Тело и психика. Значение телесно ориентированной терапии в формировании социального поведения ребенка с аутизмом




Максимова Е.В.

ГБОУ города Москвы Центр лечебной педагогики и

дифференцированного обучения «Наш дом»

 

Основное направление нашей работы – телесно ориентированная терапия, опирающаяся на теорию построения движений Н.А.Бернштейна. Уровни построения движений, предложенные Н.А.Бернштейном, можно рассматривать, как уровни функционирования человеческого тела, уровни построения психики человека [1-4]. «Простраивая» тело, мы видим, как вторично меняется психика ребенка, в том числе – и ребенка аутиста.

Особенности восприятия или поведения (как рефлексы или двигательные
автоматизмы) просто встроены в психику человек на каждом из уровней
построения движений.

Мы работаем с телом, а в результате меняем психические особенности
ребенка. Возникают свойства личности, которые считаются отсутствующими у
аутистов. Это крайне важно, особенно
сейчас, когда доминирующим коррекционным направлением стала
поведенческая терапия. Это не значит, что мы против такой терапии – она
неплохо приспосабливает аутистов к быту, помогает на простейшем уровне адаптироваться в социуме. Но методики поведенческой терапии не развивают личностные особенности ребенка.

 

Ниже, мы коротко описываем основные результаты нашей работы. При активации тела – и ребенка, и мамы, на каждом из уровней построения движений, мы добиваемся следующего:

 

На уровне А: дети прижимаются к родителям, формируется Доверие;

Глубокая чувствительность уровня А считается основой восприятия человека СЕБЯ, основой Я-сознания [5, 6]. У детей аутистов проходят страхи, связанные с «не нахождением» себя в пространстве; ребенок «сам по себе» выходит в пространство (уровень С), у него появляется центральное зрение, любопытство.


Ṽ (Брюшко) - Эмпатия – аутисты чувствуют эмоции других людей,
интересуются их эмоциями.

Этот уровень автономной (вегетативной) нервной системы, который представлен в теле человека системой ганглиев (или сплетений). В телесно ориентированной работе мы можем активизировать отдельные ганглии этой системы или всю систему в целом. Места воздействия частично совпадают с чакрами, описанными в восточной медицине – Свадхиштхана, Манипура, Анахата, но включают в себя также область пупка (воздействие на эту область широко используется в Тайской медицине), подбородок и затылок. В результате активизируется восприятие всей брюшной части тела человека, выравнивается и углубляется дыхание, синхронизируется работа всех внутренних органов.

Брюшная и спинная сторона тела несут и разные психологические функции. Брюшком мы взаимодействуем с близкими, например, прижимаем к себе детей. При «включении Брюшка» (обязательно и у мамы, и у ребенка) у аутистов оживают социальные составляющие их поведения. В результате работы «с Брюшком» дети начинают замечать эмоции других людей, чувствовать их эмоции, интересоваться их эмоциями. Как результат – в их поведении появляется Эмпатия.

 

На уровне В: море Удовольствия и Страхи (дети с ослабленным или не включенным В-уровнем и не боятся, и удовольствия, практически, не испытывают).

С нашей точки зрения, этот уровень – основа неосознанного динамического вписывания человека в мир; здесь мир воспринимается им только в движении. При коррекционной работе на уровне В происходит объединение поверхностной и глубокой чувствительности в единое восприятие (щекотка); построение В-тела – больших и малых диагоналей целостных паттернов движений; стимулирование сигнального восприятия в пространстве, объединение родителей и ребенка в «содвижении», в общении и игре. В результате такой работы растормаживаются врожденные двигательные автоматизмы тела, легче формируются автоматизмы речи и мышления.

На уровнеС: Любопытство и Кураж на преодоление препятствия (и подражание, и социальная ссылка и т.п.).

Этот уровень – основа осознанного восприятия СЕБЯ в мире, в пространстве; основа целостного сознания человека. Коррекция на уровне С: построение С-тела: движения тела строятся от точки центрирования (на два пальца выше лобковой кости) – все движения тела тонически наполнены; развитие целостного восприятия пространства – выделение объекта, разглядывание, слежение; достижение целей в пространстве; раппорт в общении родителей и детей; мимика и интонации общения; развитие игры по подражанию. В результате такой работы уходят страхи, связанные с объектами в пространстве, появляется любопытство, активность в освоении мира, общении, формируется интонированное звучание, мимика. Позже этот уровень становится опорой для формирования Я-сознания, и «Я» в речи ребенка.

 

На уровне D:Нежность и Ласковость.

С нашей точки зрения, этот уровень – основа мифического сознания человека, основа коллективного бессознательного, ролевого поведения. Человек живет и действует в представляемом мире. Коррекция здесь: построение D-тела – легкого, текучего; построение топологического восприятия и движений по представлению. Используются основные мифологические сюжеты и роли в общении и игре. В результате такой работы ребенок осваивает социальные роли и социальное поведение. Его поведение определяется социальной ссылкой на значимых взрослых. В социальных взаимодействиях появляется нежность, ласковость.

Уровень Е – основа абстрактного мышления и творчества. Коррекция: развитие речи, мышления, творчества.

 

«Брюшко» – слово не очень привычное для психолога. Но термин вполне
биологический - "брюшина", "брюхоногие моллюски", "брюшная нервная
цепочка" др. Когда находишь что-то новое, трудно придумать правильное название, устроившее бы всех. Мы активизируем своими воздействиями ганглии (сплетения) брюшной нервной цепочки и
окологлоточного кольца, что приводит к активации автономной (вегетативной) нервной системы и формирует Эмпатию.

То же со словом «Ласковость». Вполне допускаем, что термин необычен, но как же назвать это свойство? Нежность – она направлена к кому-то определенному. А Ласковость – к Миру, ведь так?

 

Дальнейшее развитие и социализация ребенка зависят от возраста, в котором была начата коррекция и от социального окружения ребенка, атмосферы в семье, разумной последовательности и строгости в воспитании, наличия педагогов, умеющих работать на более высоких уровнях построения движений, наличия социальных групп, принимающих ребенка и много другого.

Мы рассказали о методах и результатах нашей практической работы. Конечно же, в нашей работе нужны неоднократные научные эксперименты, но это уже совсем другое направление деятельности, для которой необходимы ученые, исследователи. Мы же погружены в практическую работу по коррекции. При этом, у нас постоянно получается что-то новое, что необходимо опробовать и на себе, и на сотрудниках, принять, осмыслить. И если под это подвести научную базу, открытий и эффективных методик, без сомнения, станет гораздо больше.

Литература

1. Веккер Л.М. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Издательство "Смысл". Москва, 1998.

2. Величковский Б.М. Функциональная структура познавательных процессов: Дисс....докт. психол. наук. М.: МГУ, 1986.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.

4. Зинченко В.П. Послесловие. // Биомеханика и физиология движений. Под ред. Зинченко В.П.. М.: Издетельство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 608 с.

5. Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван: Армянское государственное издательство, 1962.

6. Тхостов А. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: