У детей рано складывается своя «картина мира». При своем несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Принцип целостности образа мира требует отбора содержания образования, которое поможет ребенку, удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
В рамках образования эти комплексы, соединения принято называть межпредметными связями, позволяющими рассматривать любые процессы в совокупности их свойств, внутренней организации и взаимодействии с внешними факторами развития.
Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".
*Интеграция (в обучении) - процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности.
Есть три уровня интеграции:
1. внутрипредметная - интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;
2. межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
3. транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
На каждом уроке учитель истории стремится воссоздать неповторимую картину изучаемой эпохи в единстве всех ее сторон. Эта задача не может быть успешно решена без творческого воображения и активного видения прошлого. Лишь творческое воздействие учителя на изучаемый материал сообщает ему жизненность. Разумеется, что воздействие не может быть продуктом вольной фантазии и художественного вдохновения.
Близость исторических, культурологических и этнографических предметов понятна. В школе это такие предметы как: история, литература, МХК и сюда могут входить краеведческие предметы (как этнографические).
первоначально историческое мышление выступало в некоем единстве с художественным мышлением, затем их пути разошлись: история постепенно становилась наукой, литература остается искусством. Но как бы мыслители прошлого не пытались развести историю и искусство, связь между ними неизбежна. В настоящее время в искусстве и прежде всего в литературе едва ли возможно создать что-либо выдающееся, игнорируя принцип историзма, а историческое познание, в свою очередь, не может не опираться на некоторые оправдавшие себя методы художественного изображения действительности.
Черты сходства исторических и культурологических и этнографических знаний и осмысления действительности? (МХК, история, литература, краеведение)
1. Являются формами общественного сознания.
2. Наблюдается амбивалентность отражаемой реальности: с одной стороны, она порождена действительными событиями, а с другой — она иллюзорна.
3. Отсутствие непосредственного контакта с предметом исследования (событиями прошлого, художественным образом).
4. Историческое событие имеет завязку, кульминацию и развязку, т.е. историческая реальность имеет эстетическую структуру.
5. Ход исторических событий, этнических особенностей, поступки исторических личностей, равно как и развитие художественного образа, не всегда согласуютсяс логикой.
Любое реальное явление, в том числе и научный факт, находится за пределами художественного наслаждения. Что же доставляет нам наслаждение историей?
Как в трагедии или комедии человек достигает катарсиса через эмоции ужаса, сострадания, так и занятие историей вызывает разнообразные эмоции. Но историк только тогда сможет пережить сам описываемые события и помочь читателю пережить их, когда ему удается встать вровень с ними. В.Дильтей отмечал, что историческое познание есть внутреннее переживание автора: все, что включается в сознание автора, становится частью структуры его личности. «Я люблю этого героя, я его понимаю, на его месте я поступил бы так же», — говорит историк. Историческое повествование лишь тогда обретает ценность, когда типическое историческое явление излагается эмоционально, типический герой перестает быть искусственно заданной комбинацией производственных отношений. То есть смотреть на изучаемый предмет с максимальных точек зрения (с точек зрения разных предметов).
Таким образом, историческое познание является синтезом теоретического и эстетического, абстрактного и чувственно-конкретного освоения мира. Строгие понятия сосуществуют в нем с наглядной картиной прошлого. Образно-эмоциональное начало переходит в историческое повествование порой независимо от намерений автора. Историк не вправе пренебрегать эмоциональными возможностями материала. Благодаря использованию художественной литературы история наполняется зримыми образами.
Одной из форм взаимодействия предметов является интегрированный урок.
*Интегрировать - производить интеграцию, объединять части в одно целое.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:
1. определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;
2. тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;
3. моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
4. оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
5. привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.
При организации интегрированного обучения надо твердо следовать принципу: содержание смежных дисциплин, привлекаемых в качестве добавлений в учебном процессе по данному учебному предмету, не должно заменять и вытеснять основное содержание изучаемой темы.
При интеграции предметов, конечно же, возрастает темп изучения учебного материала, что, с одной стороны, концентрирует внимание учащихся, а с другой, стимулирует их познавательную активность. Здесь снимается проблема отношения учащихся к "мелкому, второстепенному"