Показатель | Значение показателя | |
по нормативному режиму | фактическое | |
Число рабочих дней в году | ||
Число нерабочих дней в году | ||
Коэффициент сменности | 1,68 | 1,5 |
Среднесуточное время работы, ч | 13,70 | 12,3 |
Среднегодовое время работы, ч | ||
Сверхнормативный простой машины, ч | – |
Данные, приведенные в таблицах, позволяют сделать следующее заключение.
1. Среднесписочное число экскаваторов
Nc=26826:365=73.5.
2. Среднегодовое число дней работы экскаваторов
Dф=18521:73,5=252.
3. Среднесуточное время работы экскаваторов
tф=227808:18521=12,3.
4. Коэффициент сменности
Ксмф=12,3:8,2=1,50.
5. Среднегодовое число часов работы экскаваторов
Тфч=252·12,3=3100.
6. Показатель выполнения годового режима работы экскаваторов
Кг=(252:215)100=117,2%.
7. Показатель использования экскаваторов по времени
Кч=(3100:2945)100=105,2%.
8. Коэффициент использования календарного времени
Кв=3100:8760=0,35.
Полученные значения показывают, что годовой режим работы экскаваторов перевыполнен на 17,2%, а использование экскаваторов по времени– на 5,2%. Каждый экскаватор отработал сверх установленной нормы 155ч, а вся группа – 11392 ч. Нерабочие дни по каждому экскаватору сокращены на 37 дней (или на 32,6%) за счет сверхнормативного сокращения простоев машин в выходные дни, по непредвиденным причинам, а также при перебазировках и проведении ТО и ремонтов машин.
Наряду с внешне положительными результатами видим, что число дней работы экскаваторов в году увеличилось на 17,2%, а число часов рабочего времени – лишь на 5,2%. Отставание в перевыполнении плана по увеличению часов рабочего времени экскаваторов в году на 12% говорит о сверхнормативных часах простоя машин на объектах строительства. Ниже плановых значений и среднесуточное время работы экскаватора, а также коэффициенты сменности и использования календарного времени. Каждый среднесписочный одноковшовый экскаватор в сутки сверхнормативно простаивает 1,4 ч (13,7–12,3), или 11,4% к отработанному времени.
Простой одного среднесписочного одноковшового экскаватора в году составил 353 ч (1,4х252), а всего парка одноковшовых экскаваторов – 25945 ч. В результате сверхнормативных простоев ежедневно в течение года простаивало 8,4 одноковшовых экскаватора.
Таким образом, анализ использования одноковшовых экскаваторов показывает, что в объединении есть еще большие неиспользованные резервы.
Анализ использования машин по времени в целом по всему парку позволяет получить обобщающие показатели и проводить сравнительную оценку использования всего парка машин. При анализе используют следующие нормативные и фактические средние арифметически взвешенные показатели: среднесписочное обезличенное число машин, число дней и часов работы одной обезличенной машины в году и в сутки, а также показатели выполнения годового режима, использования по времени и использования календарного времени одной обезличенной машины.
Плановое число дней Дром и часов Тчом работы в году одной усредненной обезличенной машины определяют по формулам:
где Nci – среднесписочное число машин i–й группы;
Dрi – плановое число рабочих дней в году i–й группы машин;
Nспм – общее среднесписочное число машин в парке;
Тчi – плановое число часов работы в году i–й группы машин.
Фактическое число дней и часов работы в году одной усредненной обезличенной машины исчисляют по итогом отчета строительной организаций.
После выявления усредненных показателей использования машин сопоставляют плановые и фактические и делают заключение об использовании всего парка машин по времени.
В качестве примера рассмотрим использование парка машин объединения (см. табл. 3.5).
Результаты расчета усредненных показателей сведены в таблицу 3.7. Усредненный годовой режим парка машин перевыполнен на 4,8%, а использование парка машин по времени недовыполнено на 10,2%. Отставание в выполнении плана по увеличению рабочего времени машин на 15% говорит о сверхнормативных часах простоя машин на объектах. Ниже плановых значений среднесуточное время работы машины и использование календарного времени. Каждая среднесписочная машина парка в сутки сверхнормативно простаивала 1,2 ч.
Простой одной среднесписочной машины парка в году составил 260,4 ч (217´1,2), а всего парка машин – 97051 ч (260,4´372,7). В результате сверхнормативных простоев ежедневно в течение года простаивало 43,6 машины. Последнее говорит о том, что в объединении имеются большие неиспользованные резервы.
Таблица 3.7.