Тема 5: Педагогическая мысль Западной Европы и Америки в XVII – XVIII вв.




План:

1. Педагогические теории начала Нового времени.

2. Движение за обновление школьного образования и методов обучения.

3. Педагогическая мысль эпохи Просвещения: Франция, Англия, США, Германия.

4. Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции.

Основные понятия: Просвещение (эпоха), «Франкфуртский мемориал» В. Ратке, «Всеобщее обучение по способу Ратихия» (1619), «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих» Я.А. Коменского, «Великая дидактика» Я.А. Коменского, «Материнская школа» Я.А. Коменского, «Мир чувственных вещей в картинках» Я.А. Коменского, Золотое правило дидактики Я.А. Коменского, дидактические принципы Я.А. Коменского (природосообразность, последовательность, наглядность, системность, сознательность, посильность, прочность), принципы обучения и воспитания Ф.А. В. Дистервега - природасообразности и культуросообразности, идеи воспитывающего обучения И.Ф. Герберта, метод элементного образования, возрастная периодизация Ж.Ж. Руссо, теория «свободного естественного воспитания», теория воспитания джентльмена.

 

Сообщения:

1. Проекты реформирования образования Жан Антуан Кондорсе (1743–1794), Луи Мишель Лепелетье (1760– 1793).

2. Реформаторы об образовании в США: Уильяма Петти (1623–1687), Бенджамин Франклин (1706–1790), Томас Джефферсон (1743–1826), Томас Пейн (1737–1809).

 

Литература:

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебн. Пособие./ Под ред. А.И. Пискунова.- М., 2001.- с.177-232. (глава 8).

2. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учеб. пособие. – М., 2000. –с.121-159. (глава 3).

3. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособ. – М., 2005. – 22-57

4. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. – Л., 1978. с. 20-37.

5. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.99-127.

6. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие. /Под ред. З И. Васильевой. – М., 2001. – с.85-138.

7. Пискунов А.И. хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971.

При подготовке к занятию ответьте на следующие вопросы:

1. Объясни, почему одной из ведущих в эпоху Просвещения стала идея природосообразности?

2. Назовите новые представления о науке и образовании в философии Ф.Бэкона.

3. Обоснуй идею природы как учителя в «Республике ученых». Кратко охарактеризуйте педагогические идеи ее представителей.

4. Как формулируется кредо Просвещения? Какие положения концепции Я.А. Каменского позволяют считать его основателем педагогики Нового времени?

5. Какая связь между мировоззрением Я. А. Коменского и его трактовкой цели воспитания?

6. Почему Д. Локк отрицательно относился к «теории врождённых идей»? Каким образом педагогические взгляды Д. Локка связаны с историческими условиями Англии 17 в.?

7. Каковы основные положения концепции воспитания Д. Локка?

8. Что побудило Ж.-Ж. Руссо к обоснованию теории естественного свободного воспитания?

9. В теории Песталоцци просматриваются элементы диалектики. Докажите, подтвердите фактами.

10. Проследите развитие принципа природосообразности воспитания в педагогических учениях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци.

11. Где должно проходить воспитание и обучение и чему необходимо учить детей по убеждению Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж.- Ж. Руссо и других?

12. Проследите развитие трудового воспитания в педагогических учениях Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Р. Оуэна.

13. Дайте характеристику взглядов французских материалистов XVIII века на роль воспитания в формировании личности.

14. Раскройте содержание теории элементарного обучения И. Песталоцци.

15. В чём заключается прогрессивность взглядов и педагогической деятельности Р. Оуэна?

16. Как Я.А. Коменский доказывает необходимость воспитания и образования?

17. Что нового внес Коменский Я.А. в понимание сущности и назначения человека? Какие педагогические перспективы открыло это новое понимание?

18. Какие идеи Я.А. Коменского нашли воплощение в школьной практике?

19. Что понимает Ж.Ж. Руссо под свободным и естественным воспитанием?

20. Что говорил Руссо о цели воспитания, его этапах, содержании?

21. Охарактеризуйте систему образования во Франции, Англии, США и Германии в эпоху Просвещения. Назовите представителей немецкого Просвещения и изложите их ведущие идеи.

Методические указания: Специфика данного занятия состоит в длительной подготовке к нему по ходу чтения курса истории образования и педагогической мысли, изучения первоисточников и составления таблицы по проблемным вопросам.

Задача состоит в том, чтобы найти общее и специфическое в развитии ведущих идей у разных педагогов, сосредоточить внимание на изучении эпохи, мировоззрения автора теории, а при обсуждении - проанализировать развитие той или иной идеи от одного автора к другому. Проследите, как развивается категория «цели воспитания» в педагогических теориях Западной Европы. В дальнейшем надо доказать, аргументировать связи последующих вопросов с трактовкой цели воспитания, показать, как цель воспитания определяет его содержание, методику, организацию и т.д. При заполнении и доработке таблицы отметьте вопросы, которые вызывают затруднение, обсудите их во время занятия. Обращаясь к первоисточникам, выпишите название основных педагогических теорий, время их написания. Сделайте аннотацию и в подтверждение кратких записей, сделанных в таблице, выпишите из текста цитаты, иллюстрирующие то или иное положение.

Не делать!!! Таблица сравнительной характеристики основных педагогических категорий в педагогических теориях истории зарубежной педагогики XVII - XVIII вв. Автор, дата, страна. Характеристика мировоззрения, эпохи. Факторы развития личности. Цели, задачи воспитания. Принцип природосообразности. Место воспитания и обучения (семья, школа). Задачи, содержание, принципы обучения. Формы организации обучения. Трудовое воспитание. Нравственное воспитание. Другие аспекты воспитания. Требования к учителю (воспитателю). Оценка педагогической теории



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: