Сопровождение социальных проектов




В учреждении работает много социальных проектов, которые психолог сопровождает. Я выделяю главные из них которые нуждаются в пристальном внимании психолога.

«Семейные группы».

Желание изменить ситуацию в школе - интернат подтолкнуло к созданию

главного и значимого проекта по организации условий проживания - это «Семейные группы». Создание организационной структуры – семейной группы, системообразующим фактором которой является совместное проживание братьев и сестер в одной группе - семье, независимо от возраста.

Принцип семейности служит главным фактором развития и саморазвития личности ребенка. Дети живут в комнатах по 2 человека, обстановка и оформление комнат не повторяется, интерьер максимально приближен к домашнему: с помощью обоев, штор, покрывал. Дети сами совместно с воспитателями делали в своих комнатах косметический ремонт, с помощью инструктора по труду шили портьеры и покрывала, выбирая самостоятельно цветовое решение своего жилого помещения. Таким образом, они прошли настоящую школу ремонта, приобрели бесценный опыт, который однозначно пригодится в будущей жизни. Главное в этом проекте научиться основам семейной жизни изучение роли в семье, возникновение прочных связей между братьями и сестрами. Решение конфликтных ситуаций, забота старших о младших, помощь в делах младших старшим.

Следующий проект, который мной сопровождается это – «Воскресный кинозал». В современной практике воспитания подростков востребованы новые технологии, которые позволяют организовать процесс социального взросления. Специфика подросткового периода заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, в их отношениях.

Наша цель – создание модальностей взросления как педагогически организованных возможностей социального становления подростков. Один из этих способов – синема-технологии. Кино, как вид искусства пользуется особой популярностью у современной молодёжи, уступая лишь музыке. Почти 90% опрошенных подростков очень любят смотреть кино. Программа просмотра фильмов составлена в соответствии с планами реализации воспитательного процесса. Подбор фильмов зависит от предполагаемой тематики. Например, в начале учебного года предлагается провести Неделю фильмов о школе, о взаимодействии учителя и ученика, о непростых взаимоотношениях одноклассников - это фильмы «Доживём до понедельника», «Большая перемена», «Чучело» и др. Неделя посвящена Международному Дню матери: «Мачеха», «Лысый нянька» и др. фильм даёт детям возможность увидеть на экране разные варианты семейных отношений, что имеет немаловажное значение для их будущей взрослой жизни.

Фильмы, помогающие воспитанникам воспринять реальные представления о взрослости. В них подростки при помощи педагога могут увидеть пути собственного взросления. Это фильмы: «Спасите наши души», «Питер Пэн» и др.

Фильмы патриотического содержания, посвященные важным историческим событиям. Эти фильмы направлены на воспитание гражданского долга каждого гражданина своей страны, понимание чувства ответственности перед Родиной, поддержание связи поколений. Например: «Мы из будущего», «А зори здесь тихие», «Офицеры» и др.

Грамотно поставленные вопросы после просмотра, составление киновикторин – позволяет воспитанникам увидеть тонкие грани жизни, о которых говорит автор.

О сопровождении социально-значимого проекта «Домик в деревне» - особый разговор.

«Не для школы – для жизни», - такой призыв встречал участников древнеримских школ. Уже античные педагоги понимали бессмысленность воспитания, оторванного от жизни.

Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности, ее адаптации к жизненным условиям.

Мы живем в сельской местности и у некоторых наших воспитанников жилье закреплено в близлежащих к нашему поселку селах и, как правило, это обычные деревенские домики без особых удобств. А как же они смогут адаптироваться к особенностям деревенского образа жизни? Кроме этого, из бесед с выпускниками мы выяснили, что их научили в школе выращивать цветочную рассаду, но знаний о работе в саду, огороде нет, практических навыков им не хватает, а ведь некоторые из них, создавая свою семью, задумываются о приобретении земельного участка. Задавшись этим вопросом, администрация школы обсудила возможные варианты решения данной проблемы, и на административном совещании было принято решение о приобретении экспериментального «домика в деревне», на базе которого мы могли бы реализовать поставленные перед педагогическим коллективом цели и задачи.

Принцип связи воспитания с жизнью – один из основополагающих в нашей воспитательной системе, подтверждением этому и стал проект создания загородной дачи – «домика в деревне» - для организации оздоровления воспитанников с возможностью приобщения к посильному сельскохозяйственному труду, обучению созданию жизненного пространства в меняющихся условиях, включению в новые отношения с социумом.

Цель проекта: создание и развитие комплекса условий для подготовки к самостоятельному жизнеустройству, самореализации в профессиональной и семейной жизни.

Я предложила выход из ситуации «паразитическое потребительство»: найти полуразрушенный, брошенный домик – дачу, восстановить его собственными силами, выращивать ягоды и овощи, а так же просто отдыхать на природе вдалеке от городской суеты. После принятия решения на административном совещании о приобретении «домика в деревне» я вышла с предложением на педсовет. Коллеги идею одобрили, и уже после этого состоялось общешкольное собрание, где о нашей задумке узнали и дети, и представители других подразделений и восприняли ее с энтузиазмом. Итак, коллектив на предстоящую работу смотивирован.

После этого осталось только найти подходящий домик, и каким - то образом приобрести его (в полном отсутствии финансирования по данным целям). Объехали все близлежащие территории, разговаривали со всеми главами ТОМС, пересмотрели много предложенных «шалашиков». Наконец, наш выбор остановился на старом, заброшенном домике на берегу живописного озера.

Для достижения поставленной цели, пришлось преодолевать множество препятствий, которые администрация успешно решила:

- согласование с главой ТОМС,

- оформление документов в инстанциях Министерства общего и профессионального образования Свердловской области,

- обеспечение нормативно – правовой базы (издание приказов, локальных актов, положений, инструкций и т.п.),

- работа с потенциальными социальными партнерами.

Искали бывшего хозяина этого домика, к нашей всеобщей радости нашли! Он оказался добрым и щедрым человеком – оформил документы по дарению этого домика в собственность нашему детскому дому.

Параллельно с решением этих вопросов нужно было начинать практическую работу непосредственно в доме. Итогом успешной подготовительной работы стало то, что когда для первого субботника понадобились добровольцы, от желающих не было отбоя, хотя все были предупреждены, что работа предстоит трудная и грязная. Записывались и младшие, и старшие, и сотрудники школы, и учащиеся других школ, занимающиеся в наших коллективах дополнительного образования…

Решено было отправить первый «десант» из мальчиков – старшеклассников, сотрудников. Дети настолько были одержимы в работе, что от скорости восстановления «домика» кружилась голова. Когда домик стал пригоден для жилья, и подготовили помещения для домашних животных, стало очевидным, что новоселье не за горами. Желающих попробовать себя в роли сельского жителя было очень много.

Первыми было решено поселить в домике именно тех ребят, которые все начинали – наш первый трудовой десант. Ну, а чтобы мальчишки не скучали, приобрели 30 кур и 8 кроликов.К тому времени один из местных жителей подарил щенка, которого дети тут же назвали Боссом.

Наладили хорошие соседские отношения, осознали себя в новой роли – роли соседей, причем соседей добрых. Рядом живет женщина, которая, имея корову, приносила детям молоко, они в обмен предлагали яйцо. Получался взаимовыгодный бартер. А главное умелое общение между воспитанниками и местными жителями, желание общаться на добрых мотивах.

И вот в один из очередных приездов мы услышали от детей, что «в деревне есть все, что нужно для жизни, только лениться не надо» – вот тогда я поняла, что идея не бесполезна, она уже дает свои первые, такие важные результаты. Я часто выезжала в поселок Красногвардейский, где беседовала с детьми, решала назревшие конфликты (новые ощущения порождают новые чувства, не всегда можно сразу справиться с эмоциями), слушала их впенчатления.

Каковы же результаты?

Во-первых, успешно прошла адаптация к новым бытовым условиям;

Во-вторых, дети на практике убедились, что в деревне можно обеспечить себе достойный образ жизни, достаток, благодаря собственному труду, решая вопрос «паразитического потребительства»;

В-третьих, наши воспитанники смогли ощутить себя в новой социальной роли – роли соседей и закрепить толерантное отношение к окружающим.

Немаловажным итогом стало и то, что у детей появился устойчивый интерес к сельскому быту, к жизни конкретного села.

По – видимому, нашему проекту суждено стать долгосрочным, т.к. ребята заинтересовались историей села, его названием – Красногвардейский, названием своей улицы – Красноармейская, красной звездочкой на воротах пустующего дома, в котором жил бывший фронтовик. Вообще, у детей появилось какое-то особое чувство уважения к пожилым людям.

Еще один важный результат нашего проекта: дети начали сами принимать решения, перестали делить работу на мужскую и женскую, если необходимо добиться поставленной цели.

То, что работа над нашим проектом не заканчивается – очевидно, и мы реально ощутили, какую помощь в воспитании и образовании детей оказал нам этот маленький домик в деревне, став для наших воспитанников одним из стимулов к улучшению учебы и к исправлению поведения, т.к. поехать туда на выходные или в каникулы для детей большая радость.

 

 

Анализ результатов.

Мониторинг развития воспитанников проводился на базе ГОУ СО «Буланашская школа-интернат» с 2006 по 2010 годы (так как новые дети не поступали). Результаты данного мониторинга можно увидеть в виде гистограмм (см. Приложения).

По результатам проведённого мониторинга я постаралась выявить основные причины неблагоприятного психологического состояния здоровья детей. Это следующие причины:

1. Особенности характера и темперамента (холерики и меланхолики более склонны к развитию у них негативных тенденций в психологическом здоровье).

2. Неблагоприятная обстановка в семье (асоциальная семья) или приемная семья, которая отказалась от ребенка, а так же семья, которую посещает ребенок, где родительские функции выполняют люди одного пола (например, женщины особенно, если воспитанник мальчик).

3. Неблагополучное состояние физического здоровья детей.

Учитывая все эти причины, можно строить дальше коррекционную работу.

 

Проектная часть.

Сегодня практическая психология становится востребованной специальностью. А, значит, требования к специалистам предъявляются очень высокие. Цели и задачи, которые психолог ставит перед собой, должны соответствовать современным течениям. Особое внимание в следующий межаттестационный период я должна уделить выполнению следующих задач:

1. Расширить спектр диагностических методик.

2. Подобрать и адаптировать новые коррекционные программы.

3. Повышать квалификацию за счёт различных психологических курсов и изучения литературы.

4. Продолжить работу по улучшению психологического здоровья младших школьников.

 

Заключение.

В своём аналитическом отчёте я представила анализ результатов своей деятельности как педагога-психолога в межаттестационный период с 2005 по 2010 годы.

В результате выполнения мной намеченных действий можно констатировать следующее:

1. мной создан кабинет психологических консультаций, и сенсорная комната.

2. сформирован диагностический блок для обследования различных нарушений у детей и их родителей (методики фирмы «ИМАТОН»; научно-производственной фирмы «Амалтея» и др.);

3. разработаны модули (или составляющие) учебного и воспитательного процесса, по которым проведены диагностические и исследовательские мероприятия;

4. разработаны и проведены коррекционные и развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей детей;

5. также снизилось количество детей с эмоциональными нарушениями.

 

Литература.

1. Александрова А.Я. Неврозы детей младшего школьного возраста - М.- СПб.: Диля, 2001. - 96с. - (Как вырастить здорового ребенка).

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Ось - 89, 2001.-272с. - (Практическая психология).

3. Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу. -4-е изд., перераб. -М.: ИЦ «Академия», 2000. - 248с.

4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96с.

6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-пресс, 2001. - 197с.

7. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000.- 159с: ил.

7. Дубровина И.В. Как избежать нарушений и срывов в развитии ребенка. -

М.: ТЦ 2Сфера», 2000. - 123с. - (Практическая психология).

8. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках. - М.: Новая

школа, 2000. - 160с. - (Школа для всех).

9. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого- педагогического исследования. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 126с: ил.

10.Карпова Г.А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся. -

Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2000. - 36с.:ил.

11. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - 3-е изд., доп. и

перераб. - М.: Ось-89, 2001. - 96с 18.

12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М.:

Педагогическое общество России, 2001. - 160с: ил.

13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество. - 5-е изд., стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 456с. 14.0вчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ

«Сфера», 1999.-240с.

15. 24.0вчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера»,

2002. - 480с.

16.0вчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ

«Сфера», 2001.-448с.

17.0сипова А.А. Введение в психическую психокоррекцию: групповые методы

работы. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 240с. - (Библиотека школьного психолога).

18. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 80с.

 
Приложения

 
 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: