Требования к абитуриенту




Кафедра древнерусского певческого искусства

Кафедра готовит бакалавров по направлению подготовки 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», направленность (профиль) программы «Древнерусское певческое искусство». Кафедра выпускающая. Форма обучения – очная, срок – 4 года. По окончании выпускники получают квалификацию: медиевист, преподаватель, руководитель творческого коллектива (древнерусское певческое искусство).

Образовательная программа направлена на подготовку принципиально новых специалистов: исследователей-теоретиков и в то же время исполнителей-практиков. Полный курс обучения помимо дисциплин общемузыкального цикла (сольфеджио, гармония, историю зарубежной и русской музыки, фортепиано и др.) включает освоение следующих специальных дисциплин: история и теория древнерусской музыки, вокал, вокальный ансамбль, чтение и дешифровка средневековых нотаций, церковно-славянский и греческий языки, поэтика гимнографии и древнерусского певческого искусства, древнерусская литература, иконология, введение в литургику и др.

Студенты выступают с научными докладами на различных международных конференциях, выступают на концертах в составе ансамблей кафедры «Знамение» и «Ключ разумения», участвуют в качестве певчих за богослужениями.

Полученный уровень образования позволяет нашим выпускникам работать в качестве исследователей древнерусского певческого искусства, преподавателей вузов, музыкальных училищ, сотрудников рукописных отделов, певчих и регентов церковных хоров, а также руководителей певческих коллективов.

С полным описанием программы и аннотациями дисциплин можно познакомиться на сайте Санкт-Петербургской консерватории.

Контакты

Адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 2, лит. А, каб. 534.

Сайт: https:// www.conservatory.ru

e-mail: n.mosiagina@list;+7-964-330-82-32

Мосягина Наталья Викторовна – доцент кафедры древнерусского певческого искусства.

 

Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, свидетельствующий об освоении содержания образования полной средней школы и наличии сформированных компетенций, включая, знание базовых ценностей мировой культуры; владение государственным языком общения, понимание законов развития природы и общества, способность занимать активную гражданскую позицию и навыки самооценки.

Лица, желающие освоить данную программу специалитета, зачисляются на обучение по результатам вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности.

Вступительные испытания творческой и профессиональной направленности:

1. Специальность (письменно и устно).

2. Сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно).

3. Собеседование.

Первый вступительный экзамен (Специальность) проводится в два этапа – письменно и устно. Поступающий должен продемонстрировать знания в области древнерусского певческого искусства, творческие способности и музыкальность в исполнении образцов древнерусской церковной монодии и внебогослужебной лирики (духовные стихи); показать подготовленность к восприятию оригинальных гимнографических текстов песнопений и решению задач музыкального анализа.

В письменную часть экзамена по специальности входит анализ древнерусского песнопения – неизвестного образца знаменной монодии, который воспринимается на слух (звучание фонограммы с исполнением песнопения) и визуально (нотная запись песнопения в виде двухстрочной партитуры: знаменная пометная нотация и современная нотация).

Письменная работа призвана выявить аналитические способности и профессиональные навыки абитуриента. В ходе письменной работы абитуриенту предлагается:

1. прослушать аудио-запись одноголосного песнопения (не более 8 раз);

2. ознакомиться с записью песнопения в знаменной (крюковой) нотации и нотолинейной;

3. сделать письменный анализ песнопения, определив его содержание, жанровую принадлежность, художественные особенности, композицию музыкально-поэтического текста. особенности формы, ладо-интонационные и ритмические особенности, особенности исполнительской интерпретации по отношению к записанному нотами музыкальному произведению и др.

4. грамотно оформить свои мысли в виде подробного письменного текста.

Срок выполнения письменной работы – 4 часа.

 

Устная часть экзамена по специальности выявляет исполнительский, творческий и научный потенциал абитуриента, а также общий уровень его музыкального образования и художественной культуры. На устном ответе определяется степень заинтересованности и подготовки абитуриента к избранной будущей профессии, проверяются вокальные данные, аналитические и творческие способности.

В ходе устного ответа абитуриенту предлагается:

1. исполнить одно-два оригинальных песнопения, принадлежащих монодийным традициям русской церковной музыки (используя аутентичную запись песнопений средневековой нотацией или по памяти) из сборников, рукописных памятников, рекомендованного пособия для поступающих;

2. исполнить наизусть один-два духовных стиха из сборников, предложенных в списке литературы или рекомендованного пособия для поступающих;

3. выдержать собеседование по вопросам, связанным с характеристикой этих произведений;

4. ответить на вопросы, касающиеся общей периодизации русского церковного пения, жанровой системы, типов нотации и способов их дешифровки, художественных закономерностей церковных песнопений.

При подготовке к экзамену по Специальности абитуриент может ориентироваться на специально изданное коллективом педагогов кафедры древнерусского певческого искусства Пособие для поступающих (Мосягина Н. В., Плетнева Е. В., Швец Т. В. Пособие для абитуриентов по направлению подготовки Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, направленность (профиль) программы: древнерусское певческое искусство / Издание второе, исправленное и дополненное. СПб., СПбГК, 94 с., нот.).

 

На втором вступительном экзамене (Сольфеджио и гармония) поступающий должен проявить знания и степень подготовленности по следующим дисциплинам: сольфеджио (письменно и устно), гармония (устно). Экзамен включает несколько разделов, в процессе которых поступающий должен:

· Записать двухголосный диктант (8-10 тактов) гармонического склада с мелодически и ритмически развитым нижним голосом. Диктант исполняется 8 раз;

· Определить на слух: тональность по данному тону «ля», по сопоставлению тональностей, представленных тоническими трезвучиями; ступени лада диатонические и альтерированные; вид лада (три вида мажора и минора, натуральные мелодические лады) в исполненном фрагменте народной песни или в отрывке из сочинения русского композитора-классика; интервалы простые и составные (в пределах двух октав), в мелодической и гармонической форме; аккорды в элементарном или четырехголосном изложении, по звучанию (структуре) и в тональности: трезвучия всех видов с обращениями, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд, увеличенное трезвучие, в качестве диатонических и альтерированных аккордов субдоминантовой и доминантовой групп; назвать звуковой состав по вертикали; гармоническую последовательность в форме периода в четырехголосном изложении, включающую модуляции в 1-ю степень родства и альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп; назвать тональный план, аккорды;

· Спеть: «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении; небольшой фрагмент народной песни (4-8 тактов) с названием нот, запомнив его после двух прослушиваний; спеть с листа (сольфеджируя или с текстом) одноголосную мелодию;

· Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы;

· Играть на фортепиано в четырехголосном изложении: функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-тактовых построений) с использованием несложных форм мелодической фигурации; тональные и модулирующие секвенции;

· Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии в объеме музыкального училища.

 

На третьем вступительном экзамене (Собеседование) поступающий должен аргументировано доказать осознанность выбора профессии и желание учиться.

Собеседование выявляет общекультурный уровень подготовки поступающего, его профессиональные способности, эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства и избранной специальности, степень осведомленности в вопросах современной музыкальной жизни. Собеседование включает вопросы по литературе и искусству, иконописи, зодчеству, художественной культуре; по проблемам сохранения и использования в современной художественной практике образцов древнерусского певческого искусства. Поступающий должен: грамотно и обоснованно раскрыть значение русского церковного пения в творчестве композиторов, а также особенности его использования в различных областях искусства; понимать роль традиций церковного пения в современной музыкальной культуре России (композиторское творчество, исполнительство, образование).

В процессе собеседования по вопросам истории и теории музыки поступающий должен продемонстрировать знание основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, данных о жизни и творчестве крупнейших композиторов, представить характеристику основных сочинений. С целью проверки уровня музыкальных способностей и степени подготовленности поступающего на собеседование выносится исполнение на фортепиано произведения крупной формы (соната – отдельные части, вариации и проч.) или полифоническое произведение.

Прошедшие конкурсные вступительные испытания по направленности (профилю) подготовки «Древнерусское певческое искусство» зачисляются на обучение по данной основной профессиональной образовательной программе бакалавриата.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: