ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ





 


 


 


ВСЕРОССИЙСКОЕ

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ

М. И.ЗЕМЦОВА

ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

МОСКВА 1978


Мария Ивановна Земцова

ОБУЧЕНИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

Главный редактор Р. Б. Драгинский Редактор В. А. Кузнецова Художественный редактор Б. А. Котляр Технический редактор Г. П. Грачева Корректор Е. В. Лебедева

Сдано в набор 3.11.78. Подписано в печать 15.12.78. Л-108416
Формат бумаги 70ХЮ8'/з2. Мелованная 120 г. Объем 1,0 п. л.
Тираж 500 экз. Заказ 552. Изд. Кя 36. Цена 17 коп.

ТП-1978, поз 22.

Редакционно-издательский отдел ВОС

Типография ЦПУПП МГП ВОС 129164, Москва, ул. Малая Московская, 8

Всероссийское общество слепых (ВОС), 1978 г.


Современное общество предъявляет высокие требова­ния к всестороннему развитию личности человека и его общеобразовательной, трудовой и политехнической под­готовке. Развитие культуры, науки и техники в стране вызвало необходимость всеобщего среднего образования, \ совершенствования содержания, методов и технических средств обучения. Среднее образование учащихся с недо­статками зрения в СССР осуществляется в специальных школах, являющихся составной частью общей системы народного образования в стране. Обучение и воспитание в этих школах строится с учетом своеобразия развития учащихся при разных формах нарушения зрения.

Специальные школы являются предметом постоянной заботы Советского правительства. Они содержатся на средства государства и находятся в ведении Министер­ства просвещения СССР, министерств союзных респуб­лик и их органов на местах.

Обучение и воспитание в этих школах, так же как и в массовых школах, свободно от всякого религиозного влияния. Школа формирует в процессе обучения научно-материалистическое мировоззрение учащихся.

В школах для слепых и слабовидящих обучаются уча­щиеся от 7- до 19—20-летнего возраста независимо от на-


циональной и расовой принадлежности, вероисповеда­ния, социального положения родителей. Учащиеся обое­го пола обучаются совместно.

Все школы для слепых и слабовидящих являются школами-интернатами. Содержание учащихся в интерна, те бесплатное, финансируется государством. Ответствен­ность за охват обучением слепых и слабовидящих детей, а также за создание необходимых условий для учебной работы возлагается на местные органы народного обра­зования. В школах для слепых и слабовидящих работа­ют учителя и воспитатели с высшим педагогическим специальным образованием, которое они получают на дефектологических факультетах педагогических инсти­тутов.

Обучение детей с нарушением зрения строится на на­учной основе. Научно-исследовательская работа по спе­циальной педагогике и психологии слепых и слабовидя­щих, а также по специальной технике и школьной ги­гиене ведется в Институте дефектологии АПН СССР, на дефектологических факультетах педагогических ин­ститутов и в других учреждениях.

Всеобщее обязательное среднее образование в нашей стране распространяется и на детей с нарушением зре­ния. В целях реализации всеобщего образования и под­готовки учащихся к жизни и труду в обществе в Совет­ском Союзе для детей с нарушением зрения создана диф­ференцированная сеть специальных школ.

Характеристика контингента учащихся школ для сле­пых и слабовидящих детей и дифференциация обучения. Развитие системы образования слепых и слабовидящих связано с созданием сети специальных школ для осуще­ствления всеобщего среднего образования детей данной категории.

Изменение соотношения числа слепых и слабовидя­щих потребовало реорганизации сети специальных школ. Так, в РСФСР, исходя из наличия контингента


учащихся, вместо 47 профилированных школ для слепых в 1977 году сохранилось 13 школ для слепых и 59 школ для слабовидящих детей.

Во всех союзных республиках осуществляется диффе­ренциация обучения слепых и слабовидящих. Создаются раздельные школы для обучения слепых и слабовидя­щих, а также специальные школы или отдельные вспо­могательные классы для умственно отсталых слепых а слабовидящих детей. Наполняемость вспомогательных классов 5—7 человек.

В школы для слепых и в школы для слабовидящих, а также в дошкольные учреждения специального назна­чения принимаются дети по заключению медико-педаго-гической комиссии. В школах для слепых обучаются де­ти с 7-летнего возраста с остротой зрения на лучше видя­щем глазу до 0,04 с коррекцией. При прогрессирующих заболеваниях органа зрения в школы для слепых могут приниматься дети с более высокой остротой зрения (до 0,08).

В школах для слабовидящих обучаются дети с 7-лет­него возраста с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с коррек­цией на лучше видящем глаз}.

Для детей с нарушением зрения от 2 до 7 лет созда­ны дошкольные учреждения специального назначения (детские сады и группы). В детские сады и группы для слепых принимаются дети полностью слепые или имею­щие остаточное зрение до 0,04 с коррекцией на лучше ви­дящем глазу, в детские сады и группы для слабовидя­щих— с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с коррекцией на лучше видящем глазу. Очень важное значение имеет раннее выявление дефекта зрения и организация восста­новительного лечения у детей

Дошкольное воспитание. Программа воспитания в детских садах для детей с нарушениями зрения осуще­ствляется с учетом особенностей их развития В подгото­вительной группе детских садов особое внимание >де-


ляется подготовке детей к школе. Органы здравоохране­ния в детских садах для детей с амблиопией и косогла­зием, а также для слабовидящих дошкольников прово­дят лечебно-профилактическую и лечебно-восстанови­тельную работу, различные оздоровительные меро­приятия Работники детских садов специального назначе­ния создают необходимые условия для охраны здоровья и зрения детей.

Во многих дошкольных учреждениях эффективность восстановительного лечения по остроте зрения достига­ет 85—90 %, что позволяет таких детей успешно обучать в массовой школе.

Дошкольное воспитание детей с нарушениями зрения организовано на научной основе и предусматривает осу­ществление системы коррекционно-воспитательной и ле­чебно-восстановительной работы.

Основы организации учебно-воспитательной работы. Обучение слепых и слабовидящих детей ведется по ти­повым учебным планам и специальным программам.

Учебный план школ для слепых и слабовидящих предусматривает изучение тех же предметов, что и в массовой школе. Недельная нагрузка учащихся по годам обучения постепенно возрастает: от 24 до 34 часов в неделю в школах для слепых детей и от 24 до 33 часов в неделю в школах для слабовидящих детей.

Однако распределение учебного материала в школах для слепых и слабовидящих иное, чем в массовой школе. Основное число часов отводится на изучение родного языка, литературы и математики. Предусматриваются факультативные занятия с 8-го класса по выбору уча­щихся. Наполняемость групп на факультативных заня­тиях— не менее 6 человек Для преодоления недостат­ков речевого развития у некоторых слепых и слабовидя­щих детей предусматриваются групповые и индивид)-альные занятия по 2 часа в неделю в начальных классах-и по 1 часу в неделю в 4, 5, 6-м классах. В целях преодо-


ления вторичных отклонений в физическом развитии предусматриваются групповые и индивидуальные заня­тия по исправлению недостатков физического развития \ детей подготовительного и 1—5-го классов по 2 часа в не­делю в каждом классе (наполняемость групп — 4—б че­ловек). В 6, 7, 8-м классах учащиеся проходят производственную практику в объеме 138 часов, которая организуется на производстве.

Обучение в школах для слепых ведется по системе Брайля с использованием специальных учебников. Толь­ко в 1977 году для школ слепых издано 47 наименований учебников, а всего в 1977 году издано по Брайлю 253 наименования разных видов литературы, в том числе и учебников, общим тиражом 98 830 экземпляров.

Издаваемая по Брайлю литература весьма разнооб­разна. Это пособия для учащихся, для взрослых слепых, для поздноослепших, начинающих читать по Брайлю, со­циально-экономическая и политическая литература, на­учно-популярная, художественная, музыкальная литера­тура, а также литература по юриспруденции, книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста, справочники, нотные сборники, система математических обозначений, пособия по изобразительному искусству, черчению. Все выпускаемые учебники по Брайлю ил­люстрируются рельефными чертежами, схемами, техни­ческими рисунками. Для слепых школьников выпускают­ся специальные географические и исторические рельеф­ные карты разного формата (настенные, настольные), применяются и разномасштабные карты.

В школах для слабовидящих дети обучаются по спе­циальным учебникам с крупным шрифтом (кегль- 16 и 20). К учебникам с крупным шрифтом в качестве прило­жения дается дидактический материал в цветовом оформлении

При специальных школах-интернатах как для сле­пых, так и для слабовидящих детей создаются подгото-


вительные классы, в которые принимаются дети с 7-лет­него возраста. В этих классах ведется специально на­правленная коррекционно-воспитательная работа по преодолению вторичных отклонений в развитии и изу­чается часть программного материала за 1-й класс. Это позволяет учащимся осваивать программу трехлетнего обучения начальных классов массовых школ за четыре года. Пр«обучении в начальных классах школ для сле­пых и слабовидящих детей большое внимание уделяется пропедевтическим занятиям по развитию способов вос­приятия, наблюдательности, развитию речи, мыслитель­ной деятельности, а также обучению ориентации в прост­ранстве. Формирование познавательной деятельности осуществляется на основе непосредственного ознакомле­ния учащихся с предметами и процессами окружающей жизни, наблюдения явлений природы, жизни и труда лю­дей. При этом предусматриваются разнообразные виды практической деятельности, способствующие повышению активности я самостоятельности учащихся.

Обучение в подготовительном и 1—3-м классах соот­ветствует программе 1—3-го классов массовой школы. Обучение в 4—9-м классах специальной школы соответ­ствует программе 4—8-го классов массовой школы. Обу­чение в 10—11-м классах специальной школы соответст­вует программе 9—10-го классов массовой школы.

В школах для слепых и слабовидящих предусматри­вается щадящий режим работы: в подготовительных классах продолжительность урока сокращена до 35 ми­нут. В остальных классах, как и в массовой школе, про­должительность урока 45 минут. На каждом уроке отво­дится время для кратковременных физкультурных заня­тий. В целях дозирования зрительной нагрузки учащихся чспользуются различные способы восприятия учебного материала: слуховой, зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, зрительно-тактильный, речедвигательный и др.



10

 


В школах для слепых и слабовидящих повышены нор мативы искусственной освещенности.

Слепые и слабовидящие дети систематически прохо­дят лечебно-профилактические осмотры. Во время осмот­ров проводится консервативное лечение глазных заболе­ваний, подбор специальных индивидуальных средств оп­тической коррекции, а при необходимости—хирургиче­ское лечение в глазном стационаре. Кроме этого, на базе глазных кабинетов проводится специальное лечение, на­правленное на восстановление функций неполноценной зрительной системы.

Специальная средняя общеобразовательная школа для слепых и для слабовидящих является основным ти­пом учебного заведения для получения среднего образо­вания слепыми и слабовидящими учащимися. Кроме это­го, слабовидящие школьники могут получать среднее об­разование в системе профтехобразования, куда они по­ступают на общих основаниях после окончания 9-го или 11-го классов (профессионально-технические училища, профшколы разного профиля, техникумы и др.). Часть учащихся с нарушением зрения обучается в учебных за­ведениях системы социального обеспечения.

Трудовая подготовка и профориентация учащихся школ для слепых и слабовидящих детей. Трудовое обу­чение в специальной школе имеет три степени, учиты­вающие специфические и возрастные особенности разви­тия детей с нарушениями зрения:

— первоначальное трудовое обучение в подготовки­
тельном и 1—3-м классах;

— трудовая подготовка, осуществляющаяся на обще­
образовательной основе, имеющей политехниче­
скую направленность (4—9-й классы);

— производственно-трудовая подготовка, осущест­
вляющаяся на политехнической основе с актив­
ным вовлечением учащихся в общественно полез­
ный производительный труд (10—11-й классы).


Первоначальное трудовое обучение на­правлено на привитие учащимся любви к труду. В на­чальных классах учащиеся овладевают необходимыми навыками и умениями, позволяющими заниматься само­стоятельной трудовой деятельностью. Они получают эле­ментарные сведения об основных свойствах некоторых материалов (бумаги, картона, дерева, жести, проволоки, пластических масс, глины и др.), знакомятся с устройст­вом, назначением и применением рабочих и мерительных инструментов (метра, масштабной линейки, угольника, рулетки, различных шаблонов), усваивают основные по­нятия мер длины, веса и объема.

На первоначальном этапе трудовой подготовки боль­шое внимание уделяется бытовому труду и самообслужи­ванию. В кабинетах домоводства дети овладевают прие­мами ухода за одеждой, обувью, обучаются уборке по­мещений, хранению продуктов, приготовлению пищи. Учащиеся ухаживают за растениями и домашними жи­вотными (кроликами, цыплятами и др.). Занятия по тру­ду формируют чувство коллективизма у детей, ответст­венность за качественное выполнение работы.

Трудовая подготовка на втором этапе имеет политехническую направленность. На этом этапе учащиеся получают общетехнические знания по электро­нике, электротехнике, специальной графике, основам производства на конкретных видах трудовой деятельно­сти (в области электротехники, радиотехники, металло­обработки, деревообработки, обработки картона, пласти­ческих масс и др.). В школьных учебных мастерских учащиеся знакомятся с металлами, сплавами и их свой­ствами, а также с различными электротехническими материалами, изучают монтажные и контрольно-измери­тельные инструменты, строение и принципы действия различных станков и приспособлений, приобретают эле­ментарные навыки ручной и машинной обработки метал-


лов. Если в школе нет учебных мастерских, учащихся прикрепляют для обучения к предприятиям Общества слепых, а если имеется возможность —■ обучают их в спе­циальных группах в межшкольных учебных мастерских массовых школ. Большое значение придается техниче­скому моделированию и конструированию. В школьных учебных мастерских изготовляются учебные пособия, различные учебные принадлежности, разнообразные из­делия, имеющие общественно полезный характер. При этом учащиеся самостоятельно производят расчеты, из­мерения, испытывают действующие модели. Занятия по моделированию требуют знаний физики, математики, хи­мии и других общеобразовательных предметов. В про­цессе трудового обучения учащиеся овладевают рацио­нальными приемами труда, правилами техники без­опасности, промышленной санитарии, а также эстетикой труда.

Производственно-трудовая подготовка имеет целью ознакомить учащихся с разными видами промышленного труда, с технологией металлооб­работки и приборостроения, электротехнического, радио­технического, светотехнического производства. В зави­симости от местных условий трудовая подготовка в той или иной отрасли производства имеет многопрофильный характер, что позволяет учащимся после окончания шко­лы свободно ориентироваться в системе данного произ­водства.

В школах для слепых и слабовидящих рекомендуется организовывать факультативные занятия по изучению электроники, электротехники, радиотехники, обработки металлов, деревообработки, специальной графики, ин­крустации по дереву, машинописи, обработки волокнис­тых веществ, агрохимии, прикладной химии, садоводст­ва, птицеводства, пчеловодства. Сельскохозяйственный труд на факультативных занятиях применяется только в школах с сельскохозяйственным профилем.


Технические средства обучения слепых и слабовидя­щих. Технические средства обучения и компенсации на­рушенных функций можно сгруппировать следующим образом:

— сенсорные устройства, предусматривающие с по­
мощью материализованных и изобразительных средств
развитие анализирующего восприятия предметов, про­
цессов и явлений действительности, формирование адек­
ватных образов на основе тактильного, мышечного, виб­
рационного, слухового восприятия и использования оста­
точного зрения учащихся, в особенности его цветового
компонента;

— коммуникативные устройства, открывающие воз­
можность получения аудиовизуальной и словесной ин­
формации;

— технические устройства и средства мобильности,
облегчающие пространственную ориентацию слепых, сле-
поглухих и частично видящих при передвижении, заняти­
ях физкультурой, спортом, играми, а также разнообраз­
ные устройства и технические средства культурно-быто­
вого назначения;

— приспособления и устройства для самоконтроля и
саморегулирования и обеспечения системы обратных свя­
зей при выполнении трудовых процессов в учебных мас­
терских и в производственных условиях;

— устройства и приспособления, обеспечивающие
безопасность работы слепых, частично видящих и слабо­
видящих при разных видах деятельности;

— технические устройства и приспособления, создаю­
щие комфортные условия и облегчающие ориентацию в
учебных помещениях- школьная мебель, специальное
оборудование учебных кабинетов, искусственное осве­
щение учебных помещений и мастерских по специально
разработанным нормативам. При проектировании спе­
циальных школьных зданий следует учитывать педагоги-


ческие, гигиенические и эргономические требования, вы­текающие из своеобразия контингента учащихся;

— диагностические, лечебно-восстановительные и оп­
тические устройства, разрабатываемые с учетом разных
степеней нарушения остроты зрения, клинических форм
и патогенеза заболеваний.

В соответствии с принятой классификацией методов обучения технические средства делятся на следующие три основные группы:

1. Наглядные пособия и приборы для восприятия и наблюдения предметов и явлений окружающей действи­тельности, а также специальные технические средства:

— живые объекты (растения, животные, насекомые),
неживые объекты природы (коллекции минералов, упо­
требляемых в учебно-трудовой и производственной дея­
тельности, предметы материальной культуры, которые
собираются учащимися во время краеведческих экскур­
сий, походов, путешествий) и др.;

— объемные наглядные пособия, воспроизводящие
натуральные объекты (чучела птиц и животных, муля­
жи, модели, геометрические тела и др.); самодельные
учебные пособия и приборы, изготовленные самими уча­
щимися в связи с изучением основ наук и общетехниче­
ских дисциплин;

— изобразительные средства наглядности: схемы,
диаграммы, рисунки, чертежи, топографические и исто­
рические карты, диапроекции и т. п.;

— тактильно-звуковые и другие приборы для вос­
приятия слепыми световых явлений с помощью переко­
дирующих устройств (фотофоны, фоноскопы и т. п.);

— электронная аппаратура с разными перекодирую­
щими устройствами для проведения лабораторных и
практических работ, визуальных фенологических на­
блюдений за процессами и явлениями природы.


2. Технические средства коммуникации.

— аудиовизуальные устройства (кино, радио, телеви­
дение, созданная для слепых и слабовидящих звуковая
студия, в которой записывается на пленку и воспроизво­
дится словесная речь, магнитофоны, «говорящие книги»,
озвученные учебники и т. п.). Широко используются
грампластинки, фонохрестоматии и т. п. В ряде школ для
слабовидящих, а также слепых созданы лингафонные
классы;

— технические средства машинного и безмашинного
программированного обучения (обучающие машины,
тифлорепетиторы, тифлоэкзаменаторы, читальные ма­
шины, позволяющие путем перекодирования систем
читать обычный плоский шрифт, преобразованный в по­
лифонические сигналы для слепых или в брайлевскую
строку для слепых и слепоглухих). Коммуникативные
технические средства, обеспечивающие условия социаль­
ного общения и получения информации с помощью речи,
особенно важное значение приобретают при обучении
слепоглухих. К этим средствам относятся:

приборы, основанные на механическом принципе действия, алфавитные доски, разговорные диски и дру­гие простейшие средства, позволяющие слепоглухим вос­принимать звуки обычной речи с помощью осязания;

электрические коммуникаторы клавишного типа (ввод сообщения в этих устройствах обеспечивается с помощью клавишных систем); строчный звуковой инди­катор, световая строка, дефектологический коммуника­тор, приспособление для вибрационного восприятия аз­буки Морзе, телетактор и др;

обучающие машины типа «Одема» для выполне­ния учащимися програмлшрованных учебных заданий.

3 Технические средства для учебно-практической деятельности слепых и слабовидящих-

— различное лабораторное оборудование, необходи­мое для проведения демонстраций, лабораторных и прак-


тических работ в связи с изучением основ наук: матема­тики, физики, химии, астрономии, географии, биологии, черчения, родного языка и литературы,

■— учебное оборудование для изучения общетехниче­ских предметов, трудового, политехнического, производ­ственного обучения (электротехника, специальная гра­фика, машиноведение, основы производства);

— специальное оборудование для проведения прак­
тических работ и организации занятий в теплицах, на
)чебно-опытном участке и др.;

— оборудование и необходимое оснащение для заня­
тий физкультурой и спортом, лечебной гимнастикой, рит-
лшкой, хореографией;

— электроизмерительные приборы и устройства.

Школы для слепых и слабовидящих работают по ка­бинетной системе. Особый интерес представляет экспери­ментальный кабинет астрономии НИИ дефектологии АПН СССР, созданный в Свердловской областной шко­ле для слепых и слабовидящих, имеющий полное техни­ческое оснащение для изучения программы по астроно­мии в полном объеме знаний и умений, соответствующих программе массовой средней школы (система А. А. Ка­закова). Учащиеся, пользуясь техническими средствами, успешно формируют представления и понятия о небес­ном своде, небесных светилах, звездном небе, о космиче­ском пространстве, поверхности Луны, ее разных фазах и др. Усвоение знаний по астрономии положительно влияет на качественное изучение математики, физики, биологии, химии, позволяет учащимся уяснять целост­ную картину мира и формировать материалистическое мировоззрение.

В школах для слепых широко используются электро­акустические индикаторы освещенности, целый ряд приспособлений и устройств для занятий по электротех­нике и радиотехнике. Кроме этого, применяются специ­альные мерительные инструменты, основанные на осяза-


тельном и слуховом восприятии (штанген-циркуль, мик­рометр, нутрометр и др.).

Современное образование требует в процессе изуче­ния учебного материала умения оперировать схемами, чертежами, готовыми формулами, специальной матема­тической, химической, географической, нотной и другой символикой при обучении слепых в средней и высшей школах. В связи с этим проведена большая работа по усо­вершенствованию существующих кодов и систем услов­ных обозначений по математике, физике, химии и астро­номии. Слепые программисты изучают коды машинных языков.

Для учащихся подготовительного и 1—5-го классов разработано учебное пособие по обучению чтению и вы­полнению рельефных рисунков. Применяются специаль­ные технические средства для обучения слепых изобра­зительному искусству, проекционному черчению, элемен­там технического черчения.

Для обучения слабовидящих и частично видящих зри­тельному чтению и восприятию изображений применяет­ся система оптических средств обучения и коррекции зре­ния.

К техническим средствам познания слабовидящи­ми произведений изобразительного искусства относятся различные проекторы, тифлотранспарант (для демонст­рации репродукций художественных картин разной степе­ни сложности и разного композиционного построения). Важное коррекционное значение для слабовидящих имеет применение в учебном процессе кадоскопа.

Одним из средств для чтения и рассматривания изо­бражений частично видящими и слабовидящими яв­ляется замкнутая телевизионная система. Это электрон­ное устройство, с помощью которого дети с нарушениями зрения воспринимают телевизионное изображение.

Некоторые технические средства физического воспи­тания, формирования движений и ориентации в прост-


ранстве. Физическое воспитание проводится с примене­нием тренажеров разного назначения:

1. Тренажеры для воспитания выносливости и улуч­
шения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной
систем позволяют подбирать режим работы с учетом
допустимых физических нагрузок, половых и возраст­
ных особенностей учащихся, а также уровня физическо­
го развития и состояния здоровья. Различный режим
работы на тренажерах позволяет индивидуально подхо­
дить к тренировочным упражнениям каждого учащегося.
Тренажеры способствуют развитию выносливости, коор­
динации движений, совершенствуют чувство ритма, соз­
дают у учащихся положительный эмоциональный на­
строй.

2. Тренажеры для развития силы и статической вы­
носливости способствуют повышению уровня развития
двигательных функций. Дополнительное практическое
применение имеет тренажер «Здоровье», представляю­
щий гимнастический комплекс для индивидуальных за­
нятий. В комплект тренажера входят: гимнастическая
стенка, набор блочных пружинных сопротивлений, при­
ставная скамейка, тележка на роликах для развития си­
лы ног.

3. Тренажеры для развития скоростных и скоростно-
силовых качеств, применяемые при беге на месте.

4. Технические устройства и приспособления, позво­
ляющие оценивать и контролировать амплитуду движе­
ний в процессе выполнения упражнений на растягивание.

5. Тренажерные устройства для совершенствования
точности движений, скорости двигательной реакции, ори­
ентировки, развития функций равновесия. Точность вос­
произведения движений включает в себя пространствен­
ную и временную, а также силовую характеристики.

6. Тренажеры для совершенствования спортивных
способностей. Каждая группа тренажеров предусматри-


вает воспитание и совершенствование определенных дви­гательных способностей, позволяет системно воздейство­вать на их развитие у детей при нарушении зрения и формирование самостоятельной ориентировки в прост­ранстве.

 


 


Рис. 1. В процессе обучения слабовидящих детей применяется замк­нутая телевизионная система


 


Рис 2 С помощью специальных приборов учащиеся выполняют зада­ния по черчению и рисованию


 

Рис. 3. Большой небесный глобус-планетарий помогает в изучении астрономии


 


 


 


 

Рис 5 Комплект объемных макетов дает наглядное представление о строении солнечной системы



 

Рис 6 Телетакторное устройство системы А. Е. Пальтова позволяет передавать сообщения одновременно группе слепоглухих



 

 


 


Рис. 7. Портативный коммуникатор системы А. Е. Пальтова помогает счепоглухим в общении


 


 

Рис. 9. Развитию навыков ориентировки в пространстве способствует катание на коньках за ведущим, который с помощью звуковых сиг­нализаторов направляет бег незрячего на коньках


 

 



Рис 10, 11 Тренировка на велотренажере по звуковому сигналу, бег на неподвижный звуковой ориентир способств)ют ориентировке незрячих развивают физическую выносливость


 

 

Рис 12. Популярна у незрячих детей игра «Конь беговой», развиваю-лая у них уверенность при движении



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: