Глава.Почему о дисциплине только сейчас?




Дети нуждаются в правилах.

Правила о правилах. Правила первое и второе.

«Золотая середина» — и четыре цветовых зоны. Правила третье, четвертое и пятое.

Вопрос о наказаниях.

Естественные и условные следствия непослушания.

Правило шестое. «Зона радости».

Трудные дети.

Четыре причины стойкого непослушания.

Как узнать причину?

Четыре разные стратегии.

На предыдущих уроках мы много говорили о чувствах и переживаниях детей и о том, какслушать, слышать, понимать и принимать их. Предвижу накопившееся нетерпение родителей: акогда же речь пойдет о дисциплине и послушании? Ведь есть же правила, которым детидолжны следовать, требования, которые они должны безусловно выполнять!

Нельзя с этим не согласиться. Конечно, такие правила и требования есть, и пришло времязаняться их обсуждением. Почему же только сейчас? На это есть веские основания: без уменияучитывать эмоции и переживания, интересы и потребности ребенка, да и свои собственные,родители не могут наладить дисциплину. Благодаря предыдущим урокам у нас появиласьнеобходимая база: новые знания и новые навыки общения. Мы не раз будем использовать их вэтом уроке.

Начнусодного«секрета»,которыйнекоторымродителямможетпоказатьсянеожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Этоделает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Вам, должно быть, знакомо, как нервничает и выбивается из ритма жизни груднойребенок, увезенный из дома на несколько часов «в гости», и как он успокаивается, попав домой,в привычную обстановку.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые.

Вспоминаю одну трогательную сцену. Мама с полуторагодовалым малышом вышлагулять. Открыв дверь подъезда, она так и оставила ее нараспашку. Сделав несколько шагов,малыш беспокойно оглянулся, вынул свою ручонку из руки мамы, нетвердыми шагами пошел кдвери и, приложив некоторые усилия, закрыл ее. Порядок был восстановлен. Взглянув на маму,я увидела ее смущенную улыбку.

Все, конечно, сталкивались с другим примером хорошего"консерватизма" детей, ихстремлением повторять привычное: вы читаете дошкольнику книжку или рассказываете сказку.Прежде всего удивляет, что эти книжка или сказка ему не надоедают: он готов слушать ихбесконечное число раз, хотя знает уже всенаизусть. И попробуйте что-нибудь изменить втексте — сразу же последует протест: «Нет, ты здесь пропустил», «Нет, он сказал не так, а воттак...»

Приведу один случай из личного опыта, который показывает, как нарушение порядкаможет совершенно расстроить и даже напугать ребенка.

Однажды меня попросили посидеть с девочкой трех лет. Ее родители, мои друзья,решились впервые за последние три года выбраться в театр. До этого я редко видела девочку,но знала, что она была довольно тревожной. Однако родители рассчитывали на мою«психологическую квалификацию», да и я, признаться, тоже. «Давай поиграем во что-нибудьочень интересное, — предложила я, — например, в домик!».Воспоминания из собственногодетства и наблюдения за Другими детьмипозволяли надеяться, что девочке игра понравится.«А как это?»— робко спросила девочка. И тогда я с энтузиазмом приступила к показу «какнадо». Перевернула несколько стульев, сдвинула их вместе и накрыла сверху одеялом.Попыталась еще поставить внутрь «домика» настольную лампу... И тут услышала резкий плачдевочки: «Сейчас же поставь все на место!»— кричала она, напуганная до полусмерти. Ужепотом я узнала, что ее родители никогда не допускали в доме подобных беспорядков.

Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них.Один подросток с горечью признался, что родители его совсем не любят, так как позволяют емуслишком многое, включая и то, что запрещается другим ребятам. «Им, по-моему, просто нет доменя дела», — печально заключил мальчик.

Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условияхзаведенного порядка иопределенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок иправила нарушать? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели, учителя?

Можно назвать много причин, их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. О нихмы поговорим позже, в конце урока. Сейчас скажу только, что на самом деле дети восстают непротив самих правил, а против способов их «внедрения» (согласитесь, само это привычное дляслуха слово уже указывает на силовые методы). Поэтому давайте сформулируем вопрос иначе:как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?

Думаю, что о такой дисциплине мечтает каждый родитель. Это, безусловно, самая труднаяи тонкая задача воспитания. Ведь от способа ее решения зависит, вырастет ребенок внутреннесобранным и ответственным человеком или нет

Естьнесколькоправил,которыепомогаютналадитьиподдерживатьвсемьебесконфликтную дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.

 

Правило первое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: