ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студенты должны знать:
-основные неврологические синдромы;
-болезни нервной системы разной этиологии;
-пути коррекционной работы с детьми, имеющих комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения
Студенты должны уметь:
-определять клинические проявления основных патологических процессов в центральном и периферическом отделах нервной системы;
-дифференцировать отдельные виды патологии нервной системы;
-определять механизмы компенсации при различных патологических процессах;
-проводить обследование больного ребенка;
-сочетать лечебные и педагогические методы коррекции.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Содержание и объем работы студентов
№ п/п | Наименование раздела дисциплины. Тема | Форма самостоятельной работы | Кол-во часов | Форма контроля выполнения самостоятельной работы | |
вар. | вар. | ||||
Исторический экскурс. Предмет и задачи курса. | Контрольная работа | Проверка контрольных работ | |||
Причины сложных нарушений развития. | рефераты | Защита рефератов | |||
Группы детей с комплексными нарушениями в развитии | Вопросы для самостоятельного изучения | Реферативные сообщения | |||
Клинико-психическая характеристика детей с комплексными нарушениями в развитии | Контрольная работа | Проверка контрольных работ | |||
Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии | рефераты | Защита рефератов | |||
Современный подход к проектированию индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями в развитии. | Вопросы для самостоятельного изучения | Реферативные сообщения | |||
ИТОГО: |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИКА И ПЛАНЫАУДИТОРНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
Практическое занятие № 1
Тема: Группы детей с комплексными нарушениями в развитии
План:
1.Слепоглухие дети как особая категория аномальных детей.
2.Дети со сложным дефектом (нарушение сенсорных систем.)
3.Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом.
4. Дети с нарушениями зрения и интеллекта.
5. Дети с нарушениями ОДА и интеллекта.
6.Дети с комплексными нарушениями, сочетающими сенсорные, ОДА, интеллектуальные нарушения и речевые расстройства.
7.Речевые нарушения первичного характера у детей со слуховой недостаточностью.
Вопросы для коллективного обсуждения
1.Просмотр художественного фильма «Сотворившая чудо».
2 Характеристика отдельных групп комплексных нарушений.
Задания для самостоятельной работы
Составить характеристику в виде схем и таблиц «Сложная структура дефекта» при котором сочетаются:
- нарушения слуха и интеллекта;
-нарушения зрения и интеллекта;
-интеллектуальные нарушения с ДЦП.
- речевые нарушения у детей с ДЦП.
-нарушения слуха и речи первичного характера.
Литература:
Основная:
1.Жигорева М. В.Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: [учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по дефектол. спец.] / Жигорева М. В. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 240 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5610-4[Гриф]: 321-38.
2.Жигорева М. В.Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика. - 2005. - №2. - С.5 - 21.
3.Жигорева М. В.О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - № 5. - С. 6-10.
4.Жигорева М. В.Опыт реализации интегрированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития / Жигорева М. В., Ситдикова Н. Д., Дроздова Л. Ю.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - № 6. - С. 6-14.
5.Жигорева М. В.Социально значимые показатели интеграции детей со сложными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 3. - С. 139-144.
Дополнительная:
1.Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник для студентов дефектол. фак. выс. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2.Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
3.Бурминская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
4.Жигорева М. В.Концептуальное обоснование специальной подготовки дефектолога для работы с детьми со сложными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 4. - С.60-62.
5.Жигорева М. В.Индивидуализация оценки возможностей развития детей с комплексными нарушениями / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 15-20.
6.Жигорева М. В.Клинико-психолого-педагогические особенности детей с комплексными нарушениями развития / Жигорева М. В.// Специальная психология. - 2005. - № 1. - С. 38-50.
7.Жигорева М. В.Современный подход к проблеме сложных нарушений развития в детском возрасте / Жигорева М. В.// Коррекционная педагогика. - 2004.-№ 2(4). - с.16-20.