Главный европейский мастер – ЛЕ КОРБЮЗЬЕ




Архитектура XX в.

Основные процессы

Новые процессы уходят корнями в XIX век.

Целый ряд новых материалов и строительных технологий, которые порождают новую эстетику. Сосуществование огромного количества новых стилей и направлений. Очень важен отказ от единого стилеобразующего начала. На карте искусства – новые центры, ранее не очень звучавшие (Мексика, Бразилия, Япония).

Конец XX века – глобализационные процессы. Перемещение архитекторов по разным местам, разным художественным центрам. Важно учитывать новые социальные процессы, которые в значительной степени на него влияли. Архитектура – самое социально значимое искусство. В непосредственной связи с человеком и с его окружающей средой. С другой стороны – архитектура претендует на то, чтобы самой формировать среду, социальные отношения, социальные процессы. Важный момент – политические процессы, в том числе две мировые войны. После Второй мировой войны – существенная необходимость восстановления разрушений, которые повлекла за собой война.

На развитие архитектуры оказал влияние промышленный переворот. Использование металла и стеклянных конструкций. Следуя процессам развития общества – новая типология зданий и сооружений (универмаги, банки, офисные здания, фабрики, вокзалы).

Все эти новые типы архитектурных форм порождают новые задачи – например, большепролётные конструкции и каркасные конструкции.

Важные градостроительные проблемы, в первую очередь – возникновение крупных промышленных предприятий и их внедрение в жилые кварталы. Перенаселённость, антисанитарные условия. Острая необходимость обустраивать жизнь, потому что там возникали эпидемии. и эту проблему надо было решать. С другой стороны – возникает концепция жилых пригородов, например проект Говарда – города-сады. Предлагает создавать города-спутники, которые бы «оттягивали» на себя часть населения. Развитие транспортной системы, активно развиваются железные дороги. Проблема доступности проживания в пригородах решается за счёт транспортной инфраструктуры. Структура из концентрических круглых зон. В центре должен был находиться парк, затем жилая зона, состоящая из малоэтажных домов. На периферию выносились промышленные и сельскохозяйственные постройки.

ЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА XX в.

МОДЕРН

На рубеже XIX и XX века пышным цветом расцветает стиль модерн как противовес всё нарастающей тяге к конструктивности и функциональности (с 1880-х до Первой мировой войны). Модерн – в разных городах Европы. Главные центры: Брюссель, Париж, Барселона.

Здесь важны отделочные материалы. Важная роль отводится художнику. Создание архитектуры среды, где всё продумано. В отличие от рациональной архитектуры, черты модерна – отказ от прямых линий и углов в пользу естественных очертаний. Важно стремление к максимальной эстетизации утилитарных функций здания. Очень важна идея окружающей среды как единого организма, где всё подчинено единой эстетической линии. Но ремесленные произведения оказывались гораздо дороже, нежели объекты, произведённые индустриальным способом.

Брюссель.

Главный мастер - Виктор Орта.

Отель Тассель. Довольно простая структура внутренних помещений. Интерьер – все металлические конструкции так или иначе преображены с помощью орнаментов, декоративных элементов, динамичных, гнутых линий («удар бича»). Единый орнаментальный мотив, который появляется во всех элементах этого здания, объединяющий фактор. Это одно из первых зданий, где применено железо. Железо органично вплетено в ткань здания. За основу взят принцип особняка. Вестибюль приподнят на пол-этажа по сравнению со входом.

Дом ванн Этвельде. Характерное трёхэтажное здание. С точки зрения типологии здесь не происходит существенных радикальных изменений. Интерьер – металлические конструкции, преобразованные с помощью орнаментальных мотивов.

Дом Сольвея. Фасад с довольно традиционным членением, но нетрадиционным флоральным декором. Стремление к криволинейности, даже в самих фасадных линиях.

Собственный дом архитектора Орты. Каждое здание в значительной степени отличается друг от друга, хотя какие-то структурные элементы повторяются.

ПАРИЖ

Пышная ветвь модерна. Главный архитектор – Виктор Гимар.

Кастель Беранже. Стиль «удар бича». Металлические конструкции.

Самые известные сооружения – павильоны парижского метро. Многочисленные флоральные мотивы, которые воспроизведены детально. Множество разных павильонов, какие-то более плоскостные, какие-то более пространственные.

Отель Гимар. Криволинейные изгибы фасада с одной стороны. Порталы, оформленные с помощью природных флоральных мотивов.

 

Стиль модерн – это стиль, проникающий не только в особняки, но и в совершенно утилитарные сооружения. Пример – главный рынок в Валенсии, вокзал в Валенсии.

 

БАРСЕЛОНА

Представлен пышный и орнаментальный вариант модерна. Главный архитектор – Антони Гауди.

Начинал с утопических идей, планов рабочих посёлков. Очень важно обращение архитектора к местной каталонской традиции, что связано с политическими мотивами, стремлением Каталонии к независимости и национальной идентичности.

Парк Гюель. Знакомится к Гюэлем, строит для него не только парк, но и загородную колонию. 1903-1910 – парк. Здесь всё продумано в соответствии с единой концепцией и мотивами. Архитектурные и декоративные элементы. По сути, парк представлял собой очередной утопический город-сад. Стремление мастера к органичным формам, которые соревнуются в своей изобретательности с природными формами. Парк создан на холме – неровная структура. Искусственно созданные гроты.

Дом Бальо. 1904 г. Биоморфные органичные формы. Доходный дом. Дымоходы на крыше, невероятные по своей композиции. Фрагмент интерьера с «вихрями», напоминающие пещеры или грот.

Каса Мила (или Ла Педрера – каменоломня). 1905-1910 гг. Пульсирующий криволинейный фасад. Важны отдельные детали. Снова экстравагантные дымоходы. Фантазия архитектора проявляется в полной мере. Полностью исключены горизонтальные линии.

Храм Саграда Фамилия. Храм был заложен ещё в 1882 г. С 1910 г. архитектор сосредоточился на этой постройке. Должен был стать символ национального возрождения Каталонии. Архитектор попал под трамвай и погиб – здание до сих пор не закончено. Классическая планировка готического собора. Фасады собора должны были полностью быть декорированы скульптурой, которая должна была воспроизводить «весь живой мир». Он закончил и то не до конца один фасад. Это железобетонные отливки. Всё это в соответствии с его планами продолжает отливаться и конструироваться. Должно было быть – Фасад Рождества, Фасад Страстей, Фасад Славы. Первый закончен, второй разработан, третий слабо намечен в эскизах. Все формы и внутри, и снаружи вдохновлены природой.

 

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Главный европейский мастер – ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

Основные принципы – свободная симметрия плана, дифференциация объёмов здания. Горизонтальные формы членения, ленточное остекление. Отсутствие каких бы то ни было декоративных элементов. На структуру построек переносился принцип построения механизма. Строго с последовательностью тех процессов, которые должны были происходить в этом здании. «Дом – это машина для жилья», – Ле Корбюзье.

Его настоящее имя Жан Франсуа Женере Гри. Родом из Швейцарии, начинал как живописец. Учился архитектуре у Беренса. В Париже попадает в круг французских авангардных художников (Пикассо, Брак, Леже). Связан с общей для авангарда проблематикой той эпохи.

Важнейшая инновация – проект сборных серийных домов («домино»). Первая идея каркасного серийного дома для производства. Элементы такие начали использоваться только в 1920-е гг.

В 1920 г. – авангардный журнал «Эспри нуво». Ле Корбюзье вёл там архитектурную рубрику. Идеи преображения личности. В этой своей рубрике проповедовал идеи функционализма, которые впоследствии воплотятся в его книге. Знаменитые 5 принципов – свободные опоры, свободный фасад, ленточные окна, плоская крыша (можно с садом), свободная планировка.

Со своим кузеном – целая серия модернистских вилл.

Вилла Ла Рош Женере. Для его кузена. Для этих построек характерны простые геометрические формы, белые гладкие фасады, отсутствии дополнительной декорации, горизонтальные окна. Внутренний каркас из железобетона. Интерьер – максимально простой и лаконичный.

Вилла Штайн. Горизонтальные чёткие членения фасада. Свободная планировка за счёт каркаса.

Вилла Савой. Здесь выражены все его принципы. Причудливое пространство. Максимально лаконичное пространство, лишённое элементов орнамента и дополнительного декора.

Важный проект – план Вуазен в Париже. Строительство нового комплекса в Париже. Предлагалось возвести 18 одинаковых небоскрёбов офисов. За счёт высотности построек высвобождается пространство на уровне земли. Застраиваемая площадь – всего 5%: остальное парки и транспортная инфраструктура.

1924 г. – современные дома Фрюже. Промышленный микрогород для работников промышленного предприятия. Из 52 или 53 дома. Одна из первых попыток серийного строительства во Франции. Как отдельно стоящие, так и объединённые в блоки дома. Очень важная попытка создания современного дома по доступным ценам. Простые формы, относительная лёгкость при строительстве. Современный уровень комфорта.

1925 г. – Павильон Эспри Нуво для выставки декоративных проектов. Этот павильон включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома. Это экспериментальная модель типового строительства. Должно быть достаточно просто в реализации и достаточно экономично. Постепенно – международная известность. Ему начинают поступать крупные заказы.

Дом Центросоюза. Москва. Проект современного делового здания.

 

Интересно, что поучаствовал и в храмовом строительстве: Капелла в Рошане.

 

БАУХАУЗ

Начало дизайна.

Новая гильдия ремесленников без классовых различий. Синтез искусств. Неразделение их на высокое и низкое.

Глава – Вальтер Гропиус. В этой школе развивался идеал тотального произведения искусства, идеального жизнеустройства параллельно с идеями формотворчества. Внедрение новых материалов, новых способов обработки. Формирование нового общества, новой среды.

Сам Гропиус говорил, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной и ориентированной на массовое производство.

1925 – Веймарские власти перестали субсидировать, школа переехала в Дессау.

В 1933 г. с приходом нацистов школа закрыта как рассадник левых идей. Возродилась в 1970е гг.

Стулья Баухауза. Бройер. Впервые была проведена идея создания предметов интерьера из гнутых металлических трубок. Перетягивание каркаса – очень дёшево.

Очень важный момент – создание мастерских промышленного дизайна, причём работа включала все предметы обихода. Обучение студентов азам не только проектирования, но и производства. Художник должен был знать весь процесс производства вещи.

Гропиус вышел из мастерской Беренса. В 1910м г. начинает самостоятельную деятельность. Проектирует обои, мебель, автокузова.

Диван. Идеальные геометрические формы.

Обувная фабрика Фагус. Это здание как отправная точка для дальнейшей работе в архитектуре. Большие остеклённые поверхности. План тоже предельно геометричен. Максимально расчленённый интерьер.

Баухауз в Дессау. Как манифест функционализма. Простые геометрические объёмы с переходами.

1) Мастерские

2) Учебные мастерские технологического колледжа

3) Здание студенческих общежитий и социальных пространств.

Принципиально отсутствует главный фасад. Для мастерских – сплошное остекление.

Посёлок Дессау Тёртен. Корпуса располагаются ровными рядами – строчная застройка. Максимально упрощённо. Классическая типовая застройка.

Второй вариант типовой застройки – Даммершток.

1928 – Гропиус слагает с себя обязанности директора Баухауза.

Переезжает в Англию.

Импрингтонский колледж. Способствует распространению функционализма в английской архитектуре.

1937 г. – Собственный дом в Америке. Предельно аскетичное, функциональное здание. Внутренняя структура проявляется во внешней форме. Снова тоненькие колонны и столбы.

1937-1952 гг. – руководит архитектурным отделением гарварского университета.

1946 г. – создал корпуса гарвардского университета. Каркасно-свободная планировка.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Архитектурная школа, для которой характерно искажение традиционных архитектурных форм с целью достижения максимального эмоционального эффекта на зрителя.

 

Потом – во второй половине XX в. этот стиль также вдохновлял архитекторов.

Самые известные примеры – здание музея Гуггенхайма в Бильбао (Испания), Оперный театр в Сиднее (Австралия), творчество архитектора Сантьяго Калатравы (город Наук и искусств в Валенсии и др.)

 

 

Один из крупнейших современных архитекторов – Норман Фостер. Переосмысливание наследия архитектуры XX в., сочетание функциональности и эстетической привлекательности здания. Напр., Лондон Сити, Херст Тауэр в Нью Йорке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: