ТРЕТЬЯ МАМА (ФЁКЛА ТЕРЕНТЬЕВНА).




Режиссёрский замысел

Театрализованного представления, посвящённого Дню матери «Любовь её спасёт от всех ненастий…»

1.Тема: Взаимоотношения матерей и детей в годы Великой Отечественной войны и в наше время в городе Полярном.

2. Идея: Материнская любовь, несмотря ни на что, спасает нас от жизненных ненастий, поэтому мы не должны скупиться на ответную благодарность.

3. Сверхзадача: Берегите и не забывайте мам!

4. Событийный ряд:

Исходное событие: Жизненная буря.Символическая мама раскрывает над своим ребёнком зонт, тем самым защищая его от бури.

Начальное событие: Материнская любовь оберегает Родину. История матери героя, которая стала матерью всем бойцам.

Центральное событие: Отвергнутая любовь.Герои пренебрегают любовью матери и всячески её отторгают.

Финальное событие. Признание. Понимание героями значения мамы в их жизни.

Главное событие. Вместе против бури.

5. Композиционное построение сценария.

Сценарий состоит из пролога, трёх эпизодов и финала.

Пролог. В прологе задаются идея и конфликт всего сценария. В пластической композиции показано, что мама защитит от всех невзгод. Мама всегда рядом, несмотря на жизненные обстоятельства, проблемы, которые встречают люди на жизненном пути. В конце пролога исполняется «Колыбельная четырёх дождей», которая будет основной музыкальной темой всего театрализованного представления.

Первый эпизод «Мать солдата – великое чудо…».

В этом эпизоде речь идёт о жизни матери лётчика, Героя Советского Союза Бориса Сафонова, которая приехала на передовую к сыну, чтобы поддержать его в тяжёлые для страны годы. На войне она стала второй мамой многим солдатам.

Второй эпизод «Прощать и забывать свои обиды...»

В этом эпизоде речь идёт о детском нигилизме. Жестокость современных детей к матерям. В эпизоде используются статистические данные, психологические исследования причин поведения подростков, материалы из журналов и интернет-форумов, в которых представлены высказывания, как родителей, так и детей. Центральной же выбрана история Александра Вихарева, который ушёл из дома в 15 лет. 5 лет он скитался по стране, а все эти годы мама искала его.

Третий эпизод«Спасибо родная, за то, что ты есть!..»

В основе эпизода лежит обобщённая история жизни каждого подростка города Полярного. Окончив школу, он уезжает далеко от родителей, но мамина любовь и забота продолжает согревать его вдали от дома. В эпизоде использованы видеопоздравления детей, чьи мамы живут в Полярном.

Финал. В финале на сцену выходят все участники представления. На экране появляется видеоролик, в котором все жители города Полярного говорят спасибо своим мамам.

Все артисты исполняют песню и дарят своим мамам цветы. Заканчивается представление флеш-мобом «Поздравь свою маму», в рамках которого зрители дарят своим мамам цветы.

6. Конфликт. С одной стороны - самопожертвование, преданность и альтруизм, с другой стороны - равнодушие, эгоизм и безразличие.

7. Жанр. Театрализованное представление.

8. Сценарный ход. Стремление матери защитить детей от жизненных невзгод.

9. Режиссерский ход. Для реализации замысла используется основная сценографическая деталь – зонт, который трансформируется в каждом эпизоде. Он олицетворяет оберегающую материнскую любовь. Отношение героев к этим зонтам помогает зрителю понять отношение к маме в каждом конкретном эпизоде.

10. Активизация зрителя. В третьем эпизоде представления используются видеописьма, обращенные к реальным героям, сидящим в зрительном зале. В финале используется видеоинтервью жителей города (которые во время представления присутствуют в зрительном зале). Заключительной точкой представления станет городской флэш-моб «Поздравь свою маму», в котором принимают участие все участники и зрители концерта.


 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ


ПРОЛОГ.

В зале выключен свет. Открывается занавес, звучат раскаты грома, звуки льющегося дождя, сверкают молнии (стробоскоп).

Во время представления используется несколько планов проекции: передний – это первые кулисы, и задний – это задник сцены. На задник и на первые кулисы проецируется гроза. На сцене тусклый свет.

Звучит музыка Evanescenes «Eternal» (инструментальная версия). На мелодию наложены звуки грозы, звучит Женский голос (читает стихотворение И. Абдуловой «Молитва»):

Ты вспомнишь: детство, ночь и ты в кроватке.

Всё в мире безмятежность и покой

И голос этот, бесконечно сладкий,

Как-будто Бог беседует с тобой.

Волшебные чарующие звуки,

Как-будто с неба ангелы поют,

И ласковые мамочкины руки

Покой внушают, создают уют.

Пусть за окном морозы и метели –

Так хорошо, уютно в колыбели…

Потом взрослел, учился без поддержки

Ходить и падать, шишки набивал.

Но мама пристально за тем следила,

И ты, конечно же, об этом знал.

Ты вспоминаешь, памятью вернувшись

Мятежные года, когда ты рос,

Тебя штормило, но посильно было

Ей за тебя решить любой вопрос.

Наш мир жесток, и это каждый знает

Опасность караулит там и тут,

В житейских бурях по волнам кидает,

Но, безусловно, каждый твёрдо знает-

Есть место, где тебя все время ждут.

Туда придешь усталый и голодный

Израненный, обиженный на мир,

А мама ободрит и успокоит,

Она - твой главный в жизни ориентир.

На сцене появляются одна за другой девочки разных возрастов в платьях синего цвета - ДЕТИ. В танце они не взаимодействуют друг с другом. Они двигаются отдельно друг от друга, танцуя как бы под дождём. Девочки пытаются стряхивать капли, укрываться от непогоды, но у них ничего не получается. Когда звучат раскаты грома, они падают, потом снова поднимаются. В конце танца звучит громкий раскат грома, и все девочки падают.

Звучит Wild Nothing – Nowhere, на сцене появляются женщины в белой одежде - МАМЫ, в руках они держат зонты. Свет усиливается, звуки дождя пропадают. Мамы подходят к ДЕТЯМ, по одной к каждому ребёнку, помогают им подняться и раскрывают над каждым зонт. МАМЫи ДЕТИ замирают в статичной позе под зонтами. Из центра задника выходит Мама и мальчик, они идут под разноцветным зонтом. Звучит «Колыбельная четырёх дождей» (слова Леонида Лучкина, музыка Станислава Пожлакова). На заднике и на кулисах видеопроекция: детская площадка под дождём.

МАМА. Дождь прохожих осыпает,

В стёкла моросит.
Мой мальчишка засыпает,
Но ещё не спит.

СЫН. Мама, расскажи мне о дожде.

Во время песни ДЕВОЧКИ и МАМЫнесколько раз меняют статичные позы. На заднике и первых кулисах видеопроекция: Мамы с маленькими детьми.

МАМА. И пою я тихо сыну

Днём и под луной:
Дождь бывает жёлтый, синий,
Серый, голубой.
Голубой, он самый добрый,
С ним цветы цветут.
Голубой идёт недолго -
Его долго ждут.

После первого куплета уходит Мама и самая маленькая девочка.

На заднике и первых кулисах видеопроекция: Мамы с детьми- подростками.

А приходит летний вечер,
Шмель в траве гудит.
И летят земле навстречу
Синие дожди.
Синий дождь раскрасит сливы
У тебя в саду.
Синий дождь, он самый сильный,
От него растут.

За кулисы уходит мама и средняя девочка.

На заднике и первых кулисах видеопроекция: Мамы со взрослыми детьми.

Осень озеро остудит,
Клён озолотит.
В сентябре приходят к людям
Жёлтые дожди.
Жёлтый дождь протянет руки
К той судьбе и к той.
Жёлтый дождь, он для разлуки,
Он пока не твой.

За кулисы уходит мама и взрослая девочка. На сцене гаснет свет. Мама и сын стоят в световом пятне.

СЫН. Мама, а бывают чёрные дожди?

На заднике и первых кулисах видеопроекция: документальные кадры боевых действий. В начале видео нашего времени (современные, это прощание матерей с сыновьями на вокзале, боевые действия), их сменяют кадры кинохроники войны в Афганистане, а затем кадры Великой Отечественной войны.

МАМА. И пою я тихо сыну

Днём и под луной:
Дождь бывает жёлтый, синий,
Серый, голубой.
Спи, мой сын,
Приходят к людям разные дожди.
Только чёрный дождь не будет
На твоем пути.
Верю, чёрный дождь не будет
На твоём пути.

Последний кадр видеопроекции: раскрытый разноцветный зонт, он как будто закрывает кадры войны.

Мама и сын разворачиваются спиной к зрителю, их также закрывает разноцветный зонт. Они уходят вглубь сцены. Луч гаснет. Проекция гаснет.

В темноте в записи звучат слова из песни:

Верю, чёрный дождь не будет
На твоём пути.

ПЕРВЫЙ ЭПИЗОД

«МАТЬ СОЛДАТА – ВЕЛИКОЕ ЧУДО…»

Раздаётся рёв самолёта, На заднике видеопроекция кинохроники: летящие фашистские самолёты. На передних кулисах видеопроекция кинохроники: довоенный Полярный. Деревянные бараки по современной улице Гаджиева (бывш. 2-я линия).

На сцене множество «бегающих» лучей. Раздаются звуки падающих снарядов. На передних кулисах видеопроекция кинохроники: бомбёжка Полярного, разрушающиеся бараки, бегущие люди.

Звучит музыка. На сцену выбегают ЖЕНЩИНЫи Дети в пижамах, ночных сорочках. Они пытаются укрыться от самолётов.

Мигает свет.

В хаотичном порядке остаются стоять одинокие мамы и дети.

Мигает свет.

На сцене остаются только одинокие ЧёРНЫЕ зонтики, под зонтами лежат детские игрушки. На зонты проецируются кадры кинохроники: наступление фашистов.

Между зонтами из глубины сцены идут четыре женщины в белых длинных сорочках, заглядывают под каждый зонт, что-то ищут. Одновременно с движением говорят.

ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. 22 июня в 6 утра фашистские самолёты начали бомбить Полярный.

ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Они полетели не в гавань, они кружили над жилыми кварталами и скидывали бомбы на дома… Дома, в которых спали женщины и дети.

ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Город уже 5 дней на военном положении.

ЧЕТВЕРТАЯ ЖЕНЩИНА. 17 июня вражеские самолёты начали летать над военной базой.

ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. В этот же день наши зенитчики открыли огонь по врагу. Сейчас они находятся под арестом….

ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. С того дня все военнослужащие были вызваны на боевое дежурство в «подплав».

ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Когда снаряды начали падать рядом с домами, все выскочили на улицу, а бежать было некуда.

ЧЕТВЕРТАЯ ЖЕНЩИНА. Для Крайнего Севера стоял на редкость ясный солнечный день. Вокруг голые сопки. А бомбы всё падали и падали…

ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА. Одна попала в дом, где жила я и ещё 4 семьи. В живых осталась одна я. Начался страшный пожар.

ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА. Повсюду слышны женские крики и детский плач.

ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА. Сынок, Витя! Он же здесь был. Витя!!!

Женщины выходят на авансцену, читают каноном стихотворение С. Медведевой «Молитва матери»:

Сердце выскочить готово из груди,

О, Господь, беду от сына отведи!

Я молиться за него всегда буду,

Помогай, Господь, ему повсюду!

Есть святая любовь – наши дети!

Я за жизнь их отдам всё на свете!

Общий свет гаснет. На сцене остаются только женщины. Их высвечивает луч.

Звучит вой сирен, крики.

На передних кулисах видеопроекция кинохроники: борьба с пожаром на второй линии.

Женщины хором.

ЖЕНЩИНЫ. В тот день началась война…

Свет полностью гаснет.

Звучит лирическая музыка. На зонты видеопроекция кинохроники: прощание родных на вокзалах.

Постепенно сцена заливается светом.

На сцене три женщины - МАМЫдержат чёрные зонты над молодыми солдатами. Один одет в форму моряка-подводника, второй - в гимнастерку, третий - в комбинезон лётчика.

На заднике и первых кулисах видеопроекция фашистской кинохроники: наступление фашистов на СССР.

Звучит маршевая музыка, на неё накладываются звуки грозы. МАМЫпытаются закрыть детей от надвигающейся бури зонтами, но солдаты плавно отходят от своих МАМ. МАМЫостаются на месте, тянут руки с зонтами к сыновьям, но сыновья уже вышли из-под зонтов.

Солдаты выходят на авансцену.

ПОДВОДНИК. Подводная лодка — живое существо. Всплыла, чтобы отдышаться, осмотреться да подкормиться. И тут её ждут либо «мессеры» с пулемётами, либо крейсеры с орудиями, либо торпедный катер с торпедами. Это на поверхности. А под водой? Того хуже. Идёт она в тёмной глубине, ощупью, считай, вслепую идёт и вглухую. Подводники – это особенные люди с особенным характером… У нас ведь закон: сам погибай, а товарища выручай.

ПЕХОТИНЕЦ. Здесь даже не было оборонительных рубежей. Регулярной морской пехоты у нас ещё не было. Она была создана в считанные дни из добровольцев-моряков. В морпехи спешно набирали молодых краснофлотцев, брали из береговых частей и тыловых служб, собирали моряков запаса. Словом, все силы были брошены на то, чтобы сорвать наступление немецких частей на Полярный и Мурманск.

Меня тоже из учебки забрали. Получил я стальную каску, винтовку, подсумок и пошёл немца воевать. Боевого опыта у нас не было, не хватало умения, зачастую, и оружия не хватало.

ЛЁТЧИК (БОРИС САФОНОВ). Только став лётчиком-истребителем поймёшь и почувствуешь всю красоту и радость полёта.

Дорогая мама, недавно мне предложили перевестись на Север, возглавить эскадрилью в 72-м смешанном авиаполку Северного флота. Я подал рапорт…

Там я и встретил войну.

Слышны раскаты грома, на сцене мигает свет. Постепенно со сцены уходят солдаты. С каждым миганием по одному. На сцене остаются только Мамы. Они прижимаются к зонтам, плавно их закрывают и прижимают к груди. Матери читают стихотворение Сони Лонге «Письмо матери к сыну на войне».

ПЕРВАЯ МАМА. Мне важно знать…

Сынок, как ты в бою?

Наверно страшно… помню в наше время…

Но ладно, ладно я молчу.

ВТОРАЯ МАМА. К чему тебе ещё иное бремя.

Я лишь скажу, мне грустно без тебя.

Так одиноко, грустно стало в доме.

И я люблю, люблю, сынок, тебя!

ТРЕТЬЯ МАМА (ФЁКЛА ТЕРЕНТЬЕВНА).

По вечерам, направив взор иконе,

Молюсь о вас, о сильных, молодых…

Ещё не опытных и в жизни, и в ученье.

Молюсь о ваших преданных родных

И обо всём несчастном населенье!

ПЕРВАЯ МАМА. Каждый день я жду новостей с фронта, из далёкого Заполярья. Я жду, жду… А новостей почти нет. Иногда мне кажется, что по радио вдруг скажут о тебе, мой сынок, что с тобой все хорошо, что просто почтальон не может добраться до вас. Родной мой сынок, я каждый день жду о тебе новостей…

ВТОРАЯ МАМА. Я каждый день жду почтальона. Сижу у окна и жду. Это всё что у меня осталось… Маленький клочок бумаги, на котором мимо строк, юношеской рукой, написано, что ты жив. Родной мой сынок. Я каждый день жду от тебя письма…

ТРЕТЬЯ МАМА (ФЁКЛА ТЕРЕНТЬЕВНА). Больше всего я боюсь, что мне по ошибке придёт «похоронка». Боренька, ты остался у меня один, о тебе не может прийти «похоронка», не имеет права. Ты же у меня герой, лётчик, командир эскадрильи… Боренька, я жду от тебя весточку….

Звучит вступление песни «Солдатские матери» (слова Ряшенцев Ю., музыка Петров А.).

Песню исполняет Фекла Терентьевна Сафонова. На первых кулисах проекция фотографий: солдаты пишут письма, фронтовые фото. На заднике кадры кинохроники из документального фильма «69 параллель»: бои за хребет Муста-Тунттори.

На сцену выходит 10 МАТЕРЕЙ в тёмной одежде. К ним из-за кулис выходят ДЕВУШКИ в белых платьях. Они держат в руках двухсторонние платки: с одной стороны белые, с другой чёрные. Девушки в танце подходят к МАТЕРЯМ, танцуют вокруг них. ДЕВУШКИ поднимают над головой платки, они похожи на фронтовые письма. ДЕВУШКИ подходят к МАТЕРЯМ, передают им платки-письма, накидывают на плечи. В финале композиции, ДЕВУШКИ перед МАТЕРЯМИ раскрывают платки чёрной стороной. ДЕВУШКИ убегают. На сцене остаются стоять МАТЕРИ с «похоронками» в руках у всех, кроме ФЁКЛЫТЕРЕНТЬЕВНЫ.

Не к добру так ветер завывает.

Мой сынок давно не пишет мне.

Он далёко, дальше не бывает,

Дальше не бывает - на войне...

Дальше не бывает - на войне.

 

Почтальон забыл мою квартиру,

И почтовый ящик пуст опять.

Что ж ума не хватит командиру,

Сыну не подскажет написать...

Сыну не подскажет написать.

 

К сыновьям не ласкова чужбина.

Мудрено ль, что мать не знает сна.

Лишь бы ей живым вернули сына,

Остальное вынесет она...

Остальное вынесет она.

 

Время по листочку отрывает,

Календарь худеет на стене.

Сын далёко, дальше не бывает,

Дальше не бывает - на войне...

Дальше не бывает - на войне.

Песня закончилась, и Женщины в тишине повязывают на головы эти чёрные платки-похоронки и уходят в глубину сцены. На сцене остается стоять только Фёкла Терентьевна Сафонова.

Из-за кулис выбегает почтальон.

ПОЧТАЛЬОН. Фёкла Терентьевна, письмо!!! Письмо от Борьки! Живой!

ФЁКЛА ТЕРЕНТЬЕВНА. Дорогие мои! Здравствуйте, здравствуйте! Надеюсь, письмо застанет вас в Туле. (Она отводит письмо, и говорит в зал.) Борис написал, что был ранен, долго ждал операции. В тот момент я твердо решила поехать к сыну. В госпитале попросила о переводе в Полярный. Ведь я врач, моя помощь на фронте нужна больше, чем в тылу, и, надеюсь, место по специальности здесь найдется. А если не найдется, согласна и медицинской сестрой работать. Я послала телеграмму сыну и отправилась на Север.

Фёкла Терентьевна уходит со сцены. На заднике кадры из документального фильма «69 параллель»: съёмки лётчика - аса Бориса Сафонова. Фильм идет со звуком.

ГОЛОС ДИКТОРА. (из фильма) Вот гнездо «Северных орлов»! Дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов сбил 25 самолётов врага, совершил 306 боевых вылетов.

На заднике проекция кадров кинохроники: наступления самолётов Люфтваффе, советские лётчики бегут к своим самолётам.

ГОЛОС ДИКТОРА. (из фильма) 307 боевой вылет.

Звук сирены. На заднике кадры из документального фильма «69 параллель»: по улицам Полярного бегут мирные жители.

На сцену выбегают люди, они одеты так же, как и люди из кинохроники. Вместе с бегущими людьми на сцене появляется Фёкла Терентьевна, она держит в руках небольшой куль. Все поворачиваются лицом к экрану, бегут от него. Свет становится тусклым, видны лишь силуэты людей, находящихся на сцене. Луч высвечивает Фёклу Терентьевну. Все остальные замирают в статичной позе.

ФЁКЛА ТЕРЕНТЬЕВНА. Север встретил меня бомбёжкой…

На сцену выбегает матрос, он смотрит в зал, наверх.

МАТРОС. Смотрите, сбил. Наш, мессера сбил!!!

Все люди разворачиваются лицом к зрителям и хором кричат УРА! Свет становится более ярким.

ДЕВУШКА ИЗ ТОЛПЫ. Молодцы Сафоновцы!!!

ФЁКЛА ТЕРЕНТЬЕВНА. А почему Сафоновцы?

МАТРОС. Мамаша, знать такое надо. В честь нового командира – Бориса Сафонова.

Пока говорит Фёкла Терентьевна, все уходят со сцены.

ФЁКЛА ТЕРЕНТЬЕВНА. Самый молодой командир в истории авиации. Пока я добиралась, сыну дали звание Героя Советского Союза. Сынок, теперь я рядом с тобой!

Звучит музыка Denis Stelmakh «Memories». Фёкла Терентьевна остаётся в центре сцены. К ней из-за кулис выбегают девушки в белых платьях. Одна подходит к Фёкле Терентьевне и забирает куль с вещами, накидывает на неё белый халат. Они кружатся в танце. Далее на сцену выходит мужчина в форме летчика, это Борис Сафонов. Фёкла Терентьевна останавливается, они смотрят друг на друга. Мать подбегает к сыну, прижимает его к груди и раскрывает над ним зонт. Их высвечивает один луч. Они делают один оборот вокруг себя. К ним с разных сторон подбегают девушке в белой одежде и зовут за собой. Мать и сын начинают расходиться, но все равно смотрят друг на друга. Фёкла Терентьевна протягивает к сыну раскрытый зонт. Они расходятся в разные стороны и уходят за кулисы.

На сцене загорается свет.

На площадке стоят четыре девушки в белом, каждая держит раскрытый белый зонт. Под зонтами стоят раненые солдаты: на костылях, с перевязанной головой, с перевязанной рукой и т.д.

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ. В госпиталь попадало множество раненых. Не хватало коек, врачей, медсестёр и санитаров. Точнее, их и не было, врачи нам заменяли и сестёр, и санитаров... и даже матерей.

ВТОРОЙ СОЛДАТ. Помню, меня оперировала Сафонова Фёкла Терентьевна. Как говорится, я был уже не жилец. Лежал в бреду, помню только, как она поцеловала меня в лоб и сказала: «Сынок, ты только держись, еще чуть-чуть, держись, не умирай». Я многое на войне видел, но этих слов никогда не забуду.

ТРЕТИЙ СОЛДАТ. Мы её называли ласково - Мамочка. Она проводила у операционного стола по 15, а то и по 20 часов в день. А потом приходила к солдатам в палаты и читала книги и газеты. Особенно про сына своего любила читать. А сыновей у нее теперь много было…

ЧЕТВЕРТЫЙ СОЛДАТ. Помню, парень лежал, без правой руки, так Фёкла Терентьевна в перерывах учила его писать левой рукой. А как ругалась она за невыполненные домашние задания. Действительно, как мама.

ПЯТЫЙ СОЛДАТ. Ведь у большинства из нас не осталось никого, всех война забрала. А она, как мама, окружала всех заботой и любовью. Надежду и веру в нас вселяла. Мама полка, получается.

ШЕСТОЙ СОЛДАТ. А как она сына Бориса любила!.. А мы любили про него слушать. Совсем неудивительно, что сын у неё Герой Советского Союза. Если бы я ордена давал, то обязательно и Фёкле Терентьевне такой же орден дал.

Звучит музыка Denis Stelmakh «Memories». На сцене появляется Фёкла Терентьевна, она в танце проходит мимо каждого солдата и гладит по голове. В конце композиции Фёкла Терентьевна встаёт по центру, вокруг неё стоят девушки в белых платьях, которые держат над ранеными солдатами зонты.

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ. Фёкла Терентьевна, а сколько самолётов Борис Феоктистович сбил?

ФЁКЛА ТЕРЕНТЬЕВНА. В газете писали, что 25. Мы с ним про войну стараемся не говорить.

ВТОРОЙ СОЛДАТ. А он всегда лётчиком хотел стать?

ФЁКЛА ТЕРЕНТЬЕВНА. С детства о небе грезил. Лётчиком-испытателем стал, в небе воюет. А вы лечитесь, сынки.

Гаснет свет. На заднике проекция кадров кинохроники из документального фильма «Неизвестная война «Война в Арктике» (6-той фильм): несколько советских самолётов ведут бой с отрядом Люфтваффе. В конце боя один советский самолет падает в море. Слышен голос Бориса Сафонова.

БОРИС САФОНОВ. Одного сбил… Двух рубанул!.. Прикройте с хвоста!.. Подбил третьего… Мотор!..

На фразу «Мотор» луч высвечивает одну Фёклу Терентьевну. На заднике кадры из документального фильма «Он небо и море любил»: на всех кадрах Борис Феоктистович Сафонов.

Звучит песня «Мама сына ждёт с войны» ( Музыка: С. Кац Слова: М. Пляцковский). Её исполняет Фёкла Терентьевна.

Весёлый парень чернобровый

Прощался с матерью своей.

“Не плачь, вернусь домой я снова,

Ты жди меня и не старей!”

Сигнал трубы позвал солдата

В суровый час для всей страны.

Гудит земля, огнём объята,

А мама сына ждёт с войны.

Луч высвечивает Человека в военной форме. Мы видим Фёклу Терентьевну и Военного.

ВОЕННЫЙ. Горько сознавать эту гибель. Северный флот потерял выдающегося лётчика, изумительно талантливого офицера. Отважный сын русского народа, верный Родине, Сафонов был образцом воздушного бойца и командира.

Свет загорается над вторым военным.

ВТОРОЙ ВОЕННЫЙ. Скорбью отозвалась в сердцах фронтовиков весть о гибели прославленного североморского лётчика, Героя Советского Союза Бориса Сафонова, боевыми подвигами которого гордился весь флот.

Свет над ними гаснет. Луч только над Фёклой Терентьевной.

На заднике проекция кинохроники: сначала воздушный бой, затем кинохроника боев на суше.

Фёкла Терентьевна поёт второй куплет песни «Мама сына ждёт с войны».

В бою скосила пуля сына,

Упал он в жаркую траву,

И все цветы родной России

Глядели грустно в синеву.

Листву роняют наземь клёны

Среди тревожной тишины,

Не носят писем почтальоны,

А мама сына ждёт с войны.

Из глубины сцены к Фёкле Терентьевне выходят солдаты. Пока она поёт, солдаты все идут на сцену. Они все подходят к ней на авансцену.

Давно ребята-одногодки,

Кто уцелел, пришли назад,

Шинели сняли да пилотки

И в жёны выбрали девчат.

Они детей к старушке водят,

Неловкой нежности полны,

Покурят молча и уходят,

А мама сына ждет с войны.

А мама сына ждет с войны…

На авансцене стоит Фёкла Терентьевна, а за ней вся сцена заполнена солдатами. Над ними опускается конструкция купола зонта, накрывая всех солдат, стоящих на сцене.

На заднике проекция из документального фильма «Он небо и море любил»: мать Бориса Сафонова в окружении солдат приближается на военном тральщике к месту гибели сына. Солдаты опускают цветы в море.

ФЁКЛА ТЕРЕНТЬЕВНА. Здесь, над волнами северного моря, был последний бой моего сына. Это место священно для меня. (Она делает шаг вперед, смотрит назад и видит за своей спиной целую армию молодых солдат). Но теперь у меня тысячи сыновей.

Свет гаснет. В записи звучит второй куплет «Колыбельной четырёх дождей» (слова Леонида Лучкина, музыка Станислава Пожлакова).

А приходит летний вечер,
Шмель в траве гудит.
И летят земле навстречу
Синие дожди.
Синий дождь раскрасит сливы
У тебя в саду.
Синий дождь, он самый сильный,
От него растут.

ВТОРОЙ ЭПИЗОД

«ВСЕМ МАТЕРЯМ НАПИСАННАЯ РОЛЬ -
ПРОЩАТЬ И ЗАБЫВАТЬ СВОИ ОБИДЫ...»

Загорается свет. На сцене детская площадка. На передних кулисах проекция: детская площадка (турники, горки). На заднике проекция - детская площадка (забор, исписанный граффити).

В глубине сцены стоят качели и песочница. Звучит голос Мамы.

МАМА. Сынок, ты шапку надел, а то на улице прохладно?!

На сцене появляется мальчик, он пинает шапку и садится на борт песочницы.

МАЛЬЧИК. Как же достали меня эти родители.

Звучит музыка песни «Хочу шалить» (муз. и сл. Б. Таршис). Во время исполнения песни на сцене появляются подростки.

Петь начинает мальчик, который находится на сцене.

Солнечный полдень ла-ла-ла-ла

Разливает тёплый свет над городом моим.

На сцену выходит Первая девочка-подросток. Она поёт:

Ничего не помню и не хочу знать

Я иду гулять, мама не звони!

На сцену выходит Вторая девочка-подросток. Поёт:

Я отправляюсь в Гидро- дентро- зоо- лунопарк,

На сцену выходит Второй мальчик-подросток. Поёт:

Буду дёргать за хвостики котов

Дразнить собак.

ВТОРАЯ ДЕВОЧКА.

Я такая и меня не изменить

ПРИПЕВ. (Все дети вместе)

Я так хочу е-е-е-е-е-е-е-е

Хочу шалить ла-ла-ла-ла-ла-ла! (4 раза)

Во время куплета дети разрисовывают баллончиком забор на площадке. Закончив, они усаживаются на бортик песочницы. Первая Девочка продолжает песню:

Сегодня в школу я без причины не пошла,

Но мне просто лень.

Поет Вторая Девочка.

Такой весёлый у девочки Алины получился день.

Первый мальчик.

Но папе с мамой ни за что не расскажу,

Что в школу я уже неделю не хожу!

Второй мальчик.

Я повеселюсь ещё.

И стану вновь ходить,

Ну, а пока.

Второй мальчик поднимает шапку первого и начинает ею играть в футбол. К нему присоединяются все подростки.

Хочу шалить ла-ла-ла-ла-ла-ла! (8 раз)

Дети бесятся на авансцене. Звучит лирическая музыка. На сцену выходят четыре МАМЫ, они держат в руках закрытые зонты. Они каноном читают стихотворение Валентины Беляевой «Другая сторона медали». Читая стихотворение, каждая мама подходит к своему ребенку и раскрывает над ним зонт.

Я... свяжу тебе жизнь...

Из пушистых мохеровых ниток...

Я... свяжу тебе жизнь...
Не солгу ни единой петли...
Я... свяжу тебе жизнь...
Где... узором по полю молитвы...
Пожелания счастья...
В лучах... настоящей любви...
Я... свяжу тебе жизнь...
Из весёлой меланжевой пряжи...
Я... свяжу тебе жизнь...
И потом... от души подарю.

На сцене картинка. Мамы держат в руках зонты, а под ними стоят дети с недовольными лицами.

ПЕРВЫЙ МАЛЬЧИК. Ты во всех своих проблемах винишь меня. Ты меня ненавидишь и постоянно ругаешься, по любому поводу. Я устал от такой жизни, мне просто плохо, я просто не хочу видеть тебя...

Мальчик отшвыривает зонт в сторону, уходит вглубь сцены, зонт остаётся валяться на сцене.

ПЕРВАЯ ДЕВОЧКА. Ты меня не понимаешь! Ты не даёшь мне свободу выбора, все решаешь за меня. А я уже взрослая, мне уже 13 лет, сама могу разобраться, что для меня лучше.

Девочка уходит вглубь сцены.

ВТОРОЙМАЛЬЧИК. Какую хочу, такую музыку и слушаю. Что ты вообще понимаешь в современной музыке!

Разворачивается и уходит вглубь сцены. ВТОРАЯ ДЕВОЧКА. Тебе не нравятся мои друзья, тебе не нравится музыка, которую я слушаю. Послушать тебя, так я всегда должна сидеть дома. Надоело!!!

ВСЕ ДЕТИ ХОРОМ: Надоело!!!

Проекция на зонты: разные картинки плачущих матерей. Картинки постепенно укрупняются. Остаются только изображения женских глаз со слезами.

Дети бегут в глубину сцены. В центре сцены остаются МАМЫв белой одежде, вокруг в хаотичном порядке лежат зонты, на которых изображены плачущие женские глаза. Свет гаснет и снова зажигается.

Зонты остаются лежать на сцене, но теперь за каждым из них стоит женщина.

ПЕРВАЯ МАМА. После тренировки я позвонила ему и спросила, когда он будет дома. Сказал, через 15 минут. Через полчаса я позвонила снова, но он начал кричать, что его достал постоянный контроль и звонки. Достали уроки, которые нужно делать, достала собака, с которой нужно гулять, достала мама с её сломанной ногой, из-за которой маме нужно постоянно помогать. Он так больше жить не хочет и домой не вернётся. И отключил телефон. Я всю ночь ждала, что он, может быть одумается и придет, отправляла СМСки. Утром он ответил на звонок. Сказал, что он в другом конце города, что домой он не вернётся - "такие обстоятельства", чтобы в милицию не обращались и его друзей и знакомых не трепали, что с ним всё в порядке. Телефон снова отключил.

ВТОРАЯ МАМА. Сегодня моё чадо ушло из дому. Вот так и сказал: «Всё, больше ты меня не увидишь», «Лучше умереть, чем с вами жить». Я за ним не побежала… думала перепсихует и придёт… обычно он очень добр, отходчив и всегда просит прощения… Уже ночь… … И где его носит… Обзвонили всех уже… Первый раз такое… Поссорились мы из-за школы и его поведения там… переживаю очень… надеюсь, что он жив и здоров… Места себе не нахожу… Но стараюсь о плохом не думать… Наверное, через это многие проходят, у сына очень сложный переходный возраст…

ТРЕТЬЯ МАМА. Сегодня очень сильно поругались с дочкой. На улице мороз, а она нарядилась в тоненькие колготки. Потом был скандал, в конце которого дочь сказала, что ненавидит меня…. Что лучше быть сиротой, чем жить с такой мамой… хлопнула дверью и ушла… Уже ночь, а её нет… а она в тоненьких колготках ушла…

Звучит композиция группы «Кино» «Мы хотим танцевать». На эту песню делается хореографическая композиция - подростки на улице.

На заднике видеопроекция: фотографии беспризорников на улице.

Во время номера дети закрывают зонты.

Наше сердце работает, как новый мотор,
Мы в четырнадцать лет знаем всё, что нам надо знать,
И мы будем делать всё, что мы захотим,
Пока вы не угробили весь этот Мир.
В нас ещё до рождения наделали дыр,
И где тот портной, что сможет их залатать?
Что с того, что мы немного того,
Что с того, что мы хотим танцевать?
пр.
Мы,мы хотим танцевать
Мы,мы хотим танцевать
Мы,мы хотим танцевать

Наше сердце работает, как новый мотор,
Почему и чего мы ещё должны ждать,
И мы будем делать всё, что мы захотим,
А сейчас, сейчас мы хотим танцевать.

На сцену выходит МАМА, она пристально смотрит на подростков. Они со смехом отворачиваются от неё. Остаются стоять на сцене спиной к зрителю.

Свет тускнете. Луч высвечивает МАМУ.

МАМА. Мы поругались из-за какой-то ерунды. Он джинсы новые порезал, чтоб моднее выглядеть, а я сказала ему, что так он похож на оборванца. С этого всё и началось. Он долго кричал на меня, а потом замолчал, посмотрел мне в глаза и сказал: «Я тебя ненавижу». Я протянула ему руки, а он отшвырнул их и повторил: «Ты что не слышишь, я ненавижу тебя!». И ушел… 5 лет его нет. Я искала везде. Полстраны объехала. Мне говорят: «Дура, брось, не нужна ты ему». А как же я его брошу, он же мой сын. Я просто не была внимательной к нему. Сынок, я тебя найду.

Звучит музыка «Колыбельной» (сл. И муз. Стелла Джанни).

Мама стоит в центре сцены, за ней спиной к зрителю в хаотичной мизансцене стоят подростки в капюшонах. Она ходит между ними. С одного снимает капюшон, он отталкивает её и быстро отворачивается обратно. Она подходит к другому, разворачивает его к зрителю. Он отворачивается обратно. Берёт его за руку, он вырывается.

На заднике проекция: карта России. На кулисах проекция различных табличек городов. Кадры городов чередуются с кадрами вокзалов, рельс, автодорог.

Две ладошки сложив под щекой
Спит малыш мой на правом боку
Видно снится ему сладкий сон
Мне сквозь сон улыбается он
Я поглажу сынишку рукой
Спит спокойно малыш мой родной
А я рядышком с ним постою
Колыбельную тихо спою

ПРИПЕВ. Спи, мой сын, мой сынишка

Озорник, хвастунишка
Моя жизнь и отрада
Спи, сынок, мама рядом

Мамы отходит к левой кулисе. Над ней гаснет луч. Тут же загорается в противоположном краю сцены. В световое пятно входит подросток. Он кидает рюкзак на пол, садится на него. Свет над ним гаснет.

Из глубины сцены выбегает подросток. Он подбегает к МАМЕ.

ПОДРОСТОК. Его видели, его видели в Архангельске.

На карте раскрывается маленький зонтик на месте Архангельска. Из глубины выбегает второй подросток.

ВТОРОЙ ПОДРОСТОК. Он был в Питере, я точно знаю.

Из глубины выбегают ещё дети. Они называют города: Ярославль, Москва, Екатеринбург, Барнаул, Кострома, Вологда, Воронеж, Липецк…На карте раскрываются все эти точки. Мама продолжает петь.

Даже с течением лет
Будет ждать тебя мамин обед
Для тебя в сердце, сын мой, поверь
Никогда не закроется дверь
А когда ты случайно зайдёшь
И уставший вдруг в кресле уснёшь
Снова рядышком я постою
И как в детстве тихонько спою
ПРИПЕВ.

Луч гаснет на МАМОЙ и загорается в противоположном краю сцены над СЫНОМ.

СЫН. Я сожалею больше всего о том, что не промолчал тогда, не смог сдержаться. Я виноват во всем, я один. Вместо того, чтобы сказать: «Мама, прости!», крикнул: «Ненавижу!» и хлопнул дверью. Как же я хочу домой. Увидеть сестру, поесть маминых блинов. Но как я могу туда вернуться? Ведь я сказал маме, что ненавижу её. И как язык только повернулся. Мама, мамочка моя… Как жаль, что я тогда ничего не видел и не слышал.

Луч гаснет над СЫНОМ и загорается над МАМОЙ. Мама продолжает петь. На карте загораются все новые и новые города.

Растворятся в рассветах года
Но незримо во всём навсегда
Нежным словом, любовью, мольбой
Я останусь, сынок мой, с тобой
Я останусь с улыбкой в глазах
Яркой звёздочкой на небесах
Тёплым сердцем, дыханьем весны
Как лозой обовью твои сны.

Из глубины выбегает подросток.

Луч высвечивает подростка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: