Сравнение занимаемых от года к году регионами мест в «Рейтингах Трезвости Регионов» позволяет наглядно представить не только динамику изменений, но и показать последствия проводимой региональными властями антиалкогольной политики.
В трех исследования продолжают лидировать регионы, сохраняющие«положительные» значения по всем показателям.
По мнению авторов «Рейтинга Трезвости Регионов» особого внимания заслуживают не только регионы-лидеры, но и те регионы, которые демонстрируют положительную динамику на протяжении нескольких лет исследований. Успешные практики этих регионов требуют изучения, популяризации и тиражирования, как примеры наиболее эффективных мер в области противодействия алкогольной угрозе.
Таким образом, именно активные регионы, последовательно и эффективно осуществляя заботу о здоровье своего населения, качественно лучше изменяют ситуацию в области противодействия алкогольной угрозе, тем самым пополняя перечень наиболее «трезвых регионов», улучшая общую ситуацию в России в целом.
Вместе с тем с незначительными отличиями сохраняют позиции и наименее «трезвые» регионы, что свидетельствует о низкой эффективности антиалкогольной политики региональных властей. Такая негативная преемственность сигнализирует о необходимости принятия в этих регионах неотложных мер.
Падение регионов в рейтинге объясняется не только «отрицательными» значениями показателей. На фоне успешной деятельности активных регионов пассивные регионы,не принимающие действенных мер по усилению антиалкогольной политики, теряют значения показателей и тем самым ухудшают свое положение в рейтинге – демонстрируют недостаточный уровень заботы о здоровье своего населения.
В ряде регионов в 2016 году отмечалась либерализация антиалкогольного законодательства, вспышки отравлений алкогольной и спиртосодержащей продукцией, что в свою очередь оказало влияние на их ранжирование в рейтинге.
Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации - 2017 | ||||||
Субъект РФ | Балл | |||||
Место в рейтинге | Изменение места к предыдущему году | Место в рейтинге | Изменение места к предыдущему году | Место в рейтинге | ||
Чеченская Республика | 18,75 | * | * | |||
Республика Ингушетия | 19,42 | * | * | |||
Республика Дагестан | 20,28 | * | * | |||
Карачаево-Черкесская Республика | 25,67 | * | +21 | |||
Белгородская область | 25,79 | +3 | +5 | |||
Ростовская область | 26,57 | +4 | -4 | |||
Ставропольский край | 26,92 | * | +5 | |||
Астраханская область | 28,01 | +3 | +16 | |||
Волгоградская область | 28,07 | +3 | -3 | |||
Кабардино-Балкарская Республика | 29,22 | -5 | +3 | |||
Республика Мордовия | 29,32 | +5 | +20 | |||
Республика Татарстан | 29,33 | +6 | -2 | |||
Республика Калмыкия | 29,82 | -7 | +8 | |||
Мурманская область | 30,09 | -1 | +27 | |||
Курская область | 30,84 | -1 | +21 | |||
Калужская область | 30,85 | +21 | +2 | |||
Тюменская область | 30,90 | -2 | +18 | |||
Республика Северная Осетия - Алания | 31,01 | -9 | +2 | |||
Самарская область | 31,70 | +7 | -2 | |||
Владимирская область | 31,99 | +13 | +23 | |||
Свердловская область | 32,26 | +17 | -18 | |||
Новосибирская область | 32,48 | +17 | -16 | |||
Оренбургская область | 32,55 | -4 | +3 | |||
Чувашская Республика | 32,77 | +8 | +40 | |||
Ханты-Мансийский авт.округ-Югра | 32,91 | +20 | -2 | |||
Ленинградская область | 33,39 | +10 | +6 | |||
Томская область | 33,42 | +4 | -13 | |||
Саратовская область | 33,43 | -3 | -4 | |||
Рязанская область | 33,50 | -6 | +8 | |||
Республика Башкортостан | 33,61 | -9 | -2 | |||
Ярославская область | 33,65 | +30 | -7 | |||
г. Москва | 33,70 | -4 | -24 | |||
Ямало-Ненецкий авт.округ | 33,75 | +10 | +9 | |||
Республика Адыгея | 34,12 | -17 | +24 | |||
Новгородская область | 34,22 | +9 | +37 | |||
Тверская область | 34,26 | +14 | +13 | |||
г. Санкт-Петербург | 34,38 | -7 | -25 | |||
Хабаровский край | 34,49 | +25 | +6 | |||
Ульяновская область | 34,59 | +18 | -8 | |||
Омская область | 34,60 | -16 | +5 | |||
г. Севастополь | 34,62 | -21 | -13 | |||
Московская область | 34,64 | +14 | -39 | |||
Республика Марий Эл | 35,01 | +5 | +30 | |||
Тамбовская область | 35,08 | -22 | +28 | |||
Воронежская область | 35,13 | -18 | +7 | |||
Калининградская область | 35,41 | +8 | -10 | |||
Республика Алтай | 35,65 | +5 | +21 | |||
Орловская область | 35,96 | -1 | -9 | |||
Удмуртская Республика | 35,97 | +16 | -12 | |||
Псковская область | 35,98 | -9 | +7 | |||
Республика Тыва | 36,09 | -16 | +41 | |||
Республика Крым | 36,10 | -23 | -14 | |||
Брянская область | 36,11 | -11 | +19 | |||
Республика Саха (Якутия) | 36,13 | -20 | +36 | |||
Кемеровская область | 36,19 | +7 | -34 | |||
Ивановская область | 36,32 | +3 | +7 | |||
Еврейская автономная область | 36,47 | +1 | +27 | |||
Красноярский край | 36,54 | -12 | -16 | |||
Тульская область | 36,64 | -10 | +11 | |||
Смоленская область | 36,73 | -9 | -5 | |||
Республика Карелия | 36,75 | +19 | -13 | |||
Пензенская область | 36,83 | -22 | -14 | |||
Вологодская область | 37,28 | +1 | +7 | |||
Архангельская область | 37,48 | +8 | -10 | |||
Приморский край | 37,52 | -5 | -3 | |||
Камчатский край | 37,71 | +10 | +6 | |||
Липецкая область | 38,04 | -12 | -10 | |||
Челябинская область | 38,06 | -15 | -16 | |||
Сахалинская область | 38,15 | +9 | +1 | |||
Краснодарский край | 38,67 | -1 | -59 | |||
Костромская область | 38,99 | -4 | +10 | |||
Алтайский край | 39,94 | -1 | -20 | |||
Республика Коми | 40,19 | +10 | -9 | |||
Республика Хакасия | 40,28 | -6 | * | |||
Кировская область | 40,33 | * | -10 | |||
Забайкальский край | 40,46 | -3 | +2 | |||
Иркутская область | 40,79 | -7 | -23 | |||
Амурская область | 41,18 | +4 | -23 | |||
Курганская область | 41,72 | -13 | -8 | |||
Нижегородская область | 42,15 | -3 | -45 | |||
Пермский край | 42,44 | * | -17 | |||
Чукотский авт.округ | 42,66 | +2 | -4 | |||
Республика Бурятия | 43,94 | -4 | -24 | |||
Ненецкий авт.округ | 46,60 | -10 | +10 | |||
Магаданская область | 47,89 | * | -2 |
* - без изменений
Предложения по совершенствованию государственной политики по защите здоровья граждан Российской Федерации от алкоголя
Команда Федерального проект «Трезвая Россия» в качестве мер по усовершенствованию антиалкогольной политики в Российской Федерации предлагает действовать в рамках уже сформированных и поддержанных обществом в 2017 году следующих антиалкогольных социальных инициатив:
- продвижение законодательного механизма для введения возрастных ограничений по продаже алкогольной продукции с 21 года («Закон-21»);
- установление федерального законодательного запрета на продажу алкоэнергетиков по итогам успешной региональной законодательной практики;
- усовершенствование работы региональных исполнительных органов власти по борьбе с контрафактом и суррогатом алкоголя;
- развитие региональных систем «Спорта шаговой доступности»;
- активизация деятельности по развитию региональных «Социальных лифтов» для молодежи;
- социально-ответственное регулирование алкорынка (баланс акцизов и карательных мер в интересах здоровья общества, а не финансовой выгоды алкогольных картелей);
- ужесточение ответственности в сфере нелегального оборота алкогольной продукции, путем установления десятикратной имущественной ответственности правонарушителя к сумме выявленных нарушений;
- системное развитие единой, ясной, эффективной федеральной антиалкогольной государственной политики (согласованный социально-ответственный подход министерств и ведомств, субъектов законодательной инициативы);
- совершенствование мер профилактики употребления алкогольной продукции («Урок трезвости» Федерального проекта «Трезвая Россия»);
- внедрение стандартов реабилитации лиц, страдающих от алкогольной зависимости (стандарты реабилитации, разработанные Независимой НаркологическойГильдией);
- совершенствование института общественного контроля, в том числе в области общественных проверок оборота алкогольной продукции.
Команда Федерального проекта «Трезвая Россия» готова оказать субъектам Российской Федерации экспертную поддержку при выработке качественных мер в сфере защиты здоровья граждан России от алкоголя.