Обычно этот механизм диагностируют при поступлении заявки от тракториста–машиниста, также при ТО–3 и перед ремонтом. Признаки износа соединений кривошипно–шатунного механизма – снижение давления масла и стуки
Стуки в соединениях кривошипно–шатунного механизма прослушивают автостетоскопом в зоне коренных и шатунных подшипников. При этом резко изменяют частоту вращения коленчатого вала с минимальной до средней.
Стук поршневого пальца прослушивается в зоне движения поршня.
Более точно оценить зазоры в соединениях кривошипно–шатунного механизма можно измерением суммарного зазора, т е сумме зазоров в шатунном подшипнике и в соединениях поршневой палец – втулка верхней головки шатуна и поршневой палец – бобышки поршня.
При диагностировании кривошипно–шатунного механизма (КШМ) на неработающем двигателе определяют зазоры в верхней и нижней головках шатуна с помощью устройства КИ–11140 (рис. 6.18), основание 5 которого при помощи быстросъемного фланца 4 закрепляется вместо форсунки.
Рис. 6.18. Схема устройства КИ–11140 для определения зазоров в кривошипно–шатунном механизме: 1 – индикатор; 2 – индикаторный штатив; 3 – оправка; 4 – съемный фланец; 5 – основание; 6 – кольцо; 7 – наконечник; 8 – струна |
Внутри корпуса устройства перемещается струна 8, соединенная с ножкой индикатора 1. Через специальный патрубок основания 5 камера сгорания шлангом соединяется с краном управления компрессорно–вакуумной установки, создающей избыточное давление или разрежение.
Для проведения измерений поршень в диагностируемом цилиндре устанавливают в положение ВМТ, струну 8 опускают до соприкосновения с поршнем и устанавливают шкалу индикатора 1 на нуль. При начале разрежения поршень начинает двигаться вверх, поочередно выбирая зазоры в соединениях КШМ: поршень – палец, палец – втулка верхней головки шатуна, шатунный вкладыш – шейка коленчатого вала. После остановки поршня по шкале индикатора определяют суммарный зазор в КШМ. Поскольку поршень перемещается ступенчато, можно определить составляющие суммарного зазора. Этот метод очень трудоемкий и требует наличия компрессорно–вакуумной установки (табл.6.5, 6.6).
Для определения суммарного зазора в КШМ на работающем двигателе применяют устройство КИ–13933, принцип контроля положения поршня в котором такой же, как в КИ–11140: ножка индикатора фиксирует положение поршня при помощи струны, а выбор суммарного зазора происходит под действием инерционных сил. Для проведения измерений КИ–13933 (рис. 6.19) устанавливают вместо форсунки на заранее прогретый двигатель, механизмом подачи 3 струну вводят в крайнее верхнее положение. Затем выключают подачу топлива и прокручивают двигатель пусковым устройством. Медленно опустив струну до соприкосновения с поршнем, которое определяют по вибрации стрелки индикатора, фиксируют это положение в качестве нуля шкалы индикатора и поднимают струну на 0,8…0,9 мм. Запустив дизель и установив минимальную частоту вращения, перемещают струну до соприкосновения с поршнем и по шкале индикатора определяют суммарный зазор в КШМ.
Рис. 6.19. Устройство КИ–13933 для определения
суммарного зазора в кривошипно–шатунном механизме:
Скоба; 2 – винт; 3 – механизм подачи струны
Таблица 6.5.
Допускаемые зазоры в кривошипно–шатунном механизме
Марка дизеля | Суммарный зазор, не более, мм при наработке | |||||
2000 мото/часов | 4000 мото/часов | |||||
Д1 | Д2 | Д3 | Д1 | Д2 | Д3 | |
ЯМЗ–240Б, ЯМЗ–238НБ | 0,68, | 0,56 | 0,40 | 0,79 | 0,70 | 0,52 |
СМД–62, СМД–60, А–01М, А–41, СМД–14 | 0,65 | 0,54 | 0,38 | 0,76 | 0,67 | 0,50 |
Д–240, Д–240Д, Д–50, Д–50Л, Д–65Н, Д–65М, Д–144, Д–21 | 0,61 | 0,50 | 0,35 | 0,71 | 0,62 | 0,46 |
Таблица 6.6.