МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ В ШКОЛЕ




У детей рано складывается своя «картина мира». При своем несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Принцип целостности образа мира требует отбора содержания образования, которое поможет ребенку, удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

В рамках образования эти комплексы, соединения принято называть межпредметными связями, позволяющими рассматривать любые процессы в совокупности их свойств, внутренней организации и взаимодействии с внешними факторами развития.

Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

*Интеграция (в обучении) - процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности.
Есть три уровня интеграции:

1. внутрипредметная - интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;

2. межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

3. транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

На каждом уроке учитель истории стремится воссоздать неповторимую картину изучаемой эпохи в единстве всех ее сторон. Эта задача не может быть успешно решена без творческого воображения и активного видения прошлого. Лишь творческое воздействие учителя на изучаемый материал сообщает ему жизненность. Разумеется, что воздействие не может быть продуктом вольной фантазии и художественного вдохновения.
Близость исторических, культурологических и этнографических предметов понятна. В школе это такие предметы как: история, литература, МХК и сюда могут входить краеведческие предметы (как этнографические).

первоначально историческое мышление выступало в некоем единстве с художествен­ным мышлением, затем их пути разошлись: история постепенно становилась наукой, литература остается искусством. Но как бы мыслители прошлого не пытались развести историю и искусство, связь между ними неизбежна. В настоящее время в искусстве и прежде всего в литературе едва ли возможно создать что-либо выдающееся, игнорируя принцип историзма, а историческое познание, в свою очередь, не может не опираться на некоторые оправдавшие себя методы художественного изображения действительности.

Черты сходства исторических и культурологических и этнографических знаний и осмысления действительности? (МХК, история, литература, краеведение)

1. Являются формами общественного сознания.

2. На­блюдается амбивалентность отражаемой реальности: с одной стороны, она порождена действительными событиями, а с другой — она иллюзорна.

3. Отсутствие непосредственного контакта с предметом исследования (событиями прошлого, художественным образом).

4. Историческое событие имеет завязку, кульминацию и развязку, т.е. историческая реальность имеет эстетическую структуру.

5. Ход исторических событий, этнических особенностей, поступки исторических личностей, равно как и развитие художественного образа, не всегда согласуютсяс логикой.

Любое реальное явление, в том числе и научный факт, находится за пределами ху­дожественного наслаждения. Что же доставляет нам наслаждение историей?

Как в трагедии или комедии человек достигает катарсиса через эмоции ужаса, сострада­ния, так и занятие историей вызывает разно­образные эмоции. Но историк только тогда сможет пережить сам описываемые события и помочь читателю пережить их, когда ему удается встать вровень с ними. В.Дильтей отмечал, что историческое познание есть внутреннее переживание автора: все, что включа­ется в сознание автора, становится частью структуры его личности. «Я люблю этого героя, я его понимаю, на его месте я поступил бы так же», — говорит историк. Историчес­кое повествование лишь тогда обретает ценность, когда типическое историческое явление излагается эмоционально, типический герой перестает быть искусственно заданной комбинацией производственных отношений. То есть смотреть на изучаемый предмет с максимальных точек зрения (с точек зрения разных предметов).

Таким образом, историческое познание является синтезом теоретического и эстетичес­кого, абстрактного и чувственно-конкретного освоения мира. Строгие понятия сосуществуют в нем с наглядной картиной прошлого. Образно-эмоциональное начало переходит в историческое повествование порой независи­мо от намерений автора. Историк не вправе пренебрегать эмоциональными возможностя­ми материала. Благодаря использованию художественной литературы история наполняется зримыми образами.

Одной из форм взаимодействия предметов является интегрированный урок.

*Интегрировать - производить интеграцию, объединять части в одно целое.

Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:

1. определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;

2. тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;

3. моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;

4. оптимальная нагрузка детей впечатлениями;

5. привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.

При организации интегрированного обучения надо твердо следовать принципу: содержание смежных дисциплин, привлекаемых в качестве добавлений в учебном процессе по данному учебному предмету, не должно заменять и вытеснять основное содержание изучаемой темы.

При интеграции предметов, конечно же, возрастает темп изучения учебного материала, что, с одной стороны, концентрирует внимание учащихся, а с другой, стимулирует их познавательную активность. Здесь снимается проблема отношения учащихся к "мелкому, второстепенному"

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: