Предмет, метод и задачи статистики в современных условиях




М. А. Медведева

 

 

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ

 

 

Учебное пособие

для студентов экономических специальностей.

 

 

Часть 1

 

 

Издание Омск

ОмГУ 2006

 

 

УДК 31

ББК С 60 я 73

М 420

 

Рекомендовано к изданию в качестве учебного пособия

редакционно-издательским советом ОмГУ.

 

Рецензенты:

кандидат экономических наук В. И. Брин

кандидат экономических наук Л. А. Руди

 

Медведева М. А.

М 420 Общая теория статистики:учебное пособие: в 2 ч. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2006. – Часть 1. – 83 с.

 

ISBN

В первой части учебного пособия рассматриваются предмет, методы и задачи статистики как науки и как практического вида деятельности в условиях рыночной экономики, а также вопросы организации государственной статистики в РФ.

Основное внимание уделено таким методам статистики как статистическое наблюдение, сводка и группировка результатов наблюдения, а также следующим методам анализа сведенных и сгруппированных данных статистического наблюдения: обобщающие статистические показатели, средние величины и показатели вариации изучаемых признаков.

Для студентов экономических специальностей всех форм обучения.

Разработано в соответствии со стандартом по специальности 061700 «Статистика».

 

УДК 31

ББК С 60 я 73

 

 

 

ã Медведева М. А., 2006

ISBN ã Омский госуниверситет, 2006

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….7

1. Предмет, метод и задачи статистики в современных условиях ………….9

1.1. Статистика как наука………………………………………………………9

1.2. Организация статистики в РФ…………………………………………….11

1.3. Предмет и методы статистики…………………………………………….13

1.4. Задачи статистики в условиях рыночной экономики……………………16

1.5. Сущность закона больших чисел………………………………………….17

Контрольные вопросы ……………………………………………………………18

2. Статистическое наблюдение ………………………………………………….19

2.1. Понятие статистического наблюдения, его формы и виды……………..19

2.2. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения……………………………………………...22

2.3. Ошибки статистического наблюдения……………………………………24

2.4. Перепись как специально организованное статистическое наблюдение.24

Контрольные вопросы …………………………………………………………….28

3. Статистическая сводка и группировка. Статистические таблицы ……...29

3.1. Понятие статистической сводки и статистической группировки……... 29

3.2. Виды статистических группировок……………………………………….30

3.3. Выбор группировочного признака, образование групп и интервалов группировки………………………………………………………………...34

3.4. Статистические ряды распределения……………………………………..38

3.5. Статистические таблицы, правила их построения……………………….41

Контрольные вопросы …………………………………………………………....45

4. Статистические графики ………………………………………………………46

4.1. Понятие статистического графика и его основные элементы…………..46

4.2. Виды статистических графиков…………………………………………..47

Контрольные вопросы ……………………………………………………………52

5. Обобщающие статистические показатели ………………………………….53

5.1. Сущность и виды обобщающих статистических показателей………….53

5.2. Абсолютные величины…………………………………………………….54

5.3. Относительные величины…………………………………………………55

Контрольные вопросы ……………………………………………………………58

6. Средние величины ……………………………………………………………..59

6.1. Сущность и значение средней величины………………………………...59

6.2. Виды средних и методы их расчета………………………………………60

6.3. Структурные средние величины………………………………………… 66

Контрольные вопросы ……………………………………………………………69

7. Показатели вариации ………………………………………………………….70

7.1. Понятие вариации………………………………………………………… 70

7.2. Абсолютные и средние показатели вариации. Показатели относительного рассеивания. Дисперсия альтернативного признака… 71

7.3. Виды дисперсий. Правило сложения дисперсий……………………….. 74

7.4. Характеристика закономерности рядов распределения. Кривые нормального распределения……………………………………………. 76

Контрольные вопросы ……………………………………………………………79

Заключение ………………………………………………………………………80

Рекомендательный библиографический список …………………………… 81

 

 

Введение

В условиях развития рыночных отношений возникает необходимость в проведении углубленного анализа экономического положения нашей страны, изменений в социальной сфере, демографической ситуации, а также в прогнозировании тенденций развития всех сфер общественной деятельности. Для решение задач текущего анализа, определения тенденций развития и прогнозирования широко применяются статистические методы.

Работа современного менеджера, экономиста и других специалистов невозможна без применения приемов и методов статистики, следовательно, в системе экономического образования статистика занимает важное место. Для общеэкономических специальностей статистика основой для разработки и совершенствования методов экономического анализа.

Целью учебного пособия является познакомить студентов, обучающихся по экономическим специальностям, со статистикой как научной дисциплиной, с ее основными понятиями, статистической методологией и методами расчета различных статистических показателей.

В учебном пособии кратко излагается история развития статистики как науки, раскрываются общие теоретические элементы и излагаются методологические аспекты этой научной дисциплины, т.е. основные этапы статистического исследования: 1) статистическое наблюдение; 2) сводка и группировка результатов наблюдения; 3) методы анализа данных, полученных в ходе наблюдения: расчет относительных и средних показателей, анализ и прогнозирование временных рядов, индексный метод анализа социально-экономических процессов, основы регрессионного и корреляционного анализа, а также методика проведения выборочных наблюдений.

Учебное пособие состоит из двух частей. Первая часть учебного пособия включает 7 глав. В первой главе дается определение предмета статистики, приводится система методов статистики, рассматривается вопросы организации государственной статистики в нашей стране.

Во второй главе раскрывается сущность статистического наблюдения и процесс его проведения, особое внимание уделяется организации и методологии проведения переписей населения.

В третьей и четвертой главах рассматривается методика проведения статистической сводки и группировки, а также правила построения статистических таблиц и графиков.

В пятой и шестой главе определяются значение, сущность, виды и методы расчета обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин.

В седьмой главе дается понятие вариации, рассматривается система ее показателей и методика проведения факторного анализа с помощью показателей вариации.

При изучении данного курса студентам экономических специальностей необходимо овладеть не только теоретическими знаниями, но и понять значимость применения на практике статистических методов для исследования и анализа условий функционирования рыночной экономики и других сфер общественного развития.

Для более полного овладения предметом, кроме литературы, рекомендованной данным учебным пособием, можно использовать аналитический и теоретический материал специализированного журнала «Вестник статистики», а также данные статистических ежегодников и сборников Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата), бюллетеней и докладов Территориального органа государственной статистики по Омской Области (Осмкстата) с аналитическими выкладками.

Материал этого пособия соответствует Государственному образовательному стандарту по специальности 061700 «Статистика».

Данный учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений всех форм обучения по общеэкономическим специальностям.

 

Предмет, метод и задачи статистики в современных условиях

Статистика как наука.

В настоящее время под статистикой понимается:

1) практическая деятельность по сбору и анализу цифровой информации, а также сами массовые данные о самых различных явлениях в социальной, общественной, производственной и других сферах;

2) отрасль знания, особая наука, изучающая с количественной стороны все явления и процессы жизнедеятельности человека и общества.

Оба направления действую взаимосвязано.

Слово «статистика» произошло от латинского – status – состояние, в средние века оно означало политическое состояние государство. Как наука статистика возникла в XVII в., в XVIII в. немецкий ученый Готфрид Ахенваль дал ей название – статистика. Однако статистический учет возник ранее, так как за 5 тыс. лет до н. э. в Китае проводились переписи населения, в Древнем Риме считалось количество подданных императора, позднее появились цензоры, которые вели учет свободных граждан и их имущества, земель. Одной из главных целей учета в древнем мире было определение военной мощи. Таким образом, практической статистике уже более семи тысяч лет.

У истоков науки «статистика» стояли 2 школы: немецкая описательная и английская – политических арифметиков.

1) Представителями первой были:

- создатель школы Г. Конринг (1606-1661 гг.) – разработал систему описания государственного устройства;

- Г. Ахенваль (1719-1772 гг.) – профессор философии и права – в 1746 г. в Марбургском университете начал читать новую дисциплину – статистика: политическое состояние государства, т. е по сути государствоведение. Все учёные этой школы разработали теорию описаний, причем без цифр и вне динамики, т.е. на конкретный момент, без отражения особенностей развития государства.

2) Основателем статистической науки считается английский экономист, глава «политических арифметиков» У. Петти (1623-1687 гг.); он написал работы «Политическая арифметика», «Разное о деньгах». Он разрабатывал экономическое направление статистики; демографическое направление изучали Д. Граунт (1620-1674 гг.), Э. Галлей (1656-1742 гг.). Все они изучали общественные явления с помощью чисел (меры веса и числа), т.е. произошёл переход от описания к измерению, исследованию и прогнозированию явлений и процессов.

Далее развитие статистики осуществлялось многими учеными, например, бельгийский статистик А.Кетле (1796-1874 гг.) в XIX в. создал учение о средних величинах, математическое направления статистики разрабатывалось К. Пирсоном (1857-1936 гг.) – количественная оценка связей между явлениями; Р.Фишером (1890-1962 гг.) – количественный анализ; В Госсетом (Стьюдент) – теория малой выборки.

В России М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) занимался государствоведением с применением иллюстраций статистическими данными.

При Петре I статистика применялась как описательная наука и до второй половины XIX в., когда многие ученые в России признали познавательное значение статистики. Ее значение для изучения массовых явлений определили Д. П. Журавский (1810-1856 гг.) и экономист А.И. Чупров (1842-1908 гг.) – работа «Курс статистики». Развитие статистики в России тесно связано с возникновением после отмены крепостного права земской статистики, она отличалась объективностью и профессионализмом.

Во время развития социализма в России статистикой занимался ряд учёных: В.С. Немчинов, В. Н. Старовский, Б.С. Ястремский.

В настоящее время, в основном, наука «статистика» развивается под действием групповых, коллективных исследований, которые проводятся как в государственных статистических учреждениях, так и частными научно-исследовательскими организациями и отдельными учеными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: