ОСОЗНАВАНИЕ ОСОЗНАННОСТИ




Саядо УТ: Вы осознаете свою осознанность? Всегда ли вы распознаете, что присутствует осознанность?

 

Йогин: Да, но мне нужно прилагать сознательное усилие, для того чтобы проверять, что осознанность здесь.

 

Саядо УТ: Хорошо, в первую очередь проверьте, устойчива ли осознанность, всегда ли вы осознанны и присутствуете ли в настоящем. Как только вы ощутите, что вы осознанны и присутствуете в настоящем моменте, попытайтесь распознать осознанность. Затем постарайтесь понять распознаете ли вы отношения, присутствующие в этой осознанности.

 

Йогин: Хорошо. Я сейчас ощущаю, что осознанность рассматривается как будто через микроскоп.

 

Саядо УТ: Насколько ваша осознанность действительно знает? Она знает только ваши телесные ощущения или осознанность также замечает ваши мысли и чувства?

 

Йогин: Если все идет хорошо, то осознанность у меня довольно панорамная.

 

Саядо УТ: Когда вы осознаете телесные ощущения, мысли, чувства и другие активности ума, можете ли вы также видеть, насколько они взаимосвязаны, насколько они влияют друг на друга? Когда ум о чем-то думает, как это влияет на ваши чувства и ваши телесные ощущения? Когда у вас есть определенные телесные ощущения, как это меняет или влияет на чувства и мысли?

Когда вы задаете себе любой из этих вопросов, ваш ум привносит мудрость в ситуацию. Вам не нужно искать ответы, просто задавайте себе такие вопросы, которые пробуждают мудрость. Вы, так сказать, устанавливаете новое программное обеспечение. Замечали ли вы разницу в качестве своего ума, когда вы осознанны и когда не осознанны?

 

Йогин: Да.

 

Саядо УТ: Очень важно, что вы распознаете для себя эти вещи. То, что вы обращаете внимание на эту разницу, помогает вам распознавать и оценивать полезность осознанности. Когда вы можете оценить пользу осознанности, вы также постепенно начнете оценивать важность понимания и мудрости. Вам нужно ясно увидеть, как различия в качестве осознанности отражаются на вашей жизни, и вам также нужно суметь оценить пользу, которую вы получаете от мудрости. Стоит вам все это понять, и вы будете искренне практиковать.

*** *** ***

 

Йогин: Сдается мне, что когда я наблюдаю осознанность, то в результате этого возникает ясность ума. Затем эта ясность становится объектом. Я думаю, что это из-за того что у меня трудности с различением между наблюдением и ясностью ума.

 

Саядо УТ: Да, ясность ума и сама практика – это разные вещи.

 

Йогин: При наблюдении я заметил два различных переживания. В одном наблюдение ощущается как если бы оно имело промежуток между наблюдением и объектом, а другое ощущается как что-то нераздельное, как просто наблюдение того что есть.

 

Саядо УТ: Это просто две точки зрения на один и тот же опыт. В первом случае вы заметили коренную разницу природы объекта и наблюдения. Из-за того, что они работают различными способами, вы и заметили их разницу. Во втором случае вы увидели, что фактически эти различные проявления происходят вместе. Вторая точка зрения более естественна. В первой, то есть когда мы видим разделение, присутствует уровень концептуализации нашего переживания.

 

Йогин: Да, логично. Я заметил, что вторая точка зрения проявляется, когда ум спокоен и сбалансирован.

*** *** ***

 

Йогин: Что лучше всего делать, когда ум становится действительно спокойным?

 

Саядо УТ: Не пытайтесь исследовать спокойствие, просто оставайтесь с осознающим умом.

 

Йогин: Ум имеет склонность привязываться и тем или иным образом запутываться в спокойствии.

 

Саядо УТ: Когда это происходит – вы больше не медитируете. Вы наслаждаетесь состоянием ума. Вашему вниманию нужно быть с осознанностью, а не с объектом. Вам необходимо проверить присутствует ли еще осознавание происходящего, и что так же важно – присутствует ли еще правильное воззрение.

*** *** ***

 

Йогин: Кто или что осознает весь мой опыт; видение, слышание и т.д.? У меня есть ощущение чего-то, что все это воспринимает, чего-то, что осознает происходящее. Это правда?

 

Саядо УТ: Это не так? Что вы думаете об этом? Вы знаете, что есть осознанность, и что она является осознаванием происходящего, не так ли?

Йогин: Я не знаю. Когда я вижу или чувствую что-то, я ощущаю чувство осознавания себя. Это лишь часть моего опыта, от момента к моменту.

 

Саядо УТ: Да, это хорошо.

 

Йогин: Итак, есть ли где-нибудь то, что смотрит? Есть ли место осознанности?

 

Саядо УТ: Место осознанности уже и есть видение; вы не должны ничего делать преднамеренно. Если вы делаете что-то преднамеренно, тогда это качество будет исчезать. Осознанность – это одно из многих качеств или функций ума. Просто поддерживайте наблюдение активности ума и ваше понимание всех этих процессов будет расти.

*** *** ***

 

Йогин: Я иногда переживаю состояния ясности и чистоты осознанности. Когда это происходит, другие объекты немного отступают на задний план. Наблюдающий ум также немного ощущается на заднем плане. Он слегка смущен – обращать ли ему внимание на эту ясность, просто ли пребывать в ней или обращать внимание на объекты.

 

Саядо УТ: Когда вы так практикуете, наиболее важно продолжать распознавать наблюдающий ум и понимать, что все остальное находится с ним, будь это задний план или нет.

 

Йогин: Кажется, что там кроме чистого опыта ничего не происходит.

 

Саядо УТ: Совершенно верно, просто знайте это. С кем это происходит? Что представляет из себя этот чистый опыт?

 

Йогин: В основном это переживание телесных ощущений, а затем приходящих мыслей…

 

Саядо УТ: Вы можете продолжать распознавать, что эти явления происходят, и что все они узнаются умом. Они статичны или в постоянном движении?

 

Йогин: Они непрерывны и постоянно изменяются.

 

Саядо УТ: Хорошо, вы можете увидеть какая часть вашего опыта принадлежит телесному, а какая умственному?

 

Йогин: Кажется, что все это принадлежит телесному, а умственному только та ясность.

 

Саядо УТ: И наблюдение?!

 

Йогин: Ну, да, но это больше чем знание. То, что я называю наблюдающим умом, это «маленький парень», который оценивает, смотрит и принимает решения, и есть еще та ясность, являющаяся просто видением всего этого.

 

Саядо УТ: А, понятно. То, что вы называете наблюдающим умом – я называю умственной активностью, а то, что вы называете ясностью – я называю наблюдающим умом!

Йогин: Хорошо, наблюдающий ум ничего не делает, но значит, тогда он только наблюдает?

Саядо УТ: Да, правильно. Есть ли мудрость в наблюдающем уме?

Йогин: Надеюсь!

Саядо УТ: На самом деле тот факт, что ум может наблюдать с определенной ясностью означает, что в нем есть некоторая действующая мудрость, но у нас не получается это распознавать.

Йогин: Я думаю, мое отношение к этому такое, что если я буду спокойно пребывать в этой ясности наблюдения, то я ничего не буду делать.

Саядо УТ: В Бирме есть известное высказывание: «Медитация – это медитирование, но вы не медитируете». Когда мы начинаем практиковать – мы думаем «я практикую», но позже мы понимаем, что практикует только ум. Это естественное продвижение в развитии осознанности. Например, в начале практики мы будем замечать только, что присутствуют мысли. Спустя какое-то время мы начнем понимать, что это ум. Осознание этого означает, что мы находимся на разных уровнях понимания. Мудрость стала осознавать, что мысли – это лишь ум.

Как только будет установлен такой уровень понимания, так ум каждый раз будет понимать, что «это есть лишь ум», и тогда сможет возникнуть следующий уровень понимания. Этот уровень был бы пониманием того, что «ум только возникает», «ум только проявляется». Появится понимание «возникновения и становления» (jati).

Когда вы увидите природу «становления» вы начнете понимать, что все всегда новое. Каждый момент новый, нет ничего старого. Все, что вы прямо сейчас воспринимаете, вы воспринимаете в первый раз. На этом уровне понимания множество вещей в жизни перестанут быть проблемой. Мудрость будет видеть, что есть только эти приходящие и уходящие умы. Больше не будет отождествления и вмешательства. Больше уже не будет (в вашей медитации) участвовать «я».

*** *** ***

Йогин: На чем я должен сосредоточить свой ум, когда в нем присутствует совсем незначительное количество мыслей, и когда он очень обширный и спокойный?

Саядо УТ: Начните осознавать осознанность. Вам не нужно ни на чем фокусироваться. То, что вам нужно делать – это распознавать, что вы по-прежнему осознаете. Распознавать, что осознанность по-прежнему присутствует и поддерживать это распознавание. Снова и снова подтверждать для себя, что осознанность присутствует. Также наблюдайте за омрачениями, проявляющимися в наблюдающем уме. Омрачения возникающие в наблюдающем уме воздействуют на вас сильнее, чем те, которые вы видите проходящими в уме в качестве вашего опыта. Последние не так существенны, однако очень важно наблюдать за теми, которые фильтрует наблюдающий ум.

*** *** ***

Йогин: Я обнаружил, что мне трудно поддерживать осознанность во время определенных действий, особенно во время приема пищи.

Саядо УТ: Если вы знаете, что у вас есть слабое место во время определенных действий, то никогда не спешите. Напомните себе о том, чтобы не спешить, подготовьте себя. Определите свои приоритеты. Напомните себе, что вы хотите поддерживать осознанность, хотите полностью осознавать свои ощущения. Скажите себе, что вы не едите, а практикуете. Производя такое самовнушение, вы говорите уму двигаться в определенном направлении. Это и есть правильное размышление.

*** *** ***

 

Йогин: Я иногда чувствую, что в уме ничего не происходит, я только сижу, и ум кажется пустым и незаполненным.

Саядо УТ: Это ощущение пустоты может появляться, когда присутствуют очень тонкие объекты. Но если вы осознанны и бдительны, то есть не сонливы, то вы в то же время еще можете осознавать само переживание осознанности. Вы знаете, что осознанность работает и осознанность будет очень чистой. Только оставайтесь с ней.

Если вы находите трудным для себя распознавать осознанность в работе, значит, вам нужно больше практиковать. Часто задавайте себе вопрос: «Что ум сейчас осознает?». Таким образом, вы будете постепенно учиться видеть ум более ясно и знать, на что похожа осознанность. Сначала вам нужно использовать в качестве объекта для практики явную умственную активность, такую как ум, осознающий размышление, слышание или направление внимания к определенному объекту. Также напоминайте себе о том, чтобы быть непрерывно осознанными. Непрерывность осознанности поможет вам также ясно распознавать осознанность, она будет вам помогать видеть ум. В конечном счете вы поймете, что осознанность всегда проявляется естественно.

 

Йогин: Как мы можем поддерживать непрерывную осознанность в повседневной жизни?

 

Саядо УТ: Вам нужно обладать некоторой мудростью, некоторым пониманием полезности практики. Недостаточно слышать об этом от других людей. Настоящее желание практиковать возникнет только после того, как вы распознаете в себе то, какие перемены практика осознанности привнесла в вашу жизнь. Вам следует по-настоящему понять – насколько полезна для вас практика осознанности. Такое понимание будет мотивировать вас намного больше, чем любое внешнее ободрение или поддержка.

*** *** ***

 

Йогин: Я обнаружил, что осознавать тело легко. Когда я совершаю какую-нибудь физическую работу, все что я должен делать – это сосредотачиваться на телесных ощущениях и оставаться с ними. Мне намного труднее наблюдать ум, когда я выполняю умственную работу. Какой способ лучше чтобы это делать? На чем именно я должен сосредотачиваться?

 

Саядо УТ: Знание тела отличается от знания ума. Вам нужно немного сосредотачиваться, чтобы осознавать тело, однако, в этом нет необходимости, чтобы осознавать ум. Осознанность – это умственная активность, она уже здесь, и вам не нужно ничего делать. Попытка сосредотачиваться на осознанности приводит к обратному результату. Знание ума требует просто продолжительной практики. Вам нужно стать искусными в наблюдении ума, для того чтобы знать, что ум выполняет умственную работу, такую как размышление, планирование или письмо. Всякий раз, занимаясь такой деятельностью, вы будете довольно часто терять осознанность, до тех пор, пока у вас не появится достаточно опыта в практике наблюдения за умом.

*** *** ***

 

Йогин: У меня есть вопрос об осознанности в ситуациях взаимодействия с обществом. Если я нахожусь в гармонии с социальной средой, позитивно взаимодействую с людьми, кажется, что возникает естественный поток, ощущение непринужденности и удовольствия. Если я привношу осознанность в такую ситуацию, то это, кажется, прерывает этот естественный поток, и радость и непринужденность исчезают. Что вы думаете по этому поводу?

 

Саядо УТ: Это непонимание практики. Тот факт, что вы знаете о том, что вы взаимодействуете с другими, что ситуация гармонична, что есть чувство непринужденности и радости, показывает то, что вы осознаете происходящее. Если затем вы решаете наблюдать за этим, то вы делаете слишком много. Вы прикладываете излишнее усилие, чтобы быть осознанным, а это и ощущается неестественным. Дайте своей осознанности течь естественно с тем, что происходит.

 

Йогин: Тем не менее, я часто не ощущаю, что я осознан!

 

Саядо УТ: Здесь, вероятно, отсутствует опыт в наблюдении с естественной, природной (natural) разновидностью осознанности. Если мы обычно привыкли применять слишком сознательную (very conscious) разновидность осознанности, если это единственный известный нам вид осознанности, то мы будем привносить ее, когда будем пытаться наблюдать ситуации общения с людьми. То, что нам нужно сделать, чтобы научиться, в то время, когда мы занимаемся формальной медитацией, так это практиковать более естественную осознанность, и избежать разновидности слишком целеустремленной, напряженной осознанности. Если мы сможем вступить в контакт с естественным потоком осознанности, когда мы работаем лишь с осознанностью, то мы сможем привнести это понимание и в ситуации взаимодействия с людьми, и быть в них легко и естественно осознанными.

Когда мы практикуем с «супер-сознательной» разновидностью осознанности, когда мы постоянно говорим себе, что сейчас мы будем осознанными, то в таком случае мы будем искажать картину, и наш опыт станет бесполезным. Нам нужно учиться оставаться открытыми и находиться в расслабленном состоянии, лишь замечая происходящее. Нам надо практиковать намеренно простым образом. Нам нужно практиковать до тех пор, пока осознанность не станет естественной – в ситуациях, когда мы наедине с собой и в общении с другими людьми. Для большинства йогинов это не просто и потребует большого терпения и настойчивости.

 

Йогин: Когда я наедине с собой, я чувствую, что у меня очень легкая и расслабленная разновидность осознанности. Но когда я нахожусь среди людей, осознанность становится как будто неестественной.

 

Саядо УТ: Когда вы находитесь среди людей, вам нужно напоминать себе о том, чтобы быть осознанными простым и расслабленным образом. Вам также нужно осознавать где находится ваше внимание. Когда вы находитесь наедине с собой, ваше внимание будет иметь склонность фокусироваться целиком на «внутреннем». Когда вы находитесь среди людей, тогда ваше внимание, вероятнее всего, будет на «внешнем». Почему все внимание направленно вовне? Потому что вы более заинтересованы тем, что происходит «вовне», потому что вы, на самом деле, не заинтересованы в том, что происходит «внутри». Когда внимание сфокусировано целиком на внешнем, тогда мысли и эмоции будут проявляться незамеченными, и все это будет нарастать.

 

Йогин: Точно! Вот где во мне возникает конфликт. Я стараюсь сохранять внутреннюю осознанность, но когда осознанность хочет переключиться на внешнее, это вредит осознанности.

 

Саядо УТ: Да, внешнее важно, но и вы тоже! Почему бы не осознавать 50/50 и то и другое?

 

Йогин: Звучит здорово, убедительно!

 

Саядо УТ: Конечно, есть вариации. В некоторых обстоятельствах это может быть 60/40 и т.д. Вам необходимо экспериментировать, учиться в различных ситуациях и также помнить о применении всего, чему вы научились на ритрите.

*** *** ***

 

Йогин: Я обнаружил, что для меня легко осознавать все возникающее в дверях чувств. Но я в замешательстве, когда стараюсь осознавать саму осознанность. Я не уверен в том, куда приложить свою осознанность.

 

Саядо УТ: Ум нигде не может быть найден; пытаться его найти – бесполезное занятие. Это немного походит на попытки найти ваши очки, в то время как в действительности они на вас. Ум это не что-то что вы можете схватить и рассмотреть. Вы можете распознать ум, благодаря тому, что он выполняет свою работу. Осознанность уже присутствует, и вследствие этого вы осознаете вещи. Вы приходите в замешательство из-за того, что вы ищете что-то другое, чем то, что там есть, потому что вы думаете, что там должно быть еще что-то.

Сложите ваши ладони вместе. Можете ли вы почувствовать ощущения?

Йогин: Да.

Саядо УТ: Осознаете ли вы, что знаете эти ощущения?

Йогин: Да.

Саядо УТ: Это и есть осознавание осознанности. Не пытайтесь искать осознанность, прилагая энергичные усилия. Расслабьтесь и смотрите на то, что уже здесь есть. Из-за того, что мы недостаточно практикуем, нам трудно осознавать ум. Опытные йогины понимают, что осознавание ума подобно прямому осознаванию тела.

*** *** ***

Йогин: Вы говорили, что випассана не требует усилий, потому что в ней не нужно делать выбора. Но, как мне кажется, в практике всегда есть выбор: сколько времени оставаться с объектом, на какой из множества появляющихся объектов обращать внимание и т. д.

 

Саядо УТ: Становление осознанности – это постепенный процесс. Вначале уму нужно научиться распознавать то, что является сознанием. В первую очередь вы должны позволить уму распознавать все, что он замечает. Когда же осознанность установится, тогда ум будет естественно осознавать множество вещей. На этой стадии может быть сделан выбор. Вы можете спросить себя: «На что сейчас более важно направить внимание?». Тем не менее, вам нужно будет проверить наблюдающий ум. Не «вы» делаете выбор, а мудрость. Вам нужно проверять, чтобы видеть – возникает ли в уме алчность, ожидание, отвращение или неприятие. Возможно, вам также придется напомнить себе о том, что объект не важен, и что вам необходимо взглянуть на ум.

*** *** ***

 

Йогин: Я привык сосредотачиваться на одном объекте. А сейчас вы говорите мне этого не делать. Как я могу осознавать множество объектов в одно и то же время?

 

Саядо УТ: Вам необходимо распознавать, что вы осознанны. Не наблюдайте за объектами, только проверяйте, присутствует ли осознанность. Как только ваша осознанность станет сильнее, она автоматически будет видеть больше объектов. Это похоже на спутниковую тарелку – чем лучше тарелка и принимающее устройство, тем больше каналов вы можете поймать.

Йогины часто начинают с того, что сосредотачиваются на одном объекте, и затем, когда они начинают осознавать множество объектов, они думают, что ум отвлекается. Для медитации саматха это является проблемой, но для випассаны это означает, что ум стал более восприимчивым, что он стал более осознан.

В нашей практике осознанности мы начинаем обращать внимание на объект и таким образом получаем знание объекта. Следующий шаг – это осознавание того, что мы знаем этот объект. Затем мы также учимся осознавать отношение, позади осознанности. С течением практики, вы сможете увидеть все это в одно и то же время.

 

Йогин: Если бы я наблюдал только слышание или ощущения, то это было бы относительно легко, но что мне делать, когда я сталкиваюсь лицом к лицу с сильным чувством беспокойства, тревоги и страха? Как мне их наблюдать?

 

Саядо УТ: Наблюдайте за тем, как ощущаются такие эмоции. Ощущаете ли вы в связи с ними жар, напряжение, зажатость и т.д.? Также обращайте внимание на присутствующие у вас мысли, и на то, как мысли и то, что вы чувствуете, влияют друг на друга. Не теряйтесь в истории и не уноситесь в своих чувствах. Смотрите на то, как работает ум. Вы поймете как мысли влияют на ваши ощущения и как ощущения влияют на ваши мысли. Вы будете распознавать определенные вредные модели поведения, и это позволит уму их отпустить (освободиться от них). Например, вы перестанете потворствовать определенным способам мышления, когда поймете, что они лишь делают ум несчастным.

Конечно, чтобы быть способным наблюдать и учиться, вам нужен относительно спокойный ум. Также очень важно знать – почему вы наблюдаете. Если вы наблюдаете из-за того, что вы по-настоящему заинтересованы в понимании происходящего, то в результате у вас может появиться мудрость. Но если вы будете смотреть на происходящее только с надеждой, что это приведет к прекращению неприятных эмоций, то это работать не будет.

 

Йогин: Когда возникнет мудрость, как я об этом узнаю?

 

Саядо УТ: Вы очень отчетливо это увидите. У вас появится ощущение – «о, а теперь я понял». Это настоящее, а не лишь интеллектуальное понимание. Вы будете знать, вам не нужно будет никого спрашивать.

*** *** ***

 

Йогин: Создается ли камма, когда мы работаем с осознанностью, когда мы осознаем осознанность?

 

Саядо УТ: Вы могли бы сказать так – хорошая камма.

 

Йогин: Хорошая камма означает хорошее перерождение или конец рождениям!?

 

Саядо УТ: Благоприятное перерождение, хороший характер, хороший ум. Такая осознанность является просто каммой, а камма – это действие. Только если действие имеет следствием мудрость, такую мудрость, которая ведет к прекращению перерождений, только тогда эта камма приводит к благоприятным результатам. Перерождения не могут прекратиться из-за каммы, перерождения прекращаются благодаря paññā – мудрости.

 

ОСОЗНАННОСТЬ БЕЗ УСИЛИЙ

Йогин: Вчера я был очень удивлен, когда распознал усиление осознанности. Я смог действительно увидеть, что осознанность стала сильнее, и это было подобно чуду. С такой осознанностью появилось чувство уверенности, которое было ново. Создалось впечатление, что этот процесс осознанности привел к еще большей осознанности, что он был лишь протекающим процессом, не имеющим никакого отношения ко мне. Мне показалось, что я не должен был вообще стремиться, так как процесс сам заботился о себе.

 

Саядо УТ: Мы называем это состоянием без усилия. Без усилия, в смысле, что вы не прикладываете никаких личных усилий, процесс сам прилагает усилия, природа делает свою работу.

 

Йогин: Иногда это похоже на это, а в другой раз совсем нет. Это просто вперед и назад, туда-сюда.

 

Саядо УТ: Если вы думаете о моментах, когда вы проявляли стремление, и о тех моментах, когда вы ощущали это «не-стремление», разве не проявлялось это «не-стремление», в то время когда вы вообще не ожидали его и когда не стремились?

 

Йогин: Да!

Саядо УТ: Это было столь удивительно именно потому, что у вас не было ожиданий. Но в тот момент, когда мы с этим работаем, когда мы ее ожидаем, тогда и не появляется осознанность без усилий! Нам всегда нужно помнить разницу между личными усилиями и проявлением Дхаммы. До тех пор пока мы стремимся, пока мы стараемся, до тех пор мы верим, что это «мы» те, кто вкладывает усилия, чтобы произвести результат. Но когда проявляется Дхамма, тогда нет попыток куда-нибудь попасть, а есть лишь выполнение того, что необходимо.

Если вы, стараясь практиковать,сильно личностно вовлечены, то так вы не сможете увидеть происходящее естественным образом. Только когда вы отстранитесь, только тогда вы сможете увидеть, что процесс осознанности, в действительности, протекает естественно. Вот почему я иногда спрашиваю йогинов: «Замечали ли вы, что можете слышать, даже несмотря на то, что вы не слушали, что видите происходящее, даже несмотря на то, что вы не пытались ни на что смотреть, и что даже, хотя вы не обращаете внимание, ваш ум всегда осознает вещи?».

Я хотел бы, чтобы йогины переходили бы к сути, чтобы бы они понимали, что природа знания проявляется без фокусирования или обращения внимания. Я бы хотел, чтобы йогины, особенно люди, которые занимались практикой на протяжении многих лет, лишь распознали бы, что процесс осознанности продолжается, течет. Они слишком заняты размышлением во время практики. Но после множества лет медитации их практика должна достичь непрерывности, и им нужно отступить назад, для того, чтобы увидеть, что осознанность без усилий продолжается. Им нужно переключиться с делания к распознаванию. Конечно, невозможно немедленно переключиться, сменив парадигму. Но полезно иметь эту информацию, так как это позволит вам иногда переключаться в новый режим. Вот таким образом вы будете медленно понимать что действительно происходит, и это даст вам возможность отпустить старую парадигму. Только когда мы ничего не делаем, мы можем понять не деяние, не-я. Вот почему непрерывность так важна, когда вещи продолжают движение, подпитываясь своей собственной энергией, и в действительности вы можете увидеть, что вы в это не включены. Тем не менее, не нужно стараться это понять! Понимание придет, если только вы практикуете непрерывно. Когда вы достигнете некоторого понимания, что этот процесс лишь происходит, тогда ум начнет все больше и больше видеть вещи под этим углом.

*** *** ***

 

Йогин: Я все еще бьюсь над тем, чтобы освободиться от старых привычек. Меня научили быть деятельным, сосредотачиваться, чтобы практиковать осознанность. Я обнаружил, что мне трудно отпускать и открываться.

 

Саядо УТ: Не беспокойтесь об этом, множество людей проходят через тот же самый процесс. Обычно мы начинаем с того, что пытаемся наблюдать. Затем, после того как нами была получена и понята правильная информация, мы просто ждем и наблюдаем. Наконец, как только осознанность достигла непрерывности, «нам» больше не нужно будет что-то делать. Ум знает, что делать. На этой стадии нет больше личных усилий. Вы можете назвать это осознанностью без усилий.

Когда вы «там» окажитесь, будьте осторожны, не привязывайтесь к этому состоянию. Можно иметь осознанность без усилий мгновения, часы, дни или даже недели, а затем снова ее потерять. Большинству людей потребуются годы практики, до тех пор, пока осознанность не станет действительно естественной.

 

Йогин: Вы хотели сказать, что только ожидание и наблюдение – это то же самое, как то, что вы назвали «не идти к объекту, а позволять объекту идти к вам»?

 

Саядо УТ: Да, но даже использование слова «идти» недостаточно корректно, в действительности объект уже здесь; объект и ум проявляются вместе.

 

РАБОТА ДХАММЫ

Йогин: Вы можете объяснить разницу между тем, что называется личными усилиями и выражением «Дхамма выполняет свою работу»?

 

Саядо УТ: Я дам вам простой пример: Предположим, что вы практикуете осознанность дыхания, и внимание ума отклоняется на что-то другое. Вы направите осознанность на дыхание или просто позволите ему следовать за ходом происходящего? Направление осознанности на дыхание – это личные усилия, позволение осознанности следовать за происходящим – это работа Дхаммы.

 

Йогин: Это кажется противоположным тому, что мы обычно слышим.

 

Саядо УТ: Направлять внимание на дыхание может быть полезным для начинающих и также, когда ум нуждается в успокоении. Но я поощряю всех йогинов оставаться осознанным ко всему происходящему, ко всему, к чему ум проявляет естественный интерес.

*** *** ***

 

Йогин: Вы говорили о естественной осознанности и позволении Дхамме выполнять свою работу. Мне трудно позволять уму выбирать себе объект. Не могли бы вы объяснить весь процесс раскрытия – позволение себе стать более восприимчивым к происходящему и понять, почему это происходит?

 

Саядо УТ: Ум естественным образом выбирает объекты – это и есть работа Дхаммы. Вмешательство в этот процесс и преднамеренное сосредоточение ума на том или другом объекте – это личное усилие. Если для вас трудно позволить уму выбрать какой-либо объект, если это вас смущает, то вы можете направить ум на основной объект. Но не привязывайтесь к этому объекту, используйте его как безопасное место, чтобы возвращаться к нему, но также позволяйте уму свободно бродить. Позвольте уму знать несколько объектов.

Чтобы установить осознанность и сосредоточение, начинать с одного объекта – это нормально, но затем мы должны позволить уму расслабиться и открыться. Йогины часто ощущают дискомфорт, когда они замечают, что ум осознает несколько объектов, и тогда они пытаются заставить ум осознавать только свой основной объект. Вам нужно напомнить себе, что осознавать несколько объектов – это естественно для ума, который стабилен и имеет некоторую непрерывность осознанности. Это означает, что осознанность стала сильнее. Я называю это – острой осознанностью.

Когда вы позволяете себе знать множество объектов, тогда вы двигаетесь в сторону випассаны. Когда вы направляете свою осознанность на основной объект, вы практикуете больше медитацию саматхи. Если вы хотите чтобы ваши осознанность и мудрость росли, вам нужно позволить уму знать больше объектов. Существует естественное продвижение в росте осознанности. Вы можете начать с одного объекта, скажем, – с дыхания. Спустя какое-то время вы можете осознавать несколько объектов в теле. Позже вы будете способны не только осознавать объекты и чувства, но также и ум, который осознает, плюс отношение, расположенное за этой осознанностью. Когда-нибудь, когда вы будете способны увидеть это в виде целостной картины, вы поймете, как все эти объекты влияют друг на друга. Такое понимание – это и есть мудрость.

Вы должны быть терпеливыми, чтобы раскрыться, этот процесс требует времени. Сначала вам нужно практиковать осознанность, чтобы собрать множество данных. Ум соберет вместе эти данные в различные потоки информации и в итоге, этот процесс приведет к знанию. По этой причине необходимо, чтобы вы позволили уму раскрыться, для того, чтобы начать осознавать все больше и больше объектов. Если ум остается только с одним объектом, тогда он не сможет собрать достаточно данных, и тогда не смогут взрасти осознанность и мудрость.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: