Эксплуатационные мероприятия по поддержанию надежности




Условия эксплуатации машин оказывают решающее влияние на показатели их надежности. В связи с этим эксплуатационным мероприятиям, обеспечивающим заданные доремонтные и межремонтные сроки службы машин, инженерно–техническими работниками предприятий должно уделяться первостепенное значение.

Главные условия эффективного использования машин и обеспечения их высокой надежности:

постоянные кадры механизаторов и уровень их квалификации;

обеспечение высокой заинтересованности за конечные результаты работы и сохранности техники;

организация работы по методу арендного подряда в составе коллективов интенсивного труда, бригад, звеньев и механизированных отрядов;

широкое внедрение поточно–циклового метода организации выполнения механизированных работ.

Обеспечение требуемых показателей долговечности и безотказности машин непосредственно в эксплуатации зависит от:

своевременного проведения производственной обкатки новых и отремонтированных машин в хозяйствах и подготовки их к строительным работам;

организации систематического технического обслуживания машин и их диагностирования;

проведения периодических технических осмотров состояния машин, агрегатов и узлов;

обеспечения нормального режима работы (особенно в зимнее время года), т. е. нагрузки, скорости, теплового режима и т. д.;

контроля и постоянного обеспечения достаточной герметизации агрегатов, узлов и систем для предупреждения попадания в них абразива;

выполнения всех рекомендаций заводов–изготовителей по обслуживанию и применению топлив, картерных масел и смазок, соответствующих марок;

периодической очистки двигателей и агрегатов трансмиссий от продуктов изнашивания, нагара и абразивных частиц;

соблюдения установленных правил хранения;

создания в хозяйствах и объединениях необходимой ремонтно–обслуживающей базы;

четкой организации работы инженерной и диспетчерской служб хозяйств строительных организаций.

Обкатка новых (отремонтированных) машин в хозяйствах. Своевременная обкатка закладывает основы длительной и безотказной работы машин. Ее необходимо проводить в течение 60 ч при постепенном повышении нагрузки (в соответствии с рекомендациями заводов–изготовителей или ремонтных предприятий).

Производственная обкатка строительных и дорожных машин (СДМ) состоит из опробования работы двигателя без нагрузки (15...20 мин) с проверкой функционирования контрольных приборов; обкатки СДМ без нагрузки (5...7 ч, по полчаса на каждой передаче); проверки работы гидросистемы (15...20 мин) и обкатки СДМ на всех передачах с постепенным повышением нагрузки (7 ч – 15...20% нагрузки, 14 ч –30...40% нагрузки, 18 ч –50...60% нагрузки и 14 ч – 75% нагрузки).

Обкатку СДМ под нагрузкой обычно сочетают с выполнением транспортных работ, не требующих значительных тяговых усилий. Легкие транспортные работы особенно рекомендуются для СДМ в первые 20...25 часов. Во время обкатки надо постоянно контролировать работу двигателя и всех агрегатов на отсутствие повышенного нагрева, шумов и стуков, утечек смазки и т. д. Также необходимо тщательно выполнять все операции ежесменного технического обслуживания (ЕО).

По завершении обкатки снимают ограничение мощности и проводят первое техническое обслуживание с заменой смазки в двигателе и во всех агрегатах и узлах трансмиссии и ходовой части. Первое техническое обслуживание необходимо завершить обстоятельным контрольным осмотром машины с применением современных средств технического диагностирования.

При проведении обкатки СДМ в зимнее время рекомендуется применять смесь определенных для данной машины картерных масел с дизельным топливом (25%).

Первые 50...60 ч эксплуатации после производственной обкатки СДМ должен находиться под особым наблюдением инженера по эксплуатации, механика или помощника бригадира по технике.

Организация систематического технического обслуживания машин и их диагностирования. Правильно организованное техническое обслуживание – основное условие обеспечения надежной, экономичной и длительной работы машин.

Система технического обслуживания машин предусматривает проведение ежесменных (через 8...10 ч), сезонных (2 раза в год) и периодических технических обслуживаний. Системой технического обслуживания для тракторов новых марок определена следующая периодичность технического обслуживания: ТО–1 – 125, ТО–2 – 500 и ТО–3 – 1000 мото–часов.

Наиболее высокой эффективности использования СДМ и обеспечения надежной его работы добиваются организации, в которых существует прогрессивная форма учета продолжительности работы СДМ и определения конкретных сроков проведения технических обслуживаний (жетонная система), а также организованы стационарные пункты технического обслуживания и созданы звенья мастеров–наладчиков, работающие по бригадному подряду, широко используется необходимое для проведения обслуживания моечное, смазочное, регулировочное и диагностическое оборудование, приборы, оснастка и передвижные средства механизации. К ним относятся: комплекты стационарных средств технического обслуживания КСТО–1 и КСТО–2; стенды для испытаний дизельной топливной аппаратуры КИ–15711 и КИ–15716, гидросистем КИ–4815М, электрооборудования КИ–968, комплект диагностических средств КИ–13919 и др.

Для обслуживания топливной аппаратуры созданы установки по приготовлению топливно–водяной эмульсии, обеспечивающие раскоксовывание форсунок и деталей цилиндропоршневой группы дизелей без их разборки, а также стенды ОР–15702 для ультразвуковой очистки от нагара распылителей форсунок, стенды КИ–15708 и КИ–22203 для послеремонтной приработки и регулировки форсунок.

В процессе проведения ТО–1 и ТО–2 строительных и дорожных машин в условиях удаления от эксплуатационной базы рекомендуется использовать передвижные агрегаты технического обслуживания: АТО–А на шасси автомобиля, АТО–П на тракторном прицепе и АТО–С на самоходном тракторном шасси.

Для устранения неисправностей и проведения ремонтных работ в полевых условиях рекомендуется широко использовать в эксплуатации передвижные ремонтные мастерские, оборудованные на шасси автомобилей различных марок.

Организации, не имеющие необходимой материально–технической базы, принимаются на комплексное техническое обслуживание межхозяйственными и специализированными предприятиями УМ, на которые возложено проведение периодического технического обслуживания автомобилей на СТО, энергонасыщенных тракторов, а так же оборудования и машин, используемых на строительных объектах, и другой сложной техники.

В условиях строительного производства техническое обслуживание должно быть единым объектом планирования и управления качеством на основе единой инженерной службы, на базе АСУ.

В целях обеспечения высокой эксплуатационной надежности машин и эффективной их работы обязательно при ТО–1 и ТО–2 и особенно ТО–3 диагностирование машин и их агрегатов (узлов) с сохранением заданных эксплуатационных характеристик, особенно по требуемой мощности, расходу топлива, безопасности движения и др.

Для обеспечения высокой надежности машин при их диагностировании следует уделять особое внимание контролю систем очистки воздуха, топлива и масла в соответствии с рекомендациями заводов–изготовителей и практическим опытом.

Периодические технические осмотры – составная часть общей системы технического обслуживания машин. Их проводят один–два раза в год представители Ростехнадзора и Государственной автомобильной инспекции с участием ИТР. Проведение технических осмотров машин в значительной мере способствует улучшению деятельности инженерно–технических служб предприятий, повышению надежности и эффективности используемой ими строительной и дорожной техники.

Обеспечение нормального режима работы. Перегрузки машин (по нагрузке и скорости), неправильные зазоры в подшипниках, сопряжениях шестерен, шлицевых и других контактных поверхностях деталей вызывают нарушение температурного режима работы трущихся поверхностей и условий смазывания деталей.

Наиболее высокие удельные нагрузки на детали машин и крайне ухудшенные условия их смазывания наблюдаются при начальных пусках двигателей и включении агрегатов трансмиссий, особенно в зимнее время (при температуре ниже +5°С). Несколько минут такой работы вызывают износы, которые могли бы возникнуть за десятки и даже сотни часов нормальной эксплуатации машин, а часто вообще приводят к аварийным явлениям.

Средства, обеспечивающие установленный тепловой режим работы двигателей (температура воды и масла 75...95°С) и нормальные условия зимней эксплуатации машин:

организация теплых стоянок;

использование электрических подогревателей масла;

применение систем воздушного и водяного подогрева машин, хранящихся на открытых площадках, с помощью теплогенераторов, газовых горелок;

подача к машинам подогретой охлаждающей жидкости

Отрицательное влияние на работу машин, особенно автотракторных двигателей и двигателей других СДМ, оказывает также их перегрев, который может наблюдаться в жаркие летние месяцы, при ухудшении работы узлов системы охлаждения (вентилятора, радиатора, водяного насоса) и образовании в ней накипи, а также из–за перегрузок, ненормальной работы топливной системы, неправильных регулировок и других причин.

Перегрев так же, как и переохлаждение двигателей, вызывает интенсивное изнашивание деталей, особенно цилиндропоршневой группы, газораспределительного и кривошипно–шатунного механизмов, а в ряде случаев может приводить к возникновению аварийных дефектов (обрывам клапанов, трещинам в головках и блоках цилиндров и др.). Основное мероприятие, предотвращающее перегрев двигателя, – исключение причин, его вызывающих.

При низких температурах поверхности цилиндров могут также интенсивно изнашиваться из–за ухудшения условий их смазывания и коррозионного изнашивания.

Контроль и постоянное обеспечение достаточной герметизации агрегатов, узлов и систем машин для предупреждения попадания в них абразива является важнейшим фактор повышения долговечности техники.

При эксплуатации необходимо учитывать, что некоторые дизели оборудованы высокоэффективными системами очистки воздуха, топлива и масла.

Высокая трудоемкость обслуживания систем очистки воздуха, топлива и масла обусловлена тем, что не все двигатели снабжены фильтрами со сменными фильтр–элементами и быстро–съемными корпусами. Недостаточен уровень обеспечения систем очистки контрольно–измерительными приборами и датчиками предельного состояния, которые позволяют существенно повысить обоснованность проведения технических обслуживаний, снизить их количество и устранить возможность работы двигателей с предельно загрязненными агрегатами очистки.

В связи с отмеченными положениями возникает острая необходимость в выполнении следующих условий:

при доставке, хранении и заправке тракторов и других строительных и дорожных машин топливом и маслом не допускать смешивания нефтепродуктов, загрязнения их атмосферной пылью и осадками;

строго соблюдать сроки обслуживания систем очистки воздуха, топлива и масла, так как их нарушение приводит к предельному загрязнению фильтров и вследствие этого к смазыванию деталей двигателя загрязненным маслом через перепускной клапан, а также к прорыву шторы фильтр–элемента. Исследования показывают, что 50% времени работы полнопоточного фильтра очистки масла с частично открытым перепускным клапаном приводит к увеличению в 1,5 раза скорости износа деталей двигателя, а сроки службы плунжерных пар при прорванной шторе фильтра (без очистки топлива) уменьшаются в 8,5 раза;

следить за герметичностью впускного тракта после воздухоочистителя, особенно у двигателей с эжекторной системой очистки воздуха, так как ее нарушение приводит к значительному увеличению загрязненности воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, крупными частицами пыли, наиболее опасными с точки зрения износа. Коэффициент очистки в современных двигателях составляет 99,9%, поэтому проход через неплотности в соединениях впускного тракта всего 1% воздуха в 11 раз увеличивает поступление пыли в двигатель;

не допускать подтеканий топлива и масла, которые увеличивают общую загрязненность двигателя и вероятность дополнительного загрязнения топлива и масла при заправке и техническом обслуживании. Кроме того, при подтекании происходит своеобразная «фильтрация», когда чистое масло вытекает из системы, а загрязняющие примеси остаются. При дозаправке со свежим маслом в систему вносятся загрязнения. Исследованиями установлено, что, например, в гидросистему СДМ дозаправкой из–за утечек вносится 50% загрязнений.

В качестве других эксплуатационных мероприятий, повышающих долговечность машин за счет улучшения герметизации их узлов, могут быть рекомендованы: систематическая подтяжка креплений и контроль за возможной утечкой смазки, применение жидких уплотняющих прокладок, своевременная замена сальниковых уплотнений, а также периодическая очистка внутренних полостей картеров двигателей, узлов и агрегатов трансмиссии.

При эксплуатации машин в тяжелых условиях (повышенных запыленности и температуре окружающего воздуха) очищать воздухоочистители следует через 25...30 ч (вместо 60 ч), а центрифугу – через 120 ч (вместо 240 ч).

Для очистки смазочной системы дизелей рекомендуется использовать установку ОМ–2871 и др., а для снижения загрязненности трансмиссионных масел и жидкостей гидросистем – комплект оборудования ОМ–16394. Картонные фильтры воздухоочистителей дизелей можно очистить с помощью установки ОР–9971А. Для проверки герметичности впускного тракта и камер сгорания дизелей весьма эффективно устройство КИ–13948 и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: