ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ НАЧАЛА ХХ В.




Вопрос 1. Переход от самодержавия к думской монархии

 

К началу ХХ в. экономика России бурно развивалась. По объему промышленного производства наша страна вышла на пятое место в мире. А по темпам роста в промышленности Россия занимала первое место. В сельском хозяйстве еще сохранялось помещичье землевладение. Но с каждым годом оно сокращалось. Помещики разорялись, а их земли скупали зажиточные крестьяне. В сельское хозяйство все сильнее проникали капиталистические отношения.

В экономике ведущую роль стала играть буржуазия. Но в то же время политическая власть принадлежала не ей, а монарху, опиравшемуся на дворянство. Все громче заявлял о себе рабочий класс, требовавший улучшения условий труда и демократизации. Недовольство своим существующим положением высказывало и крестьянство.

Данные обстоятельства, нежелание императора Николая II идти на существенные уступки общественности, а также неудачи в русско-японской войне привели к революции 1905–1907 гг. Поводом к началу революционных выступлений послужили события в Петербурге 9 января 1905 г., когда была расстреляна мирная демонстрация рабочих.

Через полгода выступления достигли такого масштаба, что правительство не могло их подавить с помощью силы. Тогда оно вынуждено было пойти на уступки – главным образом либерально-буржуазным кругам. 17 октября 1905 г. вышел Манифест. Он провозглашал введение гражданских свобод, создание законодательной Государственной думы, без согласия которой не мог быть принят ни один закон.

В декабре 1905 г. вносятся изменения в положение о выборах в Государственную думу (сначала, в августе 1905 г., предполагалось создание Думы как законосовещательного органа). В результате декабрьских изменений был значительно расширен круг избирателей. В феврале 1906 г. был преобразован Государственный совет. Он стал верхней палатой парламента. Не менее половины его членов должны были избираться. А 23 апреля 1906 г., за несколько дней до начала работы Первой Государственной думы, император утвердил Основные законы.

Манифест 17 октября и Основные законы юридически закрепляли ограничение власти монарха. Но в то же время в руках императора оставались значительные полномочия. На смену абсолютизму пришла думская (конституционная) монархия.

 

Вопрос 2. Основные законы 23 апреля 1906 г.

 

Следует подробнее остановиться на Основных законах. Они закрепляли верховную самодержавную власть императора. Но законодательство монарх теперь осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой».

В перерывах между сессиями Государственной думы при чрезвычайных обстоятельствах император мог издать акт, имеющий силу закона. Но если в течение двух месяцев после возобновления работы Думы подобный документ не проходил утверждение в парламенте, то он утрачивал силу.

Назначение и увольнение главы правительства и отдельных министров император осуществлял единолично. Монарх являлся верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, руководил внешней политикой, обладал правом помилования. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной.

Основные законы определяли порядок принятия законопроектов. Государственная дума рассматривала законопроекты. В случае одобрения они вносились в Государственный совет. После утверждения в Государственном совете законопроекты поступали на подпись императору.

Правам и обязанностям российских подданных была посвящена целая глава. Провозглашались свобода слова, собраний, создания объединений, неприкосновенность собственности и жилища, выбор места жительства. Никто не мог быть задержан и подлежать преследованию за преступления иначе, чем в порядке, определенном законом. Гарантировалась свобода вероисповедания. Как видим, Основные законы содержали, пусть и не в полном объеме, личные, политические и социально-экономические права.

Основные законы провозглашали единство и неделимость России. Государственным языком объявлялся русский. Пересмотр Основных законов допускался только по инициативе императора. С некоторыми поправками Основные законы можно считать российской конституцией.

 

Вопрос 3. Государственная дума и законодательство о выборах

 

Государственная дума избиралась на пять лет. Император имел право досрочно ее распустить, назначив новые выборы. Выборы были не всеобщими, не равными и не прямыми. Выборы проходили по куриям, когда население делилось на группы с неравным представительством.

Преимущество имели избиратели, обладавшие крупным имущественным цензом, в первую очередь землевладельцы. Избирать и быть избранными в Государственную думу могли только лица мужского пола. Женщины могли передать свой ценз мужьям или сыновьям.

Участники голосования избирали выборщиков (на волостных, уездных, городских съездах избирателей). Депутатов Государственной думы избирали выборщики в губернском избирательном собрании. В курии землевладельцев один выборщик приходился на 230 избирателей, в крестьянской – на 30 тысяч, в рабочей – на 125 тысяч.

В период думской монархии (1906–1917 гг.) было избрано четыре Государственные думы. Полностью проработала пятилетний срок только Третья дума (1907–1912 гг.). Первая (1906) и Вторая (1907) думы были распущены указами императора, а деятельность Четвертой думы (1912–1917 гг.) прервала Февральская революция. Первая и Вторая думы были оппозиционны царскому правительству, так как в них преобладали левые силы.

В Третьей и Четвертой думе большинство было в руках проправительственных сил – правых, русских националистов и октябристов. Но в 1915 г. в результате соглашения оппозиции с октябристами и частью националистов в Четвертой думе был создан антиправительственный Прогрессивный блок. Основным его требованием было создание правительства, ответственного не перед монархом, а перед Думой.

Депутаты Государственной думы во время думских сессий обладали неприкосновенностью. Они не несли ответственности перед избирателями и не могли быть отозваны из Думы.

Государственная дума принимала законы, государственную роспись доходов и расходов (государственный бюджет), давала разрешение на постройку железных дорог за счет казны.

Правом законодательной инициативы (внесения законопроектов в Думу) обладали министры, комиссии депутатов и Государственный совет. Дума рассматривала законопроект, принимала его или отклоняла. Затем он поступал в Государственный совет. Если там законопроект утверждался, то поступал на подпись к императору. И лишь после подписания императором законопроект становился законом.

Император мог распустить Государственную думу до истечения срока ее полномочий. Одному лицу запрещалось быть одновременно членом Государственной думы и Государственного совета.

 

Диаграмма 7.1 Состав выборщиков по положению о выборах 1905 г. (в процентах)

 

Схема 7.1 Организация власти в Российской империи в период думской монархии

 

ответьте на вопросы:

1. Какие условия способствовали переходу от абсолютизма к думской монархии?

2. Можно ли считать, что Основные законы полностью ограничили власть императора?

3. Охарактеризуйте полномочия Государственной думы.

4. Кто имел право вносить законопроекты в Государственную думу?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: