Архитектура русского классицизма и ампира 19 в




Русский классицизм подразделяется на два этапа: а) XVIII век и б) первая половина (первая треть) XIX века, так называемый "русский ампир".

Русский ампир - стиль в архитектуре, завершающий эволюцию русского классицизма. Использовал те же мотивы: античного зодчества, что и классицизм XVIII века, но отличался стремлением к большей строгости, а иногда к суровой массивности форм. В архитектурном декоре ампира доминирует военная эмблематика (дикторские связки, лавровые венки, фала и т.п.), в окраске зданий - нейтральные цвета, свойственные, впрочем, и классицизму: серый, розовый, охристый.

От классицизма XVIII века в Оренбурге остались довольно скромные по внешнему виду постройки. К числу их относятся: б. дом Рычкова, военный госпиталь, б. Гостиный двор (фасады были изменены позднее). Они отражают тенденции провинциального русского классицизма.

“Русский ампир” в архитектурном наследии Оренбурга более обширен и представлен выдающимися образцами.

Здание Краеведческого музея (Советская. 28) было выстроено в 1836 году как особняк для богатого винного откупщика А.И.Еникуцева. Приобретенное затем В.А.Перовским под канцелярию оренбургских генерал-губернаторов, здание к 1852 году было радикально перестроено в стиле “русский ампир”. Позднее сюда вселилась Контрольная палата.

В центре главного фасада, над рустованным (горизонтальная рустика) первым этажом, возвышается шестиколонный портик, увенчанный треугольным фронтоном. Колонны портика с ионическими капителями. Блестяще решены торцовые фасады здания (один торец выходил в то время на центральную площадь), где скучная: двускатная крыша превращена в еще один портик с шестью полуколоннами и с фронтоном. Торцевой портик изящно связан с боковыми ризалитами главного фасада. Этот довольно редкий для русского классицизма прием оформления был обусловлен градостроительной ситуацией и свидетельствует о незаурядном мастерстве автора проекта. Кроме того, такой прием отражает типичное для классицизма стремление к абсолютной законченности архитектурной композиции здания.

Фасады украшены скупыми, тщательно прорисованными лепными деталями с характерными для ампира изображениями античных факелов, цветочных розеток, масок, изысканного растительного орнамента. Красивая литая решетка украшает ограждение галереи центрального портика. Проста, но изысканна парапетная решетка.

В целом архитектуре Краеведческого музея свойственны черты уютных городских особняков ампирной Москвы - известных памятников русского зодчества. В качестве аналогов можно назвать б. дом Демидова (1790-е годы) и б. дом Губина (1790-е годы) архитектора М.Ф.Казакова; б. ом Лунина (1823 г.) и главный дом б. усадьбы Найденовых (1829-1831 гг.) архитектора Д.И.Жилярди.

Домени́ко (Деме́нтий Ива́нович) Жиля́рди ( Domenico Gilardi, 1785—1845) — швейцарский архитектор, работавший в Москве. Жилярди работал в Москве штатным архитектором Воспитательного дома. Доменико родился в Швейцарии и приехал в Москву в возрасте 11 лет. В 1803—1810 гг. продолжил образование в Европе, изучал искусство и архитектуру. По возвращении в Россию работал в «семейной фирме» в Воспитательном доме. Там же работал и бывший крепостной, выкупившийся из рабства в 1804 Афанасий Григорьев. когда состарившийся отец вернулся в Швейцарию, Доменико унаследовал его должность архитектора Воспитательного дома. Тогда же, в 1817, он начал свою наиболее известную работу — восстановление казаковского Университета на Моховой, сгоревшего в 1812. В следующем году, Жилярди получил подряды на восстановление Екатерининского института и Вдовьего дома на Кудринской площади, сконцентрировав в своих руках четыре крупных проекта. В 1826—1832 гг. Жилярди восстановил Слободской дворец на Лефортовской площади.

Университет Апекунсикй совет на Солянке Главный дом усадьбы Гагариных Конный двор в Кузьминках

Крупнейшая работа Жилярди в новом строительстве — здание Опекунского Совета на участке, прилегающем к Воспитательному дому (1823—1826). Это единственная его постройка «в чистом поле», не связанная необходимостью использовать старые фундаменты. Жилярди также строил в Москве:

· Усадьбу Гагариных на Поварской, 25а (1820—1822)

· Дом Лунина на площади Никитских Ворот (1814—1822)

· Усадьбу Усачева на Земляном Валу (1829—1831)

· Конный двор и Музыкальный павильон в усадьбе Кузьминки (1820—1832)

· Усадьбу «Студенец» на Пресне.

Все эти работы (возможно, исключая усадьбу Гагариных) — построены совместно Жилярди и Григорьевым

В 1832 году Жилярди уехал домой, в Швейцарию. На родине, его единственной постройкой стала придорожная часовня близ Монтаньолы. В Москве, продолжили работу ученики Жилярди:

· Алессандро Жилярди

· Е. Д. Тюрин

· М. Д. Быковский

Андре́й Ники́форович Ворони́хин (17 (28) октября 1759, Новое Усолье — 21 февраля (5 марта) 1814, Санкт-Петербург) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 году граф отправил Воронихина учиться в Москву. Предположительно учителями Воронихина были В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге. К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795—1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

В 1797 году Совет Академии присудил Воронихину звание академика перспективной живописи за картину с изображением на ней построенной им дачи Строганова на Чёрной речке в Петербурге. Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств.

Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы были в 1811 году. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией.

В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге.

Андрея́н (Адриан) Дми́триевич Заха́ров (8(19) августа 1761 — 27 августа (8 сентября) 1811, Санкт-Петербург) — русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В раннем возрасте (ему ещё не исполнилось и шесть лет) был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств, где проучился до 1782 года. Его учителями были А. Ф. Кокоринов и И. Е. Старов. При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена.

В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии художеств.

В конце 1799 года указом Павла I Захаров был назначен главным архитектором Гатчины, где проработал почти два года.

После этого он работал в Санкт-Петербурге, достиг звания главного архитектора Морского ведомства.

С 1787 года Захаров преподавал в Академии Художеств, среди его учеников был архитектор А. И. Мельников.

С 1794 года Захаров стал академиком петербургской Академии Художеств.

1805—1823 Работа над зданием Адмиралтейства

Придав Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И. К. Коробов. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии.

Сильной стороной оформления является скульптура. Декоративные рельефы здания дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами.

Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм.

В период работы над Адмиралтейством, Захаров работал также над другими задачами: Провиантский остров. В 1806—1809 году он создал проект ансамбля Галерного порта. Кроме того, Захаров плодотворно работал над градостроительными задачами Кронштадта. В 1806—1817 годах архитектор работал над одним из самых значимых сооружений Кронштадта — Андреевским собором (не сохранился).

Кроме того, Захаров готовил проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России. Эксперты отмечают их подчёркнуто монументальный характер.[2]

В частности, Захаров разработал около 1805 г. проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830 - 1835 гг. под именем Преображенского и сохранился до наших дней.

 

Карл Ива́нович Ро́сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — русский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Петербурге и его окрестностях. Будучи с детства связанным с миром искусств, Росси обучался у архитектора Винченцо Бренна. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса. В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает на два года в Италию.

В 1806 году Росси становится архитектором Кабинета. Однако сначала он получает работу не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 году Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины II в Твери.

В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818).

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном.Его проекты имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).

Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819–1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1833), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси).

Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.

Архитектор умер 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище.

О́сип (Джузеппе) Ива́нович Бове́ (итал. Giuseppe Bova, фр. Joseph Bové; 24 октября (4 ноября) 1784, Петербург — 16 (28) июня 1834) — российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизма.

Родился в Петербурге,вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву.

Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения (1802—1807) у Ф. Кампорези, затем, ещё до пожара Москвы, работал под руководством М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери.

В 1814 году Бове был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Бове сумел на этом посту обновить облик древней столицы, с новым для Москвы размахом и по единому стилистическому замыслу. С помощью утверждённого в 1817 году генерального плана, Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи. В 1816 году Бове получает звание архитектора от совета Императорской Академии художеств и женится на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой.

Покровский храм (Пехра-Покровское)

Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкции Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построен Манеж (инженерная структура разработана А. А. Бетанкуром), создана Театральная площадь (1818—1824) с Большим (Петровским) театром (1821—1824; проект был доработан А. А. Михайловым). За пределами центра Бове строит Градскую больницу за Калужской заставой (1828—1833). Триумфальные ворота, возведенные по проекту Бове у Тверской заставы (1827—1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.

Умер Бове в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: