Учет снабженческо-заготовительной деятельности




Составные части управленческого учета

 

Снабженческо-заготовительная деятельность занимает первоначальное положение на предприятии, так как это первый этап производства. В ней находят отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок, увеличение объема производства отдельных изделий, выбор метода закупки (производить самостоятельно или закупать у поставщика), эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений.[4, стр.47]

 

Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Материальные ресурсы определенного ассортимента и качества являются основой и необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции (работ, услуг).

 

Бесперебойная и ритмичная производственная деятельность, а, следовательно, и экономические показатели работы предприятия во многом зависят от состояния и успешной организации снабженческо-заготовительной деятельности. Несвоевременная поставка сырья, материалов и запасных частей ведет к нарушению ритмичности работы предприятий, простоям, требует дополнительных трудовых затрат, отражается на качестве выпускаемой продукции и ухудшает технико-экономические показатели производства. Сбои в поставках материальных ресурсов ставят под угрозу выполнение плана производства, вынуждают накапливать сверхнормативные запасы сырья и материалов в целях предотвращения простоев. Невыполнение планов поставок отрицательно сказывается на экономических показателях не только данного предприятия, но также смежных производств, занятых последующей переработкой вырабатываемой ими продукции.

 

Процесс снабжения представляет собой совокупность операций, обеспечивающих предприятие предметами труда, необходимыми для изготовления продукции. От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия. [14, стр. 120]

 

Основной задачей предприятия по организации и управлению снабженческо-заготовительной деятельностью является своевременное, бесперебойное и комплексное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в точном соответствии с утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен осуществляться при минимальных транспортно-складских расходах и наилучшем использовании материальных ресурсов в производстве.

 

В практике работы предприятий различают две формы снабжения: транзитную и складскую.

 

При транзитной форме снабжения предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, обрабатывающих или производящих. Применение этой формы экономически оправдано во всех случаях, когда потребленное на данный отрезок времени количество сырья и материалов равно транзитной норме или больше ее.

 

Складскую форму снабжения, при которой необходимые материальные ресурсы предприятие получает с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций, экономически целесообразно использовать для материалов, потребляемых в небольших количествах.

 

В настоящее время получили широкое распространение такие формы и методы обеспечения предприятия материальными ресурсами, как:

 

· товарно-сырьевые биржи;

 

· аукционы, конкурсы;

 

· оптовые закупки;

 

· регулярные закупки мелкими партиями;

 

· закупки по мере необходимости;

 

· снабжение производства по запросам;

 

· собственное производство и др.[14, стр. 121]

 

Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техническими ресурсами предприятие определяет исходя из особенностей ресурса, продолжительности его получения, количества предложений, качества и цены ресурса и других факторов. При определении формы обеспечения предприятия ресурсами следует изучать надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемой им продукции.

 

Снабжение предприятий материально-техническими ресурсами осуществляется отделами материально-технического снабжения.

 

К функциям отдела материально-технического снабжения относятся:

 

1. Планирование потребности предприятия в материально-технических ресурсах, необходимых для функционирования основных и вспомогательных производств, а также для эксплуатационного и капитального строительства;

 

2. Составление заявок и спецификаций на потребные материально-технические ресурсы и представление их в отделы материально-технического снабжения и плановые отделы;

 

3. Осуществление всей оперативной деятельности по реализации планов снабжения (заключение договоров, получение материальных ресурсов в соответствии с выделенными фондами и по договорам с поставщиками и др.);

 

4. Приемка, размещение, хранение, подготовка к отпуску и отпуск материально-технических ресурсов цехам и службам предприятия;

 

5. Установление совместно с планово-экономическим, техническим и финансовым отделами предприятия обоснованных и дифференцированных норм запасов материально-технических ресурсов и их доведение до работников складов;

 

6. Участие в разработке организационно-технических мероприятий по экономии материально-технических ресурсов, замене дефицитных сырья и материалов менее дефицитными;

 

7. Организация контроля за расходованием материально-технических ресурсов цехами и службами по их назначению;

 

8. Ведение оперативного учета остатков и движения материально-технических ресурсов, регулирование размера запасов и контроль за их состоянием. [14, стр. 122]

 

Организационная структура отдела материально-технического снабжения зависит от типа производства, его масштабов, номенклатуры потребляемых сырья и материалов, степени кооперирования с поставщиками и форм снабжения предприятия средствами производства.

 

На небольших предприятиях функции снабжения выполняют отдельные работники или группы в составе хозяйственного отдела предприятия.

 

На средних и крупных предприятиях их выполняют отделы материально-технического снабжения.

 

Организационное построение служб снабжения предприятий отличается большим разнообразием. В каждом конкретном случае оно варьируется в зависимости от размера и типа производства, объема и номенклатуры потребляемых материалов и изделий, уровня специализации и кооперирования, наличия транспортных путей и сети снабженческо-сбытовых баз в данном районе, территориального размещения предприятий и ряда других факторов. [14, стр. 123]

 

Управление материально-техническим снабжением на предприятии возлагается, как правило, на заместителя директора. В его подчинении находится отдел материально-технического снабжения, который обеспечивает согласованность действий всех отделов, служащих и должностных лиц организации по решению следующих задач снабжения:

 

- анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материально-технических ресурсов;

 

- определение методов и форм снабжения;

 

- выбор поставщиков материальных ресурсов;

 

- согласование цен на заказываемые ресурсы и заключение договоров с поставщиками;

 

- организация контроля качества, количества и сроков поставок ресурсов;

 

- организация размещения ресурсов на складах предприятия

 

Большинство из этих задач решается на стадии планирования материально-технического снабжения. Качественное планирование и информационное обслуживание снабжения решает также управленческую задачу по балансированию между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизации складских запасов.

 

При учете снабженческо-заготовительной деятельности принимаются следующие управленческие решения:

 

- по нормированию производственных запасов;

 

- по ускорению оборачиваемости производственных запасов;

 

- по оптимизации размера производственных запасов и размещения заказов;

 

- по эффективному использованию производственных запасов и др. [14, стр. 125]

 

2.2. Учет производственной деятельности

 

Управленческий учет производственной деятельности – центральное звено системы управленческого учета. Здесь сгруппирована информация о затратах по целям, функциям и их поведению. Значительное место в производственном учете отводится нормированию издержек – материальных, трудовых и накладных, а также способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом производственный учет организуется как единый процесс учета затрат и калькулирования.

 

Каждое предприятие в зависимости от особенностей технологии, техники, организации производства и труда, сложности и номенклатуры выпускаемой продукции может выбирать свою модель организации учета производства с применением соответствующих методов. На этом участке учета определяется себестоимость продуктов для различных целей управления. [4, стр.48]

 

Организация управленческого учета на предприятии в основном зависит от технологии и организации производства, характера выпускаемой продукции, структуры управления и других факторов, которые предопределяют процессы документального оформления хозяйственных операций, их систематизацию, обобщение и отражение, ведение синтетического и аналитического учета, разграничение и распределение затрат между незавершенным производством и готовой продукцией и т.д. [14, стр. 179]

 

В зависимости от характера технологического процесса все производства в самом общем виде можно разделить на добывающие и обрабатывающие.

 

К добывающим относятся производства, в которых осуществляется извлечение природного сырья путем добычи его из недр земли. В таких производствах отсутствуют затраты сырья и основных материалов на получаемый продукт. Для большинства добывающих отраслей характерны относительная непродолжительность производства, один передел, отсутствие промежуточного продукта – полуфабрикатов собственного производства, поэтому в них нет незавершенного производства или оно незначительно. В этих отраслях добывается относительно простая продукция и в большом количестве. Особенности добывающих производств предопределяют аналитический учет затрат и калькулирования себестоимости продукции. Так, производственные затраты учитываются по переделу в целом с подразделением в аналитическом учете по цехам, производственным участкам, а в необходимых случаях также и по видам выполненных работ. Все затраты отчетного периода по установленным статьям полностью и непосредственно относятся на количество добытой однородной продукции, образуя ее себестоимость.

 

Обрабатывающие отрасли превращают промышленное и сельскохозяйственное сырье в готовую продукцию или полуфабрикаты. В этих производствах изготавливается относительно сложная продукция. В них, как правило, всегда есть незавершенное производство.

 

Предприятия обрабатывающих отраслей перерабатывают сырье и материалы путем их химической или механической обработки.

 

К первому виду обработки сырья относятся производства, в которых готовый продукт получается путем последовательной обработки исходного сырья на отдельных, технологически прерывных стадиях, фазах или переделах, например, производство консервов и др. На таких производствах учет затрат ведется не только по процессу в целом, но и по отдельным технологическим переделам (фазам), а внутри них - по видам изготовляемых продуктов. Следовательно, возникает необходимость исчисления себестоимости и конечного готового продукта и полуфабрикатов – продукции того или иного передела, например, в пивоварении – солода и пива. [14, стр. 180]

 

Ко второму виду обработки сырья относятся производства, в которых готовый продукт получается путем

механической сборки заранее изготовленных отдельных деталей, узлов и других сборочных соединений. Для таких видов производств характерны сложность технологического процесса, большая номенклатура используемых компонентов и другие особенности, которые сказываются на построении производственного учета, выборе объектов калькулирования себестоимости и способов ее исчисления.

 

Под организацией производства следует понимать определенную организацию труда, расстановку рабочих и оборудования, движение материалов и полуфабрикатов, взаимную увязку работы на отдельных участках производства и операциях.

 

Различают поточную организацию производства и непоточную, или групповую, которые влияют на построение производственного учета.

 

Поточная организация производства является более совершенной. При такой организации все оборудование и рабочие места установлены по ходу в виде технологических линий, причем на каждой поточной линии выполняется полный цикл операций, связанных с обработкой деталей или изготовлением той или иной продукции. Поэтому на каждой поточной линии процесс обработки завершается выпуском деталей или готовой продукцией.

 

При непоточной организации производства, как правило, применяется групповая установка оборудования. При этом каждая группа оборудования выполняет одну или несколько операций, не имеющих законченного характера. Поэтому обрабатываемые детали, по необходимости, передаются от одной группы оборудования к другой, а нередко несколько раз возвращаются к одной и той же группе оборудования, что ведет к значительному увеличению длительности производственного цикла и межоперационных заделов незавершенного производства. [14, стр. 181]

 

В зависимости от роли, которую играет производство в выполнении программы выпуска продукции, его делят на основное и вспомогательное.

 

К основным относятся производства, изготавливающие профильную продукцию, для выпуска которой и создано данное предприятие. Продукция основных производств предназначается для реализации на сторону, и поэтому они имеют решающее значение для экономики предприятия.

 

Вспомогательные производства обеспечивают нормальную работу основных производств, предоставляя им определенного вида услуги или выполняя работы. Так, во вспомогательных производствах для нужд основных производств могут, например, вырабатываться приспособления, электроэнергия, сжатый воздух, пар, осуществляться ремонт оборудования, изготовление тары и т.п.

 

Деление производства на основное и вспомогательное позволяет раздельно осуществлять учет затрат на отдельных счетах: счет 20 «Основное производство» и счет 21 «Вспомогательные производства».

 

В зависимости от характера выпускаемой продукции различают три типа производства: индивидуальное, серийное и массовое. [14, стр. 182]

 

К индивидуальному производству относят предприятия, занятые выполнением индивидуальных заказов по изготовлению неповторяющихся экземпляров какой-либо продукции или выполнением ремонтных работ по заказам потребителей. Здесь учет затрат осуществляется по заказам.

 

К серийному производству относятся предприятия, занятые изготовлением продукции партиями или сериями. Серийное производство часто подразделяют на мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное.

 

Массовое производство – это производство непрерывно повторяющейся однородной продукции в течение длительного времени при строгой повторяемости производственного процесса на всех участках, линиях и рабочих местах. К таким производствам относят хлебопекарное, колбасное и др.

 

По характеру вырабатываемой продукции различают также простое и сложное производства.

 

Производство, состоящее из одного передела и предназначенное для производства одного вида продукции, называется простым производством.

 

Производство же, состоящее из ряда переделов и предназначенное для изготовления нескольких видов продукции, называется сложным. В сложном производстве после каждого передела выпускается полуфабрикат и лишь в последнем переделе – готовая продукция

 

На построение управленческого учета большое влияние оказывает также сезонность производства, объем и разнообразие выпускаемой продукции, принципы организации производственных цехов, уровень концентрации и специализация производства и другие факторы. [14, стр. 185]

 

2.3. Учет финансово-сбытовой деятельности

 

Коммерческо-сбытовая деятельность – это процесс, направленный на достижение коммерческой организацией своей основной цели на рынке товаров (работ, услуг). Продажа продукции является важнейшим показателем объема деятельности организации, характеризующим эффективность коммерческо-сбытовой деятельности. В процессе реализации завершается кругооборот средств, авансированных на производство. Реализация продукции, кроме того, является необходимым условием для возобновления цикла производства. Задержка в реализации продукции свидетельствует о том, что произведена продукция, ассортимент и качество которой не отвечают спросу потребителей.

 

Одним из условий получения прибыли является понимание руководителем организации того, что необходимо производить или закупать такой товар, который можно выгодно реализовать, а не тот товар, который можно произвести или закупить.

 

Для успешной реализации данного принципа необходима научно обоснованная система управления коммерческо-сбытовой деятельностью, которая позволяет провести:

 

· анализ рыночных возможностей;

 

· замеры объема спроса;

 

· сегментирование рынка;

 

· выбор целевых сегментов и позиционирования товара на рынке;

 

В рыночных условиях хозяйствования эффективная система управления требует рациональной организации коммерческо-сбытовой деятельности, которая в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. [14, стр. 266]

 

К основным объектам коммерческо-сбытовой деятельности организации относятся:

 

· покупатель (его возможности, потребности, запросы и предпочтения);

 

· товары (работы, услуги), предназначенные для реализации (их цена, качество, привлекательность для потребителя и др.);

 

· каналы товародвижения.

 

Следует отметить, что большинство российских производителей пока тяготеют к сбытовой ориентации. Такое положение вещей можно объяснить следующими причинами:

 

- товаропроизводители вынуждены концентрировать свои усилия на товаре, а не на нуждах потребителей, так как имеют весьма ограниченные инвестиционные возможности;

 

- широкий товарный ассортимент возможен при наличии гибких производств, внедрение которых сдерживается технологической отсталостью;

 

- превращение упаковки товаров в средство формирования спроса возможно при создании индустрии упаковочного производства, упаковываемых товаров;

 

- чтобы производственную программу определяли маркетологи, необходимо не только гибкое производство, но и наличие значительных производственных резервов, включая резервы производственных мощностей, финансовых ресурсов и др.;

 

- возможности использования цен рыночного равновесия и преимущественно неценовых методов конкуренции для отечественных товаропроизводителей ограничены отсутствием профессиональных маркетологов;

 

- сравнительно узкие горизонты планирования для наших бизнесменов определяются все еще сохраняющейся экономической и политической нестабильностью российского общества;

 

- этим же объясняется целевая ориентация бизнеса на максимизацию текущей прибыли, ее сокрытия для налогообложения, а не на получение долговременного эффекта от рыночной ориентации производства. [14, стр. 269]

 

Несомненным является тот факт, что цели сбыта, производны от цели предприятия, следовательно, прибыль, получаемая от сбытовой деятельности, по своей природе является предпринимательской прибылью. Достижение данной цели возможно при успешной реализации следующих задач в области сбытовой деятельности:

 

- производственные мощности оптимально загружены благодаря заказам потребителей;

 

- рационально выбраны каналы товародвижения;

 

- минимизированы совокупные затраты в хозяйственном цикле товара, включая расходы на послепродажное обслуживание и потребительский сервис.

 

Если предприятие хочет успешно действовать на рынке покупателя, оно должно вести дело таким образом, чтобы не зависеть от продажи того, что оно может изготовить, а производить то, что может продать с прибылью. В этих условиях управлять предприятием нужно, ориентируясь на рынок, а не на продукт. В центре такого образа мышления стоит покупатель с его желаниями и ожиданиями, которые следует удовлетворять как можно полнее. Чтобы для предприятия определить конкретную стратегию маркетинга, его руководству, прежде всего, необходимо разработать альтернативные варианты, в которых целесообразно сформулировать основы общей политики развития, включая и сбыт. Для этого целесообразно ответить на следующие вопросы:

 

- какой рынок (сектор) хочет освоить данное предприятие;

 

- за какие позиции рынка оно борется;

 

- какая стратегия маркетинга должна им применяться.

 

Избранный вариант должен служить стратегической основой маркетинга и к нему должны быть подобраны необходимые инструменты, т.е.: программа сбыта; цена и условия продажи; система сбыта; реклама и стимулирование продажи; логистика; сервис.

 

Успех сбыта будет зависеть от того, насколько правильно будут формироваться, и применяться эти инструменты.

 

Продажа, наряду с политикой сбыта, является частью системы сбыта. Ее задача состоит в установлении контакта с покупателями и побуждении их к покупке. Если данное действие недостижимо, то все остальные маркетинговые действия оказываются напрасными. [14, стр. 271]

 

Многие предприятия, до сих пор успешно функционирующие на рынке продавца, при переходе к рынку покупателя стали ощущать важность политики продажи для обеспечения эффективности сбыта. Рациональное формирование политики продажи требует точного знания факторов, определяющих актуальную сбытовую ситуацию. К ним относятся:

 

· конкуренция;

 

· учет запросов покупателей;

 

· наличие массового рынка;

 

· насыщенность рынка;

 

· частые изменения ситуации на рынке;

 

· производственная мощность предприятия;

 

· увеличение сбытовых издержек и др.

 

Коммерческо-сбытовая деятельность является посредническим звеном между процессами производства, распределения и потребления, в результате которой предприятие извлекает предпринимательскую прибыль.

 

Управление коммерческо-сбытовой деятельностью осуществляется посредством функций, которые условно можно объединить в четыре группы:

 

1) функции анализа, прогнозирования и планирования;

 

2) функции организации;

 

3) функции учета и контроля;

 

4) функции регулирования и стимулирования.

 

При организации управления коммерческо-сбытовой деятельностью необходимо учитывать влияние таких факторов, как:

 

· масштаб и номенклатура производства;

 

· количество и география потребителей;

 

· численность и интенсивность каналов распределения;

 

· характер и формы организации каналов товародвижения;

 

· имидж товаропроизводителя, его торговой сети и т.д.

 

Управление коммерческо-сбытовой деятельностью предприятия организационно осуществляется через отдел сбыта, структура которого зависит от объемов сбытовой деятельности, вида, характера отгружаемой продукции и целого ряда других факторов. Наиболее распространенной формой структурного построения отделов сбыта является функциональная, в состав которой входят группы маркетинга, сбыта и складов готовой продукции. Однако если предприятием выпускается широкий ассортимент продукции, отдел сбыта может дополняться группой по контролю за выполнением планов поставок отдельных ее видов. На небольших предприятиях могут быть организованы единые снабженческо-сбытовые отделы.

 

Успех системы управления коммерческо-сбытовой деятельностью во многом зависит от эффективности организации оперативной работы, в ходе которой уточняются и детализируются ранее составленные планы поставок, разрабатываются календарные задания по поставкам, согласовываются конкретные сроки отгрузки продукции и на этой основе составляются календарные графики поставки продукции. Кроме того, в процессе оперативной работы осуществляется контроль за ходом поступления продукции из производства, ее приемка, подготовка и отправка потребителям. В функцию отдела сбыта также входит транспортное обеспечение поставок, постоянная связь с потребителями, контроль за ходом поставок, представление своевременной отчетности о продажах. [14, стр. 273]

 

2.4. Управленческий учет организационной деятельности

 

Управленческий учет организационной деятельности необходим для удовлетворения требований менеджеров разных уровней управления в информации о собственных затратах, принципах формирования трансфертных цен, об оптимальном уровне специализации и разделении труда на предприятии, правильности выбора размеров подразделений и др.

 

Здесь составляют и контролируют исполнение смет расходов по организационной деятельности, проводят учетно-аналитические расчеты: критической точки объема производства, переменных и постоянных расходов, общей себестоимости, трансфертных цен, прибыли. Этот участок учета формирует сводную информацию по центрам затрат, ответственности и рентабельности. [4, стр. 48]

 

Управленческий учёт организационной деятельности промышленных предприятий включает в качестве своей основной задачи эффективное функционирование служб и отделов управления на основе сформированной и обработанной в соответствии с целевыми установками информации при оптимальном уровне расходов на обслуживание и управление производством. [17, стр. 152]

 

Организационная структура. Официально организационная структура находит свое выражение в штатном расписании. Фактически она обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности предприятия и усилий подразделений по выполнению основных задач и целей предприятия.

 

Полная организационная структура предприятия зависит от следующих факторов:

 

· характер производства и его отраслевые особенности, состав выпускаемой продукции, технология изготовления, масштаб и тип производства, уровень технической оснащенности предприятия;

 

· формы организации управления: линейная, линейно-функциональная, матричная;

 

· соответствие структуры аппарата управления и иерархической структуры производства;

 

· соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;

 

· соотношение между отраслевой (по продукту) и территориальной (по региону) формами управления;

 

· уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация работников, эффективность их труда. [17, стр. 153]

 

Наличие и влияние этих факторов на каждом предприятии сугубо индивидуальны и потому структура непрерывно совершенствуется. Число управленческих уровней в наиболее гибких организационных структурах доходит до четырех-пяти. Организационная структура определяет состав и соотношение различных уровней управления производством и формы этой организации.

 

Производственная структура предприятия показывает состав и структуру цехов, служб, их мощность, формы построения и взаимосвязи на каждом уровне управления производством.

 

Построение производственной структуры предприятия обусловлено типом и масштабами производства, сложностью технологических процессов, степенью и видами специализации цехов. Различают два типа производственных структур: структуру по продукту и технологическую структуру.

 

Производственная структура по продукту предполагает создание самостоятельных производственных подразделении, ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов.

 

Производственная структура, организованная по однородности технологических операций предполагает создание производственных подразделений, ориентированных на выполнение специальных технологических операций на однотипном оборудовании.

 

Конкретное хозяйственно-экономическое положение каждого подразделения определяется степенью его самостоятельности и предоставленных полномочий руководителю подразделения. Взаимодействие между внутренними подразделениями, между разными уровнями управления регулируются внутренним экономическим механизмом. [17, стр. 15]

 

Понятие внутреннего экономического (внутрихозяйственного) механизма включает в себя совокупность средств и инструментов целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития, как всего предприятия, так и его отдельных звеньев. К его основным элементам относятся: планирование, ценообразование, стимулирование, учёт, контроль и регулирование. Связь между элементами внутреннего хозяйственного механизма реализуется через систему показателей оценки и контроля за деятельностью подразделений предприятия, показателей измерения и оценки объема продукции и выполненных работ, через состав затрат, включаемых в собственные расходы подразделения и выявление результатов хозяйствования.

 

Организационная и производственная структуры предприятия и его внутрихозяйственный механизм являются базисом при построении управленческого учёта организационная деятельности.

 

В разных отраслях учёт организационной деятельности ведется по-разному. Общими принципами являются:

 

1. Удовлетворение потребностей управленцев разных уровней управления в необходимой для принятия решений информации.

 

Управленческий учёт как система должен быть организован на предприятиях в трех уровнях: нулевой, первый, последующие.

 

2. Обоснованность по отношению к каждому производственному подразделению, где возникают затраты принципа «затраты – объем переработки сырья — прибыль».

 

Затраты можно признать в достаточной степени обоснованными, если производственные мощности подразделений будут иметь оптимальную загрузку.

 

3. Обобщение информации по центрам возникновения затрат, ответственности и рентабельности.

 

Обязательным в сводном учёте является отражение собственных затрат подразделений, величины трансфертных цен на материальные ресурсы и готовую продукцию, уровня прибыли.

 

4. Контроль за объемом производства, собственными затратами и прибылью каждого подразделения базируется на исполнении планов и смет.

 

Построение учёта затрат в соответствии с организационной структурой позволит связать деятельность и ответственность конкретных лиц с результатами работы всего предприятия. В этом случае важным является принцип увязки смет структурных подразделений с общими сметами предприятия. [17, стр. 155]


Заключение

Важнейшим моментом при определении сущности управленческого учета, является аналитичность информации. В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия.

 

Понимание сущности управленческого учета позволяет выявить зависимость функций, выполняемых этим видом учета, от функций управления. Функции управления обычно состоят из: планирования, контроля, оценки, непосредственно организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования.

 

Управленческий учёт является важнейшей частью системы планирования и контроля предприятия, при помощи которого определяется рентабельность отдельных изделий и предприятия в целом. Управленческий учёт затрат носит краткосрочный характер и определяет калькуляционные издержки и калькуляционный экономический результат предприятия. При помощи управленческого учёта осуществляют экономически обоснованное ориентированное на будущее планирование экономических показателей, ценообразование, формирование производственной и сбытовой программ, контроль выполнения планов, оценку кредитоспособности и выработку системы отчётности.

 

При разработке системы управленческого учёта ее основополагающим признаком должен выступать учёт затрат по сферам деятельности в неразрывной связи с определением эффективности каждой сферы. Такой подход к организации учёта допускает выделение в качестве составных частей управленческого учёта:

 

· снабженческо-заготовительную деятельность;

 

· производственную деятельность;

 

· учёт финансово-сбытовой деятельности;

 

· управленческий учёт организационной деятельности;

 

Снабженческо-заготовительная деятельность в системе управленческого учёта занимает первоначальное положение, так как это первый передел производства. В ней должны найти отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок, увеличение объема производства отдельных изделий, выбор метода закупки (производить самостоятельно или закупать у поставщика), эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений.

 

Управленческий учёт производственной деятельности - центральное звено системы управленческого учёта. Здесь сгруппирована информация о затратах по целям, функциям и их поведению. Значительное место в производственном учёте отводится нормированию издержек - материальных, трудовых и накладных расходов, способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом производственный учёт организуется как единый процесс учёта затрат и калькулирования.

 

Учёт финансово-сбытовой деятельности — собирает, обрабатывает и формирует информацию об ассортименте выпуска продукции, его выгодности, о составе покупателей, рыночных тенденциях, расходах на рекламу, упаковку, о сроках хранения и количестве на складах готовой продукции. Составляются сметы затрат по отделам и сегментам финансово-сбытовой деятельности и контролируется их исполнение. На этом участке учёта определяют наиболее выгодны» для производства продукт, факторы, влияющие на размер маржинального дохода, как всего объема производства, так и отдельных продуктов.

 

Управленческий учёт позволяет правильно оценить существующее экономическое положение предприятия и построить ближайшие (краткосрочные) ц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: