Организация предпродажного обслуживания




Предпродажное обслуживание выполняется за счет производителей техники на предприятиях системы фирменного обслуживания.

В нашей стране на отдельные виды машиностроительной продукции существуют ГОСТы на предпродажное обслуживание, определяющие его цели, задачи и состав работ, общие требования и методы контроля предпродажного обслуживания легковых и грузовых автомобилей, автобусов. Наличие ГОСТа на предпродажное обслуживание в автомобильном машиностроении, регламентирующего работу предприятий–изготовителей и фирм, осуществляющих реализацию автомобилей, направлено на защиту прав потребителей продукции. ГОСТа на предпродажное обслуживание строительных и дорожных машин в стране в настоящее время не существует, что негативно сказывается на качестве работы предприятий системы фирменного обслуживания.

Цель предпродажного обслуживания – это обеспечение комплектности и исправности машины, реализуемой покупателю.

Задачами предпродажного обслуживания являются:

идентификация машины и эксплуатационных документов;

расконсервация машины;

внешний осмотр, проверка комплектности машины;

монтаж комплектующих изделий, не устанавливаемых изготовителем на период транспортирования машины к месту продажи;

установка на машину (по договору между продавцом и покупателем) дополнительных сборочных единиц (приборов, приспособлений, оборудования);

проверка уровней и при необходимости заправка или дозаправка машины топливом, рабочими жидкостями, смазочными и другими эксплуатационными материалами;

проверка работоспособности машины;

проверка соответствия машины требованиям безопасности, эргономики и защиты окружающей среды;

регулировка при необходимости различных сборочных единиц и систем.

Перечень и объемы работ при предпродажном обслуживании зависят от модели и конструкции машины, т. е. на каждую модель машины должны быть составлены технологические карты, в которых указываются перечень выполняемых операций, необходимое оборудование, требуемая квалификация персонала и средняя трудоемкость работ. Технологические карты предпродажного обслуживания должны быть согласованы с изготовителем техники. Риск получения недоукомплектованной и технически неисправной продукции снижается при получении ее представителями торгующей организации непосредственно на предприятии–изготовителе.

Предпродажное обслуживание строительной, дорожной и коммунальной техники, смонтированной на базе автомобилей, должно проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.2.03–87, ГОСТ 25478–91 и заводскими инструкциями.

Идентификация включает в себя проверку соответствия марки машины, ее заводского номера, года выпуска, маркировки двигателя и рамы (для машин на базе автомобилей) информации, указанной в эксплуатационной документации, а также проверку наличия сертификата соответствия или одобрения типа транспортного средства.

Расконсервация машины должна выполняться в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации.

Проверка эксплуатационной комплектности и внешний осмотр проводятся в целях контроля целости различных деталей и сборочных единиц, прочности их крепления, а также проверки наличия дефектов и целости пломб в местах, предусмотренных эксплуатационной документацией. Проверяется также комплектность ЗИП и машины в целом.

Монтаж на машину комплектующих изделий, снятых на период транспортирования, проводится согласно эксплуатационной документации.

Установка дополнительных сборочных единиц проводится при условии соблюдения требований безопасности техники, в том числе безопасности при эксплуатации, пожарной безопасности и безопасности для окружающей среды. Изменения в конструкции согласовываются с изготовителем.

Заправка и дозаправка машин ТСМ должна проводиться закрытым способом в соответствии с эксплуатационной документацией. Применяемые ТСМ должны быть снабжены сертификатами или иными документами, подтверждающими их марку и качество.

Проверка работоспособности машины проводится на стоянке и при движении. Пуск силовой установки осуществляется согласно эксплуатационной документации. При этом проверяют работу стартера и пускового подогревателя.

Проверка работоспособности машины включает в себя:

проверку устойчивости работы на холостом ходу и в переходных режимах силовой установки;

проверку работы контрольно–измерительных приборов, бортовых компьютеров, индикаторов, рулевого управления, рычагов и педалей в кабине;

проверку работы навесного оборудования и элементов привода, а также системы автоматики, предусмотренной конструкцией;

проверку работы муфты сцепления, коробки передач и элементов гидропривода трансмиссии.

Проверка выполнения требований безопасности должна проводиться и по машине в целом, и по отдельным системам, а также перед запуском, при работающей силовой установке и после ее остановки.

По машине в целом проверяют:

затяжку и фиксацию соединений, которые должны исключать самопроизвольное ослабление;

нет ли трещин и повреждений деталей и сварных соединений;

исправность замков, а также фиксацию дверей и капота в открытом и закрытом состояниях;

исправность тягово–сцепного и опорно–сцепного устройств, а также страховочных тросов (цепей);

фиксацию рабочего оборудования в рабочем и транспортном положениях.

По тормозной системе проверяют:

срабатывание тормозных устройств при пробном включении и выключении;

тормозной путь;

неподвижность на уклоне.

По органам управления проверяют:

фиксацию (невозможность самопроизвольного включения и выключения) рычагов переключения передач и управления рабочим оборудованием и нет ли деформации органов управления; свободный ход рулевого колеса.

По ходовому оборудованию проверяют:

давление воздуха в шинах;

высоту (глубину) рисунка протектора;

натяжение гусеничных цепей (предусмотренных конструкцией); прочность элементов соединения ходового оборудования;

нет ли местных повреждений шин (пробоев, разрывов, порезов сквозных и несквозных), расслоения каркаса, отслоения протектора и боковины шин, дефектов на поверхности дисков, ободов и колец (деформации, трещин и т. д.);

соответствие установленных шин по размерам и допустимой нагрузке заводской документации; идентичность шин, установленных на одной оси;

нет ли посторонних предметов в протекторе, боковинах и между сдвоенными шинами; соответствие установленных шин климатическим условиям.

По силовой установке проверяют:

соответствие уровня топлива, масла и охлаждающей жидкости в заправочных емкостях требованиям эксплуатационной документации;

пуск и работу на различных оборотах коленчатого вала;

исправность системы выпуска отработавших газов (по отсутствию прорыва газов и искр в местах соединения);

исправность контрольных приборов и индикаторов; исправность запоров горловин, топливных баков и радиаторов;

нет ли раковин, закатов, трещин и наличие маркировки на баллонах для газа (для машин, работающих на газовом топливе).

По пневмогидроприводу и смазочной системе: соответствие уровня рабочей жидкости в гидроприводе требованиям эксплуатационной документации;

исправность запоров горловин баков рабочей жидкости гидропривода;

наличие предупреждающей окраски на опасных частях;

наличие опознавательной окраски систем смазки;

нет ли в процессе работы гидросистемы рабочего оборудования трения, скручивания, недопустимых:

перегибов, напряжения и повреждений рукавов высокого давления;

исправность измерительных приборов;

герметичность пневмопривода и пневмоустройств (предусмотренных конструкцией).

По электрооборудованию, внешним световым и звуковым приборам проверяют:

соответствие числа, типа, цвета и расположения световых приборов технической документации;

техническое состояние аккумуляторных батарей и прочность крепления клемм на выходных штырях;

уровень и плотность электролита (при необходимости доводят его до требований природно–климатической нормы);

исправность электрооборудования, световой и звуковой сигнализации;

работу габаритных огней и указателей поворота (для машин, движущихся в едином транспортном потоке в период перебазирования);

режим работы световых приборов.

Проверяют также наличие сигнальных цветов, указателей мест строповки, установки домкратов и знаков безопасности.

При контроле обзорности проверяют:

работу стеклоочистителя в установленном режиме;

работу средств обогрева и обдува стекол (предусмотренных конструкцией);

работу фиксаторов открывающихся стекол (предусмотренных конструкцией);

исправность стеклоомывателя (предусмотренного конструкцией).

Контроль выполнения требований пожарной безопасности заключается в проверке герметичности систем питания двигателя, работающего на газовом топливе, а также в проверке наличия первичных средств пожаротушения (огнетушителя) и возможности легкого их извлечения при необходимости (без применения инструмента).

Контроль выполнения требований эргономики проводится выборочно на новых и на всех восстановленных машинах при работающей силовой установке и после ее остановки.

Проверяют:

усилия на органах управления двигателем и тормозной системой;

усилия на органах управления рабочим оборудованием;

эффективность системы рулевого управления;

параметры вибрации на органах управления;

параметры вибрации на сиденье оператора;

работу механизма регулирования положения сиденья оператора (продольное, вертикальное, угол наклона спинки);

умягченность, воздухопроницаемость, нетоксичность материала подушки сиденья;

работу устройств обогрева и вентиляции;

работу ремней безопасности (предусмотренных конструкцией);

концентрацию вредных веществ (запыленность, загазованность) на рабочем месте оператора и параметры микроклимата (температуру, влажность) в кабине оператора;

уровень воздушного шума, создаваемый на рабочем месте оператора.

Проверка выполнения требований охраны природы осуществляется при работающем двигателе. Проверяются следующие показатели:

герметичность систем питания, охлаждения двигателя, смазочной и гидропривода, а также их элементов;

уровень внешнего шума и слышимость бортового звукового сигнализатора заднего и переднего ходов;

выбросы вредных веществ (содержание окиси углерода и углеводородов в отработавших газах для карбюраторного двигателя и дымность отработавших газов для дизелей);

уровень индустриальных радиопомех.

Регулировка сборочных единиц и систем проводится по мере необходимости. Необходимо проверить также натяжение ремней привода генератора, вентилятора и регулировку элементов топливной системы двигателя и приводов вибраторов рабочих органов, а также натяжение гусениц и давление в шинах ходовой системы, предусмотренных конструкцией машины.

Методы регулировки и контроля сложных систем привода и управления импортных строительных машин изложены в хаводских инструкциях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: