Эксплуатация и техническое обслуживание такелажной оснастки




Такелажная оснастка, применяемая в грузоподъемных машинах, включает в себя канаты, цепи, стропы и траверсы.

Стальные канаты применяются в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых и монтажных элементов конструкций. В грузоподъемных машинах они в основном предназначены для подъема и перемещения грузов. Изготавливают канаты из высокопрочной углеродистой стали. Их пряди свивают из круглых проволок и навивают на пеньковый или стальной сердечник. Пеньковые сердечники при изготовлении пропитывают консистентной смазкой, которая выдавливается при изгибе и обеспечивает смазывание трущихся проволок, продлевая срок службы каната.

Работы по их ТО включают очистку, внешний осмотр, проверку крепления на барабане и смазку. Для предохранения от коррозии канаты при изготовлении смазывают так, чтобы смазкой были покрыты поверхности как внутренних, так и наружных проволок. Если канат не смазывать в процессе работы, то органический сердечник постепенно пересыхает и легко разрушается. Кроме того, такой сердечник впитывает влагу, что вызывает коррозию внутренних проводов и сокращает срок службы каната. Поэтому канаты необходимо смазывать и в процессе эксплуатации.

По конструкции различают канаты крестовой сивки (с точечным касанием – ТК), применяемые в грузоподъемных устройствах со свободной подвеской груза, и канаты параллельной свивки (с линейным касанием – ЛК), используемые при фиксированной подвеске груза. В маркировке канатов используются также следующие обозначения: О – однородные проволоки в наружном слое; 3 – проволоки заполнения; Р – разные проволоки в наружном слое; РО – наличие в пряди слоев проволок с разными и одинаковыми диаметрами. Первая цифра в маркировке обозначает число прядей, вторая – число проволок в пряди, а буквы ОС – наличие органического сердечника. В табл. 9.1 представлены конструкции, характеристики и области применения некоторых стальных канатов, выпускаемых отечественной промышленностью.

Стальные канаты должны соответствовать требованиям государственных стандартов и иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата предприятия–изготовителя об их испытаниях. Применение канатов, изготовленных по международным стандартам, допускается после получения соответствующего заключения головной организации Ростехнадзора России или аккредитованного органа по сертификации. Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об испытаниях, к использованию не допускаются.

Крепление и расположение канатов на грузоподъемных кранах должны исключать возможность соскальзывания их с барабанов или блоков и перетирание вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций, а также с канатами других полиспастов. Марка, тип и конструкция каната должны соответствовать требованиям нормативных документов на грузоподъемный кран.

Петля на конце каната для крепления его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должна выполняться с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов; с применением стальной кованой, штампованной или литой втулки с закрепляемым клином; заливкой полости коуша легкоплавким сплавом или другим способом, предусмотренным нормативными документами. Не допускается применение сварных втулок (за исключением крепления конца каната во втулке электрической тали).

Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетереться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку с указанием диаметра каната. Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам. Число зажимов определяется при проектировании в соответствии с диаметром каната, но оно не должно быть меньше трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести его диаметров. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната. Усилия (моменты) затяжки гаек зажимов должны соответствовать значениям, приведенным в нормативных документах

Крепление каната к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок их должно быть не меньше двух. Длина свободного конца каната от прижимной планки на барабане должна составлять не менее двух диаметров каната. Располагать конец петли каната под прижимной планкой, составляющей менее трех диаметров каната, не разрешается.


Таблица 9.1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: