В современном строительстве для работ по подъему и перемещению строительных грузов применяют различные типы кранов, а также строительные подъемники, погрузочно–разгрузочные машины и специализированные средства транспорта.
В данной главе рассмотрены в основном рабочие процессы и производительность наиболее распространенных в настоящее время строительных кранов (башенных, автомобильных, пневмоколесных, гусеничных, тракторных, железнодорожных, козловых и мачтово–стреловых).
Основными показателями большинства строительных кранов являются: грузоподъемность, вылет стрелы, высота подъема груза, скорости рабочих движений, мощность двигателя и вес.
Грузоподъемностью (наибольшей) называют усилие, действующее на грузовой крюк при подъеме наибольшего по весу груза, который может быть поднят с соблюдением правил безопасной эксплуатации кранов (при обеспечении запаса прочности конструкций крана, а также его устойчивости).
Различают грузоподъемность минимальную, когда груз поднимается на стреле с наибольшим вылетом, и грузоподъемность максимальную, когда на стреле с наименьшим вылетом поднимают груз предельного веса, разрешенного к подъему на данном кране.
Вылет стрелы (вылет крюка) – расстояние (в м) от оси крюка до оси вращения стрелы крана. Различают два предельных вылета – максимальный и минимальный, определяемые конструкцией крана.
Высота подъема крюка – расстояние (в м) по вертикали от опорной поверхности крана до зева крюка. Высота подъема крюка изменяется от максимума до минимума в кранах с подъемной стрелой, в кранах с грузовой кареткой она обычно – величина постоянная.
Основным документом, определяющим безопасную и надежную работу грузоподъемных кранов, являются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
В соответствии с Правилами руководители предприятий и организаций обязаны содержать грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару в исправном состоянии, а также создавать безопасные условия при их работе, организовать правильное и своевременное освидетельствование, техническое обслуживание и ремонт.
Качество технического обслуживания оказывает решающее влияние на безаварийную работу грузоподъемных кранов и съемных грузозахватных приспособлений, длительность простоя их в неработоспособном состоянии, объем ремонтных работ, расход запасных частей и материалов.
Техническое обслуживание включает: ежесменное техническое обслуживание, первое техническое обслуживание, второе техническое обслуживание и сезонное техническое обслуживание.
Общими видами работ, выполняемыми при техническом обслуживании кранов и грейферов, являются: уборочно–очистные, крепежные, контрольно–регулировочные, смазочные, а также контроль общего технического состояния.
Техническое обслуживание должно производиться в соответствии с правилами, изложенными в инструкциях по эксплуатации, разработанных заводами–изготовителями.
После выполнения очередного технического обслуживания; или устранения отказа или неисправности механик должен сделать запись в вахтенном журнале о проведенной работе.
Принятая отделом технического контроля машина должна быть занесена в регистрационную книгу учета и снабжена заводской металлической табличкой с указанием наименования завода, изготовившего машину, грузоподъемности, даты выпуска и порядкового номера.
На ремонт и реконструкцию несущих металлоконструкций грузоподъемных машин, а также их стрел и вставок к ним с применением сварки должно быть получено разрешение органов Ростехнадзора.
Любая организация, производившая ремонт или реконструкцию грузоподъемных машин, обязана отразить в паспорте машины характер выполненных работ и сведения о примененных материалах, включая материалы, примененные при сварке.
В тех случаях, когда ремонт был значительным, составляется новый паспорт.
Согласно требованиям Ростехнадзора грузоподъемные машины, в том числе и стреловые самоходные краны, должны быть зарегистрированы в местном органе Ростехнадзора (по месту нахождения организации, за которой закреплена машина).
Первичное техническое освидетельствование грузоподъемных машин производит инженер–контролер Ростехнадзора. Периодические освидетельствования должны выполняться не реже одного раза в год, а также после каждого капитального ремонта, модернизации, замены механизмов.
Грузоподъемные машины могут быть допущены к эксплуатации только после их освидетельствования в соответствии с указанными выше Правилами лицом, назначенным администрацией организации, в ведении которой. находится данная машина, а также после получения разрешения на работу со стороны местных органов Ростехнадзора.
При техническом освидетельствовании проводят осмотр, проверку, статическое и динамическое испытания.
Перед статическим испытанием тщательно осматривают все агрегаты, механизмы и сборочные единицы крана, после этого приступают к испытанию крана грузом, превышающим на 25% его грузоподъёмность при данном вылете стрелы. При этом груз приподнимают на высоту 200–300 мм от уровня стоянки машины (или ее основания) и выдерживают в подвешенном состоянии в течение 10 мин. Грузоподъемная машина считается выдержавшей испытание, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится вниз, а также не будет обнаружено трещин, деформаций и других повреждений.
После того как будут признаны удовлетворительными статические испытания, производят динамические испытания машины. При испытании стрелового крана вес груза должен на 10% превышать его грузоподъемность при данном вылете стрелы. При динамическом испытании выполняют подъем и опускание груза, а также тщательно проверяют действие всех механизмов машины. Динамическое испытание разрешается производить рабочим грузом.
Результаты технического освидетельствования грузоподъемных машин вносят в их паспорт с указанием даты освидетельствования.
Для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемные машины должны быть снабжены средствами контроля и предохранительными устройствами. К приборам и устройствам для безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов относятся: oгpaничитель высоты подъема крюковой обоймы; ограничитель вращения (поворота) крана; ограничитель изменения вылета стрелы; oграничитель грузоподъемности; ограничитель грузового момента; указатели поперечного и продольного кренов; ветромеры.