий экзаменационной работы по обществознанию. 2. В скобках указаны следующие условные обозначения: (1.1.) – выполнение данного задания предполагает знание экзаменуемым тематического элемента содержания, обозначенного кодом 1.1., т. е. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции); (*) – выполнение задания требует анализа экзаменуемым статистических данных; (1) – выполнение задания предполагает привлечение экзаменуемым знаний всего содержательного блока-модуля, в данном случае блока «Человек и общество».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: