АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ПРИ ГОЛОСОВАНИИ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ




УДК 342.843

Кайнов В.И. д.ю.н., профессор кафедры конституционного и муниципального права Владимирского филиала РАНХиГС

Бикбаева Светлана Валентиновна

Bikbaeva Svetlana V.

магистрант группы Юмз-416, bsv25440@yandex.ru

+7 920-930-86-10

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫРЕАЛИЗАЦИИ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ПРИ ГОЛОСОВАНИИ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

Аннотация: в статье проводится анализ актуальных проблем реализации активного избирательного права при организации голосования избирателей вне помещения для голосования. Предлагается ряд решений для совершенствования избирательного права в части, регулирующей порядок голосования избирателей вне избирательного участка, способствующих оптимизации и повышению эффективности работы участковой комиссии при организации голосования избирателей вне помещения для голосования.

Ключевые слова: адрес места жительства,активное избирательное право, выборы, голосование вне помещения для голосования, день голосования, заявление избирателя, избирательный бюллетень, специальный реестр, тайное голосование.

Abstract: the article analyzes actual problems of implementation of the active electoral rights at the organization of voting of electors outside the premise for voting. A number of solutions to improve electoral law in the part regulating the procedure of voting of voters outside polling stations, helping optimize and increase the efficiency of work of the precinct election Commission in the organization of voting of voters outside the polling station.

Keywords: the address of the place of residence, suffrage, elections, voting outside the premises for voting, election day, statement of the voter, a ballot, a special register, voting by secret ballot.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме [3, п.2 ст.32]. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах регулируется Федеральным законом от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), во Владимирской области Законом Владимирской области от 13 февраля 2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее – Избирательный кодекс), в соответствии с которыми гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В случае, если избиратели по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, нахождение в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых) не могут самостоятельно прибыть на избирательный участок для голосования, статьей 66 Федерального закона закреплена обязанность участковой комиссии обеспечить возможность реализации активного избирательного права таким избирателям.

Практика применения положений федерального и регионального законодательства о выборах в части, регулирующей порядок голосования избирателей вне избирательного участка, показывает ряд ключевых проблем, требующих совершенствования законодательства о выборах, способствующего оптимизации и эффективной организации избирательного процесса.

Одной из таких проблем является соблюдение тайны волеизъявления при голосовании избирателей вне помещения для голосования, решение которой позволит повысить доверие всех участников избирательного процесса к «голосованию на дому», так как многие считают, что возможность фальсификации результатов голосования наиболее высока именно при проведении голосовании вне избирательного участка. Зачастую заполнение избирательного бюллетеня происходит в присутствии родственников, соседей, а также членов участковых комиссий, наблюдателей. На избирательном участке имеются специально оборудованные места – кабины для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением простых карандашей. При использовании на выборах комплексов электронного голосования (КЭГ), устройства сенсорного голосования переносные (аналог переносного ящика для голосования) снабжены специальными компактными шторками, способными обеспечить тайну голосования. Таким образом, решение данной проблемы возможно путем применения электронного голосования, либо обязательного сложения избирательного бюллетеня лицевой стороной внутрь перед опусканием в опломбированный переносной ящик.

Также, следует отметить проблему отсутствия информационных материалов о зарегистрированных кандидатах, политических партиях при проведении голосования вне помещения для голосования, причем наличие информационных стендов в помещении для голосования или непосредственно перед ним, на которых размещается строго определенный законодательством объем информации о кандидатах и политических партиях является обязательным [4, п.3 ст.61].

Случай из практики показывает остроту проблемы. В период избирательной кампании по выборам депутатов Совета народных депутатов Камешковского района шестого созыва в 2015 году, при голосовании на дому пожилая женщина просила членов участковой комиссии напомнить ей о зарегистрированных кандидатах. В связи с этой просьбой избирателя один из членов комиссии с правом решающего голоса, проводивший голосование вне избирательного участка стал зачитывать информацию о кандидатах по избирательному бюллетеню, в процессе чего избиратель прерывает члена комиссии, говорит о достаточном объеме полученной информации. Присутствовавший в это время наблюдатель от кандидата, фамилия которого имелась в данном избирательном бюллетене посчитал это нарушением законодательства, не соблюдение равенства всех кандидатов, а действия члена участковой комиссии расценил как агитацию. Было подано административное исковое заявление в районный суд, в одной из частей которого обжаловались вышеуказанные действия члена комиссии. Суд посчитал доводы истца необоснованными и оставил иск в этой части без удовлетворения. Во избежание таких споров и разногласий среди участников избирательного процесса, возможным решением этой проблемы может стать обязательное наличие у членов участковой комиссии при проведении голосовании вне помещения информационного плаката, информационной брошюры (буклета) о зарегистрированных кандидатах, политических партиях, позволяющих сделать осознанный выбор.

Следующим спорным вопросом, который имел место быть при проведении муниципальных выборов на территории Камешковского района в 2015 году и заслуживает внимания, является личное присутствие зарегистрированного кандидата при проведении голосования вне помещения для голосования с целью наблюдения за надлежащим исполнением законодательства. Согласно требованию пункта 14 статьи 66 Федерального закона при проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами [4, п.14 ст.66]. Вроде норма звучит однозначно, но спорность вопроса заключается именно в том, что многие зарегистрированные кандидаты и представители политических партий при этом еще и руководствуются пунктами 1 и 3 статьи 30 Федерального закона, которая позволяет кандидатам присутствовать в день голосования с начала работы участковой комиссии и при осуществлении участковой комиссией работы с избирательными бюллетенями и другими избирательными документами [4, п.1,3 ст.30]. При изучении судебной практики по данному спору было проанализировано аппеляционное определение Тверского областного суда от 15 января 2014 г. по делу № 33-155, в котором изложено, что системное толкование норм права позволяет сделать вывод о том, что кандидат, участвующий в выборах, не наделен правом выступать в качестве наблюдателя за действиями избирательной комиссии, в том числе и в день голосования, а также не может присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования [1].

Еще одной проблемой, требующей, на мой взгляд, четкого закрепления в законодательстве это утверждение формы специального реестра заявлений (устных обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, в котором фиксируются все заявления (устные обращения) избирателей, также переданные с помощью другого лица. В настоящее время в период избирательных кампаний форма реестра рекомендуется избирательной комиссией, организующей выборы.

Законодательством предусмотрено, что при регистрации устного обращения в реестре указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. Требование регистрировать все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре действует с марта 2016 года. Ранее этот момент не был урегулирован. По вопросу оформления реестра возникает много разногласий между участниками избирательного процесса. Утверждение единой формы реестра регистрации заявлений (устных обращений) о предоставлении возможности голосования вне помещения для голосования позволит повысить гарантии общественного контроля при проведении голосования вне избирательного участка.

Ведение наблюдателями фото- и (или) видеосъемки при проведении голосования вне помещения для голосования также требует определенного правового регулирования, так как на данный момент действует нормативный правовой акт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, регламентирующий порядок ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки только в помещении для голосования [5].

Считаю, что решение представленных проблем при реализации активного избирательного права в части, регулирующей порядок голосования избирателей вне избирательного участка, позволит повысить уровень доверия и легитимности избирательного процесса, а также будет способствовать оптимизации и повышению эффективности работы участковой комиссии при организации голосования избирателей вне помещения для голосования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: