Предпродажное обслуживание выполняется за счет производителей техники на предприятиях системы фирменного обслуживания.
В нашей стране на отдельные виды машиностроительной продукции существуют ГОСТы на предпродажное обслуживание, определяющие его цели, задачи и состав работ, общие требования и методы контроля предпродажного обслуживания легковых и грузовых автомобилей, автобусов. Наличие ГОСТа на предпродажное обслуживание в автомобильном машиностроении, регламентирующего работу предприятий–изготовителей и фирм, осуществляющих реализацию автомобилей, направлено на защиту прав потребителей продукции. ГОСТа на предпродажное обслуживание строительных и дорожных машин в стране в настоящее время не существует, что негативно сказывается на качестве работы предприятий системы фирменного обслуживания.
Цель предпродажного обслуживания – это обеспечение комплектности и исправности машины, реализуемой покупателю.
Задачами предпродажного обслуживания являются:
идентификация машины и эксплуатационных документов;
расконсервация машины;
внешний осмотр, проверка комплектности машины;
монтаж комплектующих изделий, не устанавливаемых изготовителем на период транспортирования машины к месту продажи;
установка на машину (по договору между продавцом и покупателем) дополнительных сборочных единиц (приборов, приспособлений, оборудования);
проверка уровней и при необходимости заправка или дозаправка машины топливом, рабочими жидкостями, смазочными и другими эксплуатационными материалами;
проверка работоспособности машины;
проверка соответствия машины требованиям безопасности, эргономики и защиты окружающей среды;
регулировка при необходимости различных сборочных единиц и систем.
Перечень и объемы работ при предпродажном обслуживании зависят от модели и конструкции машины, т. е. на каждую модель машины должны быть составлены технологические карты, в которых указываются перечень выполняемых операций, необходимое оборудование, требуемая квалификация персонала и средняя трудоемкость работ. Технологические карты предпродажного обслуживания должны быть согласованы с изготовителем техники. Риск получения недоукомплектованной и технически неисправной продукции снижается при получении ее представителями торгующей организации непосредственно на предприятии–изготовителе.
Предпродажное обслуживание строительной, дорожной и коммунальной техники, смонтированной на базе автомобилей, должно проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.2.03–87, ГОСТ 25478–91 и заводскими инструкциями.
Идентификация включает в себя проверку соответствия марки машины, ее заводского номера, года выпуска, маркировки двигателя и рамы (для машин на базе автомобилей) информации, указанной в эксплуатационной документации, а также проверку наличия сертификата соответствия или одобрения типа транспортного средства.
Расконсервация машины должна выполняться в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.
Проверка эксплуатационной комплектности и внешний осмотр проводятся в целях контроля целости различных деталей и сборочных единиц, прочности их крепления, а также проверки наличия дефектов и целости пломб в местах, предусмотренных эксплуатационной документацией. Проверяется также комплектность ЗИП и машины в целом.
Монтаж на машину комплектующих изделий, снятых на период транспортирования, проводится согласно эксплуатационной документации.
Установка дополнительных сборочных единиц проводится при условии соблюдения требований безопасности техники, в том числе безопасности при эксплуатации, пожарной безопасности и безопасности для окружающей среды. Изменения в конструкции согласовываются с изготовителем.
Заправка и дозаправка машин ТСМ должна проводиться закрытым способом в соответствии с эксплуатационной документацией. Применяемые ТСМ должны быть снабжены сертификатами или иными документами, подтверждающими их марку и качество.
Проверка работоспособности машины проводится на стоянке и при движении. Пуск силовой установки осуществляется согласно эксплуатационной документации. При этом проверяют работу стартера и пускового подогревателя.
Проверка работоспособности машины включает в себя:
проверку устойчивости работы на холостом ходу и в переходных режимах силовой установки;
проверку работы контрольно–измерительных приборов, бортовых компьютеров, индикаторов, рулевого управления, рычагов и педалей в кабине;
проверку работы навесного оборудования и элементов привода, а также системы автоматики, предусмотренной конструкцией;
проверку работы муфты сцепления, коробки передач и элементов гидропривода трансмиссии.
Проверка выполнения требований безопасности должна проводиться и по машине в целом, и по отдельным системам, а также перед запуском, при работающей силовой установке и после ее остановки.
По машине в целом проверяют:
затяжку и фиксацию соединений, которые должны исключать самопроизвольное ослабление;
нет ли трещин и повреждений деталей и сварных соединений;
исправность замков, а также фиксацию дверей и капота в открытом и закрытом состояниях;
исправность тягово–сцепного и опорно–сцепного устройств, а также страховочных тросов (цепей);
фиксацию рабочего оборудования в рабочем и транспортном положениях.
По тормозной системе проверяют:
срабатывание тормозных устройств при пробном включении и выключении;
тормозной путь;
неподвижность на уклоне.
По органам управления проверяют:
фиксацию (невозможность самопроизвольного включения и выключения) рычагов переключения передач и управления рабочим оборудованием и нет ли деформации органов управления; свободный ход рулевого колеса.
По ходовому оборудованию проверяют:
давление воздуха в шинах;
высоту (глубину) рисунка протектора;
натяжение гусеничных цепей (предусмотренных конструкцией); прочность элементов соединения ходового оборудования;
нет ли местных повреждений шин (пробоев, разрывов, порезов сквозных и несквозных), расслоения каркаса, отслоения протектора и боковины шин, дефектов на поверхности дисков, ободов и колец (деформации, трещин и т. д.);
соответствие установленных шин по размерам и допустимой нагрузке заводской документации; идентичность шин, установленных на одной оси;
нет ли посторонних предметов в протекторе, боковинах и между сдвоенными шинами; соответствие установленных шин климатическим условиям.
По силовой установке проверяют:
соответствие уровня топлива, масла и охлаждающей жидкости в заправочных емкостях требованиям эксплуатационной документации;
пуск и работу на различных оборотах коленчатого вала;
исправность системы выпуска отработавших газов (по отсутствию прорыва газов и искр в местах соединения);
исправность контрольных приборов и индикаторов; исправность запоров горловин, топливных баков и радиаторов;
нет ли раковин, закатов, трещин и наличие маркировки на баллонах для газа (для машин, работающих на газовом топливе).
По пневмогидроприводу и смазочной системе: соответствие уровня рабочей жидкости в гидроприводе требованиям эксплуатационной документации;
исправность запоров горловин баков рабочей жидкости гидропривода;
наличие предупреждающей окраски на опасных частях;
наличие опознавательной окраски систем смазки;
нет ли в процессе работы гидросистемы рабочего оборудования трения, скручивания, недопустимых:
перегибов, напряжения и повреждений рукавов высокого давления;
исправность измерительных приборов;
герметичность пневмопривода и пневмоустройств (предусмотренных конструкцией).
По электрооборудованию, внешним световым и звуковым приборам проверяют:
соответствие числа, типа, цвета и расположения световых приборов технической документации;
техническое состояние аккумуляторных батарей и прочность крепления клемм на выходных штырях;
уровень и плотность электролита (при необходимости доводят его до требований природно–климатической нормы);
исправность электрооборудования, световой и звуковой сигнализации;
работу габаритных огней и указателей поворота (для машин, движущихся в едином транспортном потоке в период перебазирования);
режим работы световых приборов.
Проверяют также наличие сигнальных цветов, указателей мест строповки, установки домкратов и знаков безопасности.
При контроле обзорности проверяют:
работу стеклоочистителя в установленном режиме;
работу средств обогрева и обдува стекол (предусмотренных конструкцией);
работу фиксаторов открывающихся стекол (предусмотренных конструкцией);
исправность стеклоомывателя (предусмотренного конструкцией).
Контроль выполнения требований пожарной безопасности заключается в проверке герметичности систем питания двигателя, работающего на газовом топливе, а также в проверке наличия первичных средств пожаротушения (огнетушителя) и возможности легкого их извлечения при необходимости (без применения инструмента).
Контроль выполнения требований эргономики проводится выборочно на новых и на всех восстановленных машинах при работающей силовой установке и после ее остановки.
Проверяют:
усилия на органах управления двигателем и тормозной системой;
усилия на органах управления рабочим оборудованием;
эффективность системы рулевого управления;
параметры вибрации на органах управления;
параметры вибрации на сиденье оператора;
работу механизма регулирования положения сиденья оператора (продольное, вертикальное, угол наклона спинки);
умягченность, воздухопроницаемость, нетоксичность материала подушки сиденья;
работу устройств обогрева и вентиляции;
работу ремней безопасности (предусмотренных конструкцией);
концентрацию вредных веществ (запыленность, загазованность) на рабочем месте оператора и параметры микроклимата (температуру, влажность) в кабине оператора;
уровень воздушного шума, создаваемый на рабочем месте оператора.
Проверка выполнения требований охраны природы осуществляется при работающем двигателе. Проверяются следующие показатели:
герметичность систем питания, охлаждения двигателя, смазочной и гидропривода, а также их элементов;
уровень внешнего шума и слышимость бортового звукового сигнализатора заднего и переднего ходов;
выбросы вредных веществ (содержание окиси углерода и углеводородов в отработавших газах для карбюраторного двигателя и дымность отработавших газов для дизелей);
уровень индустриальных радиопомех.
Регулировка сборочных единиц и систем проводится по мере необходимости. Необходимо проверить также натяжение ремней привода генератора, вентилятора и регулировку элементов топливной системы двигателя и приводов вибраторов рабочих органов, а также натяжение гусениц и давление в шинах ходовой системы, предусмотренных конструкцией машины.
Методы регулировки и контроля сложных систем привода и управления импортных строительных машин изложены в хаводских инструкциях.