Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.7.1. «История управленческой мысли»

по направлению подготовки

38.03.02 «Менеджмент»

профиль «Финансовый менеджмент»

 

бакалавр

квалификация

очная, заочная форма обучения

заочная (ускоренное обучение на базе СПО)

 

Ростов-на-Дону, 2017 г.


Автор – составитель:

д.п.н., профессор кафедры

менеджмента

________________ Чекунова Е.А.

 

 

Заведующий кафедрой

менеджмента, к.э.н.

доцент ________________ Некрасова В.В.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

2. Объем и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

3. Содержание и структура дисциплины (модуля)

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

6.1.Основная литература

6.2.Дополнительная литература

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

6.4. Нормативные правовые документы

6.5.Интернет-ресурсы

6.6. Иные источники

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы

 

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

 

1.1. Дисциплина Б1.Б.7.1. «История управленческой мысли» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

ОПК–4 – способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации;

ОПК ОС -8 способность демонстрировать знания последних прорывных направлений в менеджменте и связанных с ними революционных открытий, технологий и продуктов

УК- 6 способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

 

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

 

- сформированы знания:

- общих понятий, целей и задач курса «История управленческой мысли»;

- особенностей теории и практики управления в России и за рубежом;

- эволюции управленческой мысли;

- современных концепций;

 

- сформированы умения:

- дифференцировать события и факты в истории управленческой мысли;

- определять причины возникновения, предпосылки и условия развития теории и истории управленческой мысли;

 

- сформированы навыки:

- выявления закономерностей в истории управленческой мысли;

- выявления механизмов управления;

- определения основных научных школ, направлений, подходов в теории менеджмента и истории управления.

 

1.3. Студенты также должны овладеть навыками:

- способность выявлять и анализировать концепции менеджмента;

- способность анализировать управленческие идеи в России и за рубежом.

 

Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина Б1.Б.7.1. «История управленческой мысли»относится к базовой части блока 1 учебного плана обязательных дисциплин подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профили «Финансовый менеджмент».

Дисциплина изучается на 1 курсе (2 семестр) для очной и на 2 курсе для заочной форм обучения, для заочной (ускоренное обучение на базе СПО) – на 1курсе во 2 семестре. Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы
(108 часов).

На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

- очной формы обучения – 36 академических часа (18 часов – лекции, 18 часов – практические занятия);

- заочной формы обучения – 8 академических часов (6 часов – лекции, 2 часа – практические занятия);

- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) - 6 академических часов (4 часов – лекции, 2 часов – практические занятия).

На самостоятельную работу выделено для студентов:

- очной формы обучения – 72 академических часа;

- заочной формы обучения – 96 академических часа;

- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) – 62 часов.

Промежуточная аттестация проводится:

- для очной формы обучения в форме зачета с оценкой;

- для заочной формы обучения в форме зачета с оценкой;

- заочной (ускоренное обучение на базе СПО) – в форме зачета с оценкой.

Содержание и структура дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения
Тема 1 Зарождение управленческих идей в древности. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока               опрос, реферат, контрольная работа
Тема 2 Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период).             опрос, тестирование
Тема 3 Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента             опрос, реферат, контрольная работа
Тема 4 Школа научного направления (1885-1920)             опрос, эссе
Тема 5 Административная (классическая) школа (1920-1950 гг)             диспут, опрос, эссе
Тема 6 Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) Синтетические и комплексные подходы к менеджменту             опрос, тестирование
Тема 7 Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время) Становление и развитие мотивационных теорий менеджмента             опрос, реферат, контрольная работа
Тема 8 Разработка научных основ управления в СССР и России во второй половине XX – начале XXI века             деловая игра
Тема 9 Развитие современной теории управления и задачи менеджмента в XXI веке              
Промежуточная аттестация             Зачет с оценкой
Всего:              
Заочная форма обучения
Тема 1 Зарождение управленческих идей в древности. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока               опрос, реферат, контрольная работа
Тема 2 Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период).             опрос, тестирование
Тема 3 Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента             опрос, реферат, контрольная работа
Тема 4 Школа научного направления (1885-1920)             опрос, эссе
Тема 5 Административная (классическая) школа (1920-1950 гг)             диспут, опрос, эссе
Тема 5 Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) Синтетические и комплексные подходы к менеджменту             опрос, тестирование
Тема 7 Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. – по настоящее время) Становление и развитие мотивационных теорий менеджмента             опрос, реферат, контрольная работа
Тема 8 Разработка научных основ управления в СССР и России во второй половине XX – начале XXI века             деловая игра
Тема 9 Развитие современной теории управления и задачи менеджмента в XXI веке              
Промежуточная аттестация             Зачет с оценкой
Всего:              
Заочная (ускоренное обучение на базе СПО)
Тема 1 Зарождение управленческих идей в древности. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока               опрос, реферат, контрольная работа
Тема 2 Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период).             опрос, тестирование
Тема 3 Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента             опрос, реферат, контрольная работа
Тема 4 Школа научного направления (1885-1920)             опрос, эссе
Тема 5 Административная (классическая) школа (1920-1950 гг)             диспут, опрос, эссе
Тема 5 Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) Синтетические и комплексные подходы к менеджменту             опрос, тестирование
Тема 7 Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время) Становление и развитие мотивационных теорий менеджмента             опрос, реферат, контрольная работа
Тема 8 Разработка научных основ управления в СССР и России во второй половине XX – начале XXI века             деловая игра
Промежуточная аттестация             Зачет с оценкой
Всего:              

Содержание дисциплины (модуля)

Тема 1 Зарождение управленческих идей в древности. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока

Древние цивилизации, формирование основ управления. Зарождение идей управления в Древнем Египте. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи. Законы Навуходоносора II. Основы иерархической организации в работах китайского ученого Сан Цу. Работы Платона. Идеи универсального характера управления Сократа. Вклад Ксенофонта в развитие управленческих идей. Катон Старший и его научные труды.

Общественное разделение труда. Традиционный взгляд на проблему в работах мыслителей Древнего Востока. Управленческий взгляд на проблему общественного разделения труда и прибавочного продукта в древнем мире. Изменение масштабов и сложности менеджмента в государстве Месопотамии. Анализ реформ Гудеа с позиций теории управления национальным хозяйством как организацией. Старовавилонский период истории (20-17вв. до н.э.) месопотамской цивилизации. Анализ эволюции управленческих взглядов в эпоху переходного периода. Внутренний обмен в Египте Переходного периода. Вклад индийской цивилизации в развитие идей менеджмента. Учение о хозяйстве и государственном управлении в труде Артхашастра

Тема 2 Управленческие идеи и практика в европейской цивилизации (доиндустриальный период).

Развитие идей управления в Древней Греции. Народное собрание Солон, его вклад в развитие идей менеджмента. Афинская демократия: свод законов Перикла. Методы управления эллинистическими государствами. Управленческая политика в работах Аристотеля. Греческая экономическая философия. Управление в Древнем Риме. Римский император Октавиан и его реформаторская деятельность. Методика управления в практике работы органа республиканского строя - народного собрания. Правление Августа. Управление в Средневековой Европе. Цех как общественная организация управления. Принципы управления в работах Н.Макиавелли. Работы Н. Макиавелли как основа теории бюрократии.

Тема 3. Промышленная революция и ее влияние на развитие менеджмента

Культурное Возрождение. Работа Смита. Макс Вебер. постулат экономической свободы. Дж.Локка «О гражданском правительстве» (1690 г.). Начало эпохи машинного производства. Индустриальный прогресс и его влияние на развитие управленческой мысли. Ж.Б. Сэй и открытие им четвертого фактора производства. Проблемы управления на ранней фабрике. Тексты по менеджменту Джеймса Монтгомери. Проблема управленческих кадров. Роберт Оуэн и Ричард Аркрайт - основы для планирования.

Тема 4. Школа научного направления (1885-1920)

Ф.Тейлор как основатель школы научного менеджмента. Прогрессивные методы и приемы работы в организации, предложенные Тейлором. Система дифференцированной оплаты труда в работах Тейлора. Позиция Тейлора по вопросам наличия профсоюзов в организациях. Система управления заданиями. Принцип единства команды. Система функциональных менеджеров. Система повышения производительности труда. Философия взаимного интереса. Принцип использования человеческих ресурсов. Синтез в научном менеджменте, разработанный Тейлором. Двенадцать принципов эффективности, разработанных Г. Эмерсоном. Концепция Г. Ганта, использование и внедрение в ней элементов менеджмента Ф. Тейлора. Революционное изобретение Г. Ганта

Тема 5. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг)

А. Файоль как основатель школы административной теории менеджмента. Универсальность организаторских функций, возможности их реализации в современном менеджменте. Особенности построения иерархии управления. 14 принципов управления Файоля. Элементы управления Файоля. Долгосрочное планирование и его эффективность в работах Файоля. Отличительные черты концепций Ф. Тейлора и А. Файоля. Элементы идеальной бюрократии М. Вебера. Типы законной власти М. Вебера. Рационально - юридические основы власти в организации М. Вебера.

Тема 6.Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) Синтетические и комплексные подходы к менеджменту

Элтон Мэйо и Хоторнские эксперименты. открытия исследователей Гарварда. Критика концепции Э. Мэйо. Новый взгляд на индустриального человека (по Мэйо и Ротлисбергу). Аномия как основная характеристика нового индустриального человека.

Человеческий эффект множителя в исследованиях Джэкоба Л. Морено и Курта Левина. Анализ принципов и методов лидерства в работах Рэнсиса Ликерта. Исследования Бэкка и их роль в развитии теории менеджмента. административное поведение и организационный анализ Г. Саймона. теории Г. Гоманса. процессуальный подход к управлению (Г. Фэйо. Р. Дэвис и Л. Гулик). Теории планирования в организации в работах У. Ньюмана. Принципы управления Дж. Терри. роли менеджера в деловом обществе сделал Питер Дракер. Д. МакФарланд. Джеймса Марша и Роберта Симона (1958) под названием Организация, за ней - работы Маршала Димока (1959), Мейсона Хейера (1959) и Джона Фиффера и Френка Шервуда (1960). Концепция 7S

Тема 7. Школа поведенческих наук (теория социальных систем 1950-е г. –по настоящее время). Становление и развитие мотивационных теорий менеджмента

Понятие мотивации. Мотивация как циклический процесс. Соотношение мотива и стимула. Иерархия потребностей А. Маслоу и ее использование для мотивации персонала. Достоинства и недостатки модели А. Маслоу и возможности ее применения в современном менеджменте. Мотивационная модель Врума. Мотивационная теория МакКлеланда-Аткинсона. Теория справедливости. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Сущность комплексной модели Портера-Лоулера.

Мотивационные теории российских ученых и возможности их применения в современном менеджменте (В.А. Ядов, Здравомыслов, Наумов, Кокин, Катульский, Беляева, Выготский, Виханский).

Тема 8. Разработка научных основ управления в СССР и России во второй половине XX – начале XXI века

Теоретико-методологические исследования в области управленческой науки. Вклад A.A. Богданова в развитие науки управления: «Очерки всеобщей организационной науки (тектология)». Формирование ведущих российских институтов менеджмента. (1921); «Организационная наука и хозяйственная планомерность» (1921); «Организационные принципы социальной техники и экономики» (1923 год). Основные понятия и методы организационной науки (принципы тектологии), разработанные А.А. Богдановым. О.А.Ерманский и его вклад в научный менеджмент: практическое применение закона организационной суммы. А. Гастев и его научная концепция социальной инженерии (социального инженеризма). Основные положения концепции ЦИТа. Эффективная система управления по концепции А. Гастева.

Тема 9.Развитие современной теории управления и задачи менеджмента в XXI веке

Условия и факторы возникновения и развития российского менеджмента. Основные этапы формирования теории и практики российского менеджмента. Анализ теоретических концепций и практического опыта основных отечественных школ и систем менеджмента. Влияние национально-исторических факторов на многообразие моделей современного российского менеджмента. Развитие теории и практики управления в России. Национальные особенности российского менеджмента. Анализ современного управления, пути и перспективы его дальнейшего развития и совершенствования.

Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

 

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

 

4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.7.1. «История управленческой мысли», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

 

- при проведении занятий лекционного типа:

- контроль посещаемости занятий;

- участие в дискуссии;

 

- при проведении занятий семинарского типа:

- контроль посещаемости занятий;

- качество выполнения эссе и творческих исследовательских работ;

- результаты прохождения тестирования;

- уровень и качество выступлений и участия в дискуссии;

- уровень и качество командной работы и выступлений при анализе мини-кейсов;

- уровень и качество подготовки и презентации докладов и рефератов.

 

4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме:

 

для очной, заочной формы обучения, заочной (ускоренное обучение на базе СПО) – в форме зачета с оценкой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: